Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Левашов Николай - Зеркало моей души 2 страница




 
480 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
 
Если учитель живет жизнью учеников, он видит, как прилагаются знания S жизни, в практике, это и есть показатель того, что знают и ученики. Выявление знаний и навыков в школе

осуществлялось в самостоятельной практической деятельности ученика: чтении им книг, участии в беседах по темам, решении математических и жизненных задач, сочинениях и др.

 
Пути достижения успешности учеников в обучении. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он охотно, нужно:

1) Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и

 
2) чтобы душевные силы его были в выгодных

 
Для того чтобы сделать учение понятным и следует избавиться от двух крайностей:

— не нужно говорить ученику о том, чего он не может понять;

 
том, что он знает не хуже, а порой лучше учителя.

Считается, что главным в школьном обучении является заучивание правил, определений, классификаций. Л.Н. Толстой советует вести обуче- ние иначе:

— давать ученику как можно больше конкретных сведений, фактов;

 
— стимулировать его на наибольшее число наблюдений над явления- ми природы, окружающей

Существующие учебники предлагают готовые обобщения и выводы,

 
которые ученикам нужно принять на веру. А.Н. Толстой видит другой способ, сделать учение занимательным.

Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить ученикам материал для самостоятельного изучения, возбудить его интерес к нему, вызвать желание работать активно и творчески. И лишь тогда, когда ученик сможет самостоятельно, на основании имеющихся сведений, проверить общий вывод, можно сообщать ему определения, правила, термино- логию.

Так, при изучении естественных наук нужно дать самые подробные сведения о жизни животных и растений, а не классификации и объясне- ния строения организмов. В преподавании географии и истории следует познакомить ученика подробно с отдельными странами и историческими событиями, а не с общими обзорами. «Для того, чтобы он поверил в гео- графию и историю, давайте ему географические и исторические впечат- ления». Не говорите ребенку: не убий, а покажите факты, общий смысл которых •— «не убий». Ученик не требует понятного, но требует живого, действующего на

 
Толстой Л.Н. Азбука. Новая азбука. 1987. С 175.


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение...

В преподавании следует избегать сообщения необычайных результа-

тов науки, так как «голые результаты вредно действуют на ученика и при- учают его верить на слово».

Также не следует употреблять непонятных слов, особенно иностран- ных, лучше заменить их такими, которые вызывали бы в памяти сложив- шиеся рк е понятия.

 
Итак: ученику как можно больше сведений и вызывайте его

 
на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, И он

тогда сможет прийти сам к правилам и определениям, сверить их с имеющимися в учебнике.

 
того, чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших ус- ловиях, нужно, чтобы:

— никакие лишние предметы и лица не отвлекали его внимание;

— ученик был свободным, не стеснялся учителя и товарищей;

— не боялся наказания за непонимание изучаемого материала;

— не переутомлялся; внимательный учитель всегда заметит утомление ученика и тогда необходима физическая разрядка, движение;

— урок соответствовал возможностям и силам ученика, был не слиш- ком легок, но и не слишком труден; при этом ученик постоянно чувство- вал бы свое продвижение в учении.

Таким образом, Л.Н. Толстой напутствует учителя: ему нужно быть внимательным, доброжелательным, заботливым, тонко реагировать на со- стояние ученика. Чтобы ученик не боялся, что его накажут за непонима- ние урока, чтобы он был раскованным, нужна особо доверительная сис- тема взаимоотношений, создаваемая учителем.

Школа должна быть радостной, а не мрачной, а труд ученика

приятным для него, а не принудительным.

 
Достижение школьником успеха в обучении Л.Н. Толстой связывает с методикой, используемой учителем. Имеется прямая зависимость прило- жения трудовых усилий учеником и учителем. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Переписывание, диктовки, заучивание на память без понимания не требуют учителя, ему легко учить. Но учиться ученику трудно.

Такое учение вредно, так как убивает активную натуру ученика, его стремление к самостоятельности. Следить за ходом мысли ученика и на- правлять ее, вызывать у него вопросы и поиск ответа, организовать наблю- дение для учителя значительно труднее, но так легче учиться ученику. труднее учителю, тем легче ученику».

