Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 7. Благотворительность и меценатство в истории России 4 страница



Зыковы. Появились в Москве в середине XIX в., происходи-ли ив. крестьян помещика Демидова. Ушковых было два брата: Петр и Константин. Константиновичи. О меценатстве К. К. Ушкова фаворит в своих воспоминаниях Немирович-Данченко. "Среди директоров. фирмы. был. богатый купец Ушком. В каби-нете — подлинный., Рембрандт, в зале пол обложен перламутро-вой. инкрустацией:... сам Ушкав являл из себя великолепное соединение простодушия, хитрости: и: тщеславия...". Немиро-вич-Данченко. попросил купца пожертвовать денег. на декора.-ции, Ушков- отвечал.' "Хороша. Я п:бе эти пятьсот дам; на смотри;. скуки обязательно великой княгине что'это я пожерт-вовал ". Вот он-то и записался первым пайщиком в Театральное обществ в размере пая:: четьтрех тысяч рублей. Впоследст-вии он не.раз:просил;-подчеркивать, что был первым;

Тарасовы.. Одна из: самых интересных фигур этой незауряд-ной семьи - Николай Лазарович. Он очень любил искусство, театр, был близок: художникам. Неоднократно помогал матери-ально Художественному театру например, заплатил ЗО тыс. рублей, избы. театр благополучно закончил: свою настольную поездку. Позднее был. одним из: пайщиков, членом дирекции театра.

Губонин Известный железнодорожный строитель, постро-ивший ряд новых линий, выполнивший'много частньи, попря-дав и сделавший. себе авромнае: состояние, исчислявшеевся, в период его расцвета,. в двляпсах. миллиардов рублей. Петр Ионо-вич Губанин родился в крепостной крестьянской семье. С мо-лодых: лет занимался подрядами: по каменным работам. Разбо-гател,, поучая пищессии: на строительство железных дорог: Губонин был заметным меценатам. Так,. в. значительной степе-ни на его средства было выстроено Комиссаровское Тех ническое.училище в Москве, которое долгое время готовило техников, очень ценившихся в промышленности. Принимал большое участие в постройке в Москве Храма Христа Спасите-ля. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. Дворянство было ему дано "в воздая-ние пожертвований с 1870 - 79 гг. на устройство и обеспечение бывшей в сем году Политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием со-действовать общественной пользе".

Куманины С течением времени все члены этой семьи пере-шли во дворянство. Константин Алексеевич был городским головою (1824 — 37 гг.). Его брат, Валентин Алексеевич, потом-ственный дворянин, занимался общественной деятельностью: был членом Московской мануфактуры и коммерческих советов, директором Попечительства о тюрьмах и т. д. Николай Гордиа-нович Куманин был казначеем городской Распорядительной думы, на его средства основана Петро-Николаевская богадельня. П. И. Куманин на благотворительные цели выделил 500 тыс. рублей серебром и такую же сумму завещал.

Якунчиковы. В 1881 г., во время сильного голода, Мария Фе-доровна Якунчикова организовала столовые в Тамбовской гу-бернии; ей пришла мысль раздавать бабам работы и скупать их старинные местные вышивки. Дело это впоследствии приняло обширные размеры, стало известно в Европе.

Предприниматели Попов К. А..и Рыкалов К. Д. выделили для призрения бедных 230 тыс. рублей.

Большие деньги московские купцы А. Ферапонтов и С. Малютин внесли на содержание православных и приходских школ на территории Польши. Огромные суммы московское, петербургское и ярмарочное купечество собрали накануне и в период войны 1877 — 78 гг.

Исследователь Сибири, предприниматель А. М. Сибиряков пожертвовал 500 тыс. рублей на Сибирский университет. Его брат, К. М. Сибиряков потратил огромные средства на изыска-ние Северо-Восточного морского пути, им содержалась библио-тека и читальня для народа в Петербурге, он финансировал журнал "Слово". Почти полтора миллиона рублей отдала на благотворительные заведения семья Мазуриных. На ее деньги были созданы Дом призрения Мазуриных, а в 1907 г. — дом бесплатных квартир имени Н. А. и А. А. Мазуриных.В 1868 г. московские капиталисты собрали значительную сумму в помощь населению губерний, пострадавших от неурожаев.

