Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ 9 страница. Архитектура AS/400 Система команд AS/400 (сервер баз данных среднего уровня, производимый IBM) представляет собой машинно-независимый байт-код



Архитектура AS/400
Система команд AS/400 (сервер баз данных среднего уровня, производимый IBM) представляет собой машинно-независимый байт-код. При загрузке программы этот байт-код компилируется в бинарный код "реального" процессора, подобно тому, как это делается в большинстве современных реализаций Java Virtual Machine. Точнее, наоборот, успех AS/400 был одним из важных факторов, которые подвигли фирму Sun на разработку Java, поэтому правильнее говорить, что современные JVM основаны на том же принципе компиляции при загрузке, что и AS/400.
Это решение обеспечивает невысокую стоимость аппаратуры (современные AS/400 основаны на микропроцессорах архитектуры Power PC. Их более высокая по сравнению с машинами, основанными на процессорах х86, цена обусловлена более производительными системной шиной и периферией), высокую производительность и возможность заменять архитектуру "реального" процессора без перекомпиляции пользовательского программного обеспечения. За время выпуска машин этой серии такая замена происходила дважды.
С другой стороны, отсутствие необходимости думать о том, как та или иная возможность может быть реализована аппаратно, позволила принимать весыуа авангардистские решения, на которые не решался никто из разработчиков аппаратно реализованных CISC-архитектур, таких как VAX, Eclipse и даже апофеоза CISC, Intel 432.
AS/400 имеет единое адресное пространство в том смысле, что адресуемыми объектами являются не только сегменты кода и скалярных данных, но и объекты реляционной СУБД, такие, как таблицы, индексы, курсоры и т. д.
Фактически, адресации подлежит вся память системы как оперативная, так и дисковая. Адрес имеет два представления: его сегментная часть может хранить имя адресуемого объекта (в контексте этой главы это можно уподобить неразрешенной внешней ссылке) или собственно адрес, 64-битовое бинарное значение. Перед тем, как обратиться к объекту, адрес-имя надо преобразовать в бинарный формат, для чего существуют специальные команды [redbooks.ibm.com sg242222.pdf].
Механизм этого преобразования выполняет работу и файловой системы, и редактора связей, в том смысле, что и файловый доступ, и сборка программы содержат важную фазу преобразования имен (соответственно, имен файлов и имен внешних символов) в адреса, по которым можно осуществлять доступ.

Сборка при загрузке замедляет процесс загрузки программы (впрочем, для современных процессоров это замедление вряд ли имеет большое значение), но упрощает, с одной стороны, разделение кода, а с другой стороны — разработку программ. Действительно, из классического цикла внесения изменения в программу: редактирование текста — перекомпиляция — пересборка — перезагрузка (программы, не обязательно всей системы) выпадает целая фаза. В случае большой программы это может быть длительная фаза. В случае Novell Netware решающим оказывается первое преимущество (рис. 3.14), в случае систем реального времени одинаково важны оба.
В большинстве современных ОС, в действительности, сборка в момент загрузки происходит не из объектных модулей, а из предварительно собранных разделяемых библиотек. Такие библиотеки отличаются от обсуждавшихся в разд. Объектные библиотеки, во-первых, тем, что из них невозможно извлечь отдельный модуль: все межмодульные ссылки внутри такой библиотеки разрешены, и ее необходимо всегда загружать как целое; и, во-вторых, тем, что список символов, экспортируемых такой библиотекой, не является объединением списков экспорта составляющих ее объектных модулей. При сборке такой библиотеки необходимо указать, какие из символов будут экспортироваться. Некоторые редакторы связей позволяют на этом этапе создавать дополнительные символы.

