Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь специальных терминов 1 страница



Авангардный джаз/Avantgarde jazz (от франц. avant-garde передовой отряд) — Условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующихся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразитель­ных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т. д.). К авангардному джазу при­нято относить фри-джаз, «третье течение», электронный джаз, некоторые эксперименталь­ные формы хард-бопа, кул-джаза, джаз-рока и др.

Аранжировка/ Arrangement (англ, arrange располагать, устраивать, приводить в по­рядок)— Музыкальное изложение, рассчитанное на определенный состав исполнителей и зафиксированное в нотной записи. В джазе аранжировка является способом закрепления общего замысла ансамблевой или оркестровой интерпретации и главным носителем стиле­вых качеств, вследствие чего она приобретает не менее важное значение, чем композиция в академической музыке.

Архаический (ранний) блюз/ Archaic (early) blues — Наиболее старый, традицион­ный тип блюза, сложившийся, как предполагается, в первой половине прошлого века на Юге США и обнаруживающий тесную связь с африканскими истоками, а также с другими традиционными жанрами народной музыки американских негров (например, уорк-сонгом, холлером, балладой и спиричуэлом).

Архаический (ранний) джаз/ Archaic (early) jazz — Обозначение наиболее ста­рых, традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США. Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритян­ских и креольских марширующих оркестров XIX в. Период архаического джаза пред­шествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля.

Атака звука/ Attack — Одна из важных динамических характеристик звукоизвлече-ния в джазе, связанная с начальным моментом взятия звука в игре на каком-либо музы­кальном инструменте или в пении. Может быть резко акцентированной, агрессивной или смягченной. Качеством атаки звука в значительной мере определяется джазовый саунд.

Африканское «ручное фортепиано»/ African hand piano — Широко распространенный в Африке (на западном побережье и в южной части континента) щипково-язычковый музыкальный инструмент, родственный ксилофону, с длиной резонансного корпуса от 10 см до метра и с одним или несколькими рядами расположенных на нем язычков разной величины из дерева или металла, соответствующих звукам различной высоты. Имеет мно­жество местных названий — санза, мбира, мбила, калимба, ндимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др. Во времена европейской колонизации Америки санза была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор.

База/ Base (англ, нижняя часть, основание, опора)—Ансамбль или часть ансамбля, выполняющие функцию сопровождения солистов.

Баллада/ Ballad (от лат. ballo танцую)— Встречающийся у многих народов песен­ный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательное™ и лиризма, строфическая форма, медленный или умеренный темп, сквозное развертывание сюжета и музыкального материала. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими тра­дициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструменталь­ной игры и пения.

Банджо/ Banjo (Bonjo) — Струнный щипковый музыкальный инструмент африкан­ского происхождения, родственный мандолине и гитаре. Чрезвычайно широко распростра­нен в практике народного музицирования американских негров и как сольный, и как ак­компанирующий инструмент. Самобытные жанры негритянской народной музыки для банджо способствовали возникновению регтайма и ранних форм джаза.


Барбершоп-гармония («парикмахерская гармония»)/ Barbershop harmony (англ, bar­bershop парикмахерская) — Тип гармонического сопровождения мелодии, основанный на параллельном хроматическом движении голосов при соединении аккордов (главным образом септаккордов). Данная техника голосоведения соответствует аппликатуре банджо, в практике игры на котором, по-видимому, и сформировался этот своеобразный гармони­ческий стиль. Предполагается также, что его происхождение связано с существованием в старой Америке традиции полуфольклорного самодеятельного музицирования неболь­ших ансамблей, игравших в парикмахерских, которые в те времена являлись излюбленными местами отдыха и развлечения горожан (при таких парикмахерских обычно имелся бар, а также помещение для пения и танцев). Барбершоп-ансамбли оказали влияние на разви­тие американского менестрельного театра (см. минетрел-шоу) и регтайма.