Петербургские купцы — А. Золотов и Г. Елисеев в 1870 г. со-брали 10 тыс. рублей на строительство в Шлиссельбурге здания для хранения катера, на котором царь Александр 1 совершал морские прогулки.

После убийства Александра П московские купцы собрали более 35 тыс. рублей на сооружение ему памятника в Кремле. Еще 100 тыс. рублей были выделены на еженедельные литургии по Александру П. Для строительства храма в память Александра П в Петербурге И. Г. Харитоненко пожертвовал 15 тыс. рублей, Петербургское общество взаимного кредита - 5 тыс. рублей, правление Рязанско-Моршанской железной дороги - 3 тыс. рублей и т. д.

Большие суммы денег жертвовали купцы не только за "упокой", но и за "здравие".

Но купцы жертвовали не всегда. Не было собрано денег на восстановление сгоревшей Карамзинской библиотеки; на со-оружение памятника Ермаку в Новочеркасске собрано всего 30 рублей; на памятник генералу Хрулёву. герою Севастополь-ской войны, по подписке - 8 рублей. Подписка на сооружение памятника Б. Хмельницкому была прекращена, так как жерт-вователей не оказалось. На памятник Пушкину в 1871 году собрали всего 13 рублей. Купцы в провинции жертвовали деньги хуже.

Жертвования на общественные культурные нужды были незначительны, по сравнению с церковными дачами. Пожерт-вования на Церковь одобрялись общественным мнением. В 1865 г. по данным Московской консистории десятки купцов пожертвовали на Церковь от 300 до 1000 рублей. Чем богаче Были купцы, тем щедрее они были к Церкви.

Занимались благотворительностью и финансисты. На деньги С. С. Полякова было открыто первое железнодорожное ремес-ленное училище в Ельце, он также пожертвовал деньги на клас-сическую гимназию. Гинцбурги играли значительную роль в культурной жизни столицы. Гораций был известным гебраи-:том, его сын Давид - ученым-востоковедом. Гораций поддер-живал близкие отношения с издателем газеты "Порядок" М. М. Стасюлевичем и участвовал в финансировании газеты. В круг знакомств Гинцбургов входили В. В. Стасов, А. Г. Рубин-штейн, И. С. Тургенев.

Активно занимались благотворительностью и меценатством Братья Рябушинские. Младший из братьев - Федор Павлович, умер в 1910 г. в 27-летнем возрасте, оставив крупное состояние и успев приобрести репутацию одного из "просвещенных коммерсантов. В 1908 г. по его инициативе и на его средства Им-ператорское русское географическое общество организовало большую научную экспедицию для исследования Камчатки. Экспедиция собрала богатейший научный материал. На работы экспедиции Федор Павлович Рябушинский пожертвовал 200 тыс. рублей. Его вдова Т. К. Рябушинская в соответствии с завещанием мужа продолжала финансировать обработку мате-риалов экспедиции, а также издание его трудов.

Другой брат, Михаил Рябушинский, купил после смерти Саввы Морозова у его вдовы особняк на Спиридоновке, где расположил собранную им богатую коллекцию отечественной и зарубежной живописи: работы Дега, Писсаро, Ренуара, Бенуа. Сестра Ефимия Рябушинская-Носова не осталась в стороне от повального увлечения коллекционерством: предметом ее инте-реса был старинный русский портрет. Многие шедевры Рокото-ва, Боровиковского, Кипренского, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, из собрания Е. И. Носовой.

Но больше всего прославился на почве меценатства Нико-лай Павлович Рябушинский, тратя на это доставшуюся ему часть наследства. Он стал редактором-издателем литературно-художественного журнала "Золотое руно", выходившего в 1906 — 1910 гг. На этом поприще Рябушинский пытался подра-жать широко известному в те годы Сергею Павловичу Дягиле-ву, организовавшему в конце XIXв. в Петербурге издание жур-нала "Мир искусства". Принять участие в новом издании Николай Павлович предложил Александру Бенуа и даже ездил к нему во Францию, где тот жил с семьей.