Рис. 3.14. Фрагмент структуры взаимозависимостей между NLM (Netware Loadable Module) сервера Netware 4.11

Динамические библиотеки

В Windows и OS/2 используется именно такой способ загрузки. Исполняемый модуль в этих системах содержит ссылки на другие модули, называемые DLL (Dynamically Loadable Library, динамически загружаемая библиотека). Фактически, каждый модуль в этих системах обязан содержать хотя бы одну ссылку на DLL, потому что интерфейс к системным вызовам в этих ОС также реализован в виде DLL.
DLL представляют собой библиотеки в том смысле, что обычно они собираются из нескольких объектных модулей. Но, в отличие от архивных библиотек, из DLL нельзя извлечь отдельный модуль, при присоединении библиотеки к программе она присоединяется и загружается целиком.
Главное достоинство DLL состоит в том, что модуль (как основной, так и библиотечный), по собственному желанию, может выбирать различные библиотеки, подгружая их уже после своей собственной загрузки. При этом нет даже строгого ограничения на совместимость этих библиотек по вызовам (две библиотеки совместимы по вызовам, если они имеют одинаковые точки входа с одинаковой семантикой): загрузчик предоставляет возможность просмотреть список глобальных символов, определенных в библиотеке и получить указатель на каждый символ, обратившись к нему по имени' (впрочем, количество и типы параметров или тип переменной, а тем более их семантику, загрузчик не сообщает — эту информацию надо получать из других источников, например из списка зарегистрированных в системе объектов СОМ).
Особенно удобна возможность вызывать любую функцию по имени при обращении к внешним модулям из интерпретируемых языков. В примере 3.9 для подключения внешних библиотек (в данном случае это стандартная библиотека RexxUtil и библиотека доступа к сетевым сервисам rxSock) применяются две процедуры: сначала RxFuncAdd с тремя параметрами: имя символа REXX, который будет использоваться для обращения к вызываемой функции, имя DLL и имя символа в этой DLL, а потом специальная функция, предоставляемая модулем (sysLoadFunc и sockLoadFunc соответственно), которая регистрирует в интерпретаторе REXX остальные функции модуля.

Пример 3.9. Пример использования динамической библиотеки (здесь — REXX | I Socket) в интерпретируемом языке

/**************************************************
ПРОСТОЙ HTTP клиент на REXX
Dmitry Maximovich 2:5030/544.60 aka [email protected]
**************************************************/
PARSE VALUE ARC (1) WITH Al A2
IF Al = " THEN DO
SAY 'USAGE: wwwget hostname[/path] [port]' EXIT
END
ELSE
DO
PARSE VALUE Al WITH B1'/'B2
sServer = Bl
IF B2 = '' THEM
DO
sRequest = 'GET / HTTP 1.0'|I"ODOAODOA"x
SAY''Requesting /' END ELSE DO
sRequest = 'GET /'|IB2I|' HTTP 1.0'|I"ODOAODOA"x
SAY 'Requesting /'||B2
END
END
IF A2 <> " THEN
DO
nPortNumber = A2
END
-ELSE
DO
nPortNumber =80
END
/* Загрузить REXX Socket Library если еще не загружена*/
IF RxFuncQuery("SockLoadFuncs") THEN
DO
re = RxFuncAddf"SockLoadFuncs","rxSock","SockLoadFuncs")
re = SockLoadFuncs ()
END
IF RxFuncQuery("SysLoadFuncs") THEN
DO
re = RxFuncAdd("SysLoadFuncs","RexxUtil","SysLoadFuncs") re = SysLoadFuncs()
END
rc=SockGetHostByName(sServer,"host.")
IF rс <> 1 THEN
DO
SAY 'CANNOT RESOLVE HOSTNAME TO ADDRESS: 'sServer EXIT -1 END
SAY 'Trying server: 'host.name1, address: 'host.addr', port: 'nPortNumber
socket = SockSocket('AF_INET','SOCK_STREAM',0) IF socket < 0 THEN DO
SAY 'UNABLE TO CREATE A SOCKET' EXIT -1
END
address.familу = 'AF_INET' address.port = nPortNumber address.addr = host.addr
rc = SockConnect(socket,'address.')
IF re < 0 THEN
DO
SAY 'UNABLE TO CONNECT TO SERVER:'address.addr
SIGNAL DO
END
re = SockSend(socket, sRequest)
SAY 'REQUEST'***************************************************'
Resp = ''
DO FOREVER
re = SockRecv(socket,"sReceive",256)
IF re <= 0 THEN LEAVE
Resp = Resp || sReceive END
SAY
/* CR -> CRLF */
nStart = 1
nStop = pos(X2C("OA"), Resp)
do while nStop > 0
SAY SUBSTR(Resp,nStart,nStop-nStart)
nStart = nStop + 1
nStop = pos(X2C("OA"), Resp, nStart)
end
DO:
rc = SockShutDown(socket,2)
rc = SockClose(socket)