Баррел-хаус-стиль/ Barrel house style, Barrel house piano (англ, barrel house трактир, пивная) — Возникший во второй половине прошлого столетия и получивший распростра­нение к началу XX в. архаический стиль негритянского фортепианного джаза. Музыка в стиле баррел-хаус исполнялась на фортепиано в остро синкопированной, ударной манере, без педали, с четким разделением функций правой и левой рук пианиста (в партии правой руки — свободная синкопированная мелодия, в партии левой руки — аккомпанемент типа «бас — аккорд» со строго выдержанной метрической пульсацией). Баррел-хаус-стиль практиковался и в небольших ансамблях, в состав которых кроме фортепиано могли вхо­дить банджо, гитара, мандолина, губная гармоника, бас и ударные, а также примитивные фольклорные инструменты (казу, джаг, «поющая пила», уошбоэрд, гребешок с папиросной бумагой и т. п.).

Баунс/Bounce (англ, прыжок, скачок) — 1. Разновидность свинга, упругое ритмиче­ское движение в умеренном темпе с акцентами на основных долях такта. Противополож­ность джампу с его упрощенным, мало освингованным битом и очень быстрым темпом. 2. Модный североамериканский танец в умеренном темпе на 4/4, имеющий сходство с медленным фокстротом.

Бегин/ Beguine — Танец латиноамериканского происхождения (предположительно с острова Мартиника), в четырехдольном размере, в умеренном темпе. Обладает некоторы­ми чертами сходства с танго и румбой. Получил международное распространение в 30-е гг. XX в. Мелодия «Begin the Beguin» из мюзикла К. Портера «Jubilee» (1935) является одной из популярных джазовых тем.

Бибоп — см. Боп.

Биг-бэнд (большой оркестр)/ Big band — Характерная разновидность джазового ор­кестра, отличающаяся определенным составом инструментов (при ведущей роли духовых), специфическим разделением инструментальных групп (секций), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения — бэкграунда, а также особых типов метроритмической пульсации, смешения тембров и др.). Численность музыкантов в биг-бэнде —10—20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано, гитара, бас, ударные); возможны некоторые другие его варианты. Предполагается наличие секции саксофонов (ридс), секции медных духовых (брасс) и ритм-секции; к ним может добавляться секция деревянных духовых (вудс), а также струн­ная группа. Развитие биг-бэнда началось в 20-е гг., а в начале 30-х гг. на его основе сложил­ся свинг — один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Бит/ Beat (англ, удар) — В широком смысле — метроритмическая пульсация в му­зыке. В джазе тип бита (граунд-бит, офф-бит, он-бит, ту-бит, фоур-бит и др.) определяет­ся трактовкой метрической структуры такта, соотношением долевых и ритмических акцен­тов, степенью их совпадения или несовпадения. Как правило, регулярному, строго организо­ванному биту противопоставляется более свободная и гибкая ритмика. Постоянно возни­кающие микросмещения ритмических акцентов относительно долей такта усиливают впе­чатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряженности музыкального движения.

Блок-аккорды/ Block chords — Джазовая техника фортепианной игры, основанная на параллельном моноритмическом аккордовом движении в партиях обеих рук пианиста. Другое известное ее название —«техника связанных рук». Впервые разработана в начале 40-х гг. Впоследствии данный тип аккордовой фактуры нашел применение в исполнитель­ской практике малых ансамблей (комбо) и биг-бэндов.


Блюз/ Blues (предпол. от амер. идиомы to feel blue быть печальным или от англ, blue devils меланхолия, хандра; blue означает также голубой)—Традиционный жанр афро-американской музыки, являющийся одним из высших достижений негритянской музыкаль­ной культуры. Тесно связан с африканскими истоками, представлен множеством жанро­вых разновидностей в народной музыке негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда негритянских фольклорных во­кальных жанров, среди которых важнейшими являются уорк-сонг, холлер, негритянская баллада и спиричуэл. Яркий и неповторимый облик блюза проявляется в характерных осо­бенностях его интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, формы. Блюзовая тради­ция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обращались в своем творчестве ведущие академические композиторы XX в. (в том числе Равель, Мийо, Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под ее влиянием возникли многие формы и жанры современной популярной и танцевальной музыки.