Бенуа принял предложение, но ироническая усмешка скво-зит в его воспоминаниях, написанных через много лет: "Таким же ураганом, каким он примчался, ухарь-меценат затем умчался, чтобы попасть еще к ночи в Париж, обещав снова появиться зимой"'.

Ближайшее окружение Николая Рябушинского на меценат-ском пути составляли: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, Н. Сапунов, Н. Крымов и Н. Милиоти, Ан. Арапов, Мартирос Сарьян, Артур Фонвизин. Дебютом этой группы ста-ла выставка "Алая роза", состоявшаяся в апреле — июне 1904 г. в Саратове.

Взявшись за издание журнала, Рябушинский не жалел средств: была закуплена необыкновенно роскошная бумага, обеспечена прекрасная издательская база, заказаны специаль-ные бланки с эмблемой "Золотого руна". Журнал "Золотое ру-но" имел огромный формат, печатался золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках. Рябушинский очень заботился о стилистических достоинствах перевода. Эренбург, живший в то время в Париже, вспоминал, что Нико-лай Павлович не останавливался перед любыми затратами, оты-скивая настоящего французского поэта для постоянной работы в Золотом руне". Наконец, парижский поет и критик Алек-сандр Мерсеро согласился перебраться на постоянное житель-ство в Москву.

Журнал блистал качеством иллюстраций. Дорогие автотипии и гелиогравюры были прикрыты прокладочками из тончайшей, особо выделанной шелковой бумаги. Подписчикам журнал дос-тавлялся в футляре с золоченым шнуром. "Золотое руно" было дорогим изданием, годовая подписка стоила '515 рублей, но расходы на выпуск журнала не окупались, и Рябушинский воз-мещал расходы из собственных средств. Работа в '"Золотом ру-не" и для него.позволяла существовать и творить многим ху-дожникам, писателям, поэтам.

Журнал "Золотое руно" занял особое место в культурной жизни 'Москвы. Журнал получил признание у читателей, в том числе и высокопоставленных: в качестве редактора-издателя Н. Рябушинский был удостоен аудиенции у царя, проявившего интерес к "Золотому руну", и преподнес ему девять первых номеров, сброшюрованных вместе в самолично оформленном общем переплете.

В.литературно-художественных.кругах Николай Павлович добился желанней ему известности. Он бил единственным из всех братьев чье изображение красовалось в изданном в 1907:г. фотоальбоме "Современная Россия" среди пор, автобио-графий выдающихся деятелей. Этой чести не удостоились ни Щукины ни Морозовы, ни Бахрушины.

Николай Рябушинский подражал Дягилеву не только в из-дании журнала, но и в организации и устройстве художествен-ных выставок. Первым его опытом была вошедшая в историю русского искусства "серебряного века" выставка "Голубая ро-за". Символ "Голубая роза" означал нечто мистическое, ирре-альное., то, чего не бывает на свете. Художник С. А. Вино-градов, считавший, что выставка своим успехом, в большей мере, была обязана организационному. и. декоративному таланту Никалая Рябушинского, с восторгом напоминал о том, как она была оформлена. "'Первая выставка "Голубой розы" была сен-сацией в: московском мире искусства... И устроена она была с такой. исключительной изысканностью красоты, что подобного нв видали: никогда; Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как то - тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах наряднейшая красивая толпа, и большой размером:: каталог, на обложке его по рисунку Сегуно-ва голубая роза - нежная, блеклая, — все так сгармонировано чарующе;. так цельно, красиво и радостно...". Голуборозовцы были верны, провозглашенной "Золотым руном" идее непреходящей ценности искусства, они сознательно отворачивались от горестей и. тревог своего времени.

Хотя на выставке побываю: около пяти тысяч г — елей, финансового успеха она не имела.. Но главная 'ее: цель была достигнута - выставка. сделала. известными имена ее участ-ников, о них заговорила Москва. В честь "Голубой розы" Ря-бушинский устроил банкет в "Метрополе". Столы были укра-шения массой незабудок, высеченный из глыбы льда медведь держал блюдо: с устрицами.

