Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О Усвоить идеи



Оставьте время на переваривание идей. Это гармоничная пища или в них слишком много умственного сахара? Помните, что правильно питающийся интеллект должен получать удовольствие от всех умственных блюд

Каждая стадия в приготовлении еды — от выбора сырых продуктов до момента наслаждения восхитительным блю­


дом является частью сложного и динамичного процесса В отличие от обычной кулинарии, в творческой кухне невоз­можно использовать все время одни и те же рецепты — по своей природе творчество активно и переменчиво Но если вы научитесь применять методы, описанные в этих главах, то ваша способность творить расцветет1

Отдельные главы этой книги исследуют разные аспекты творчества Хотя поставленные перед вами задачи, как правило, не требуют использования всех видов творческого мышления, не нужно жарить винегрет или варить биф­штекс, — чем разнообразнее вы готовите идеи, тем чаще они обновляются

Приготовление и употребление идей — как и другой пи­щи — никогда не прекращается. После плотного обеда проходит не так много времени, и мы снова чувствуем голод Поэтому создание идей как акт обновления — часть бесконечного процесса познания и применимо в самых разнообразных условиях и ситуациях.

Из-за чего возникает умственный голод

УуЛина 6 KifMtuafuut — э/Яо nfteciSUfmenue.

3<fifafu{ Линой,. (fffiaHUt/aauui u/fuutH.

Идеи, которые мы готовим себе, насыщают ум и удовлетво­ряют жажду знаний. Сведения, факты, теории формируют наши взгляды и ценности.

Идеи, которые мы предлагаем другим, отражают наши лич­ные пристрастия и индивидуальную точку зрения на дан­ную проблему. Хорошие идеи, волнующие и вдохновляю-


АППЕТИТ Жажда идей

щие, могут существенно изменить положение дел в мире, заваленном недожаренными проектами.

Совет первый. Откройтесь творческому познанию. Возьмите на себя смелость сломать существующие шаблоны и создавать нечто совершенно новое. Думайте о радостном.

Совет второй. Не пренебрегайте вашими творчес­кими способностями. Внимательно отслеживайте им­пульсы, которые посылает вам ваше воображение. При этом неважно, балерина вы или каменщик, — имеет значение лишь то, что вам посчастливится сделать со своими мыслями.

Совет третий. Как и в кулинарии, радость от рабо­ты приходит постепенно. Самое главное — хорошая еда.

MfVu-uu способ ши/чшКьсл tOfiioeuifib — э/Яо

wiHoeuifib: ecifiae<uiifle за лшШц а—в ш/{Яь. Зла/лил Эаннен^ш/м.. аме/шханский no^afi


Творческий аппетит

В жизни каждого человека присутствуют минуты. творчества. Возможно, вам посчастливилось пережить их во время решения какой-нибудь сложной задачи еще в школьные годы. или тогда, когда вы писали свои первые наивные стихи. Может быть, на днях вам удалось починить хитрый дверной замок — это тоже творчество! Вспомните один из таких чудесных моментов, мысленно возвратитесь к этому событию и в мельчайших подробностях восстановите в памяти все, что вы делали и ощущали, воссоздайте каждое движение вашего тела, ритм дыхания, направление мыслей.

Вспоминайте переживание «прилива» творческих сил в течение нескольких минут.

Выполняя это, уделите особое внимание состоянию вашего сознания:

Какие образы предстают перед вами? Что вы себе говорили в тот момент? Как. себя чувствовали?

Что в этом опыте было такого, что сделало его творческим?

Творческий настрой ума

Ум. — aiSio не cocift), icoifiufunu ш/лсно шмолшиКь. а томя, icuifiofioc необходимо

/газлсечь.

JLufifU^x, fuuuycuu философ

Перед тем как приступить к сочинению музыки, Густав Малер успокаивался, поглаживая меха. Писатель Сэмюэль


Джонсон начинал работу, на­слаждаясь обществом мурлыкаю­щего кота, окружив себя апельси­новыми корками и горячим чаем. Брамс черпал вдохновение, начи­щая ботинки. Философ Иммануил Кант творил всегда в одно и то же время, лежа в постели, созер­цая башню в открытом окне и закутавшись в одеяла, которые складывал определенным образом. Редьярд Киплинг писал только черными чернилами, приготовленными из вулкани­ческого стекла. Чарлз Диккенс верил, что силы ему прида­ет магнитное поле Земли, и проверял, чтобы его кровать размещалась строго на север. Фридрих Шиллер, в погоне за свежими идеями, раскидывал на своем рабочем столе ис­порченные яблоки. Людвиг ван Бетховен лил себе на голо­ву ледяную воду.

