Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь специальных терминов 2 страница



Джем-сешн/ Jam session (англ, случайная встреча) — Традиционные творческие встречи джазовых музыкантов, собирающихся в свободное время (чаще всего ночью) для свободного совместного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве и в искусстве импровизации. Состав ансамблей, выступающих на джем-сешн, как правило, не определен заранее и может изменяться непосредственно в процессе исполнения. Случайный характер носит и программа таких «концертов», что исключает возможность предварительной подготовки музыкантов, репетиций, использова­ния аранжировок. Традиция джем-сешн существовала еще в начале XX в. у музыкантов новоорлеанского джаза и сохраняется до нашего времени. Джем-сешн сыграли важную роль в разработке и развитии многих джазовых стилей.

Джюбили/ Jubilee (англ, празднество, ликование)— Архаическая негритянская рели­гиозная песня-славление. Основой джюбили является каноническая хоральная мелодия, многократно повторяемая с незначительными изменениями и новыми импровизационными подголосками (принцип строфического варьирования). В процессе исполнения джюбили обычно происходит постепенный переход от строгого и спокойного изложения мелодии европейского церковного гимна к более свободному и динамичному — с использованием африканизированной респонсорной техники, импровизации, «блюзовых тонов», танцеваль­ных ритмов — вплоть до экстатического шауг-пения.

Диксиленд/ Dixieland (англ, страна Дикси) — Одна из основных стилевых разновид­ностей традиционного джаза (наряду с новоорлеанским стилем). Термин имеет фольклор­ное происхождение («страна Дикси»—символическое название южных штатов США); введен в обиход белыми музыкантами — создателями диксиленда, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза и избежать употребления самого слова «джаз», отношение к которому в течение довольно длительного времени было весьма пренебрежительным. Наиболее ранние образцы диксиленда относятся к концу XIX в., окончательно этот стиль

363


сложился в 1910-е гг. Вначале деятельность белых музыкантов ограничивалась слепым подражанием новоорлеанскому стилю и была малоплодотворной. Т. н. второе поколение музыкантов диксиленда (начало 20-х гг.) освоило основные выразительные средства не­гритянского джаза (импровизацию, офф-бит, «блюзовый звукоряд», хог-тон и др.), всту­пив на путь постепенного преодоления расовых барьеров. В результате различия между диксиленд-джазом и новоорлеанским стилем стали сглаживаться, что в значительной мере способствовало возникновению и развитию новых, смешанных стилевых форм джазовой музыки. На раннем этапе диксиленд развивался главным образом под влиянием мене-стрельных традиций, музыки архаических марширующих духовых капелл (см. марширую­щий оркестр) и особенно регтайма. Окончательная переориентация его на классический негритянский джаз произошла ок. 1916 г. Многие характерные признаки диксиленда сохра­нились в пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском стиле.

Драйв/ Drive (англ, движение, преследование, гонка, спешка) — Энергичная манера исполнения в джазе, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа, активной устремленности движения. Драйв предполагает использование целого ком­плекса выразительных средств и приемов, например, таких, как постоянное опережение долей метрической пульсации (см. офф-бит), переход от рассредоточенного размещения долевых акцентов (на 1-ю и 3-ю доли или на 2-ю и 4-ю) к акцентировке каждой доли, от более крупных ритмических длительностей к более мелким, динамичная атака звука, свинг, стомп, риффы и т. д.

Западного побережья, джаз — См. Вест-коуст-джаз.

«Звуковой идеал»/ Ideal sound — Термин, применяемый в западном музыкознании (ср. нем. Klangideal, фр. sonorite ideale, иг. suono ideale) для выражения эстетического пред­ставления о качестве и красоте музыкального звука, то есть о тех необходимых его свой­ствах, которые обусловлены нормами художественного восприятия и мышления, прису­щими той или иной исторической эпохе, национальной культуре, стилю. «Звуковой идеал» имеет громкостные, временные, тембровые и звуковысотные характеристики; он тесно свя­зан с критериями правильного, художественно полноценного звукоизвлечения и звукове-дения, с выразительными возможностями музыкальных инструментов и голоса, с тради­циями исполнительского искусства. В музыке разных эпох и народов он обнаруживает черты индивидуального своеобразия и самобытности. Различны «звуковые идеалы» музы­кальных культур средневековья и классицизма, академической музыки и фольклора. «Зву­ковой идеал» джаза (т. н. джазовый саунд) обладает своими специфическими особенностя­ми и является одной из важнейших категорий джазовой стилистики.