Несмотря на' приятельские отношения с художниками, Ни-колай Павлович: был для них не очень щедрым покупателем. Типичный для многих:- людей: этого круга: характер — не считая, выбрасывать: десятки тысяч на. банкеты и пикники и: в тоже время скупиться на: лишнюю сотню для: друга-художника! От-ношения художников. и поэтов с Рябушинским были далеки от благоговения их перед П; М. Третьяковым, взаимопонимания с С. В:. Дягилевым.

В 1909 году большие расходы, неупорядоченная жизнь, игра в карты разорили Николая Рябушинского. В 1913 голу он же-нится иа француженке, переезжает в- Париж, торгует россий-ским антиквариатом:. Умер Н. Рябушинский в' 1:951 году, похо-ронен на кладбище в Ницце.

Шереметьевы. Занимались. благотворительностью и меце-натством также предприниматели из: совершен-"другой среды, Сергей Дмитриевич Шереметьев родился- в- 1:844 г., пережил четырех императоров,. несколько войн:,.революции. Официаль-ное его положение — флигель-адьютант, полковник, придвор-ный; крупнейший помещик (30 вотчин во владении), владелец нескольких дворцов и усадеб, обладатель миллионного состоя-ния, член Государственного Совета, общественный деятель.

Род Шереметьевых знаменит в истории России. Архив се-мейства составляет тысячи страниц. История этого рода до XVIIIв. в шести книгах описана историком Барсуковым. Сер-гей Дмитриевич, внук крепостной Параши Жемчуговой и графа Н. П. Шереметьева, все, за что ни брался, делал основательно. Крестьяне Шереметьева в Пензенской губернии жили в домах с железной крышей и выписывали Карамзина. В его вотчинах вводили передовые методы хозяйствования - ради улучшения земледелия и совершенствования пород скота. Сам Сергей Дмитриевич занимался организацией промышленного произ-водства — ткацкого, в Ивановской губернии помогали развитию промыслов в Холуе и с. Богородском.

На народное просвещение Шереметьев тратил более 180 тыс. рублей в год. В 1912 году он решал вопросы о всеоб-щем обучении в начальных классах. На острове Валааме содей-ствовал открытию русско-карельских школ, всего для карелов планировалось открыть до 1 тыс. школ. На Валааме была от-крыта монастырская больница. В своих письмах он писал о необходимости создания культурного сельскохозяйственного центра, где был бы собран материал о культуре земледелия. Шереметьев участвовал в написании отчета о выставке домаш-них животных и птиц, которая проводилась для обмена опытом в этой области, выставка была уже двадцать шестой по счету. Сергей Дмитриевич был одним из председателей "Общества любителей древней письменности", членом Русского архитек-турного общества в Константинополе и Псковского археоло-гического общества, почетным членом Академии художеств. Его страстью было собирательство исследований истории, эт-нографии, археологии. Он разобрал и издал огромный архив Вяземских (его жена была внучкой знаменитого поэта Петра Андреевича Вяземского).

Одним из любимейших занятий С. Д. Шереметьева была за-бота об усадьбах помещиков, "культурных гнездах", эколо-гических оазисах России. Промышленное производство в конце XIXв. приводило к гибели усадеб. Кроме того, они не прино-сили дохода, их продавали, разрушали.

Сергей Дмитриевич поставил своей целью сохранить имение Вяземских — Остафьево. Оно было связано с именами Пушки-на, Жуковского, Карамзина. Шереметьев превратил усадьбу в Музей им. А. С. Пушкина в 1899 году. Эту усадьбу устраивали ее владельцы в течение двух веков, а в 1930 г. ее разобрали в нескольких дворцов и усадеб, обладатель миллионного состоя-ния, член Государственного Совета, общественный деятель.

Род Шереметьевых знаменит в истории России. Архив се-мейства составляет тысячи страниц. История этого рода до XVIIIв. в шести книгах описана историком Барсуковым. Сер-гей Дмитриевич, внук крепостной Параши Жемчуговой и графа Н. П. Шереметьева, все, за что ни брался, делал основательно. Крестьяне Шереметьева в Пензенской губернии жили в домах с железной крышей и выписывали Карамзина. В его вотчинах вводили передовые методы хозяйствования - ради улучшения земледелия и совершенствования пород скота. Сам Сергей Дмитриевич занимался организацией промышленного произ-водства — ткацкого, в Ивановской губернии помогали развитию промыслов в Холуе и с. Богородском.

