Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Александрия




Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии бо­лее ста миль. Прославленные парки Александ­рии были украшены декоративной скульптурой.


Традиции классического искусства нашли про­должение в статуе Афродиты Киренской (конец 4—3 вв. до н. э., Рим, Национальный музей). Композиционно занимательна и де­коративна аллегорическая статуя реки Нила (Рим, Ватикан), несколько вялая и дробная по формам.

Александрийские мастера работали в жанре портрета. Они достигли совершенства в обработ­ке камня, в мелкой пластике, в рельефе. К числу самых известных относится «Резной камень с



Древний мир


Эллинизм



портретами Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н. э., Ленинград, Эрмитаж, ил. 45). Скульпторы обращались к бы­товому жанру, к образам людей разных возра­стов— «Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Капитолийские музеи),


разных народностей — «Мальчик-нубиец» (Па­риж, Национальная библиотека). Появились изображения, посвященные трудовой деятель­ности («Старый рыбак», 2—1 вв. до и. э. Рим, Ватикан). В них резко подчеркивалось все ха­рактерное и индивидуальное.


ПЕРГАМ


Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии), оказав­шее сопротивление грозному Риму. В его сто­лице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Ал­тарь Зевса» (180—160 гг. до н. э.), представ­ляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама: Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульп­турного фриза, где с беспримерной силой запе­чатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Сохранившийся в значительной части фриз является одной из вер­шин мировой скульптуры (Берлин, Государст­венные музеи). Он создавался после победонос­ной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узко­временного и местного значения. Напряжение всех сил и трудности, испытанные в борьбе про­тив нашествия иноземцев, вызвали особый ин­терес к теме патриотической и героической. Не­обычайной страстностью отмечены горельефы фриза, порой переходящие в круглую пластику.

На всем протяжении фриза (длина 120 м, высота 2,3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении богами-олимпийцами восставших против них гигантов. Плиты фриза плотно за­полнены горельефными фигурами. На восточ­ной стороне алтаря изображены в бою главные


боги: Зевс, Афина, Аполлон. Композиция реше­на убедительно: обе борющиеся стороны разме­щены так, что создается впечатление перепле­тения фигур противников в бою. И в то же вре­мя в ней смело выделены победители и побеж­денные.

Сцены боя образуют звенья неразрывной цепи, в которой вплетены различные эпизоды. Здесь — гнев и страдание, предельное напряже­ние сил, ярость и отчаяние, душевные движе­ния, выраженные с пластическим совершен­ством. Драматична битва Афины с гигантом Алкионеем (ил. 44). Пафос ожесточенной борь­бы пронизывает эту динамичную композицию. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявилась присущая эллинистическому искус­ству грандиозность образов, их сверхчеловече­ская мощь, бурная динамика, драматизм. Если композиции классической эпохи вызывали в че­ловеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призва­ны потрясти человека,заставить его почувство­вать свою слабость перед высшими силами. И все же зрителя не покидает чувство героического величия целого. Над патетическими жестами страха, страдания, отчаяния гигантов господст­вуют широкие, полные ликующей силы движе­ния могучих и прекрасных олимпийских богов.


РОДОС


Образцы поздней эллинистической пластики (2—1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродра­матические по сюжетам. Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патети­ки героического образа. Они воплощали слож­ные драматические коллизии во внешне нарочи-


той повествовательной манере. Такова скульп­турная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дир-ки», конец 2 в. до и. э., Неаполь, Националь­ный музей) или самое прославленное произве­дение родосской школы — группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. (ил. 46). Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, по-



Древний мир


Рим



казана с преувеличенной патетикой и нагляд­ностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точ­ки зрения. Однако мелодраматизм общего за­мысла, отсутствие глубокого внутреннего со­держания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения. Начавшийся во 2— 1 вв. до н. э. кризис общественных отношений в эллинистических государствах нашел выраже­ние и в искусстве.