Импровизация/ Improvisation (от лат. improvisus непредвиденный, неожиданный, вне­запный)— Метод творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предпола­гающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки) и исполнителя (интерпретация); они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом-импровизатором одновременно. В джазе (в отличие от академического му­зыкального искусства) импровизация имеет основополагающее значение, хотя использова­ние ее в отдельных случаях не считается обязательным. Типы и средства импровизацион­ной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различ­ных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. Широкое применение здесь нахо­дят такие разновидности импровизации, как вокальная и инструментальная, сольная и ан­самблевая, тональная и атональная, свободная и ограниченная (основывающаяся на задан­ных схемах, моделях, стандартах, частично или полностью распланированная, сочетаю­щаяся с элементами композиции и аранжировки, даже целиком зафиксированная в нотной записи). Это может быть короткий брейк или развернутый мелодический хорус, импрови­зация на определенную тему, на гармонический квадрат или даже на законченную пьесу с развитой формой, импровизация на импровизацию, модальная или алеаторическая импро­визация, коллективная игра в линеарно-контрапунктической, гетерофонной, орнаменталь­но-вариационной или респонсорной манере, имитация музыкантом импровизационного сти­ля других джазовых исполнителей и т. д. Возможны также сочетания различных типов импровизации.

Ист-коуст-джаз (джаз Восточного побережья)/ East Coast Jazz — Общее название группы стилей и направлений современного джаза, сложившихся в первой половине


50-х гг. на Восточном побережье США (главный центр — Нью-Йорк). Представители ист-коуст-джаза — преимущественно цветные музыканты. Важнейшие его стилевые фор­мы — хард-боп и соул. Для этих стилей, возникших как реакция на эксперименты вест-коуст-джаза в области европеизированных концертных форм, характерна тенденция к воз­рождению традиций блюза и негритянского хот-джаза на современной основе.

Канзасский стиль (Канзас-Сити-джаз)/ Kansas-City-jazz — Стилевая разновидность раннего негритянского свинга, возникшая в конце 20-х гг. в г. Канзас-Сити. Отличается характерным типом свинговой пульсации (баунс), выдержанным фоур-битом, разно­образным использованием техники риффов и офф-быг-фразировки. Обнаруживает следы влияний традиционного джаза, регтайма и музыкального фольклора Среднего Запада. В некоторых отношениях канзасский стиль предвосхищает более поздние стили современ­ного джаза, в частности, боп и кул.

Кантри/ Country (Country music) (англ, country сельский, деревенский)— Выросшая из фольклорных истоков и представленная в США множеством местных школ, стилей и направлений традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого насе­ления сельских районов юго-восточных и западных штатов. Сложилась к началу XX в. в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Первоначально бытовала в сельских районах как музыка фермеров, сельскохозяйственных рабочих, лесорубов и др. под названием фолк-мьюзик, или сокр. фолк (folk music). После первой мировой войны получила широкое распростра­нение благодаря развитию грамзаписи и радио. В 20-е гг. стала называться хилбилли (hill­billy) — по имени одного из наиболее популярных ее исполнителей, скрипача и певца Бил­ли Хилла (1899—1940). К 40-м гг. коммерциализировалась, превратившись в т.н. «вто­ричный фольклор» (создаваемый профессиональными авторами). Вместе с ковбойскими песнями Запада — вестернами — приобрела популярность в городской среде под назва­нием кантри-энд-вестерн (country and western, С & W). В некоторых своих разновидностях музыка кантри обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки; нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ — кантри-шоу.

Кантри-блюз/ Country blues — Одно из названий архаического блюза, подчеркиваю­щее его принадлежность к сельскому музыкальному фольклору, в отличие от классиче­ского блюза, имевшего преимущественно городское бытование и поэтому называвшегося также биг-сити-блюзом (букв, блюз большого города). См. также кантри.

Квадрат/ Square — В джазовой музыке этим термином обозначается законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (восьмитакт, двенадца-титакт, шестнадцатитакт и т. д.), лежащая в основе темы, на которую исполняется импро­визация, и многократно повторяемая без существенных изменений на протяжении всей пьесы. С данным понятием связано существование особого типа музыкальной формы в джазе, представляющей собой серию гармонических квадратов, на фоне которых разверты­вается мелодическая импровизация. Это предполагает возможность использования одно­временно нескольких различных принципов формообразования: строфического варьирова­ния (структурная схема гармонического квадрата остается неизменной, в то время как его аккордика, фактура и ритмика варьируются), сквозного импровизационного развертыва­ния мелодики, респонсорной техники (диалогическая перекличка солистов в рамках одного квадрата или вопросо-ответное чередование мелодических соло с протяженностью каждого в несколько квадратов), а также репризности (обрамление пьесы экспозиционным и ре-призным изложением темы).