На народное просвещение Шереметьев тратил более 180 тыс. рублей в год. В 1912 году он решал вопросы о всеоб-щем обучении в начальных классах. На острове Валааме содей-ствовал открытию русско-карельских школ, всего для карелов планировалось открыть до 1 тыс. школ. На Валааме была от-крыта монастырская больница. В своих письмах он писал о необходимости создания культурного сельскохозяйственного центра, где был бы собран материал о культуре земледелия. Шереметьев участвовал в написании отчета о выставке домаш-них животных и птиц, которая проводилась для обмена опытом в этой области, выставка была уже двадцать шестой по счету. Сергей Дмитриевич был одним из председателей "Общества любителей древней письменности", членом Русского архитек-турного общества в Константинополе и Псковского археоло-гического общества, почетным членом Академии художеств. Его страстью было собирательство исследований истории, эт-нографии, археологии. Он разобрал и издал огромный архив Вяземских (его жена была внучкой знаменитого поэта Петра Андреевича Вяземского).

Одним из любимейших занятий С. Д. Шереметьева была за-бота об усадьбах помещиков, "культурных гнездах", эколо-гических оазисах России. Промышленное производство в конце XIXв. приводило к гибели усадеб. Кроме того, они не прино-сили дохода, их продавали, разрушали.

Сергей Дмитриевич поставил своей целью сохранить имение Вяземских — Остафьево. Оно было связано с именами Пушки-на, Жуковского, Карамзина. Шереметьев превратил усадьбу в Музей им. А. С. Пушкина в 1899 году. Эту усадьбу устраивали ее владельцы в течение двух веков, а в 1930 г. ее разобрали в Конезаводов, был членом правления Брянского, Варшавского, Путиловского акционерных обществ, членом советов двух меж-дународных коммерческих банков, членом Совета торговли и мануфактур, членом Общества для содействия промышленно-сти и торговли.

Тенишев не придавал никакого значения своему княжеско-му титулу, не тяготел к высшему свету и активно занимался благотворительностью: строил больницы, ремесленные учи-лища, школы, столовые, дома для рабочих.

Он любил музыку, играя на виолончели, был членом дирек-ции Петербургской консерватории и председателем дирекции Петербургского Русского музыкального общества с 1883 по 1887 годы. Правда, композитор А. Г. Рубинштейн был недово-лен коммерческой сделкой Тенишева по продаже доходного дома, выстроенного на средства Музыкального общества.

Одно время дом Тенишевых на Английской набережной в Петербурге являлся своеобразным музыкальным салоном: там бывали композиторы, музыкальные критики и исполнители, в том числе П. И. Чайковский, А. А. Брандуков, А. Н. Скрябин, А. В. Вержбилович Л. С. Ауэр. Это было во многом связано с инициативой второй жены Тенишева - Марии Клащиевны, оперной певицы, художницы, коллекционера, создательницы художественного центра в с. Тадашкино Смоленской губернии

Предпринимательская деятельность накладывала отпечаток на характер Тенишева, его отношение к искусству. Своего учители виолончелиста Давыдова он принудил поступить на службу в банк, "говоря ему, что у него достаточно времени для одного и для другого, что мыслящему человеку быть ис-ключительно музыкальным - недостаточно и унизительно.для его достоинства"'. К. А. Коровин, оформлявший русский па-вильон на Всемирной ставке 1900 г. в Париже, где Тенишев был главным комиссаром Русского отдела, писал друзьям: "Ухожу из дому к князю в 10 часов утра, а домой прихожу в час ночи. Как же служба - поймите".

Вячеслав Николаевич старался оградить жену от "оправданных затрат" на поощрение художников, покупку произведений искусства. Это отражало его взгляд на деловые отношения.