 
Толстой А.Н. Азбука. Новая азбука. С. 177, 178.

16-4907


 
482 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
 
всегда невольно к тому, чтобы выбрать самый

 
для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ препода- вания верен, которым довольны Предоставление возможности активною, творческого и самостоятельного освоения материала учени- ком — лучшая позиция учителя на занятиях.

Указать определенный метод обучения нельзя. Мерило всех мето- дов — в большем или меньшем принуждении учащихся; метод тем лучше, чем с меньшим принуждением учатся дети. Для того, чтобы было меньше принуждения, необходимо возбудить интерес к учению, нали- чие интереса облегчает учение, делает его непринужденным. «Единст- венный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода».

 
Таким образом, для того, чтобы в школе было успешным и занимательным для ученика, требуется следующее:

1. Необходимо создание на занятиях непринужденной, свободной об- становки, когда ученики раскованы и спокойны, не боятся учителя и его требований.

2. Ученики в такой обстановке в состоянии сами поддерживать нуж- ный порядок на занятиях.

3. Основное занятие ученика на уроке — самостоятельное добывание знаний и творческое воплощение их в практике. Ученики являются ак- тивными участниками педагогического процесса.

 
Роль учителя велика, но она незаметна: учитель подбирает к заняти- ям материал, определяет содержание занятий, помогает в организации самостоятельной работы, вызывает интерес к изучению явлений природы, законов языка, собственным сочинениям; он не мешает ученикам, а со- здает условия для их творчества.

5. Понимание учителем физического и душевного состояния ученика и соответственное реагирование на него.

6. Занятия тогда становятся для ученика эмоционально привлекатель- ными.

 
Наука и воспитание учеников. Перед школой стоит вопрос о том, чему учить, какие науки изучать в школе? Л.Н. Толстой находит на него ответ, исходя из своего понимания науки как совокупной деятельностной памяти общества («о чем думали самые умные Такое понимание позволило ему выделить наиболее важные учебные предметы, связанные с тремя «приемами мысли» (Л.Т.) — философским и религиозным (о смысле жизни), опытным и математическим. В понимании Толстого

 
Толстой Л.Н. сочинения. С 154.


 
Раздел Педагогические теории и их 483

смысл и содержание человеческой жизни заключаются в выработке нрав- ственного самосознания, в постоянном утверждении себя как нравствен- ной личности. Для достижения этих задач и нужны науки «о смысле жизни». Толстой предлагает такие наиболее важные дисциплины: «фило- софия, религиозное воспитание смысла жизни», естественные знания, ис- тория, география, этнография, жизнь народов, словесность, искусство, ма- тематика1.

Важную роль играют науки в воспитании учеников. Только, препода- вая ту или иную науку, учителю нужно отказаться от господствующего в обществе взгляда на воспитание как на умышленное формирование людей по заданному образцу. Такое воспитание неплодотворно и незакон- но, так как оно означает насилие.

 
 
Школа должна иметь одну цель — передачу сведений, а не те послед- ствия, которые ею производятся. Воспитательный элемент науки не может передаваться насильственно; он кроется не столько самой науке, сколько в методах преподавания науки, любви к ней учителя, в отноше- нии учителя к ученику. «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку знай ее, и ученики полюбят тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния»1.

Для привития любви к наукам и хорошего воспитания педагоги ис- пользуют в школе наказания. АН. Толстой считает их не только бесполез- ными, но и вредными: «Наказание вредно... потому, что оно озлобляет того, кого наказывают,...и развращает того, кто наказывает.

Наказывать человека за его дурные дела все равно, что греть огонь. Всякий человек, сделавший дурное, уже наказан тем, что лишен спокой- ствия и мучится совестью. Если же он мучится совестью, то все наказания, которые могут наложить на него люди, не исправят его, а только озлобят...