Классический блюз/ Classic blues — Тип блюза, сложившийся к концу XIX в. на основе развившихся из архаического, или сельского, блюза новых, урбанизированных разновид­ностей этого жанра (urban blues, big city blues). Период расцвета классического блюза от­носится к 1925—1935 гг., после чего произошел переход к его современным формам (см. современный блюз). К этому времени окончательно определились важнейшие характер­ные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая двенадцатитактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, развитая респонсорная техника, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; комбо- и биг-бэнд-блюз; лирический и драматический; мело­дический и шаут-блюз; хот- и свиг-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и др.


Классический джаз/ Classic jazz — Общее название джазовых стилей, развившихся на основе архаического джаза. Классический период датируется приблизительно 1890— 1929 гг. Завершился с началом «свинговой эры». Моменты наивысшего расцвета класси­ческого джаза — ок. 1917 г. (Новый Орлеан) и вторично в середине 20-х гг. (Чикаго). Принято относить к классическому джазу следующие его стилевые формы: новоорлеан­ский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско- чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеан­ской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, воз­никшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как тради­ционный джаз.

Классический свинг/ Classic swing — Зрелый свинговый стиль периода 1930—1944 гг. Является новой, более высокой ступенью развития раннего свинга (см. чикагский стиль). Достиг расцвета в 1938—1942 гг., после чего начал постепенно утрачивать свое доминирую­щее значение в связи с его коммерциализацией и выдвижением на первый план современ­ного джаза. В 50-е гг. произошло некоторое возрождение классического свинга в его тра­диционной и модернизированной формах.

Комбо/ Combo (от англ, combination комбинация, сочетание)— Характерный тип камерного джазового ансамбля, утвердившийся в современном джазе. В отличие от биг-бэнда, в котором коллективное исполнение и секционное деление инструментов преобла­дает над солированием, комбо, как правило, представляет собой ансамбль солистов, импро­визирующих в сопровождении ритм-группы (иногда ритмическая функция поручается здесь лишь одному инструменту или даже вообще может быть не обособленной от сольных партий). Численность исполнительского состава комбо может варьироваться в довольно широких пределах — от 2 до 10—11 человек — и, следовательно, не является определяю­щим признаком этого типа ансамблей. Специфика их связана прежде всего с распределе­нием функций между музыкантами, что дает основание считать комбо-джаз относительно самостоятельной стилевой разновидностью джазовой музыки.

Конга/ Conga (испано-амер. круг) — 1. Ударный инструмент африканского происхож­дения. Тип цилиндрического барабана с сужающимся книзу корпусом. Высота инструмен­та —70—80 см. Звук извлекается пальцами и ладонями обеих рук. Конга широко распро­странена в Латинской Америке; используется в современных танцевальных и развлекатель­ных оркестрах, иногда включается в джазовые ансамбли. 2. Афроамериканский танец, родственный румбе. Имеет двухдольный размер, исполняется в быстром темпе, иногда в сопровождении одноименного ударного инструмента. Является традиционным танцем кубинских карнавалов.

Концертный джаз/ Concert jazz — Данное понятие применяется по отношению к джа­зовой музыке, специально предназначенной для публичного исполнения в больших кон­цертных залах или обладающей качествами, присущими концертным жанрам (по аналогии с концертными жанрами академической музыки). Для концертного джаза характерны повышенная серьезность и углубленность содержания, рафинированность выразительных средств, тщательно продуманная и разработанная форма (и как следствие этого — воз­растание роли композиции и аранжировки), высокий уровень профессионального мастер­ства и технической виртуозности исполнения, отказ от развлекательно-прикладных функ­ций и от танцевальной ритмики, обращенность к подготовленному, интеллектуальному слушателю с развитым музыкальным вкусом и соответствующей культурой восприятия. Известны примеры концертных жанров, созданных на основе негритянского фольклора (концертный спиричуэл, концертный блюз), архаических форм евроамериканской музыки (концертный регтайм), традиционного джаза (концертный диксиленд). В 20-е гг. большой популярностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполнявшиеся оркестрами т. н. симфоджаза. В этот же период возник самобыт­ный концертный джазовый стиль, разработанный Дюком Эллингтоном и музыкантами его оркестра. Тенденция к концертности с очевидностью обнаруживается почти во всех стилях и направлениях современного джаза. В наибольшей мере это понятие применимо к таким его разновидностям, как филармонический джаз (см. «Джаз в филармонии»), прогрессив, вест-коуст, кул, фри-джаз, «третье течение», современный симфоджаз.