При сборке DLL из нескольких объектных модулей программист должен предоставить DEF-файл (пример 3.10). В этом файле содержится перечисление символов, экспортируемых библиотекой (в отличие от обычных, "архивных" библиотек, набор этих символов не обязательно равен объединению наборов экспортных символов всех включенных в библиотеку объектов), а также некоторые другие параметры. Например, можно указать, что DLL имеет функции инициализации и терминации. Эти функции могут запускаться как при первой загрузке библиотеки (INITGLOBAL), так и при подключении библиотеки очередной программой (INITINSTANCE). Можно также управлять разделением сегмента данных DLL — применять общий сегмент данных для всех программ, использующих библиотеку, или создавать свою копию для каждой программы.

Пример 3.10. DEF-файл из примеров кода VisualAge C++ V3.0

LIBRARY REXXUTIL INITINSTANCE LONGNAMES
PROTMODE
DESCRIPTION 'REXXUTIL Utilities - (c) Copyright IBM Corporation 1991'
DATA MULTIPLE NONSHARED STACKSIZE 32768
EXPORTS
SYSCLS = SysCls @1 SYSCURPOS = SysCurPos @2 SYSCURSTATE = SysCurState @3 SYSDRIVEINFO = SysDrivelnfo @4
SYSDRIVEMAP = SysDriveMap @5
SYSDROPF0NCS = SysDropFuncs @6
SYSFILEDELETE = SysFileDelete @7
SYSFILESEARCH = SysFileSearch @8
SYSFILETREE - SysFileTree @9
SYSGETMESSAGE = SysGetMessage 010
SYSINI = Syslni 011
SYSLOADFUNCS = SysLoadFuncs @12
SYSMKDIR = SysMkDir @13
SYSOS2VER = SysOS2Ver 014
SYSRMDIR = SysRmDir @15
SYSSEARCHPATH = SysSearchPath @16
SYSSLEEP = SysSleep @17
SYSTEMPFILENAME = SysTempFileName @18
SYSTEXTSCREENREAD = SysTextScreenRead @19
SYSTEXTSCREENSIZE = SysTextScreenSize La20
SYSGETEA = SysGetEA @21
SYSPUTEA = SysPutEA @22
SYSWAITNAMEDPIPE = SysWaitNamedPipe @23

DLL являются удобным средством разделения кода и создания отдельно загружаемых программных модулей, но их использование сопряжено с определенной проблемой, которая будет подробнее объясняться в разд. Разделяемые библиотеки. Забегая вперед, скажем, что концепция разделяемых DLL наиболее естественна в системах, где веб задачи используют единое адресное пространство — но при этом ошибка в любой из программ может привести к порче данных или кода другой задачи. Стандартный же способ борьбы с этой проблемой — выделение каждому процессу своего адресного пространства — значительно усложняет разделение кода.
Другая проблема, обусловленная широким использованием разделяемого кода, состоит в слежении за версией этого кода. Действительно, представим себе жизненную ситуацию: в системе одновременно загружены тридцать программ, использующие библиотеку LIBC.DLL. При этом десять из них разрабатывались и тестировались с версией 1.0 этой библиотеки, пять — с версией 1.5 и пятнадцать — с версией 1.5а. Понятно, что рассчитывать на устойчивую работу всех тридцати программ можно только при условии, что все три версии библиотеки полностью совместимы снизу вверх не только по набору вызовов и их параметров, но и по точной семантике каждого из этих вызовов. Последнее требование иногда формулируют как bug-for-bug compatibility (корректно перевести это словосочетание можно так: полная совместимость не только по спецификациям, но и по отклонениям от них).
Казалось бы, исправление ошибок должно лишь улучшать работу программ, использующих исправленный код. На практике же бывают ситуации, когда код основной программы содержит собственные обходные пути, компенсирующие ошибки в библиотеке. Эти обходы могут быть как внесены сознательно (когда поставщик библиотеки исправит, еще неизвестно, а программа нужна сейчас), так и получиться сами собой (арифметический знак, перепутанный четное число раз и т. д.). В этих случаях исправление ошибки может привести к труднопредсказуемым последствиям. Нельзя также забывать и о возможности внесения новых ошибок при исправлении старых, поэтому при разработке и эксплуатации сложных программных систем, необходимо тщательно следить за тем, что именно и где изменилось, а не просто фиксировать ошибки.
Требование "совместимости с точностью до ошибок" — это лишь полемически заостренная формулировка требования контролируемости поведения кода. Из вышеприведенных соображений понятно, что нарушения такой контролируемости представляют собой проблему, которая, не будучи так или иначе разрешена, может серьезно усложнить работу администраторов системы и приложений.