Зачем нужны эти необычные ритуалы перед началом твор­ческой работы? С их помощью многие настраивают свой ум на особый лад — некое сугубо индивидуальное телесное, умственное и духовное состояние, благодаря которому рас­пускаются и цветут новые идеи. Хотя использование риту­алов может показаться ненужной и даже смехотворной затеей, их применяют все творческие люди, ведь эти ма­ленькие причуды необходимы для соответствующего изме­нения настроения и попросту «приманивают» к вам вдохно­вение. Что происходит, когда вы совершаете длительную прогулку в безлунную ночь, слушаете успокаивающую му­зыку или блаженствуете в теплой ванне?

Порой случайные события могут успокоить вас или, наобо­рот, взбудоражить, помогая полностью раскрыть свой твор­ческий потенциал. Дух раскрепощается, в голову приходят новые мысли. Пока вы находитесь в этом состоянии, твор­чество в вашей власти.


Процесс творчества — важный источник энергии и досту­пен каждому человеку. Зачастую это состояние «накатыва­ет» внезапно, как неожиданная перемена погоды. Вдохнове­ние может захватить счастливчика в горячей ванне, а не за рабочим столом.

Эта глава посвящена тому, как можно по собственной воле войти в творческую часть сознания. Вам нет необходимости поступать так же экстравагантно, как Бетховен, но если вы хотите научиться управлять вдохновением, тщательно ис­следуйте особенности вашего личного настроя на творчес­кую работу. Чтобы создать для этого благоприятные усло­вия, поработаем с нашими чувствами, телом, вниманием.

Что такое творческий настрой ума

То, что для одного — творческое состояние ума, для друго­го, возможно, состояние беспокойства. То, что вдохновляет музыканта, у писателя может вызвать скуку. Поэтому на самом деле не существует единого для всех состояния сознания — сочетания чувств и мыслей, — которое мы могли бы назвать творческим настроем.

Тем не менее ощущение творческого подъема знакомо каж­дому. Спортсмены называют такие моменты пиковой зоной. Актеры определяют их фразой «быть в ударе». Музыканты говорят «войти в ритм». А психологи придумали понятие — «оптимальный режим». Как бы это ни называли, то, что человек делает в состоянии творческого настроя, для него важнее всего. Окружающий мир отступает на второй план. Теннисист воспринимает только полет мяча; художник — только движения своей кисти; музыкант — только гармо­нию звуков.

Находясь в этом возвышенном состоянии, вы действуете по наитию. Самые смелые и рискованные поступки соверша­


ются с легким сердцем. Вы целиком — в настоящем момен­те и не раздумываете о прошлом или будущем.

Вспомним теперь упражнение, которым открывалась эта глава. Какие творческие удачи оживают в вашей памяти чаще всего? Строки, написанные глубокой ночью? Рисова­ние на восходе? Увлекательная беседа с незнакомцем? Выступление перед аудиторией? Решение сложных голово­ломок просто так, для собственного удовольствия? Игра со своим ребенком? Любовь? Уединенное размышление над смыслом жизни?

Для многих людей подобные воспоминания ассоциируются с приятным волнением — творчество дает ощущение сво­боды, потому что в эти минуты можно выражать себя независимо и легко.

Занимаясь любимым делом, вы не думаете о творчестве. Вы просто выполняете свою работу. Мысль и действие в этот момент связаны воедино. Это удивительное состояние — суть страсти. Чтобы его достичь, вспомните о том, какие чувства охватывают вас в моменты творческого подъема. На следующей странице перечислены ощущения, связан­ные с творчеством; отметьте те, которые похожи на ваши, и добавьте свои собственные.


уе^елж веии^их useu

D Телесные ощущения

ш ш ш

Мурашки по коже.

Замедленное (или учащенное) дыхание.

Особенное положение тела.

Голова — вверх, плечи— вниз.

Взгляд «перебегает» с предмета на предмет быстрее 0

илизадерживается на чем-либо дольше обычного, fn

Хочется двигаться.


SaQ ГОТОВЫ ПУСТИТЬСЯ В ПЛЯС.

nn-ti Чувствуете себя как на сцене. Легкость в груди.

^^ О Состояния ума

ЁРГ Покой. |mi Разгоряченность или холодность.

^^ Целеустремленность. Ш Видите перед собой образ человека, места или вещи.

|Q Быстроменяющиеся образы.

д-р. Озадаченность.

—— В голове звучит мелодия.

ОЗ Чувство, что вас кто-то направляет.

ггд Весь мир как на ладони.

Видите все по-новому. Ш Чувство решающего момента.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...