Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Формирование и развитие биомедицинской этики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Это обусловлено резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т.д.), с одной стороны, и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, которые требуют юридического и морального регулирования, с другой.
Грандиозные изменения, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальные сдвиги в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологиях, поддержании жизни пациента — все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медперсоналом. Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты или они есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом и широкой общественностью в условиях современной медицины.
Биоэтика как исследовательское направление сформировалось в конце 60 -начале 70-х гг. Термин «биоэтика» был предложен В.Р. Поттером в 1969 г., но трактовка его до сих пор остается разнородной. Прежде всего биоэтику отождествляют с биомедицинской (и даже медицинской) этикой, ограничивая ее содержание этическими проблемами отношений «врач - пациент», в то время как термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли эти исследования свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.
Биомедицинская этика сконцентрирована преимущественно на анализе отдельных случаев, моральных коллизий, казусов, трудных с моральной точки зрения для принятия решения в сфере сугубо «человеческих» отношений, затрагивающих жизнь и здоровье человека — то есть в сфере медицины. Такая трактовка задач биомедицинской этики, приводящая ее, по сути, к изучению, описанию и попыткам решения отдельных «казусов», связана с определенными традициями культуры, прежде всего с особой значимостью правовых институтов в демократическом обществе.
Возникновение биомедицинской этики совпало с осознанием последствий технократического мышления в медицине, когда появилась опасность рассмотрения человека лишь как объекта наблюдения, экспериментирования и манипулирования. Поэтому фундаментальная проблема современной биомедицинской этики состоит в том, чтобы сделать охрану здоровья каждого человека его приоритетным правом каждого человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые вменяют это себе в профессиональную обязанность. Учитывав это право человека и основные моральные проблемы, возникающие в связи с этим, можно выделить следующие модели отношений между медиками-профессионалами и обычными людьми.
1. Модель технического типа, в рамках которой врач ведет себя как уче- ный-прикладник. Научная традиция заключается в том, что ученый должен быть «беспристрастным», должен опираться на факты, избегая всех ценностный суждений. Такая модель поведения как бы превращает врача в сантехника, который соединяет трубы и промывает засорившиеся системы, не мучаясь никакими вопросами.
2. Модель сакрального типа, возникающая как противовес первой модели, в которой врач полностью лишен собственных моральных установок. Это другая крайность, превращающая врача в священника, который больше облегчает душу, чем тело. Основной моральный принцип, который выражает традиции этого типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».
3. Модель коллегиального типа: предполагает, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели — к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач — это «друг» больного. В этой модели решающую роль играет доверие.
4. Модель контрактного типа — это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Эта модель позволяет избежать отказа от моральных норм со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от моральных требований со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте или «информированном согласии» пациента, врач осознает, что в случаях значимого выбора именно за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой.
Эти модели моральных отношений, по сути, отражают два известных подхода в медицинской деонтологии: патерналистский и непатерналистский. Дилемма между ними в современной медицине является «сквозной» для био-медицинской этики. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основана на том, что поскольку жизнь человека — приоритетная ценность
то «благо больного — высший закон» для врача, и поэтому всю полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Напротив, непатерналистская модель исходит из приоритета моральной автономии пациента, в силу чего ключевой категорией такого подхода становятся права пациента. Первые две из рассмотренных моделей морали являются моделями патерналистского типа, две последние носят непатерналистский характер.
В отечественной медицине подавляющая масса врачей пока придерживается традиционно-патерналистских моделей взаимоотношений с пациентами, например, исповедуя убеждение в этической оправданности при врачевании доктрины «с^тгой (спасительной) лжи». Эта позиция, к сожалению, сочетается с широко распространенным правовым и этическим нигилизмом наших медиков, которые на проблему информирования больных редко обращают внимание. Так, право больного на отказ от лечения является источником едва ли не самых драматических дилемм биомедицинской этики.
В эпоху биологической и технической революций биомедицинская этика рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем: искусственное оплодотворение, нейрохирургия, «пилюли счастья», смерть мозга, использование медицинской технологии в военных целях и др. Но в любом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели отношений. Это и есть подлинное основание для биомедицинской этики.