Надо знать и помнить, что желание наказывать есть желание мести, не свойственное разумному существу — человеку. Желание это свойствен- но только животной природе человека. И потому человеку надо стараться освобождаться от этого чувства, а никак не оправдывать его.

 
 
Учение о разумности наказания не только не содействовало и не со- действует лучшему воспитанию детей, не содействует лучшему устройству общества и нравственности всех людей, верящих в наказание за гробом, но произвело и производит неисчислимые бедствия: оно ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе и развращает людей обещанием зла, лишая добродетель ее главной основы.


16*


Толстой Поли. собр. соч. Т. 38. С.

 
Толстой И. Педагогические сочинения. С.


 
484 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
Учить людей можно тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется.

Заставлять людей силой делать то, что мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушать им отвращение к тому, что мне кажется

 
Необходимость наказания —• насилия над личностью, отпадает в школе тогда, когда в ней господствует дух доброжелательства, когда она позволяет раскрыться при овладении учеником науками всем его на- клонностям и способностям, когда он постоянно внимание учи-

теля к себе. Решающее значение для успеха обучения учеников в школе имеет одно важное качество учителя.

 
«Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — со- вершенный учитель»2.

 
§ 3. Л.Н. — ОРГАНИЗАТОР НАРОДНОЙ ШКОЛЫ

В дореформенный период народное образование находилось в бедствен- ном положении. Состояние его описывает Толстой в статье «О свободном возникновении и развитии школ в народе». Так, в 1861 г. в Тульской гу- бернии на участке, где проживало 7029 душ, пишет он, не было ни одной школы, кроме Яснополянской. Обучало же детей само население, дьячки и солдаты. На примере одной из школ показано, как шло это учение: мальчики учили отрывки из Псалтири, каждый свой, бессмысленно и громко крича; учитель щедро раздавал пощечины и подзатыльники. Ту же безрадостную картину обучения описал в своем сочинении «Как я учился» ученик Яснополянской школы: он учился у разных «учителей», везде учили азбуке и везде лились слезы, так как нещадно секли розгами.

 
 
В созданных еще с 40-х XIX в. министерских школах для государст- венных крестьян детей было мало, крестьяне, хотя и платили сборы на детей послать в школы не могли.

Церковные школы существовали в основном только в отчетах, числи- лись номинально.

С начала 60-х гг. у народа возрастает стремление к обучению своих детей. В статье «О народном образовании» Толстой замечает:

 
 
Толстой А.Н. 1 сочинения. С. 476.

 
 
А.Н. Азбука. Новая азбука. С. 180.


 
Раздел Педагогические теории и их воплощение... 48 5

 
зованный народ хочет образоваться, более образованный класс хочет об- разовать но народ подчиняется образованию только при насилии». Причина в том, что крестьяне не хотят таких школ, приютов и пансионов, где бы сделали из их детей белоручек и писарей вместо пахарей,

 
Крестьяне не хотят и школы, учение в которой состоит из зубрежки непонятных текстов, а знания, даваемые детям, неприложимы к жизни. В школе, как они видят, учат года тому, что можно изучить за 3 месяца.

 
Люди из народа, по мнению Л.Н. Толстого, с первых шагов на пути своего просвещения находят перед собой только две дороги: религиозное, отсталое, закостенелое учение, признаваемое священной, непогрешимой истиной, не могущее уже удовлетворять их разумным требованиям, или те пустяки, называемые наукой, которые восхваляются «людьми властву- ющего

Народ жаждет образования, как жаждет высохшая трава воды, готов принять его. Но оказывается в положении просящего хлеба, а получивше- го вместо него камень и недоумевает: он ли ошибался, желая образования, или что-то не так в самом образовании?

Слабые стороны народного образования в России вызваны такими причинами: 1) незнание народа и его потребностей; 2) кажущаяся и под- купающая легкость обучения учеников; 3) склонность к заимствованию от немцев и 4) критика старого без выработки новых основ.

Какой же быть школе? Принципом организации народных школ должна быть свобода,

АН. Толстой считал, что именно народ должен свободно высказывать, какое образование ему нужно; иначе население всегда будет противодей- ствовать принудительному образованию, насаждаемому сверху.