Разделяемый код в системах семейства Windows
Катастрофические масштабы эта проблема принимает в системах семейства Windows, где принято помещать в дистрибутивы прикладных программ все потенциально разделяемые модули, которые этой программе могут потребоваться — среда исполнения компилятора и т. д. При этом каждое приложение считает своим долгом поместить свои разделяемые модули в C:\WINDOWS\SYSTEM32 (в Windows NT/2000/XP это заодно приводит к тому, что установка самой безобидной утилиты требует администраторских привилегий). Средств же проследить за тем, кто, какую версию, чего, куда и зачем положил, практически не предоставляется.
В лучшем случае установочная программа спрашивает: "Тут вот у вас что-то уже лежит, перезаписать?". Стандартный деинсталлятор содержит список DLL, которые принадлежат данному приложению, и осознает тот факт, что эти же DLL используются кем-то еще, но не предоставляет (и, по-видимому, не пытается собрать) информации о том, кем именно они используются. Наличие реестра объектов СОМ не решает проблемы, потому что большая часть приносимого каждым приложением "разделяемого" кода (кавычки стоят потому, что значительная часть этого кода никому другому, кроме принесшего его приложения, не нужна) не является сервером СОМ.
В результате, когда, например, после установки MS Project 2000 перестает работать MS Office 2000 [MSkb RU270125], это никого не удивляет, а конфликты между приложениями различных разработчиков или разных "поколений" считаются неизбежными. Установить же в одной системе и использовать хотя бы попеременно две различные версии одного продукта просто невозможно — однако, когда каждая версия продукта использует собственный формат данных, а конверсия между ними неидеальна, это часто оказывается желательно.
Разработчики же и тестеры, которым надо обеспечить совместимость с различными версиями существующих приложений, при этом просто оказываются в безвыходной ситуации. Неслучайно поставщики VmWare (системы виртуальных машин для х8б) как одно из главных достоинств своей системы рекламируют возможность держать несколько копий Windows одновременно загруженными на одной машине.
Привлекательный путь решения этой проблемы — давать каждому приложе-нию возможность указывать, какие именно DLL ему нужны и где их искать, и позволять одновременно загружать одноименные DLL с разной семантикой — на самом деле вовсе не прост как с точки зрения реализации, так и с точки зрения управления системой. Системы с виртуальной памятью предлагают некоторые подходы к реализации этого пути, но это будет обсуждаться в разд. Разделяемые библиотеки.