Тенишева увлекался сочинениями О. Конта, Г. Спенсера, Ч..Дарвина, на основе этого сформулировал идеи о развитии страны, стал одним из первых создателей социал-дар винистской школы в России, многое из своих убеждений стре-мился воплотить в жизнь.. В 1895 г. Тенишев вообще отошел от коммерческих дел и занялся наукой и педагогикой, затрачивая на них немалые средства. Его особенно занимали вопросы пси-хологии воспитания и обучения подростков.

В 1896 г. в Петербурге на Моховой он купил участок земли, и, затратив более 1 млн. рублей, выстроил там здание Ком-мерческого училища, где обучение происходило по разработан-ной Тенишевым программе - сочетание общего образования с коммерческим, воспитание активности в добывании знаний.

В Тенишевском училище были обязательны занятия в фи-зической и химической лабораториях, столярной мастерской, участие в экскурсиях в окрестностях Петербурга, на Кавказе.

При обучении почти отсутствовали учебники. У малышей не было заданий на дом, у старших, наоборот, их было очень много. На экзаменах не было оценок, не было также наказаний и поощрений. Перевод из класса в класс осуществлялся на ос-нове. характеристики педагогического совета, в. который входи-ли известные ученые. В составе учащихся было 300 юношей разных сословий, включая крестьян.

Хотя училище была коммерческим, в нем предполагалось воспитание гармонически развитой личности. Изучались про-изведения Белинского, Герцена, Чернышевского Добролюбова, преподавались история искусств, рисование, пение, ручной труд. Большое значение. придавалось физическому развитию, играм на свежем воздухе в любую. погоду; в штате училища би-ло три врача

Тенишевское. училище закончили известные художники: Л А. Бруни, Н. К. Купреянов, писатели: О. И. Мандельштам, В. В. Набоков Мандельштам вспоминал, что в форменной одеж-де- ученики походили на студентов. Кембриджа, начало учебного года знаменовалось заседанием школьного парламента.

Вячеслав Николаевич и сам занимался научной работой, ему. принадлежат капитальные исследования по социологии и эт-нографии В 1339г. был подготовлен труд-. "Деятельность жи-вотных" — Тенишев считал, что, прежде чем исследовать жизнь человека, нужно изучить животных в стае.

Одной из форм развития общества он считал разделение руда: "Вот почему безусловная нивелировка всех членов. обще-ства,. на необходимость которой подчас указывают, равносильна его разрушению". В этих утверждениях Тенишев близок к по-зитивисту О. Конту: "Вместо революции — эволюция: вместо классовой борьбы — солидарность, основанная на разделении труда"'. Так как его взгляды не находили поддержки в России, Тенишев сблизился с западноевропейскими учеными, был из-бран членом Парижского социологического общества, членом Социологического института.

В 1896 году Тенишев начал работу над большим трудом по этнографии. Первым в отечественной этнографии он выработал научную методику составления программ по сбору народоопи-сательных сведений. Не встретив поддержки своим начинаниям в этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, Тени-шев открыл Частное этнографическое бюро в своем петербург-ском доме. Первую программу из 67 вопросов, касавшуюся кре-стьян, он издал в 1896 г. в Смоленске. Она была разослана в 23 губернии; 350 сотрудников стали собирать материалы и при-сылать их в столицу.

На следующий год была издана книга "Деятельность человека" — пособие по собиранию этнографических сведений. Тенишев считал, что сначала нужно собрать правдивые сведе-ния об обществе, потом поставить диагноз "болезней*', а затем назначить "лечение". В 1897 году Тенишев издал в Смоленске второй вариант "Программы этнографических сведений о кре-стьянах Центральной России", в которую были включены 500 вопросов. В 1898 году вышел третий вариант.

В 1899 году в № 26 газета "Гражданин" выступила с напад-ками на программу. Обращалось особое внимание на вопросы, касавшиеся отношения крестьян к властям, сходкам, неповино-вению, бунтам, использованию оружия. После этой статьи Ми-нистерство внутренних дел начало расследование, и издание было запрещено как недозволенное. Но Тенишев собрал за три года так много материала, что на этой базе позднее были под-готовлены публикации: в 1903 г. С. М. Максимов издал книгу-"Нечистая, неведомая и крестная сила", Г. В. Попов - "Русская народно-бытовая медицина", А. Стеллинг "Рассказы из на-родного быта", В. Н. Тенишев — "Быт великорусских крестьян-землепашцев", его сын, В. В. Тенишев - "Правосудие в кресть-янском быту" (1907) и "Административное положение русских крестьян" (1908).