На протяжении последующих веков многое нз ценнейшего художественного наследия Древ­ней Греции и эллинизма было утрачено. Но впо-


следствии на каждом из этапов расцвета гума­низма художники всего мира обращались к па­мятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное вопло­щение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения античного искусства — не только памятники давно ушедшей эпохи, но и живые образы, шедевры человеческого творчества, ко­торые до сих пор доставляют нам глубокую эс­тетическую радость. Они вдохновляют крупней­ших мастеров советской скульптуры.


РИМ


С угасанием эллинистических государств с конца 1 в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искус­ства Греции, оно воплотило их в художествен­ной практике колоссальной Римской державы, простиравшейся от Геркулесовых столбов (со­временный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышле­ния, суровая проза лежат в основе их художест­венной культуры, далекой от возвышенной по­этики мифотворчества греков.

Практический склад римской культуры ска­зывался во всем — в трезвости мышления, нор­мативном представлении о целесообразном ми­ропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тя­готении к точным историческим фактам, в вы­соком расцвете литературной прозы, в прими­тивной конкретности религии. Божества рим­лян — это покровители отдельных видов чело­веческой деятельности, прежде всего общест­венной (боги удачи, плодородия, добродетели, мира и т. д.). Религия приобретала государст­венное значение, в ней большую роль играли торжественные обряды.

Особенности трезвого, рационалистического восприятия действительности римлянами выра­жены в веризме (документальной точности), в 'строи и суровом реализме, который составил юнову римского искусства и впоследствии вос­хищал мастеров итальянского Возрождения.

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие — от его


зарождения в конце 6 в. до н. э. до конца 5,в. н. э.— времени падения мировой империи. На­чало древнеримского искусства относится к пе­риоду республики (конец 5 — конец 1 в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период обра­зования мировой рабовладельческой державы (конец 1 в. до н. э.— 5 в. н. э.), разнородной но этническому и социальному составу, слож­ной по хозяйственной и общественной органи­зации. Художественная культура Рима отли­чалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойствен­ные искусству народов, покоренных Римом, ино­гда стоявших на более высокой ступени куль­турного развития. Римское искусство сложи­лось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могуществен­ных этрусков, обладателей древней высокораз­витой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлян с искусством градо­строения (различные варианты сводов, тоскан­ский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые Дома и др.), настенной монументаль­ной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их бо­гатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности. Римляне перерабатывали типы греческой архитектуры, принципы ордерной системы и декора. Не мень­шее значение в развитии римского искусства имели искусство эпохи эллинизма с его архи­тектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и крупным городским центрам, искусство вар-




Мярнн


„:«5знии мир


Рим:



-арских народов, постепенно вошедших в состав Римской империи,— галлов, германцев, кельтов. Лх влияние сказалось в пристрастии к конкрет­ным деталям, к экспрессивности выражения в лластике; к концу существования империи они сказали значительное влияние на архитектуру метрополии. Вбирая разнообразные, наиболее ценные элементы, римское искусство сохраняло свою самобытность.

Культура и искусство Древнего Рима решали задачи, поставленные последним этапом разви­тия античного общества. В то время как в гре­ческих полисах гражданин чувствовал себя не­отъемлемой частью общества и соединение лич­ных и общественных интересов было, по словам К. Маркса, свободной и естественной формой «активного гражданства», Римское государство с его строгой системой управления противостоя­ло отдельному человеку, осуществляя насилие не только над рабами, но и над свободными подданными. Верховная власть сосредоточива­лась в руках сената, который мало считался с общенародными интересами. Часто судьба на­рода решалась произвольно тиранами, полко­водцами-победителями.

В период империи разлад между личностью и мировым порядком нашел выражение в распро­странении стоической философии, зародившейся в Греции. В подчинении личных интересов гражданскому долгу, страстей разуму, в само­усовершенствовании стоики искали выход из противоречий жизни.

Особенности исторического развития опреде­лили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В богатейшем художественном наследии Древнего Рима скульптурный портрет, имевший глубоко познавательный смысл, за­воевал едва ли не первое место. В нем прояви­лись особый интерес к пррблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историче­ском характере рядового человека — граждани­на Римского государства, сознающего свое зна­чение как самоценной личности.

