Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация речевых произведений К. Гаузенблаза



Особенностью классификации Карела Гаузенблааа явля­ется то, что он применяет ограниченное количество факторов, релевантных для той или иной текстовой структуры (Гау-зенблаз 1978: 57-78). При этом он обращается к параметрам, ранее не принимавшимся во внимание составителями раз­личных текстовых типологий.

Простота / сложность структуры текста целого речевого произведения

1. Речевое произведение содержит один-единственный текст с одним-единственным смыслом. Таковы самые раз­ные речевые произведения: деловые письма, заявления, со-


общения о происшествиях и т. д. Но нельзя исключить вероятность того, что в определенных обстоятельствах даже такие речевые произведения могут приобрести иной смысл.

2. Речевое произведение содержит один-единственный
смысл, имеющий, однако, двоякий (неоднозначный) смысл.
Этот тип встречается не только в поэзии или художественной
прозе, но и во многих других случаях: шутках, высказыва­
ниях, в которых «между строк» читается оценка, отличная
от высказанной номинально, т. е. в иронии, аллегории и
т. гг.

3. Речевое произведение состоит из одного текста, в
который, однако, вставлен отрывок из другого речевого
произведения (или даже целое речевое произведение), стано­
вящийся, таким образом, частью текста целого речевого
произведения, но продолжающий выделяться из него.
Таковы
цитаты из других речевых произведений, если они отмечены
как инородные элементы. Прямая речь также приравнива­
ется к цитате. Вставленная часть текста может даже прева­
лировать над основной частью: основное речевое произведе­
ние может составлять лишь формальное обрамление.

4. Текст повествования, и в особенности текст осудо*
жественной прозы с прямой речью, с неотмеченной прямой
речью и с несобственно прямой речью,
приобретает, однако,
другой характер, если сигналы, указывающие на принадлеж­
ность отдельных частей текста разным субъектам, становят­
ся неясными или двусмысленными. Такое речевое произве­
дение приближается к однородному речевому произведению.

5. Диалогическое произведение речи также считается со­
стоящим из одного текста, хотя, конечно, неоднородным И
разделенным на чередующиеся речевые произведения двух
или более активных участников диалога. Диалог разверты­
вается как единый текст (при нормальных условиях почти
невозможно исключить произнесения одного из участников,
поскольку сумма произнесений одного участника не образует
непрерывной последовательности и потому не имеет закон­
ченного смысла).

6. Имеются, однако, и другие речевые произведения со
сложной текстовой структурой.
Например, газетную статью
можно прочитать двумя способами: либо полностью, либо —


более бегло и быстро — только шапки, заголовки, подзаго­ловки или абзацы, напечатанные жирным шрифтом. Это случай единого текста, который, однако, допускает (или даже сигнализирует) конденсацию в более короткий текст. Ср.: тексты на афишах, где полный текст предназначен для чтения с короткого расстояния, более сжатый — для чтения издали. Сжатый текст должен привлечь внимание адресата, а полный раскрыть ему содержание объявления. Аналогич­ным образом подается материал в некоторых учебниках.

7. Речевое произведение, содержащее два (или более)
текста, с соотношением: основной текст / вспомогатель­
ный текст; явный текст
/ скрытый текст. Примерами
таких речевых произведений могут служить технические
статьи, в которых вспомогательный текст с примечаниями,
расположенный в виде сносок внизу страницы или в конце
статьи, присоединяется к основному тексту, напечатанному
в верхней части страницы.

8. Речевые произведения, в которых два (или более)
текста как бы переплетаются:
а) письменные тексты, «ра­
ботающие» в двух направлениях, например, анаграмма в
афишах, составляющая независимый текст, или зашифро­
ванные тексты, например, в секретных военных сообщениях,
а также интимные дневниковые записи, кроссворды и т. п.;
б) в устной манифестации возможны случаи одновременной
реализации многопланового основного текста, например, при
многоголосовом пении, мелодекламации и т. л.

Свободные и зависимые речевые произведения

Сама зависимость в принципе бывает двух родов: зави­симость от факторов, не являющихся частью сообщения, и зависимость от экстралингвиотических компонентов сообще­ния.

1. Речевые произведения (относительно) независимые,

«самодостато чные»:

— среди устных речевых произведений сюда относятся такие, в которых не участвуют ни мимика, ни жесты, ни какие-либо звуковые средства (кроме языковых): радиопере­дачи, телефонные разговоры и т. п.;


— среди письменных речевых произведений сюда можно включить те из них, в которых содержание сообщения не выражено графическими неязыковыми средствами (рисунка­ми, иллюстрациями, фотографиями).

Полностью независимые автономные речевые произведе­ния встречаются очень редко.

2. Речевые произведения, (относительно) независимые
от ситуации, но включающие как лингвистические средст­
ва, так и нелингвистические,

3. Речевые произведения, тесно связанные с ситуацией.
С формальной точки зрения зависимость от ситуации выра­
жается в лексико-грамматической неполноте реплик и в
использовании единиц, семантически обусловленных ситуа-
ци- ей: личных, указательных, относительных и притяжа­
тельных местоимений, темпоральных и пространственных
наречий и др. Наблюдается переход от спорадического эл­
липсиса к обусловленному, при котором факт опущения
структурного элемента уже отчетливо не ощущается.

Непрерывные и прерывные речевые произведения

Существенным свойством речевого призведения является порядок следования его составных частей. Многие речевые произведения — и только такие обычно рассматриваются в лингвистических исследованиях — являются плавными и непрерывными. Однако некоторые речевые произведения мо­гут быть прерывными.

Прерывность может быть нескольких типов.

1. Некоторые устные манифестации образованы из не
вполне связных (или даже несвязных) элементов;
это от­
мечается, когда адресант не в состоянии фиксировать изме­
нение в ситуации (например, при радиорепортаже о спортив­
ных состязаниях, в момент опасности и т. д.), из-за сильного
возбуждения и т. д.

2. Из письменных манифестаций в качестве прерывных
можно выделить заметки, черновые наброски, записанные
тезисно, сведения, предназначенные, как правило, только
для использования самим автором.

3. Сюда относятся все виды списков, в том числе словари
или манифестации, не предназначенные для чтения in con-


tinio (т. е. так называемого сплошного чтения. — К. Ф.) и потому включающие в себя независимые компоненты, на­пример, многие практические учебники словарного типа.

4. Самостоятельный тип, получивший широкое распро­
странение в наше время, составляют речевые произведения,
возникшие в результате заполнения анкет и бланков, раз­
графленных на ряды, и столбцы:
графическое упорядочение
данных заменяет идентификацию и соединение слов, причем
степень словесного выражения сведена к минимуму. Запол­
нение бланков является самым типичным видом официаль­
ных письменных, контактов в наши дни.

5. Прерывность может возникнуть даже в речевом произ­
ведении, обладающем свойствами непрерывного, из-за внеш­
них или случайных причин.
Устная манифестация может
быть прервана по причинам, обусловленным ситуацией, ука­
заниями адресанта и т. п. Особый случай прерывности —
публикация художественных произведений отдельными вы­
пусками.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 869 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...