Блюзовая форма/ Blues form — Характерный тип строения блюзовой строфы. Чаще всего под блюзовой формой подразумевается классическая двенадцатитактовая вопросо-ответная структура ААВ с повторенным «вопросом» А и однократным «ответом» В, осно­ванная на принципе «перемены в третий раз». Данной структуре соответствует определен­ная функционально-гармоническая модель (квадрат) с типичной для блюза каденцией D-S-T, не имеющей аналогов в европейской музыке. Устойчивость многократно повторяе­мого «блюзового квадрата» служит организующим фактором мелодической импровизации. Специфика блюзовой формы может проявляться и в рамках тематических структур иного масштаба (8, 10, 16, 20, 24, 32 такта).

«Блюзовые тоны»/ Blue notes — Зоны лабильного (неустойчивого) интонирования отдельных ступеней лада, не совпадающие с принятым в европейской практике делением октавы на тоны и полутоны. Типичны как для джаза, так и для всей негритянской музыки в целом. В семиступенном звукоряде (гептатонике) чаще всего располагаются на III и VII ступенях («блюзовая терция» и «блюзовая септима»), условно нотируемых как пони­женные III и VII ступени мажора. Неадекватность восприятия «блюзовых тонов» евро­пейцами привела к появлению ошибочного представления о негритянском блюзе как о музыке печальной, грустной (с точки зрения европейских норм понижение III и VII ступе­ней мажорного лада создает своего рода «оминоренный» мажор).

«Блюзовый звукоряд»/ Blue scale — Условное понятие, в котором отразилось евро­пейское представление о звукорядной основе негритянской музыки (в первую очередь, блюза), ограниченное рамками равномерно-темперированного строя и связанной с ним системы нотации. В соответствии с этим представлением «блюзовый звукоряд» рассматри­вается как семиступенный натуральный мажор с дополнительными «блюзовыми тонами» — пониженными III и VII ступенями. В действительности эти «ступени» входят в состав осо­бых зон интонирования, имеющих иной звуковысотный объем, чем аналогичные ступени европейской гаммы.

Большой оркестр — См. Биг-бэнд.

Бонги/ Bongos — Латиноамериканская разновидность малых барабанов (предполо­жительно индейского происхождения). Обычно используется блок из двух бонгов разной величины, соединенных друг с другом деревянной колодкой. В эстрадно-танцевальной му­зыке бонги получили широкое распространение после второй мировой войны. В джазе применяются эпизодически.

Боп/ Вор — Джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х гг. Известен также под на­званиями «бибоп», «бибап», «рибап», «минтонс-стиль». Почти все эти названия (кроме последнего) имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт- вокала. Термин «минтонс-стиль» происходит от названия гарлемского клуба «Minton's Playhouse», где выступали первые музыканты бопа, его основоположники. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей (комбо). Важнейшие тенденции, характеризующие боп,— модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство в области мелоди­ки, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Боп считается первым значительным стилем современного джаза.

Бопер/ Ворег — Музыкант, играющий в стиле боп.


Брасс-бэнд/ Brass band (англ, brass — медь, латунь; band — оркестр)— Одно из на­званий негритянского духового оркестра, относящееся к периоду архаического джаза. Изредка встречается в классическом джазе и в наименованиях современных ансамблей диксиленд-джаза. См. также Марширующий оркестр.

Брейк /Break (англ, прорыв, перерыв, перемена)—Короткая сольная импровиза­ционная вставка, прерывающая звучание ансамбля. Может выполнять роль каденцион-ного «ответа» (см. вопросо-ответный принцип), завершающего какой-либо раздел джазо­вой пьесы, или вступления к аккомпанированному импровизационному хорусу солиста.