А.В. Командышко
НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ
Вне сомнения, регламентирующий характер морали направлен на предотвращение путем ненасилия социальных конфликтов, которые способствуют дестабилизации и в конечном счете саморазрушению социальной системы. Иными словами, помочь человечеству достойно ответить на вызовы собственной истории с точки зрения минимизации зла — ее основное предназначение. Крайне схематично механизм действия морали можно представить следующим образом: общее благо в виде определенных норм, правил, требований адресуются индивиду и посредством общественных реакций одобрения вменяются ему в исполнение. Но вот следовать или не следовать призыву общества (долгу) ~— эту дилемму каждому приходится решать индивидуально. В морали общее явно превалирует над личным, но в то же время принцип общей пользы настолько неочевиден, что следовать ему без достаточной рефлексии интеллекта и волевых усилий над собой совсем непросто. Здесь конечный эффект поступка индивида как бы теряется в бесконечности общественного целого и так отдален от субъекта, что личное благо, корыстный интерес (все же по природе человек прагматически настроенное существо) оказываются достаточно соблазни-
тельными, чтобы отказаться от их достижения. Словом, ситуация «разбежки» должного и сущего имеет глубокие основания в человеческом существовании. Проблема лишь в том, насколько она поддается практическому разрешению.
Степень соответствия сущего и должного — показатель нравственного развития человека. Для медицины данная проблема приобретает ключевое значение, ибо профессия целителя, как никакая другая, требует безусловного подчинения врачебному долгу, в центре которого максима: «Благо больного — высший закон». Наиболее предметно область должного призвана освещать медицинская деонтология, но суть проблемы не столько в значении профессионального долга (оно необходимо), сколько в развитии способностей его реализовывать. Должное, с одной стороны, полагает специальную подготовку, отвечающую современным достижениям медицинской науки и техники; с другой — нравственные качества, позволяющие личностно воздействовать на пациента, умение вызвать в нем чувство доверия и, в целом, настроить физические и духовные силы организма на выздоровление (компетенции врачебной этики).
Эффективное осуществление принципов и норм профессиональной этики в деятельности врача возможно лишь на основе развитого нравственного сознания последнего. Его формирование — одна из основных задач системы медицинского образования.
Безусловно, ведущая роль в решении этой труднейшей проблемы принадлежит гуманитарно-общественным дисциплинам, хотя все изучаемые науки должны работать на нее. Однако успешно апеллировать к разуму и чувству будущего специалиста реально в том случае, если претендент обладает какими-то предпосылками к самой гуманной профессии: особым психическим складом. задатками, предрасположенностью к ней. Поэтому на предмет распознавания врачебной «душевности» должны разрабатываться и применяться соответствующие методики и тесты.
Тем самым, социальная потребность научного обеспечения медицинского образования создает дополнительные предпосылки для активизации роли наук: философии, социологии, культурологии, этики и др. Это позволит, во-первых, существенно поменять аспекты в сфере профессиональной подготовки врачей. Во-вторых, заранее выяснить профпригодность, психологическую готовность молодежи к данному виду деятельности. В-третьих, влиять на степень социальной ответственности врача за процесс и результаты лечения.
Результатом принятых мер может выступить повышение интереса студентов к гуманитарным предметам, осознание ими практической целесообразности усваиваемого не только сугубо медицинского, но и гуманитарного материала, определенное стирание междисциплинарных различий в ходе учебного процесса.
37 ЕМ. Черников
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ: ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ
1 На протяжении последних десятилетий познавательной интерес специалистов по этике всё чаще смещается в сторону прикладной проблематики. От общей этики, как самостоятельной отрасли знания, отпочковываются такие исследовательские направления, как этика бизнеса, разного рода «профессиональные этики», биоэтика и др. Этот нравственный переворот не случаен и конкретно-исторически достаточно обоснован. Его суть не в том. чтобы раздвинуть идейные горизонты морали (они и без того предельно широки), а в том, чтобы придать практическую значимость уже всеми признанным гуманистическим ценностям. Основной смысл переворота — перевести идеи общечеловеческой морали в область практического осуществления.
