Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками



Задача воспитания грамотного читателя, которую на современном этапе развития общества выдвинула сама жизнь, является составной частью общей задачи формирования ребёнка как высококультурной и высокоразвитой личности, ибо от состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества.

Отсюда одной из актуальных проблем современной школы является совершенствование методики воспитания активного читателя, умеющего работать с книгой, так как именно книга, её познавательная, нравственная, эстетическая и воспитательная миссия предназначена для внесения незаменимого вклада в выполнение общей задачи нашего общества.

Но книга как произведение искусства слова только оказывает глубокое нравственное воздействие, формирует сознание, вдохновляет, когда содержание её правильно воспринято: понято, прочувствованно, сопережито, на что указывал ещё К.Д. Ушинский.

Воспитание читателя, умеющего постигать художественное своеобразие литературных произведений и владеющего критериями нравственно-эстетической оценки их, всегда являлось одной из главных задач школьного литературного образования.

Начальная школа, закладывающая основу для изучения литературы в последующих классах, должна научить не только читать, но понимать и чувствовать художественное произведение через сформированнность элементарных представлений о доступных специфических средствах литературного произведения как произведения искусства: идейно-тематическом содержании, элементах художественной формы, жанровых особенностях.

Ведущим принципом в работе с художественным произведением в начальных классах является целостный его анализ содержания и формы. Младшие школьники учатся осознавать идею произведения, или главную мысль, как они говорят, через нахождение в нём материала, характеризующего мысли, поступки действующих лиц или отдельного персонажа, осмысляя взаимосвязи описываемых в тексте событий, мотивов поведения героев, выявляя авторское отношение и высказывая своё оценочное суждение об изображаемом, определяя жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения, басни.

Естественно, с литературным произведением как произведением искусства слова младшие школьники знакомятся практическим путём, что определяется возрастными психологическими возможностями детей, но его анализ должен осуществляться на научной основе, с учётом закономерностей и специфики художественной литературы как формы отражения общественного бытия и общественного сознания, в единстве чувственного и рационального восприятия содержания и формы.

Отсюда важность качественной литературоведческой подготовки педагога, который должен не только усвоить определённый объём знаний о сущности, назначении, особенностях содержания и формы художественной литературы, о наиболее общих свойствах литературных произведений, но и осмыслить их, уметь использовать при восприятии, анализе и оценке книг из круга детского чтения, что и является основой успешного владения современными технологиями начального литературного образования, базирующими на теоретических положениях, разработанных литературоведением, психологией, педагогикой. Учитель не сможет грамотно строить уроки, а значит, успешно осуществлять процесс воспитания ребёнка-читателя без учёта специфики художественного произведения, без знания литературоведческих основ его анализа. Наконец, овладение специальной терминологией даёт учителю возможность обращаться к литературной критике, оценивающей идейно-художественную значимость тех или иных отдельных произведений или творчество писателя в целом, или ряд произведений разных писателей и тем самым помогающей правильно их понять, по достоинству оценить и использовать в педагогической деятельности.

Между тем, практика показывает, что учителя начальных классов недостаточно ориентируются в вопросах литературной теории, затрудняются в объяснении терминов и понятий, не имеют чёткого представления о целостном анализе художественного произведения. Многим педагогам непонятна сущность литературоведческого анализа произведения, или он объясняется ими узко. Например, на вопрос о сущности такого анализа отвечают так: «понять смысл», «уметь выразить своё отношение к прочитанному», «выявить главное в произведении», «разделить текст на части», «дать справку об авторе» и т.д., т.е. фактически называют отдельные составные элементы анализа, которые вне целого теряют смысл. Часто анализ произведения подменяется вопросами к содержанию текста после его прочтения или даже структурой урока чтения. Зная о качествах полноценного навыка чтения (правильность, беглость, сознательность, выразительность), некоторые педагоги не связывают формирование сознательности чтения с формированием умения работать с текстом, хотя понимание специфики произведения определяет осознанность чтения. «Сознательность чтения обуславливает понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств», как утверждает традиционная методика обучения чтению в начальных классах.

Конечно, анализ литературного произведения в школе – высокое искусство, требующее от преподавателя серьёзной литературоведческой и педагогической эрудиции, самостоятельности творчества, мудрости опыта, смелости находок, прекрасного знания психологии юного читателя. Но учитель обязан быть готовым к общению с искусством слова – это непреложный факт. Обеспечить всестороннюю готовность к воспитанию ребёнка-читателя, в том числе и литературоведческую, – задача вуза.