Брекдаун (брейкдаун)/ Breakdown (англ, break-down развал, неразбериха, ералаш) — Быстрый темпераментный негритянский народный танец. В середине XIX в. получил широ­кую известность благодаря менестрельному театру (см. минет ре л-шоу). Использовался здесь в завершающих представление массовых танцевальных сценах, построенных на сво­бодной коллективной импровизации всех участников. Этим термином обозначался также родственный буги-вуги фортепианный стиль, популярный в Чикаго в первые два десяти­летия нашего века.

Бридж/ Bridge (англ, мост, переход) — Промежуточный раздел в структуре джазовой темы, предшествующий заключительному репризному разделу (например, третий восьми-такт В в стандартной тридцатидвухтактовой строфе ААВА). Содержит элементы темати­ческого развития или контраста, которые служат дополнительными стимулами для импро­визации. Другие названия бриджа — рилис (англ, release — освобождение) и ченнел (англ, channel — путь, источник).

Буги-вуги/ Boogie woogie (звукоподраж.) — Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянского инструментального блюза (наряду с архаи­ческим гитарным блюзом, баррел-хаус-блюзом и др.). Предположительно является резуль­татом перенесения в практику фортепианного музицирования североамериканских негров техники игры на банджо и гитаре, использовавшейся при сопровождении блюзового пения. Стиль буги-вуги возник в США во второй половине XIX в. Широкое распространение по­лучил в первые десятилетия нашего столетия благодаря т. н. хаус-рент-парти. Классиче­ские его образцы относятся к 20-м гг. В период свинга буги-вуги вошел в репертуар биг-бэндов. Характерные черты фортепианного буги-вуги — опора на блюзовую традицию, преобладание метроритмики и фразировки типа офф-бит, насыщенность брейками и риф­фами, импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпане­мента (walking bass —«блуждающий бас») и ритмики в партии левой руки пианиста (шаффл-рнтм). Некоторые особенности джазового буги-вуги (двенадцатитактовый блюзо­вый квадрат, моторная ритмика, быстрый темп, остинатная повторность басовых фигу­рации) стали атрибутами созданного в 30-е гг. коммерческой индустрией развлечений мод­ного эксцентричного танца с тем же названием, популярного в Европе с 1945 г.

Бэкграунд/ Background (англ, фон, задний план) — Термин, обозначающий сопро­вождение ведущего мелодического голоса или партии солиста. Различаются следующие типы бэкграунда: 1) аккордовый (фоном служит последовательность аккордов, соответ­ствующая гармоническому квадрату темы); 2) мелодический (ведущему голосу противо­поставляются контрапунктирующие мелодические голоса сопровождения); 3) риффовый (основанный на технике риффов — остинатно повторяемых мелодических моделей); 4) басовый (роль сопровождения выполняет линия баса, являющаяся функционально-гармонической опорой мелодии); 5) ритмический (в виде четко организованной ритми­ческой пульсации с акцентами на основных долях такта); 6) смешанные (сочетающие при­знаки вышеназванных типов).

«Век джаза»— См. «Джазовая эра».

Вест-коуст-джаз (джаз Западного побережья)/ West Coast Jazz — Стилевое направ­ление в современном джазе, сформировавшееся в ряде городов Калифорнии в 50-е гг. (первые образцы относятся к 1949 г.). Вест-коуст-джаз возник прежде всего под влиянием стилей прогрессив и боп, но в нем обнаруживаются также и другите стилевые связи — с симфоджазом, свингом, кул-джазом и с европейской академической музыкой. Для него характерны эмоциональная сдержанность, строгость формы и голосоведения, склонность к использованию линеарно-контрапунктической техники, пристрастие к умеренным тем­пам и закругленной кантиленной мелодике (в духе баллад и эвергринов), мягкость зву-коизвлечения (в этом смысле вест-коуст-джаз ближе кул-, а не хот-джазу), изысканность гармонических и тембровых средств, сочетание диатонической ладотональной основы с


