Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(1490-е гг.— первая треть 16 в.)
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 в. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия. Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения.
Высочайший подъем культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления итальянских государств. Турецкие завоевания на Востоке, открытие Америки и нового морского пути в Индию лишают итальянские города их роли важнейших торговых центров; разобщенность и постоянная междоусобная вражда делают их легкой добычей крепнущих централизованных северо-западных государств. Перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие и постепенное превращение буржуазии в сословие земельных собственников способствовало распространению феодальной реакции. Вторжение французских войск в 1494 г., опустошительные войны первых десятилетий 16 в., разгром Рима чрезвычайно ослабили Италию. Именно в это время, когда над страной на-
висла угроза ее полного порабощения иноземш, ми завоевателями, раскрываются силы народ вступающего в борьбу за национальную незав: симость, за республиканскую форму правленн растет его национальное самосознание. Об эт> свидетельствуют народные движения нача 16 в. во многих итальянских городах, и в час ности во Флоренции, где республиканское щс. ление устанавливалось дважды: с 1494 по 15 и с 1527 по 1530 г. Огромный общественш подъем послужил основой расцвета мощи культуры Высокого Возрождения. В сложи: условиях первых десятилетий 16 в. сформщ вались принципы культуры и искусства нов^ стиля.
Отличительной особенностью культуры В сокого Возрождения было необычайное расп: рение общественного кругозора ее создател-масштабность их представлений о мире и к мосе. Меняется взгляд на человека и его от шение к миру. Сам тип художника, его ми: воззрение, положение в обществе решителр отличаются от того, которое занимали мает» 15 в., еще во многом связанные с сословием месленпиков. Художники Высокого Возрож/ ния — не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок це\
■зрождение
Италия
1Г0 устоя, заставляющие считаться со своими
смыслами представителей правящих классов.
В центре их искусства, обобщенного по худо-
ественному языку, образ идеально прекрасно-
• человека, совершенного физически и духов-
), не отвлеченный от действительности, но на
стенный жизнью, внутренней силой и значи-
лыюстыо, титанической мощью самоутверж
дения. Важнейшими очагами нового искусства
аряду с Флоренцией в начале 16 в. становятся апский Рим и патрицианская Венеция. С 30-х |ЦОв в Средней Италии нарастает феодально-атолическая реакция, а вместе с ней распро-~раняется упадочное направление в искусстве, 'лучившее название маньеризма. И уже во горой половине 16 в. возникают тенденции ан-лманьеристического искусства.
В этот поздний период, когда сохраняют свою >ль лишь отдельные очаги ренессаисной куль-
ры, именно они дают наиболее значительные
• художественным достоинствам ироизведе-
ля. Таковы поздние творения Мпкеланджело,
^алладио и великих венецианцев.
Архитектура. Зарождение и развитие принтов архитектуры Высокого Возрождения проходит в Риме, где на почве исканий предшест-ющего периода складывается единый обще-щиональный стиль. Исполненный величествен-<сти, монументальности и благородной сдер-анности, он основывается па более смелом и ободном использовании классических ордеров тичности. В Риме находит завершение архи-ктурный образ здания с центрально-осевой мметричной композицией, с пространством мкнутым и всесторои-не развитым, этот образ к бы воплощает идеи героизма и величия раны.
Браманте. Основоположником нового стиля и
уннейшим его представителем в начале 16 в.
:.т Донато д'Анджело Браманте (1444 —1514).
: начал творческую деятельность в Милане,
только с переездом в Рим, после озпакомле-
я с памятниками античности, ему удалось
идать своим сооружениям тот величаво-мону-
нтальный облик, который характеризовал но-
е принципы в архитектуре.
*ти принципы проявились со всей ясностью
лервой римской работе Браманте — малень-
I храме, так называемом Темпьетто (ил.
>), построенном в 1502 г. во дворе монастыря
| л-Пьетро ии Монторио. Это круглое в плане лольное сооружение небольшого размера, с
I монически развитым объемом, с мягко круг-цимся куполом. Три широких ступени слу-
н т основанием храму. Окруженный колонна-римско-дорического ордера, поддеряшваю-
щей антаблемент, Темпьетто производит впечатление монументального величественного здания строгих пропорций и полнокровных форм.