Загрузка самой ОС

  — Опять себя за волосы дергал ("Тот самый Мюнхаузен"), Г. Горин

При загрузке самой ОС возникает специфическая проблема: в пустой машине, скорее всего, нет программы, которая могла бы это сделать.
В системах, в которых программа находится в ПЗУ (или другой энергонезависимой памяти) этой проблемы не существует: при включении питания программа в памяти уже есть и сразу начинает испблняться. При включении питания или аппаратном сбросе процессор исполняет команду, находящуюся по определенному адресу, например, OxFFFFFFFA. Если там находится ПЗУ, а в нем записана программа, она и начинает исполняться.
При разработке программ для встраиваемых приложений часто используются внутрисхемные имитаторы ПЗУ, доступные целевой системе как ПЗУ, а системе разработчика — как ОЗУ или специальное внешнее устройство.
Компьютеры общего назначения также не могут обойтись без ПЗУ. Программа, записанная в нем, называется загрузочным монитором. Стартовая точка этой программы должна находиться как раз по тому адресу, по которому процессор передает управление в момент включения питания. Эта программа производит первичную инициализацию процессора, тестирование памяти и обязательного периферийного оборудования, и, наконец, начинает загрузку системы. В компьютерах, совместимых с IBM PC, загрузочный монитор известен как BIOS.
На многих системах в ПЗУ бывает прошито нечто большее, чем первичный загрузчик. Это может быть целая контрольно-диагностическая система, называемая консольным монитором. Такая система есть на всех машинах линии PDP-11/VAX и на VME-системах, рассчитанных на OS-9 или VxWorks. Такой монитор позволяет вам просматривать содержимое памяти по заданному адресу, записывать туда данные, запускать какую-то область памяти как программу и многое другое. Он же позволяет выбирать устройство, с которого будет производиться дальнейшая загрузка. В PDP-11/VAX на таком мониторе можно писать программы, почти с таким же успехом, как на ассемблере. Нужно только уметь считать в уме в восьмеричной системе счисления. иа машинах фирмы Sun в качестве консольного монитора используется интерпретатор языка Forth. На ранних моделях IBM PC в ПЗУ был прошит щтерпретатор BASIC. Именно поэтому клоны IBM PC имеют огромное ко-чичество плохо используемого адресного пространства выше сегмента ОхСООО. Вы можете убедиться в том, что BASIC там должен быть, вызвав из программы прерывание 0x60. Вы получите на мониторе сообщение вроде: NO
ROM BASIC, PRESS ANY KEY TO REBOOT
. Вообщеговоря, этот BASIC не является консольным монитором в строгом смысле этого слова, так как получает управление не перед загрузкой, а лишь после того, как загрузка со всех устройств завершилась неудачей.
После запуска консольного монитора и инициализации системы вы можете приказать системе начать собственно загрузку ОС. На IBM PC такое приказание отдается автоматически, и часто загрузка производится вовсе не с того устройства, с которого хотелось бы. На этом и основан жизненный цикл загрузочных вирусов.
Чтобы загрузочный монитор смог что бы то ни было загрузить, он должен уметь проинициализировать устройство, с которого предполагается загрузка, и считать с него загружаемый код. Поэтому загрузочный монитор обязан содержать модуль, способный управлять загрузочным устройством. Например, типичный BIOS PC-совместимого компьютера содержит модули управления гибким диском и жёстким диском с интерфейсом Seagate 506 (в современных компьютерах это обычно интерфейс EIDE, отличающийся от Seagate 506 конструктивом, но программно совместимый с ним сверху вниз).
Кроме того, конструктивы многих систем допускают установку ПЗУ на платах контроллеров дополнительных устройств. Это ПЗУ должно содержать программный модуль, способный проинициализировать устройство и произвести загрузку с него (рис. 3.15).