«расцвечивающими» ее хроматизмами и разнообразными модуляционными приемами, «расслабленный» характер свинговой пульсации наряду со спокойной, ровной ритмикой, тенденция к законченной, симметричной фразировке. На связь вест-коуст-джаза с тради­ционным джазом указывает применение музыкантами этого стиля одновременной груп­повой импровизации. В сфере камерно-ансамблевого музицирования для вест-коуст-джаза типично заимствование приемов исполнительской техники больших оркестров (вплоть до превращения всего ансамбля в единую инструментальную группу, подобную секции биг-бэнда). В оркестровой же практике вест-коуст-джаза наблюдается противоположная тенденция — к камерной манере игры, индивидуализации тембров, усилению роли сольной импровизации. Примечательно также включение в инструментарий таких редко употреб­лявшихся прежде в джазовых ансамблях инструментов, как гобой, английский рожок, фа­гот, бас-кларнет, бас-труба, бас-тромбон, валторна, арфа, смычковые струнные; обычным является сочетание низких деревянных духовых с саксофонами. Стиль вест-коуст-джаза в значительной мере способствовал развитию европеизированного концертного джаза.

Водевиль/ Vaudeville — В современном смысле — род бытовой комедии с музыкаль­ными номерами, куплетами, танцами, пантомимами и трюковыми сценами. В США получил широкое распространение т. н. американский водевиль (и как его разновидность — негри­тянский водевиль), специфика которого связана с национально-характерными чертами фабулы и музыки, с обращением к местному фольклорному и бытовому материалу, а также с влияниями менестрельного театра (см. минет ре л-шоу).

«Возрождение диксиленда и новоорлеанского джаза»— См. Ривайвл.

Вопросо-ответный (респонсорный) принцип/ Responsorial principle (responsory, res-ponsorium) (от лат. respondeo отвечать)—Один из универсальных, основополагающих принципов музыкального формообразования, предусматривающий такой тип связи эле­ментов формы (построений, разделов, частей; мотивов, фраз, предложений и др.), при ко­тором эти элементы образуют взаимодополняющие пары. Наличие музыкального построе­ния, выполняющего функцию «вопроса» (и поэтому обладающего такими свойствами, как неустойчивость, незавершенность, разомкнутость), является фактором, обусловливающим возникновение «ответного» построения (более устойчивого и законченного, восстанавли­вающего нарушенное ранее динамическое равновесие). Вопросо-ответный принцип нахо­дит применение во многих европейских музыкальных формах (имитационных, репризных, рефренных; основанных на концентрической планировке, зеркальной симметрии, периоди­ческом повторе и т. п.). Простейшим способом реализации данного принципа в исполни­тельской практике является т. н. антифон (лат. antiphonos — противозвучание) — чере­дование двух групп ансамбля, перекличка между солистами, между солистом и ансамблем. Респонсорная техника в афроамериканской музыке (уорк-сонг, холлер, спиричуэл, блюз) и джазе представлена необычайным многообразием средств и приемов — от самых про­стых (перекличка) до самых сложных (в области логики импровизации и композиции, гармонии и мелодики, в распределении функции между отдельными исполнителями и ин­струментальными группами).

Восточного побережья, джаз — См. Ист-коуст-джаз.

Гарлемский джаз/ Harlem jazz — Общее наименование ряда стилевых направлений негритянского джаза 20-х и 30-х гг., возникновение которых связано с музыкальной жизнью нью-йоркского Гарлема. Здесь получила развитие самобытная манера исполнения блюза (гарлемский блюз), сформировалась своя школа фортепианного джаза (гарлем-ский сграид-стиль), а также сложилась особая разновидность камерного и оркестрового свинга (гарлемский джамп). В 20-е гг. в Гарлеме достиг своего расцвета негритянский водевиль. К этому же времени относится начало плодотворной концертной и композитор­ской деятельности Дюка Эллингтона, выступавшего со своим оркестром во многих гарлем-ских клубах и создавшего здесь целый ряд оригинальных стилевых концепций (джангл-стиль, концертный стиль, лирический «стиль настроения»). Под влиянием традиций гар-лемского джаза в 40-е гг. развился стиль бибоп (см. бол).

