Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические указания. Одним из жанров древнегреческого историописания, который получает незаслуженно мало внимания в современной науке



Одним из жанров древнегреческого историописания, который получает незаслуженно мало внимания в современной науке, особенно отечественной, была локальная историография. В этот жанр включаются исторические произведения, посвященные отдельным областям и полисам Эллады и написанные, как правило, уроженцами этих полисов. Перед нами – в известной мере предтечи современного краеведения. Таких авторов в классическую эпоху немало появилось во всех концах греческого мира.

Лучше всего известна и исследована локальная афинская историография, представленная так называемыми аттидографами. Таково принятое среди специалистов обозначение группы древнегреческих историков, писавших труды по истории Афин и Аттики. Сочинения аттидографов носили одинаковое название «Аттида» (то есть буквально «афинянка»). Аттидография зародилась в конце V в. до н.э., достигла наивысшего расцвета в IV–III вв. до н.э. Первым представителем этого жанра был один из младших логографов – Гелланик Лесбосский (вторая половина V в. до н.э.). Среди его многочисленных трудов одним из самых поздних, завершенным в последние годы Пелопоннесской войны, было сочинение «Аттида».

Следующие представители жанра аттидографии были уже коренными афинянами. «Аттиды» составлялись такими историками, как Клидем (первая половина IV в. до н.э.; в некоторых источниках имя этого автора фигурирует как Клитодем), Фанодем и Андротион (середина IV в. до н.э.) и др. В первой половине III в. до н.э. крупнейшую, самую значительную из «Аттид» написал историк Филохор. Аттидографы были, как правило, не только учеными, но и достаточно крупными фигурами в общественной жизни своего времени. Клидем, Фанодем, Филохор занимали важные жреческие должности, являлись экзегетами (истолкователями сакральных обычаев); Андротион активно занимался политической деятельностью.

Во второй половине III в. до н.э. александрийский историк Истр из кружка Каллимаха составил труд «Собрание Аттид» (или «История Аттики»), представлявший собой компендиум предыдущих «Аттид». Истр стал, таким образом, завершителем аттидографической традиции; впрочем, он не был афинянином, историю Аттики знал только по литературе, и его компиляция, таким образом, имеет вторичный характер.

Произведения аттидографов дошли до нас лишь во фрагментах, но даже в таком виде являются ценными источниками по афинской истории. Аттидографы начинали повествование с легендарных времен и доводили до своего времени. В их трудах содержались интересные экскурсы об аттических мифах и культах, государственном устройстве Афин, сведения по топографии и т.п. Скрупулезно изучая и добросовестно излагая события прошлого, аттидографы тем не менее зачастую подходили к имевшемуся в их распоряжении материалу некритическим, перемешивая мифы к реальными фактами (особенно это касается древнейших периодов). Отражалась в их трудах также и политическая позиция авторов. Так, считается, что, например, Клидем был сторонником радикальной демократии, а Андротион более симпатизировал демократии умеренной, и это влияло на их оценку и трактовку событий прошлого. Стиль трудов аттидографов обычно сух и прост, напоминает деловую прозу; впрочем, порой встречаются и элементы риторической обработки.

«Аттиды» иногда называют афинскими хрониками, а, соответственно, аттидографов – хронистами. Однако такое определение не вполне корректно. Аттидографы, в отличие от хронистов, в первую очередь не излагали и описывали прошлое, а изучали и исследовали его. В этом они следовали лучшим традициям античной исторической науки, заложенным Гекатеем, Геродотом, Фукидидом. Безусловно, методы их работы современному историку могут показаться крайне нестрогими, произвольными, порой примитивными. Многие свои гипотезы эти авторы основывали скорее на умозрительных соображениях, нежели на детальном и объективном анализе фактов. Тем не менее заслуживает внимания уже сам этот исследовательский дух. Каждый аттидограф стремился сказать новое слово, внести собственный вклад в изучение афинской истории. Поэтому, кстати, все они активно полемизировали друг с другом, горячо оспаривали выводы предшествующей аттидографической традиции. Собственно, потому и появилось так много сочинений данного жанра, что в любом из этих сочинений выдвигалась какая-то новая точка зрения и опровергались предыдущие.

Литература к теме [345]





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1008 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...