Вячеслав Николаевич работал и над программой изучения русского чиновничества, но осуществить намеченное не успел. Тенишев занимался социологией и этнографией до конца своих дней. Умер он в Париже в 1903 году, перевезен в Россию и похоронен на хуторе Фленово близ Талашкино под Смолен-ском. До 1917 года саркофаг с его телом стоял в подклети Церкви Св. Духа, расписанной Н. К. Рерихом. Позднее сарко-фаг выбросили, останки захоронили на кладбище, но могила не сохранилась. Сознавая ценность собранных мужем материалов, М. К. Тенишева передала в 1903 г. их в Русский музей, откуда они попали в Музей этнографии народов СССР, где находятся и сейчас.

Фон Мекк. Страстная любительница музыки, располагавшая миллионным состоянием, доставшимся ей в наследство от му-жа, инженера путей сообщения, разбогатевшего на железнодо-рожных подрядах, Надежда Филаретовна фон Мекк оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкально-му обществу. В ее доме бывали многие известные русские и зарубежные музыканты. Одним из воспитателей ее детей был профессиональный в будущем французский композитор Клод Дебюсси.

В 1876 году она пишет первое письмо П. И. Чайковскому, у которого в это время наступает расцвет творчества. В 1876-77 гг.. им созданы три симфонии и начата Четвертая, несколько оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", 1 концерт для фортепиано с оркестром, три крупных квартета, четыре оперы: "Воевода", "Опричник", "Черевички", "Ундина", балет "Лебединое озеро", музыка к пьесе Островского "Снегурочка" и многое другое. В письме Надежда Филаретовна пишет: "...Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместно... поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с Вашей музыкой живется легче и приятнее". Это письмо положило начало многолетней переписке и удивительной дружбе двух людей, никогда не познакомившихся друг с другом лично.

Почувствовав искренний интерес к своей музыке, тонкое понимание ее, Петр Ильич уже в одном из первых писем к фон Мекк подробно рассказывает о себе. Он пишет, что во всех го-рестных ситуациях его спасает труд, который является для него наслаждением. После неудачной женитьбы, в 37 лет, Петр Ильич в состоянии глубокого разочарования уехал из Москвы в Каменку, а затем в Швейцарию и Италию. Надежда Филаре-товна была осведомлена об этом. С дружеским участием она предлагает ему ежемесячную помощь в 500 рублей, пока он снова сможет служить консерватории. Всю осень и зиму 1877 и начала 1878 г. Чайковский работал над завершением Четвертой симфонии и оперы "Евгений Онегин". Поддержка Надежды Филаретовны имела не только материальный характер, Петр Ильич много писал ей о творчестве, его понимании музыки, взглядах на. жизнь. Это ее участие помогло ему лучше раскрыть свой талант.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили рас-цвет национальной культуры в конце XIX— начала ХХ века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функ-ции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бун-товала народ, строила невыполнимым проекты. Предприни-матель, жертвующий большие средства на поддержку нацио-нальной культуры, дает понять, что он собирается вести свои дела основательно, это некий знак солидности предприятия. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как "непроизводительные" сферы дея-тельности людей, не могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут от-крыть и сохранить. Искусство всегда. является продажным, в смысле продажи и работы на заказ Но чаще всего меценат или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а по-могают ему лучше проявить себя через более высокую оплату.

Меценатство, и в еще большей степени благотворитель-ность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть пери,, когда более богатые должны помогать менее. состоя-тельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для честного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие исполь-зует всякие. возможности для создания своих предприятий, ведения своих дел. В таких условиях в более ранние времена во-зникало желание как-то искупить свои грехи, в более поздно время- желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны„. необходимо создать условия и воспитывать об-щественное уважение к самим. предпринимателям, чтобы они избрали белее цивилизованный путь своей деятельности, честным, запасным путем смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны — поддерживать их стремление совершенство-вать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества - это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определенный опыт взаимодействия групп, слоев населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...