Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов. С ростом национально-освободительного движения распространяется борьба за создание национальной культуры и искусства.
Становление светского искусства в Чех-ии охватывает период с конца 18 в. до 40-х гг. 19 в. и связано с основанием в 1799 г. Пражской ака-
демии художеств. Здесь утверждаются тенденции классицизма, позже переплетавшиеся с романтическими. В период подготовки революции 1848 г. формируется творчество поколения художников, обратившихся к темам крестьянского быта, национальной истории.
Манес. Страстным патриотом был Иосеф Ма-нес (1820—1872), разносторонне одаренный художник, поэт, музыкант. Во время революции 1848 г. он расписывал знамена национальных гвардейцев, рисовал выдающихся политических
19 век
Центральная и Юго-Восточная Европа
деятелей Чехии. После 1848 г. Манес обращается к изображению жизни крестьянства в романтическом поэтизированном плане. Ему принадлежат двенадцать медальонов часов «Орлой» (1865—1866, ныне — Прага, Музей города), посвященных «трудам и дням» крестьянина в различные времена года. Здесь и прививка молодого деревца, и жатва, и покое. Каждая композиция вписана в круг медальона; точный рисунок фиксирует характерные позы, движения работающих крестьян; насыщенны и гармоничны нарядные краски.
В народной жизни, фольклоре, истории, в родной природе Манес нашел неисчерпаемый источник вдохновения.
Чермак, Историческое прошлое Чехии и Черногории, национально-освободительные движения южнославянских народов, поднявшихся на борьбу против турецких поработителей, составили главную тематику живописи Ярослава Чер-мака (1830—1878). В картинах «Гуситы, обороняющие перевал» (Прага, Национальная галерея), «Раненый черногорец» (1873, Загреб, Галерея Югославской Академии) проявился романтический эмоциональный характер его искусства.
Пуркине. В области бытовой живописи работал Карел Пуркине (1834—1868), создатель демократического образа рабочего-мастерового — «Кузнец Йех» (1860, Прага, Национальная галерея). Это первое изображение сознательного пролетария в чешском искусстве, обратившемся к прогрессивной проблематике того времени.
Косарек. Значительных успехов к середине 19 в. достигает пейзажная живопись. Стремление передать реалистический образ родной природы характеризует творчество Адольфа Коса-река (1830—1859), пейзажи которого отмечены зоркой наблюдательностью, большой внутренней правдой — «Пейзаж с ветряной мельницей» (Брно, Музей).
Маржак. Поэзию лесных чащ тонко чувствует Юлиус Маржак (1832—1899). Его пейзаж «Утро в лесу» (Прага, Национальная галерея) словно пронизан солнечными лучами, освещающими густую листву деревьев. Маржаку принадлежит и ряд декоративных пейзажей исторических мест Чехии, например «Гора Ржип» (1882—1883), картина, украшающая Национальный театр в Праге.
В конце 1870-х гг. выступает целое поколение художников, которые стремятся к возрождению традиций национальной культуры, к утверждению самосознания народа.
Алеш. С наибольшей полнотой идеи национального Возрождения были претворены в творчестве Миколаша Алеша (1852 —1913), вышед-
шего из народа и связавшего свое искусство с народом, его историей, фольклором. Особенно привлекали его «гуситкая эпоха и крестьянские бунты», которым посвящены картины «Гуситский лагерь» (1877) и «Встреча Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином» (1878, обе — Прага, Национальная галерея). Эмоционально насыщенные, они раскрывают сущность событий, характеров людей. В золотистой красочной гамме написана сцена драматического столкновения Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином, в которой внимание сосредоточено на контрастных характеристиках, психологических состояниях героев.
К разработке исторической темы обращается Алеш при создании самого значительного своего монументального произведения — цикла композиций для росписи фойе Национального театра, воплощавшего устремления к национальной независимости страны. Центральное место среди фресок занимает композиция «Родина» (нач. 1880-х гг.), своеобразный героический сказ — изображение прекрасной и строгой женщины, указывающей путь молодому всаднику. Насыщенные глубокими чувствами, философскими раздумьями, декоративные композиции Алеша были исполнены в обобщенной манере и строгими ритмами хорошо связаны с архитектоникой здания.
Мыслбек. Увлечение национальной героикой прошлого чувствуется в скульптуре Иосефа Вацлава Мыслбека (1848—1922). Для фойе Национального театра он исполнил аллегорическую статую «Музыка» (1907 — 1912, ил. 264), монументальную, пластичную, величавую.
Мыслбеку принадлежит конный памятник св. Вацлаву — основателю чешского средневекового государства (1888—1924), установленный на Вацлавской площади в Праге после смерти скульптора (этюд, 1898—1899, Прага, Национальная галерея). Много и плодотворно работал Мыслбек в области скульптурного портрета (бюст композитора Сметаны, 1894, Збра-слав, Музей чешской скульптуры).
Штурза. Традиции реалистического национального искусства Мыслбека были развиты Яном Штурзой (1880—1925), пластика которого проникнута большим внутренним напряжением и драматизмом. В известной мере она несет следы воздействия модерна и символизма. К числу самых значительных произведений чешской скульптуры относится полная трагизма статуя «Раненый» (1920—1.921, Прага, Национальная галерея). Динамичность композиционных построений Штурзы предвосхищает достижения скульпторов свободней Чехословакии.