Разумеется, прикладная этика тоже опирается на теоретические построения, но это теоретизирование наполняется конкретным содержанием в соответствующих областях. Тем самым, прикладная этика расширяет испытательный полигон общей этики до социального опыта, рассматриваемого в каждом случае вполне конкретно и прагматично. Здесь уместна аналогия с наукой, которая из экспериментальной стадии переходит в технологически-производственную.
Мало определить, что прикладная этика переводит моральное осуждение из теоретической плоскости в практическую. Сюда надо добавить, что она при этом остается наукой этикой и стоит на страже тех моральных ценностей, которые получены в ходе их философско-теоретичечского обоснования. Прикладной ее делает то обстоятельство, что предметом изучения (равно — обучения) становятся конкретные способы, пути осуществления реализации этих ценностей. Не приспособление моральных ценностей к потребностям медицинской науки, а наоборот, подчинение социальной прагматики моральным ценностям — в этом суть предмета прикладной этики.
2. Оставляя в стороне ряд с необходимостью возникающих вопросов, попытаемся в самых общих чертах выявить смысл прикладной переориентации этики применительно к медицинским вузам. Поскольку речь идет о значении и роли прикладной этики в процессе обучения будущих врачей, в операциональных целях ограничимся здесь термином — медицинская этика.
Конституциализация медицинской этики в научных и учебных программах знаменует новый этап развития медицины и здравоохранения. Этот поворот вовсе не является революционным, поскольку этическая нормативность традиционно являлась одной из составляющих обучения и практической деятельности врачей. Но только теперь с расширением познавательного арсенала, включающего достижения других наук, у теоретической этики появляется реальная возможность симбиоза с медицинской практикой.
3. Задача медицинской этики в стенах вуза не в том, чтобы описывать пре-
ломление, трансформацию моральных норм в той или иной профессионально среде, а в том, чтобы выявить способы их внедрения в конкретных жизненны, ситуациях, имеющих свои границы и поддающихся целенаправленному контро лю. В этом плане функция медицинской этики — перемещение моральных цен ностей из идеальной, умозрительной формы бытия в практическую.
Проблема заключается в том, как поднять данную сферу практической жизни до уровня общеморальных требований, не допуская отступлений от под прикрытием казусных ситуаций? Пример — интерпретация нормы «Hej лги». Здесь в одном клубке сплетаются и моральные нормы абсолютного характера, и логика профессиональной деятельности врача, и узкопрофессиональные задачи лечения, и, наконец, принцип моральной автономии личности больного и его близких.
4. Медицинская этика в ее модернистском варианте в принципе не интересуется вопросами обоснования морали, оставляя приоритет за общей этикой. Выступая как вполне специальная и самостоятельная наука, в ряду других дис циплин, преподаваемых в мединститутах, она сознательно дистанцируется от общей теории морали. Чтобы понять эту особенность, к вопросу следует подойти исторически.
Как прикладная наука медицинская этика возникает на такой стадии развития, когда в обществе вырабатывается устойчивое согласие относительно гуманистических ценностей в их общечеловеческом содержании, когда проблема теоретического обоснования моральных норм потеряла социальную злободневность и на первый план выдвигается проблема их воплощения в общественном быте. Коротко говоря, предполагается полное согласие относительно таких положений, как самоценность личности, универсальность норм милосердия, справедливости и пр. Итак, медицинская этика исторически формируется на основе общей этики, как следующая за ней прикладная стадия.
5. Медицинская этика может существовать как самостоятельная учебная дисциплина только в результате непосредственной кооперации со всем крутом медицинских наук и в контексте конкретной общественно-организованной медицинской практики. Она не просто осваивает язык, механизмы, технологию последней, ей необходимо стать органичным элементом этой практики. Подобный синтез должен зарождаться в студенческих аудиториях, на кафедрах высшей школы.
Рационально осмысленной этический опыт в дальнейшим становится основой для новых теоретических посылок относительно молодой науки. Тем самым социальная потребность научного обеспечения медицинского образования создает дополнительные предпосылки для специализации целого ряда гуманитарных курсов.
39 А.Г. Илькевич
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 773 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!