Рис. 3.15. Системное ПЗУ и BIOS дискового контроллера

Как правило, сервисы загрузочного монитора доступны загружаемой системе. Так, модуль управления дисками BIOS PC-совместимых компьютеров предоставляет функции считывания и записи отдельных секторов диска Доступ к функциям ПЗУ позволяет значительно сократить код первичного загрузчика ОС, и, нередко, сделать его независимым от устройства.
Проще всего происходит загрузка с различных последовательных устройств — лент, перфолент, магнитофонов, перфокарточных считывателей и т. д. Загрузочный монитор считывает в память все, что можно считать с заданного устройства и передает управление на начало той информации которую прочитал.
В современных системах такая загрузка практически не используется. В них загрузка происходит с устройств с произвольным доступом, как правило — с дисков. При этом обычно в память считывается нулевой сектор нулевой дорожки диска. Содержимое этого сектора называют первичным загрузчиком. В IBM PC этот загрузчик называют загрузочным сектором, или boot-сектором.
Как правило, первичный загрузчик, пользуясь сервисами загрузочного монитора, ищет на диске начало файловой системы своей родной ОС, находит в этой файловой системе файл с определенным именем, считывает его в память и передает этому файлу управление. В простейшем случае такой файл и является ядром операционной системы.
Размер первичного загрузчика ограничен чаще всего размером сектора на диске, т. е. 512 байтами. Если файловая система имеет сложную структуру, иногда первичному загрузчику приходится считывать вторичный, размер которого может быть намного больше. Из-за большего размера этот загрузчик намного умнее и в состоянии разобраться в структурах файловой системы. В некоторых случаях используются и третичные загрузчики.
Это последовательное исполнение втягивающих друг друга загрузчиков возрастающей сложности называется бутстрапом (bootstrap), что можно перевести как "втягивание [себя] за шнурки от ботинок".
Большую практическую роль играет еще один способ загрузки — загрузка по сети. Она происходит аналогично загрузке с диска: ПЗУ, установленное на сетевой карте, посылает в сеть пакет стандартного содержания, который содержит запрос к серверу удаленной загрузки. Этот сервер передает по сети вторичный загрузчик и т. д. Такая технология незаменима при загрузке бездисковых рабочих станций. Централизованное размещение загрузочных образов рабочих станций на сервере упрощает управление ими, защищает настройки ОС от случайных и злонамеренных модификаций и существенно удешевляет эксплуатацию больших парков настольных компьютеров, поэтому по сети нередко загружаются и машины, имеющие жесткий диск.
Проще всего происходит загрузка систем, ядро которых вместе со всеми дополнительными модулями (драйверами устройств, файловых систем и др.)
Собрано в единый загрузочный модуль. Например, в системах семейства Unix, ядро так и называется /unix (в FreeBSD - /vmunix, в Linux -/vnilinux, пли, и случае упакованного ядра, /vmlinuz).
При переконфигурации системы, добавлении или удалении драйверов и других модулей необходима пересборка ядра, которая может производиться либо стандартным системным редактором связей, либо специальными утилитами генерации системы. Для такой пересборки в поставку системы должны входить либо исходные тексты (как у Linux и BSD), либо объектные модули ядра. Сборка ядра из объектных модулей на современных системах занимает не более нескольких минут. Полная перекомпиляция ядра из исходных текстов, конечно, продолжается существенно дольше.
На случай, если системный администратор ошибется и соберет неработоспособное ядро, вторичный загрузчик таких систем часто предоставляет возможность выбрать файл, который следует загрузить. Ядро таких систем обычно не использует никаких конфигурационных файлов — все настройки также задаются при генерации.
Большинство современных ОС используют более сложную форму загрузки, при которой дополнительные модули подгружаются уже после старта самого ядра. В терминах предыдущих разделов это называется "сборка в момент загрузки". Список модулей, которые необходимо загрузить, а также параметры настройки ядра, собраны в специальном файле или нескольких файлах. У DOS и OS/2 этот файл называется CONFIG.SYS, у Win32-cncreM -реестром (registry).
Сложность при таком способе загрузки состоит в том, что ядро, еще полностью не проишщиализовавшись, уже должно быть способно работать с файловой системой, находить в ней файлы и считывать их в память.
Особенно сложен этот способ тогда, когда драйверы загрузочного диска и загрузочной файловой системы сами являются подгружаемыми модулями. Обычно при этом ядро пользуется функциями работы с файловой системой, предоставляемыми вторичным (или третичным, в общем, последним по порядку) загрузчиком, до тех пор, пока не проинициализирует собственные модули. Вторичный загрузчик обязан уметь читать загрузочные файлы, иначе он не смог бы найти ядро. Если поставщики ОС не удосужились написать соответствующий вторичный загрузчик, а предоставили только драйвер файловой системы, ОС сможет работать с такой файловой системой, но не сможет из нее загружаться.
Некоторые системы, например DOS, могут грузиться только с устройств, поддерживаемых BIOS, и только из одного типа файловой системы — FAT, Драйвер которой скомпонован с ядром. Любопытное развитие этой идеи представляет Linux, модули которого могут присоединяться к ядру как статически, так и динамически. Динамически могут подгружаться любые модули, кроме драйверов загрузочного диска и загрузочной ФС.
Преимущества, которые дает динамически собираемое в момент загрузки ядро, не так уж велики по сравнению с системами, в которых ядро собирается статически. Впрочем, ряд современных систем (Solaris, Linux, Netware) идут в этом направлении дальше и позволяют подгружать модули уже после загрузки и даже выгружать их. Такая архитектура предъявляет определенные требования к интерфейсу модуля ядра (он должен уметь не только инициализировать сам себя и, если это необходимо, управляемое им устройство, н0 и корректно освобождать все занятые им ресурсы при выгрузке), но дает значительные преимущества.
Во-первых, это допускает подгрузку модулей по запросу. При этом подсистемы, нужные только иногда, могут не загрузиться вообще. Даже те модули, которые нужны всегда, могут проинициализироваться, только когда станут нужны, уменьшив тем самым время от начала загрузки до старта некоторых сервисов. Второе, пожалуй даже более важное для системного администратора, преимущество состоит в возможности реконфигурировать систему без перезагрузки, что особенно полезно для систем коллективного пользования. И, наконец, возможность выгрузки модулей ядра иногда (но не всегда, а лишь если поломка не мешает драйверу корректно освободить ресурсы) позволяет корректировать работу отдельных подсистем — опять-таки без перезагрузки всей ОС и пользовательских приложений.
Оказавшись в памяти и, так или иначе, подтянув все необходимые дополнительные модули, ядро запускает их подпрограммы инициализации. При динамической подгрузке инициализация модулей часто происходит по мере их загрузки. Обычно инициализация ядра завершается тем, что оно загружает определенную программу, которая продолжает инициализацию — уже не ядра, но системы в целом.
Так, системы семейства UNIX имеют специальную инициализационную программу, которая так и называется — init. Эта программа запускает различные процессы-демоны, например cron — программу, которая умеет запускать другие заданные ей программы в заданные моменты времени, различные сетевые сервисы, программы, которые ждут ввода с терминальных устройств (getty), и т. д. Набор запускаемых программ задается в файле /etc/inittab (в разных версиях системы этот файл может иметь разные имена, /etc/inittab используется в System V). Администратор системы может редактировать этот файл и устанавливать те сервисы, которые в данный момент нужны, избавляться от тех, которые не требуются, и т. д.
Программа init остается запущенной все время работы системы. Она, как правило, следит за дальнейшей судьбой запущенных ею процессов. В зависимости от заданных в файле /etc/inittab параметров, она может либо перезапускать процесс после его завершения, либо не делать этого.
Аналогичный инициализационный сервис в той или иной форме предоставляют все современные операционные системы.