19 век
Центральная и Юго-Восточная Европа
ПОЛЬША
Своеобразие путей развития польского искусства в 19 в/ определялось той драматической исторической ситуацией, которая сложилась после раздела Польши (1795) между Россией, Австрией и Пруссией. В труднейших условиях раздробленности страны польский народ вел борьбу за утверждение принципов национальной культуры, явившуюся частью общего национально-освободительного движения, которое развивалось на протяжении 19 в. Патриотическая направленность польского искусства сообщала ему романтический пафос национального самоутверждения.
После окончания Венского конгресса в 1815 г., когда в рамках Российской империи было основано Королевство Польское, намечаются новые тенденции в развитии польского искусства. При Варшавском университете организуется отделение изящных искусств с филиалом в Кракове. Оживляется художественная жизнь в Вильно, бывшем в то время не только культурным центром Литвы, но и одновременно Королевства Польского. Значительное развитие получает гражданское строительство, которое ведется в Варшаве. В 20—30-е гг. застраиваются Банковская площадь и примыкающая к ней Театральная с монументальными зданиями Большого театра, выдержанного в стиле классицизма (архитектор А. Корацци).
Неудача восстания в 1830—1831 гг. привела к усилению реакции, закрытию в Варшаве и Вильно университетов, перемещению культурного центра в Галицию, в Краков. Многие участники восстания вынуждены были эмигрировать в Париж, где некоторое время работали Мицкевич, Шопен, живописцы Родаковский и Михаловский.
Родаковский. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823— 1894), творчество которого овеяно духом романтики. Ему принадлежит одип из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего революционными войсками поляков в Венгрии. Этот героический образ глубоко задумавшегося сурового воина — один из типичных, драматических образов польской живописи, истории и поэзии.
Михайловский. С передовыми художественными течениями Франции, и прежде всего с революционным романтизмом, связана деятельность Петра Михайловского (1800—1855).
Своеобразный колористический талант его нашел выражение в полных динамики изобра-
жениях коней, в эмоциональной напряженности всадников, в остропсихологических портретах. Широко и свободно, в горячей, но собранной сдержанной гамме писал он картины на крестьянские темы, добиваясь реалистической силы, глубины характеристики образов, — «Сенько» (ок. 1846 гг., Краков, Национальный музей).
Шерментовский. Крестьянская тема становится главной в творчестве ряда художников, выступавших в 60-х гг. в русской части Польши, где нашли широкое распространение идеи русских демократов-народников. Не случайно искусство польского жанриста Юзефа Шермен-товского (1833—1876) близко искусству русских художников-передвижников. В картине «Крестьянские похороны» (1862, Варшава, Национальный музей) печально нахмурившееся небо и весь унылый пейзаж топко соответствуют настроению безысходной тоски.
В период подготовки и проведения восстания 1863 г. начинается подъем польской исторической живописи, которая стала своеобразной формой борьбы за национальную независимость. В условиях порабощенной и разделенной Польши прошлое страны выступало в особом ореоле романтических мечтаний и идеализации.
Матейко. Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838 —1893), работавший в самых разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. Страстный патриот, все свое мастерство он отдавал борьбе за распространение патриотических идей.
Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие исторические события'времен расцвета Польши. В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом он изобразил проповедника 16 в., призывающего к единению польских магнатов. Драматизм ситуаций, психологическое напряжение отмечают картину «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле» (1862, Варшава, Национальный музей, ил. 267). Однако в ряде произведений Матейко приходит к безудержному прославлению феодально-магнатской Польши, к утрате понимания истинного хода исторического процесса — таковы «Люблинская уния», «Ба-торий под Псковом» (обе — Варшава, Национальный музей). Перегруженность композиций многочисленными деталями и несколькими зри-
19 век
Центральная и Юго-Восточная Европа
тельными центрами снижает эмоциональное воздействие этих произведений.
Земельная реформа 60-х гг. способствовала ускорению темпов развития капитализма в Королевстве Польском, утверждению буржуазной идеологии, крушению романтических иллюзий и развитию критического реализма в искусстве.
Хелмоньский. Изображению жизни польского крестьянства посвятил свое творчество Юзеф Хелмоньский (1849—1914). Он не только поэтизирует образы крестьян и родной природы, но подчеркивает момент социального неравенства и даже протеста — «На фольварке» (Варшава, Национальный музей).
М. и А. Герымские. Тенденции социального обличения выражены в еще большей степени в произведениях братьев Максимильяна и Алек-
сандра Герымских. Картина «Повстанческий патруль» (ок. 1871 г., Варшава, Национальный музей) М. Герымского (1846—1874) рисует сцену восстания 1863 г. В картинах А. Герымского (1850—1901) находит отражение тема капиталистического города, труд рабочих — «Рабочие песчаного карьера» (1887,, Варшава, Национальный музей). Художники пользуются богатыми возможностями пленэра, в полных лиризма, мастерски написанных пейзажах и этюдах.
С начала 20 в. все шире распространяется в польском искусстве влияние импрессионизма, а затем модернизма и символизма. Однако лучшие мастера польского искусства сохраняют верность крестьянской теме и реалистическим традициям.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!