Гемиола/ Hemiola (hemiole) (лат. полуторный) — Тип ритмической группировки, при которой образуются группы длительностей, не совпадающие по своей общей протяжен­ности с долевыми циклами основного метра (например, 3 двухдольные группы в 2-х трех­дольных тактах и т.п.). Возникающее при этом несоответствие метрических и ритмиче­ских акцентов создает впечатление временной перемены метра, нарушает его устойчивость и тем самым динамизирует музыкальное изложение. Данный принцип весьма характерен для африканской ритмики, из которой он был перенесен в афроамериканскую музыку и джаз (см. также паттери, стомп).

24—352


«Говорящие барабаны»/ Talking drums — Особый вид африканских барабанов, пред­назначенных для передачи сообщений на значительные расстояния (до 10—15 км). Ус­тройство «говорящих барабанов» позволяет извлекать на них звуки с широким диапазоном звуковысотных и тембровых оттенков. Благодаря этому исполнитель может, пользуясь системой специальных звуковых сигналов, кодировать и передавать самую разнообразную информацию. Варьирование высоты и тембра звучания барабана достигается, как правило, за счет разной силы натяжения мембраны по всей ее площади между центром и краями. Некоторые приемы игры на «говорящих барабанах» нашли применение в джазовой прак­тике исполнения на ударных инструментах.

Госпел-сонг/ Gospel song (англ. Gospel — евангелие; song — песня) — Жанр негритян­ской религиозной песни на евангелическую тематику, получивший распространение в США в 1930-е гг. В отличие от других духовных негритянских жанров фольклорного про­исхождения (таких, как спиричуэл, джюбили и др.) текст и музыка госпел-сонгов созда­вались преимущественно профессиональными авторами. От хорового спиричуэла госпел-сонг отличается также тем, что он чаще всего предназначен для сольного исполнения и гораздо теснее связан с блюзовой традицией, в большей степени насыщен импровизацион-ностью, может иметь развитое инструментальное сопровождение (тогда как спиричуэл обычно исполняется a capella).

Граул/ Growl (англ, рычание) — Хриплое, «рычащее» звучание. Инструментально-тембровый эффект, перенесенный в джаз из фольклорной практики негритянского пения (см. шаут, дёрти-тон). Чаще всего используется в игре на медных духовых инструментах в нижнем регистре с применением сурдин (особенно на тромбоне), но может достигаться и в исполнении на других инструментах (кларнете, саксофоне и т. д.). Разнообразные граул-эффекты характерны для т. н. джангл-стиля.

Граунд-бит/ Ground beat (англ, основной удар, пульс)— Устойчивая регулярная пуль­сация в джазе, совпадающая с метрической структурой такта. Как правило, поручается ритм-группе джазового ансамбля; является организующим началом в ансамблевом испол­нении. Вместе с тем граунд-бит служит основой для создания разнообразных метрорит­мических конфликтов в джазовой музыке путем сочетания его с более индивидуализиро­ванными и ритмически свободными контрголосами или посредством вводимых в него едва заметных смещений ритмических акцентов относительно метрических долей (см. офф-бит).

Даун-бит/ Down beat (англ, down внизу; beat удар, пульс)— Тип джазовой фра­зировки, при которой внутри свободно артикулируемых ритмических групп сохраняются опорные акценты на основных долях такта. Данный метод позволяет осуществлять одно­временное сочетание граунд-бита (в скрытом виде) и офф-бита в партии одного инстру­мента.

Дёрти-тон/ Dirty tone (англ, dirty нечистый) — Специфический тип интонации в аф-роамериканской музыке и джазе, отличающийся крайней звуковысотной неустойчивостью (лабильностью), широкой и частой вибрацией, предельной динамичностью и напряжен­ностью, ярко выраженным экстатическим характером. По своему происхождению связан с негритянскими религиозными культами. Является неотъемлемым компонентом шаут-пе- ния. Особенно часто применяется в хот-джазе (как в вокальном, так и в инструменталь­ном)— нередко в сочетании с другими родственными ему выразительными средствами (офф-питч, «блюзовые тоны», граул-эффекты, скэт и т.п.).