Что должно включать в себя содержание литературоведческой подготовки учителя начальных классов? То, что необходимо для работы, а именно: знание основных теоретико-литературных понятий и положений: литература как вид искусства, её предмет, цель, язык; проблема типичности; литературный процесс и его закономерности; литературные роды, виды, жанры; художественный метод и стиль; литературное произведение как целостное единство содержания и формы; осознание основных литературоведческих понятий, характеризующих произведение как художественное целое: тема, идея, сюжет, композиция, язык; умение оперировать этими терминами и понятиями при анализе текста; знание жанровых особенностей произведений, входящих в круг чтения младших школьников, и умение выделять их; понимание сущности литературоведческого анализа художественного произведения как произведения искусства.

Как добиться за строго лимитированное учебное время сформированности у всех студентов минимально достаточного уровня готовности к обучению младших школьников чтению художественных произведений? Как создать у будущего учителя систему теоретико-литературных понятий, необходимых для целостного анализа произведений детской литературы в единстве её эстетической и социально-этической сущности?

Исходным моментом организации обучения является выяснение уровня филологической культуры первокурсников, степени их знаний и умений в воспитании и осознании произведений искусства слова.

С этой целью мы предлагаем студентам ответить на ряд вопросов, например: что является предметом литературы? Что такое тема, идея литературного произведения? Какие роды, виды, жанры, литературы знаете?

Результаты изучения уровня теоретико-литературных знаний первокурсников подтверждают, что у большинства из них этих знаний практически нет, а значит, нужна серьёзная работа над литературоведческим материалом, объём которого определяется профессиональными потребностями учителя. Показателем готовности к работе с художественным произведением, на наш взгляд, должно являться сформированное умение целостного анализа произведения.

Словарь русского языка С.И. Ожегова объясняет одно из значений слова «анализ» как «всесторонний разбор, рассмотрение». В литературоведении анализ произведения (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) есть исследовательское прочтение художественного текста. Целостный анализ, формирующийся в отечественном литературоведении, опирается на систему понятий и терминов, характеризующую разные стороны содержания и формы литературного произведения в их соотнесённости и единстве. Результаты анализа произведения открывают возможности его литературно-критической оценки, текстологического комментирования или теоретического обобщения.

Систему литературных знаний и умений, составляющих основу требований к анализу, сформулировал известный отечественный методист В.В. Голубков, выделив то, что он назвал «составными элементами анализа»:

1. Исторические условия. Основные общественные проблемы, выдвигаемые жизнью, привлекающие к себе внимание писателей в данный исторический момент.

2. Писатель, его взгляды и позиция в общественной борьбе. Литературное направление, к которому он принадлежит. Как проявляется стиль писателя (мировоззрение, выбор тем, образов, жанров и приёмов творчества) на отдельных этапах его литературной деятельности. Выяснение всех этих вопросов позволяет определить условия, в которых подошёл писатель к разрешению задач, поставленных им в данном литературном произведении.

3. Тема и основная идейная направленность произведения.

4. Главные герои (характеры). В какой степени и в каком направлении разрешаются в них основные проблемы произведения? Типические черты в жизни и характере героев.

5. Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями, что дают они для выяснения основных проблем?

6. Сюжет произведения. Развитие сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?

7. Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; значение их для выяснения характеров и основного смысла произведения.

8. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие его лексики, эпитетов, метафор, поэтического синтаксиса, ритмики.

9. Жанр произведения. В чём своеобразие этого жанра?

10. Традиции и новаторство писателя. В чём продолжил предшественников и что ввел нового в литературное наследство? Имеются ли у него новые темы и идеи, новые характеры, новое в композиции, в языке? И т.д. Создал ли он новое направление в литературе или развил и углубил те или иные стороны в существующем направлении? Соединить заданные наукой требования к анализу художественного произведения с возможностями подготовки будущего педагога и обеспечить необходимый уровень литературоведческой готовности должна помочь определённая система аудиторной и внеаудиторной работы.

Исходя из того, что инструментом профессиональной деятельности учителя начальных классов будет являться не просто литературное произведение, а детская книга - как действенное средство обучения и воспитания, расширяющее круг представлений ребёнка об окружающем мире, помогающее формировать его нравственно-эстетические принципы, наряду с литературоведческими вопросами необходимо рассматривать понятие детской литературы как части общефилософской, общемировоззренческой, общекультурной категории.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2392 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...