Креольский джаз/ Creole jazz (также frenchmen jazz) — Разновидность традицион­ного джаза, относящаяся к новоорлеанскому стилю. Развивалась параллельно и в тесной


взаимосвязи с его негритянским направлением. Возникла в среде цветных креолов Нового Орлеана — потомков французских и испанских переселенцев, имеющих примесь негритян­ской крови. Этим объясняется своеобразное промежуточное положение креольского джаза между негритянским джазом и диксилендом, что нашло непосредственное выражение в его стилистике. Креольские музыканты привнесли в джаз элементы своего родного фольклора и латиноамериканской музыки, способствовали расширению джазового инструментария и развитию ансамблевых форм джаза, а также приобщению негров к европейской куль­туре.

Кул-джаз («прохладный»/ «холодный» джаз)/ Cool jazz (англ, cool холодный, про­хладный)— Стиль современного джаза, возникшего в конце 40-х гг. Создан некоторыми негритянскими джазменами-бопералш на основе достижений бола, однако во многом про­тивоположен ему. Прежде всего это проявилось в отходе от традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от присущей ему чрезмерной ритмической экспрессивности и под­черкнутой негритянской специфики. Происхождение стиля кул принято связывать также с именем негритянского свингового саксофониста Лестера Янга, который еще в 30-е гг. раз­работал противоположную звуковому идеалу хот-джаза «холодную» манеру звукоизвле-чения (т. н. Lester sound). Характерные черты кула — эмоциональная сдержанность, уси­ление интеллектуального начала, снижение роли офф-бита и драйва, возросшее значение композиции, аранжировки и гармонии, изысканность тембров, применение разнообразной модуляционной техники, полифонизация фактуры, использование элементов политональ­ности, атональности и додекафонии, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Большинство представителей кул-джаза — белые музыканты. В основном кул исполняется ансамблями типа комбо, реже — большими оркестрами. Его влияния сказа­лись на развитии других современных джазовых стилей, особенно еест-коуст-джаза и «третьего течения».

Кун-сонг/ Coon song (англ, coon падший, пропащий)— Популярные песни в квази­негритянском духе, бытовавшие в США начиная с 20-х гг. прошлого столетия. «Кун»— презрительная кличка негров. Кун-сонги создавались преимущественно белыми авторами в подражание негритянским плантационным песням. Получили широкое распространение благодаря менестрельному театру (см. минетрел-шоу). Впоследствии некоторые из них вошли в репертуар джаза,

Кэйкуок/ Cakewalk (англ, шествие на кухню)— Популярный с середины XIX в. быстрый синкопированный танец-марш афроамериканского происхождения. Входил в состав менестрельных представлений (минетрел-шоу). Является предшественником рег­тайма. В Европе получил распространение как модный бытовой танец в 1900-е гг. Название кэйкуока, по одной из версий, связано с танцами негров-рабов, исполнявшимися для уве­селения белых хозяев. Шествие на кухню, вероятно, было наградой отличившимся танцо­рам.

Лид/ Lead (Lead party) (англ, lead вести)— Ведущий мелодический голос в джазовом ансамбле. В классическом джазе ведущую партию обычно исполнял корнетист или трубач, который назывался лидером или бэнд-лидером. В период свинга так стали называть руко­водителя оркестра.

Маримба/ Marimba (афр.) — Африканский ударный инструмент, разновидность ксилофона; был распространен также в Центральной и Южной Америке у негров-рабов. Представляет собой набор деревянных пластинок различной величины (соответствующих звукам определенной высоты), прикрепленных к тыквенным резонаторам (калебассам); в Центральной Америке в качестве резонаторов используются деревянные ящики разной емкости. Звук извлекается палочками с каучуковыми наконечниками. В 1921 г. в США на основе маримбы создан вибрафон, впоследствии вошедший в джазовый инструментарий.

