Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Абстрактная мысль



Существует еще одна форма врсприятия — с помощью абстрактной мысли. Математика — лучший тому пример;

этот язык затрагивает нахождение взаимосвязей, вычисле­ния и логические рассуждения.

Эти категории, возможно, несовершенны, но дают довольно четкое представление о различных способах мышления. 1 Ученый может использовать словесные, зрительные и умо­зрительные рассуждения, чтобы решить сложную задачу. | Хореографу необходимо использовать кинестетические об-|разы, чтобы составить танец, и зрительные образы, чтобы»представить, как публика воспримет его. Писатель будет ^колебаться между образным представлением сюжета и по-' током слов, с помощью которых нужно донести эти образы |' до читателя.

'Британский ученый Грей Уолтер утверждает, что 15 про­центов людей думают преимущественно словами, 15 про-


центов используют образы, а оставшиеся 70 процентов полагаются на совмещение слов и образов. Писатель Мор-тон Хант выражает это так: «Вовсе не всегда мы думаем словами, но совсем редко размышляем без них».

Мы можем добавить метод перевода с одного мысленного языка на другой к набору инструментов нашего творческого мышления. Приправляя идеи, мы поневоле переключаемся на другой, не свойственный нам в обычной ситуации способ мышления и, таким образом, воспринимаем мир по-новому.

От одного горшка к другому

Тиснет он.?

Он с focufoc/Яью писал Sin.

Он. muueifi?

KafuHumf Sm с бхо1Яой /шсовси.

7oSefuii Тг/ии/ниш, ноэ/а

Дону Кэмпбеллу, автору книги «Введение в музыкальное сознание», однажды пришлось обучать буквам алфавита группу инвалидов. Другие преподаватели отказались от этой задачи, признав ее невозможной — ученики не могли даже переписывать буквы. Но Кэмпбелл применил другой подход. Он добился, чтобы студенты изображали буквы своими телами. Они представляли себе контуры букв, очер­чивали их локтями и протанцовывали одну за другой. По окончании учебного-года все ученики могли повторить алфавит. ^^^


{' Иногда использование лишь одного языка мысли может [завести человека в тупик. В начале века, когда физики; Исследовали природу атома, многие были сбиты с толку | самим значением этого слова. Слово «атом» пришло к нам • из греческого языка и означает «неделимый». Ученым при-Г шлось освободиться от этого понятия, чтобы доказать, что | атом фактически тоже состоит из частей.

I Слова стремятся закрепить идеи на месте. Они дают нам > надежное определение каждой мысли. Гештальт-психолог I Рудольф Арнхейм утверждает, что словесное мышление по ^ своей сути является самым «устойчивым и консерватив- f ным». Старое латинское изречение «Nomen est numen» —

назвать — значит „познать — подтверждает, что слова за- ':. крепляют понятия. Как только мысль принимает словесную i форму, мы как бы отливаем ее в гипсе: мысль становится ' определенной, понятной и завершенной. '-, ^

\ Образы гораздо более хрупки и переменчивы, чем слова. i Обычно они появляются стремительно, мгновенно сменяют \ друг друга и стимулируют воображение. Один и тот же ^ 'образ может вызывать различные ассоциации у разных I людей. В то время как для Дарвина представление ветвис- у того дерева означало вполне определенные вещи, для дру-t гих этот образ может означать все, что угодно, от генеало-^ гической схемы до изображения реки, нервной системы, ^пути, по которому стекает вода на дорогу после того, как | вы вымыли свою машину.

|'У каждого языка есть свой синтаксис и особенности по­строения. Английский, например, построен по следующей >схеме — «субъект—глагол—объект». Математика черпает.силу из точных законов логики. Несмотря на то что образ ^Субъективен, есть принципы, управляющие композицией и [ветовым решением.

1еонард Бернштейн перевел музыкальные построения на язык слов: музыкальные темы соответствуют существитель-


ным; аккорды являются определениями; ритм действует как глаголы. Композитор Седрик Дэви так понимает связь между музыкой и словами: «Музыкальные фразы, самые маленькие из понятных музыкальных единиц, доставляют такое же удовлетворение, как и поэтическая строка: как в литературе логически связанные части выстраиваются в предложение, так и смысл музыки заключается в соедине­нии двух или более фраз, создающих музыкальное «повест­вование».

Выражение идеи на другом мыслительном языке является еще одним способом взглянуть по-новому на свою работу. Так, писатель-романист ищет музыкальное созвучие в трил­лере, а музыкант развивает беседу в мелодии. Художник ищет логику в рисовании, а математик чувствителен к красоте и изяществу логического доказательства. Попро­буйте переключаться с одного языка на другой, используя упражнения на следующих страницах.

Слова





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...