Джаг/ Jug (англ, кувшин, сосуд) — Архаический негритянский музыкальный инстру­мент западноафриканского происхождения. Представляет собой сосуд с узким горлыш­ком, используемый в фольклорных ансамблях в ритмической функции или как резонатор для усиления звучания голоса. Чаще всего применяется в роли басового инструмента. Наиболее широкое распространение получил в Южной и Центральной Америке, особенно в Вест-Индии. У североамериканских негров нередко употребляется для сопровождения блюзового пения и танцев.

«Джаз в филармонии»/ Jazz at the Philharmonic (сокр. JATP)— Джазовая концерт­ная организация, созданная в 1942 г. в Лос-Анджелесе импресарио Норманом Гранцем. Одна из главных задач ее деятельности — предоставлять ведущим музыкантам джаза возможность регулярных выступлений в филармонических концертных залах, а также устраивать гастроли джазовых коллективов и солистов в США и за рубежом. В настоящее время понятие «джаз в филармонии», или «филармонический джаз» применяется и в бо­лее широком смысле — по отношению ко всей современной концертной джазовой музыке.


«Джазовая эра» («Век джаза»)/ Jazz Age — Условное название периода в истории джаза, датируемого приблизительно 1917—1929 гг. (с конца первой мировой войны до эко­номического кризиса в США). «Веком джаза» назвал данный период американский пи­сатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в кн. «Tales of the Jazz Age» (1922). С этим временем связано сенсационное «открытие» джаза, приведшее к его бурному расцвету и повсемест­ному распространению. Хронологически указанный период совпадает с периодом клас­сического джаза и началом перехода от него к «свинговой эре».

Джаз-рок/ Jazz rock— Стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок-музыки. Вершины своего развития джаз-рок достиг к концу 60-х гг. (первые эксперименты, предпринятые по инициативе музыкантов фри-джаза, относятся к концу 50-х гг.).

Джайв/ Jive (амер. сленг, болтовня, жаргон)— Термин имеет ряд значений: 1) то же, что и джаз; 2) символический язык блюза, позволяющий обыгрывать в тексте разного рода «запретные» темы — например, связанные с сексом, алкоголизмом, наркоманией, преступ­ностью и т. п.; 3) в период свинга название музыки, исполняемой биг-бэндом в манере гарлемского джампа, а также наименование связанных с этим стилем популярных тан­цев; 4) жаргон джазовых музыкантов и любителей джаза.

Джамп/Jump (англ, скачок, прыжок)—Разновидность негритянского свинга, со­зданная в 20—30-е гг. музыкантами гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз). Отличается повышенной экзальтированностью исполнительской манеры, сильной и резкой атакой звука, обилием изломов и скачков в мелодике, большим динамическим напором и устремленностью (см. драйв), жесткой, равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами на основных метрических долях (см., бит, граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями блюза и негритянского хот-джаза.

Джангл-стиль («стиль джунглей»)/ Jungle style — Стилевое направление в джазе, возникшее во второй половине 20-х гг. Одним из основоположников и ведущих предста­вителей этого стиля является Дюк Эллингтон. Характерные черты джангл-стиля: экзо­тические комбинации тембров, обилие остро диссонирующих звучаний и кластеров, раз­нообразные сурдинные эффекты, граул-манера в игре на духовых инструментах, дёрти-тоны, глиссандо, шаут-приемы, подражание голосам диких животных и человека. Стили­зация экзотики и варваризмы нередко сочетаются здесь с утонченным оркестровым коло­ритом, традиции блюза и хот-джаза — с экспериментами в области гармонии, тональ­ности, формы и инструментовки. Многие выразительные средства джангл-стиля нашли применение в современном джазе.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...