Марширующий оркестр/ Marching band — Тип негритянского духового оркестра, по­лучивший распространение в период архаического джаза в Новом Орлеане. Возник по образцу военных марширующих оркестров, существовавших во французской армии еще со времен наполеоновских войн. Репертуар марширующих капелл Нового Орлеана состоял в основном из маршей и популярных танцев, исполняемых в характерной для негров синко­пированной манере. Такие оркестры участвовали в карнавалах и праздниках, торжествен­ных шествиях и парадах. Они сыграли важную роль в формировании новоорлеанского стиля и классического джаза в целом.

Минстрел-шоу/ Minstrel show (англ, менестрельное представление)— Самобытная форма американского музыкального театра, возникшая в первой половине XIX в. под влия-


нием негритянского фольклора. Первоначально это были короткие комедийно-эксцентри­ческие импровизированные сценки-скетчи, исполнявшиеся бродячими белыми музыкан­тами-менестрелями, которые, загримировавшись под негров, пародировали их манеры, повадки, речь, песни и танцы. Такие сценки нередко вставляли в качестве интермедий между действиями в театральных постановках, для развлечения публики во время антрактов. Впоследствии на их основе развился особый тип законченного многоактного шоу-пред­ставления с участием профессиональных актерских трупп и музыкальных ансамблей (банджо, кастаньеты, тамбурин, к которым иногда могли добавляться и другие инстру­менты). Период наивысшего расцвета минстрел-шоу 1840—1870 гг. После окончания граж­данской войны в США (1865 г.) появились негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. К началу XX в. менестрельный театр подвергся коммерциализации и утратил свое значение. Тем не менее он сыграл важную роль в истории американской му­зыки — способствовал возникновению и развитию регтайма и раннего джаза, формирова­нию национальных жанров музыкального театра и эстрадно-зрелищного искусства (воде­виля, мюзикла, мюзик-холла, шоу, ревю и др.).

Модальный джаз/ Modale jazz — Экспериментальное направление в современном джазе, связанное с переходом от традиционного типа тональной организации (европей­ский мажоро-минор с его функционально-гармонической системой) и формообразования (строфическая форма в виде серии повторяющихся гармонических квадратов) к новому, модальному («ладовому») принципу. Согласно этому принципу, главной организующей основой музыкального изложения становятся т. н. «модусы»— особые (ненормативные) ладо-звукорядные структуры, сохраняющие на протяжении пьесы или ее раздела постоян­ство ступеневого состава, но при этом допускающие свободное комбинирование тонов в рамках определенного звукоряда. Такого рода модальность позволяет связывать множе­ство мелодических и гармонических элементов в единое целое и одновременно расчленять целое на части и разделы, органично связанные между собой. Материал для построения модусов может быть весьма разнообразен: диатонические лады европейской народной му­зыки, средневековые церковные лады, звукоряды неевропейского происхождения, искус­ственно сконструированные звукорядные структуры. Особым предпочтением в модальном джазе пользуется разработанная в 1953 г. пианистом Джорджем Расселлом система из 9 хроматических вариантов лидийского лада, предназначенная главным образом для ис­пользования в практике блюзовой импровизации (т. н. «лидийская концепция тональной ор­ганизации»). Модальная техника в джазе не является чисто линеарной; в ее арсенале есть и такие приемы, как мелодическое развертывание заданной аккордовой структуры или, на­против, «свертывание» исходного мелодического звукоряда в аккорды. Это дает музыкан­там возможность применения в ансамблевой игре самых разных типов фактуры: полифони­ческой, гомофонной, хоральной, респонсорной (вопросо-ответной) и др. К модальной технике обращались представители многих современных джазовых стилей. В наибольшей степени это относится к музыкантам фри-джаза.

Модель/ Pattern — См. Паттерн.

Мэйнстрим/ Mainstream (англ, главное, центральное течение)— Условное понятие, утвердившееся в джазовом лексиконе в 50-е гг. в связи с возрождением свинга — стиля, занимающего промежуточное, центральное положение между традиционным хот-джазом и современным кулом. В дальнейшем стало применяться для обозначения существующего в рамках любого стиля умеренно-прогрессивного направления, не порывающего с тради­цией,— в отличие от консервативных, канонизированных форм данного стиля и его экспе­риментальных разновидностей (например, новоорлеанско-чикагский стиль как мэйнстрим в рамках классического джаза, кул с элементами хот-джаза и свинга, блюзовое направле­ние фри-джаза и т. п.).

Необоп/ Neobop (англ, новый боп) — То же, что и хард-боп.

