Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Римская Республика



(конец 6 — конец 1 в. до н. э.)


К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в мо­гучую державу. Приток рабов и ценностей из покоренных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного нера­венства, увеличению масштабов крупного земле­владения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противо­речий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политиче­ские права, гражданские войны 1 в. до и. э., многочисленные восстания рабов (восстание ра­бов в Сицилии 2—1 вв. до н. э., грандиозное восстание Спартака — 1 в. до н. э.) свидетель-


ствовали о кризисе Римской республики, оказав­шейся неспособной управлять обширной много­племенной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой формации, но уже в условиях жестокой диктату­ры империи.

Архитектура. В республиканский период сло­жились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в усло­виях постоянных ожесточенных войн нашла от­ражение в конструктивной логике монументаль­ных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искус­ства. Обращают внимание грандиозные соору­жения — древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах:



ф 5 Заказ 1322



Древний мир


Рим



Капитолии, Палатине и Квиринале, выло­женные из камня (ранняя — 6 ц. до н. э. и так называемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.).

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части стра­ны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (4—3 вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощен­ная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по мас­сивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), рас­члененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. Постепен­но в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в ар­хитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пей­заж Римской Кампаньи. К древнейшим сводча­тым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима) в Риме, сохранившийся до наших дней.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистиче­ских городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение 3—1 вв. до н. э. изменили нра­вы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он исполь­зовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе на­грузку многоэтажных сооружений со сводчаты­ми и купольными перекрытиями и лишь в арка­дах сохраняли конструктивную роль, причем чаще применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унаследованный от этрусков. Колонна то­сканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр. В императорский период возникла особая разновидность коринфской ка­пители в виде комбинации ее с капителью иони­ческой.


В эпоху республики, особенно в 5—2 вв. до н. э., храм — основной тип общественного зда­ния. Он сложился постепенно в результате скре­щивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособ­ленными к местным условиям. Строились круг­лые и четырехугольные псевдопериптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (1 в. до н. э.) близ Рима. Греческий круглый перип­тер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фрон­тальную строго.симметричную продольную осе­вую композицию и круглую. Ось храма подчерк­нута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высо­кое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спо­койные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

К 1 в. до н. э. относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме — уникальный обра­зец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осе­вой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуко­лоннами, сливающимися со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архи­тектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома бо­гатых землевладельцев, торговцев, ремесленни­ков. Лучшие образцы сохранились в Помпеях (2 в. до н. э.— «Дом Пансы», 70 гг. н. э.— «Дом Веттиев») и Геркулануме, засыпанных при из­вержении вулкана пеплом. Римские особня­ки — это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность семейного быта сочета­лась с приспособленностью к деловой жизни. Осевая композиция обеспечивала в располо­жении помещений определенный порядок, обусловленный образом жизни семьи. Дом состоял из официальных парадных и хозяйст­венных помещений, окружающих атриум (заим­ствованный у этрусков), и открытого перистиль-ного двора (одного или нескольких), характер­ного для греческого дома. Атриум освещался



Древний мир


Рим



прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мрамор­ный бассейн. Перистиль был центром жилой интимной части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Замкнутые глухими стенами, иногда с выходящими на улицу ма­стерскими и лавками, римские дома внутри привлекают красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой, цветниками. Контра­стом одноэтажным домам патрициата с их рос­кошью и комфортом были многоэтажные доход­ные дома, сдававшиеся в наем,— в них обитал римский народ, плебеи.

Декоративные росписи. С перенесением ак­цента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе гре­ческой традиции разрабатывается система вы­сокохудожественных стенных росписей. Пом-пейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремеслен­ных мастерских. По характеру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно названные стилями. Первый стиль, ин-крустационный, распространенный во 2 в. до н. э., имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). Архитектурные детали (пилястры, карнизы и др.) исполнялись объемно из штука­турки и расписывались. Росписи первого стиля конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х гг. до н. э. до 20-х гг. 1 в. до н. э. при­менялся второй, помпейский, стиль — архитек­турно-перспективный. Стены оставались глад­кими и расчленялись живописно-иллюзорно ис­полненными колоннами, пилястрами, карниза­ми, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между колонна­ми часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы из произведе­ний знаменитых греческих художников («Вилла Мистерий» близ Помпеи, ил. 60). Стены покры­вались также изображениями перспективно переданных улиц, площадей, домов, храмов, са­дов, сельских равнин и гор («Дом Ливии» на Палатине, Рим). Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизво­дить на стенах с помощью линейной и воздуш­ной перспектив пейзажи и тем самым как бы расширять внутреннее пространство помеще-


ния, раздвигая стены. Третий стиль, ориентали-зирующий (в декоративных деталях иногда встречаются египетские орнаментальные моти­вы, ил. 59), характерен для эпохи империи (с конца 1 в. до н. э.). В противоположность пышности второго стиля третий стиль отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравно­вешенные композиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь зна­менитого древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелирно выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнаты («Дом столетней годовщины»). Четвертый, декоратив­ный, стиль распространяется с сер. 1 в. н. э. Пышностью и декоративностью пространствен­но-архитектурного решения он продолжает тра­дицию второго стиля. Вместе с тем богатство ор­наментальных мотивов напоминает росписи тре­тьего стиля. Фантастические и динамичные пер­спективно построенные сооружения разрушают замкнутость и плоскостность стен и создают впечатление театральных декораций, воспроиз­водящих замысловатые фасады дворцов, сады, виднеющиеся через их окна, или картинные га­лереи — копии знаменитых оригиналов, испол­ненные в свободной живописной манере («Дом Веттиев» в Помпеях). Четвертый стиль дает представление об античных театральных деко­рациях.

Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жиз­ни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

В республиканский период древнейшие про­изведения круглой скульптуры еще часто ис­полнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой ми­фологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погре­бальных масках своих современников стреми­лись к максимальной конкретности в воспроиз­ведении индивидуальных черт лица. Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики — бронзовая «Капитолий­ская-волчица» — символ Рима (5 в. до н. э., Рим, палаццо Консерватори), отличается той же ост-



Древний мир


Рим



ротой реализма, экспрессивностью и превосход­ной техникой литья (ил. 48).

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное своеобразное художественное явление он про­слеживается с начала 1 в. до н. э. В Риме воз­никло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­ские художники пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традиции этрусков. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портретах, сдержанны, серьез­ны, в лицах отражена напряженная жизнь мысли и страстей.

Зарождение римского портрета, как и у эт­русков, было связано с древним заупокойным культом предков, защитников домашнего оча­га. Восковые маски, снятые с лиц умерших чле­нов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Позже эта традиция питалась практической потребно­стью сохранения для потомства точного изобра­жения индивидуального лица, а также прослав­лению участников исторических событий. Рим­ские мастера работали в местном камне, мра­море и бронзе.

Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая изменения облика лю­дей, их внутреннего склада, нравов, идеалов. Портретам республиканской эпохи, при доку­ментальной точности воспроизведения индиви­дуальных черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. Детали не все­гда приведены к единству, моделировка суха. Образы мужественных участников напряжен­ной, ожесточенной политической борьбы, захва­тившей Апеннинский полуостров, исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суро­вым духом республиканских добродетелей. Идеа­лом эпохи был мудрый и волевой римлянин Ка-тон — человек практического склада ума, храни­тель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скептической склад­кой на тонких искривленных губах (3 в. до н. э., Турин, Музей). К числу немногих памятников раннеримскои портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец 3 — нач. 2 в. до н. э., Рим, дворец Консерватори). Большин­ство исследователей считает этот шедевр пор-


третного искусства работой этрусского мастера. С большой выразительностью здесь запечатлен образ республиканского деятеля с худощавым асимметричным лицом со следами грозной энер­гии и напряженной жизни, страстей, но лицом, значительным силой своего интеллекта и воли. Останавливают внимание суровые глаза, их при­стальный целеустремленный взгляд из-под на­висающих бровей. Пластическое решение соче­тает обобщенность уплотненного объема и тон­кость переданных в бронзе чеканных и гравиро­ванных деталей. Инкрустированные из слоновой кости и темного камня глаза сохранили свой блеск.

Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («облаченный в то­гу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Знаменитая статуя «Оратор», воз­двигнутая в честь Авла Метелла (начало 1 в. до н. э., Флоренция, Археологический музей, ил. 50), очевидно, изображает римского или эт­русского магистра в момент обращения с речью к согражданам. Образ рядового человека овеян духом республиканских форумов. Самоутверж­дение личности предельно лаконично выражено в решительном, но скупом ораторском жесте и сосредоточенном немолодом лице. Угловатые, но сдержанные движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и разме­ренный ритм подчеркивают суровость портрет­ного образа доблестного гражданина. Этот пор­трет, исполненный этрусским мастером, как бы завершает линию развития этрусского портре­та. Он кладет начало развитию портрета чисто римского, поражающего беспощадной правдиво­стью, интересом к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц. Один из типичных портретных образов поздней республики дан в статуе «Римлянин, совер­шающий жертвенное возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан).

Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные портреты род­ственников, объединенных единой композицией стелы, групповые портреты в рост. Их возник­новение объясняется культом строгого семейно­го уклада древнеримских знатных родов. При­мер такого группового портрета — изображение в надгробной стеле римлянина Вибия и членов его семьи (вторая половина 1 в. до н. э., Рим, Ватикан, ил. 49). Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замк­нутость. Взгляд изображаемого обычно остает­ся безразличным к окружающей среде (человек находит опору в себе самом).



Древний мир


Рим



В 1 в. до н. э. наряду с портретами., продол­жающими этрусскую и раннеиталийскую тра­дицию веристического портрета, появляется но­вое направление, в котором ощутимо влияние греческого и эллинистического портрета. Скульпторы не ограничивались передачей внеш-лего сходства, а стремились показать характер


портретируемого. Сухой линейно-графический стиль вытеснялся живописно-пластическим, об­общающим детали («Голова Цезаря». Мрамор, ок. 30 г. до н. э., Рим, Музей Торлония). В рим­ском скульптурном портрете 3—1 вв. до н. э. были заложены основы развития всего западно­европейского портретного искусства.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...