В римском искусстве периода расцвета веду­щую роль играла архитектура, памятники кото­рой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям обществен­ным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного ис­кусства, многообразию типов сооружений, бо­гатству композиционных форм, масштабу строи­тельства. Римляне ввели инженерные сооруже­ния (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости)


как архитектурные объекты в городской, сель­ский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры рас­крываются в разумной целесообразности, в ло­гике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурных средств, а не в пыш­ной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бы­товых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения. Широта градостроительства, разви­вавшегося не только в Италии, но и провин­циях, отличает римскую архитектуру. Воспри­няв от этрусков и греков рационально организо­ванную, строгую планировку, римляне усовер­шенствовали ее и воплотили в городах большого масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу воен­щины и суровой дисциплине, тяготению к зре-лищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности сво­бодного населения, санитарные нужды, здесь, возводились парадные улицы с колоннадами,, арками, монументами. Общественная жизнь про­текала на форуме — площади, служившей цент­ром торговой жизни столицы, ареной политиче­ской деятельности, народных собраний, военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Пло­щади украшались статуями знаменитых граж­дан, политических ' деятелей и были окружены колоннами, портиками. Древнейший форум в Риме — республиканский форум Романум (6 в. до н. э.), к которому сходились все дороги сто­лицы. С его трибун раздавались речи крупней­ших римских ораторов, военачальников. В даль­нейшем к этому форуму примкнули форумы Цезаря (ил. 58), императоров Августа, Веспа-сиана, Нервы и Траяна.

Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лея^ав-ший в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости форм.

Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений — создание огром­ных внутренних пространств, свободных от вну­тренних опор. Необходимость их перекрытия вызвала развитие мощных сводчатых и куполь­ных конструкций, лишь ограниченно применяв­шихся на Востоке и в Греции. Римская техника


Древний мир


Рим



стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре. Она послужила образ­цом для развития византийской и европейской архитектуры.

Основной формой перекрытий был цилиндри­ческий свод из бетона и камня. Его боковое давление воспринимала опорная стена, играв­шая важную роль в римской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов оди­наковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень) полу­чился крестовый свод. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат. Внутренняя поверх­ность сводов образует в пересечении острые края — ребра, в основании которых сосредото­чивается давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными ар­ками, заменить стену отдельными столбами, принимавшими на себя давление арки. Так римлянами была создана ордерная аркада, со­четавшая системы ордерную архитравно-балоч-ную и арочно-сводчатых перекрытий. Вытяну­тые в длину помещения залов-галерей обычно делились на квадраты и перекрывались цепью крестовых сводов, что порождало эффектное расчленение внутреннего пространства. Из рав­номерно поднимавшегося вверх перекрытия круглого в плане здания возник купольный свод, образовавший полушарие, покоившееся на ци­линдрическом основании. Многоугольные в пла-


не помещения перекрывались сомкнутыми сво­дами (монастырский свод) или сферическим ку­полом. В последнем случае купол опирался сво­им кольцом только на середину боковых стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялся вогнутыми сферическими стенами — «парусами».

Переход к сводчатым конструкциям совер­шился на рубеже 3—2 вв. до н. э., когда был введен прочный водоупорный римский бетон, со­стоявший из известкового раствора, вулканиче­ского песка и щебня. Благодаря прочности материала (обожженного кирпича, туфа, травертина), связующей силе раствора и тща­тельности выполнения памятники римской архитектуры смогли тысячелетия противостоять натиску природы и общественным потря­сениям.

При всех достижениях римской архитектуре свойственны и черты ограниченности. Гумани­стическое начало, благородное величие и гармо­ния, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Это порождало устремленность к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, приводило подчас к ложному пафосу громадных сооруже­ний, резко контрастировавших с жалкими лачу­гами бедняков, тесными кривыми улицами и го­родскими трущобами.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 798 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...