Новоорлеанский стиль/ New Orleans style — Основополагающий стиль классического периода истории джаза. Представлен негритянским и креольским джазом Нового Орлеана. Сформировался в конце XIX в. на основе афроамериканского фольклора (уорк-сонг, не­гритянская баллада, спиричуэл, блюз и др.), народной и бытовой музыки цветных креолов, а также архаического (раннего) джаза. Новоорлеанский стиль связывается прежде всего с возникновением развитых инструментально-ансамблевых форм негритянского музициро­вания, пришедших на смену вокальным фольклорным жанрам с примитивным инструмен­тальным сопровождением, бытовым танцам, фортепианному регтайму и музыке духовых капелл, организованных по образцу европейских военных оркестров. В классический пе­риод сложился самостоятельный тип новоорлеанского джаз-бэнда с характерным разде-


лением инструментальных групп (секций) — ритмической (банджо, духовой или струнный бас, ударные и фортепиано) и мелодической (ведущий голос — корнет или труба, контра­пунктирующие голоса — кларнет и тромбон, участвующий также в гармоническом сопро­вождении мелодии), с определенным соотношением сольной и коллективной игры, импро­визации и аранжировки. В отличие от гетерофонно-вариационного стиля исполнения в архаическом джазе, здесь утвердился более сложный и совершенный респонсорный (вопро-со-ответный) принцип ансамблевой игры наряду с многоголосием типа импровизационной контрастной полифонии с ведущим голосом (лид). Более яркое и последовательное воплощение получила блюзовая традиция, определился круг специфических выразительных средств и технических приемов — офф-бит, драйв, дёрти-тоны, шауг-эффекты, стомпинг, брейки, стоп-тайм-техника, хот-манера и др. После 1917 г. в связи с закрытием увесели­тельных заведений Нового Орлеана многие джазмены переехали в Чикаго, где благодаря этому развился т. н. новоорлеанско-чикагский стиль, способствовавший зарождению ран­него свинга (см. также чикагский стиль). В среде белых музыкантов Нового Орлеана и Чикаго, подражавших негритянскому джазу, получил развитие стиль диксиленд. К концу 20-х гг. новоорлеанский стиль утратил свое значение и был вытеснен коммерческой раз­влекательной музыкой, однако во второй половине 30-х гг. произошло его возрождение в традиционных и новых формах (см. ривайвл). Идеи и принципы новоорлеанского стиля нашли продолжение в современном диксиленде.

Он-бит/ On beat (On the beat) (англ, к биту) — Джазовый бит, приближающийся к строгой метрической пульсации.

Офф-бит/ Off beat (англ, от бита) — Джазовый бит, отклоняющийся от строгой метри­ческой пульсации. Одно из важнейших средств создания метроритмических конфликтов в джазе.

Офф-питч/ Off pitch (англ, от [определенной] высоты)— Отклонение от абсолютной высоты тона. Термин, обозначающий характерный для афроамериканской музыки и джаза тип лабильной (подвижной, неустойчивой) интонации, не укладывающейся в европейскую равномерно-темперированную звуковысотную шкалу. К специфическим формам интонации типа офф-питч относятся «блюзовые тоны» и дёрти-тоны.

«Парикмахерская гармония» — См. Барбершоп-гармония.

Паттерн (модель)/ Pattern (pattern formation) (англ, модель) — Термин, относящийся к области модальной техники в джазе (в более широком смысле, чем ладовая модальность; см. модальный джаз). Паттерн представляет собой устойчивое структурное образование — модель (ритмическую фигуру, мелодический оборот, акцентный цикл, аккордовую последо­вательность, фактурную формулу и т. п.), которая при повторениях — не утрачивая своей устойчивости — допускает многообразное ее видоизменение и варьирование за счет сме­щения во времени, переакцентировки, транспозиции, секвенцирования и т. п. Это свое­образный строительный материал музыкального развертывания в джазе, важное средство динамизации изложения и формообразования. Часто масштаб (протяженность) такой мо­дели не совпадает с внутритактовыми долевыми циклами (например, группа из трех вось­мых длительностей при тактовом размере 2/4). Повторение данной модели создает после­довательность акцентов, противоречащих основной тактовой группировке. При этом возни­кает эффект «расшатывания» исходного метра, усиливающий внутреннюю конфликтность и динамичность музыкального развития. Прием многократного остинатного повторения паттерна как средство нагнетания динамики называется в джазе стомпом, или стомпингом. Частная разновидность стомпинга, весьма характерная для оркестрового свинга, — т. н. тех­ника риффов.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...