Сами крестьяне, а не министерство, не земство, также должны ре- шать вопросы покупки или постройки школьного дома, выбор места для него, выбор учителя. А земству нужно осуществлять контроль «за педаго- гической стороной дела».

 
 
По мнению народа, как Л.Н. Толстой, школа может быть всякой: и самой дорогой, и дешевой, похуже, но любая школа должна быть доступной каждому, а не избранным счастливчикам.

 
И появившийся в гг. опыт организации школы самими крестьянами говорит о том, что он не признает какой-то внешней ее формы, но имеет то преимущество перед казенными, что учитывает по- требности народа. «Школы, устраиваемые крестьянами, правда, отдаля- ются от требуемого образца школы, но зато получают самые разнообраз- ные формы, подделывающиеся повсюду к местным условиям»1.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. С. 328.


 
486 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
Принудительное образование часто бывает заимствованным, не на- циональным; свободное же, направляемое народом, не может

идти вразрез с народным характером и народными воззрениями. Такое образование сделается благотворным, будет соответствовать народному характеру, удовлетворять потребности народа. Незнание народа, склон- ность к заимствованию у немцев ставят образование в жалкое положе- ние.

Образование народа есть дело общественное, без содействия обще- ства правительство не может сделать много этой области.

Таким образом, развитие школ, серьезные и глубокие преобразования, направленные на улучшение школьного дела, возможны при условии ак- тивного и творческого участия в них тех, кто непосредственно заинтере- сован в школе для своих детей. Создание национальной школы возможно при активном включении в ее организацию самою народа, прежде всего крестьянства.

Яснополянская школа явилась примером организации школы, учиты- вающий народные запросы; открытые вслед за нею другие школы побуж- дали крестьян создавать их и у себя. Одной из важнейших проблем при их открытии (сразу появилось более 20 школ) стала проблема учителя. Л.Н. Толстой писал, что ему приходилось на сходах убеждать крестьян не в том, что нужно открыть школы, они это уже и сами осознавали, а в том, что нужно иметь хорошего учителя. Он обратился к профессору Москов- ского университета Чичерину и другим лицам с просьбой о помощи в подборе учителей. Среди учителей школ, открытых по инициативе Л.Н. Толстого, были студенты, исключенные из университета за участие в студенческих волнениях, бывшие гимназисты и семинаристы. Учителя включались в издание журнала «Ясная Поляна». И несмотря на мизерное жалованье, учителя работали с энтузиазмом. Жили они в крестьянских избах вместе с хозяевами или в избе, где была школа, работая в ней с утра до вечера. По воскресеньям все собирались в Ясной Поляне на совещания, где обсуждались статьи для журнала и школьные дела. Предварительно, до начала самостоятельной работы, студенты-учителя знакомились с пе- дагогическими идеями и педагогической практикой Л.Н. Толстого, кото- рый был счастлив общению с ними.

 
Этот опыт руководства деятельностью учителей привел Толстого к убеждению, что нужны школы — методические центры с руководителем из учителей во главе, объединяющие группы

Особенностью школ, созданных Толстым, было то, что они отказались от традиционных представлений крестьян о необходимости розги и стро- гости; опыт успешной работы убедил и родителей в возможности другого обучения. «Прежде нашим учителям кололи глаза дьячковскими и солдат- скими школами; теперь старинным учителям колют глаза нашими шко-


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 487

лами, в которых выучиваются быстро и без побоев», — писал Толстой в журнале «Ясная Поляна».

 
Молодые учителя, воспринявшие идеи АН. Толстого, в своих школах установили те порядки, которые видели в Яснополянской школе: свобода и непринужденность в отношениях с детьми, самостоятельность и твор- чество детей; их ученики также с увлечением читали, писали сочинения, заслушившись рассказами учителей по истории, наблюдали за явлениями природы и т.п. Так как грамоте выучивались по методу Л.Н. Толстого бы- стро, за два месяца, также скоро к книгам, зачитывая их до





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...