Загрузка Sun Solaris
Полный цикл загрузки Solaris (версия Unix System V Release 4, поставляющаяся фирмой Sun) на компьютерах х86 происходит в шесть этапов. Первые три этапа стандартны для всех ОС, работающих на IBM PC-совместимой технике. При включении компьютера запускается прошитый в ПЗУ BIOS. Он проводит тестирование процессора и памяти и инициализацию машины. В процессе инициализации BIOS устанавливает обработчик прерывания int I3h. Этот обработчик умеет считывать и записывать отдельные секторы жестких и гибких дисков и производить некоторые другие операции над дисковыми устройствами. Первичные загрузчики ОС обычно пользуются этим сервисом. Некоторые ОС, например MS/DR DOS, используют этот сервис не только при загрузке, но и при работе, и, благодаря этому, могут не иметь собственного модуля управления дисками.
Если загрузка происходит с жесткого диска, BIOS загружает в память и запускает нулевой сектор нулевой дорожки диска. Этот сектор обычно содержит не первичный загрузчик операционной системы, a MBR (Master Boot Record — главная загрузочная запись). Эта программа обеспечивает разбиение физического жесткого диска на несколько логических разделов (partition) и возможность попеременной загрузки различных ОС, установленных в этих разделах (рис. 3.16).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...