Став главным архитектором папы Юлия II, Браманте проводит огромные работы по реконструкции Ватикана, объединяя отдельные разрозненные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер в единый монументальный комплекс. По его проекту возводятся длинные галереи, которые замыкают два больших парадных двора, расположенных на разных уровнях, украшенных нишами-экседрами и соединенных между собой открытыми лестницами.
Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооружениях многих итальянских зодчих. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Большой купол, венчающий здание, вырастает из массы более мелких объемов, образующих пирамидально построенную композицию. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. Браманте сыграл видную роль в развитии архитектуры палаццо. Он заканчивал сооружение налаццо Канчеллерия, заложенного в 1485 г. еще до приезда Браманте в Рим зодчим А. Бре-ньо. Главенствующую роль приобрели в этом палаццо стены, облицованные плоским рустом, расчлененные в двух верхних этажах парными пилястрами. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументальность и величественность здания.
Антонио да Сангалло. В римской архитектуре эволюцию палаццо завершает Антонио да Сап-галло (1483—1546). В палаццо Фарнезе он оставляет руст по углам и в оформлении парадного въезда, оштукатуренные степы декорирует горизонтальными поясами, дает различные обрамления окоп каждого этажа, сообщая зданию торжественность и нарядность.
К середине 16 в., когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Витрувипская академия (ок.1530 г.). деятели которой стремились теоретически обосновать закономерности архитектуры античного Рима, изучали трактат Витрувия. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» (1562) Джакомо Випьолы и «Четыре книги по архитектуре» (1570) Андреа Палла-дио. В это время рождаются черты академизма
Возрождение
Италия
и канонизации основ римской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространствешгости решений, предвосхищающих архитектуру барокко.
Палладио. Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины 16 в. В отличие от Браманте, искавшего в античном зодчестве формы для переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживить в своих сооружениях.
Получив образование в кругу североитальянских гуманистов, Палладио пополнил его в Риме изучением памятников античности. У него появляется тяготение к классической норме, строгой симметрии фасадов и планов, но при этом его искусство остается жизнеутверждающим, полным исканий, проявляясь в богатстве красочного и светотеневого решения. Палладио — мастер пластических и световых акцентов.
Он завершает начатый флорентийцами процесс переработки феодального дворца в городской дом. В его архитектуре дом становится частью улицы, элементом городского ансамбля. Палладио создает также новый тип загородной виллы, в которой объединяются парадные и жилые помещения с хозяйственными, он тонко сочетает здание с окружающими его просторами сельской природы.
Торжественной монументальностью и благородной величавостью отличается сооруженная по его проекту беломраморная Базилика в Ви-ченце (1549 —1614), служившая и городской ратушей и зданием суда. Используя основу постройки 15 в., Палладио окружил ее двухъярусной галереей, соединив античные римские элементы с традиционно венецианскими. Стены в таком решении как бы исчезают, растворяясь в сквозных аркадах и балюстрадах, насыщенных воздухом и сообщающих зданию приветливый, открытый и праздничный вид.
Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры дворцов и вилл. В решении палаццо он вслед за Альберти применяет большой ордер. Поднимая здание на высокий цоколь и заканчивая его аттиком, он создает впечатление грандиозности (палаццо Вальмарана в Виченце, 1566). В архитектуре Палладио уделено больше внимания разработке фасада, чем у его предшественников.
Из загородных вилл Палладио наиболее совершенное и законченное решение получила вилла Ротонда близ Виченцы (1551 —1567, ил. 142). Это идеальная центрическая постройка, перекрытая куполом, квадратная в плане,
с четырьмя изящными ионическими портикам: на каждой из сторон. Строгое благородство про порций и форм этого сооружения великолешг гармонирует с окружающим пейзажем.
Творчество Палладио, возвышенная красот, его образов, их благородное величие, их парад ность, чувство меры, а также и теоретически, трактат, им созданный, оказали огромное во;: действие на развитие архитектуры, во много' обусловив характер архитектуры классицизм в Англии, Франции и России.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!