Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выбор судьбы 24 страница



2. Изобретать: по службе или "на стороне"?

3. Информация в "творческом пространстве".

4. Изобретать: по одной теме или по разным?

5. Как наикратчайшим путем подняться с первого яруса на второй и со второго — на третий?

6. "Пересадка": спуск вниз с решения высшего яруса и новый подъем вверх — к другой проблеме.

7. Достойность цели: определение "добра и зла", увеличение степени "добра".

Нетрудно заметить, что темы частично пересекаются. Так и • должно быть: темы — как разные двери в одно и то же здание. Важно войти внутрь...

Мы не настаиваем на точности тем. Темы даны "для за­травки", всякая коррекция формулировок — уже начало ак­тивной исследовательской работы. Дальнейшее продвижение "внутрь" может и должно привести к новым формулировкам и новому видению тем вообще.

Сейчас важно начать.

Работу можно вести в одиночку или группами по 2—3 чело­века (на первом этапе крупные коллективы неэффективны). Представляется целесообразным, чтобы выбравшие то или иное направление исследования сообщили об этом в Ассоциацию ТРИЗ. И одновременно написали бы: не нужны ли им коллеги по теме в других городах. Мы пришлем адреса, если будет совпадение направлений.

Область исследования чертовски интересная, очень перспек­тивная, но трудная. До реальных результатов — несколько лет. Хотя и промежуточные результаты могут быть использованы, например хороший информационный фонд по теме — это са­мостоятельная ценность.


Заключение

Первая модификация "Жизненной стратегии" появилась в 1985 году. Однако потребность в таком инструменте ощущалась с самого начала обучения теории решения изобретательских задач. ТРИЗ, как уже говорилось, развивается почти полвека — с середины сороковых годов. По мере совершенствования, тео­рия позволяла "брать" все более трудные задачи. Сильные реше­ния таких задач обычно лежат вне рамок узкой специальности и потому воспринимаются как революционные. Внедрение этих решений зачастую связано с принципиальным изменением всей технологии производства. Борьба за внедрение "диких" нова­торских идей требует больших усилий на протяжении долгих лет и даже десятилетий, то есть в конечном итоге ведет к изменению стиля жизни человека. Не каждый решится на это.

Мы не раз сталкивались с боязнью человека принять сильные и красивые решения только от того, что за их внедрение пред­стоит долгая и нелегкая битва. Стало ясно, что быстро совершен­ствуемой методологии решения творческих задач нужен аппарат воспитания человека, который бы не боялся пользоваться этой технологией.

До появления 'Жизненной стратегии" роль воспитательного аппарата играло ознакомление слушателей с историей техники,.искусства и биографиями выдающихся изобретателей, писате­лей, художников, композиторов. Иными словами, воспитание пробовали вести "по аналогии".

В первой же модификации ЖСТЛ были отражены основные закономерности творческой биографии. То, что раньше пред­ставлялось более или менее случайной личной драмой отдельно­го человека, обрело форму объективных законов.

ЖСТЛ-1 была слабо инструментальна: сказывалась ограни­ченность фонда примеров, да и сама деловая игра была прора­ботана лишь контурно. Однако первая модификация уже содер­жала в себе "гены" будущей теории развития творческой лично­сти. Как и сейчас, игра была построена на постулате о законо­мерности сопротивления всякому революционному новшеству. Как и сейчас, в игре предусматривался обход препятствий, а не столкновение с ними в лоб. Как и сейчас, в игре был заложен механизм сознательного перехода в надсистему целей. Как и сейчас, предполагалось перерастание одиночных действий в кол­лективные.

ЖСТЛ-1 использовалась на занятиях по ТРИЗ многими пре­подавателями во многих школах страны. Сбои в работе "Жизнен­ной стратегии", вопросы слушателей и преподавателей, наконец, энергично пополнявшийся информационный фонд — все это позволило довольно быстро перейти к составлению второй моди­фикации. ЖСТЛ-2 была проработана более детально, содержала пояснения к ряду ходов, сводную картотеку примеров.

Если сравнить две эти модификации, можно увидеть принци­пиальное различие: первый вариант, в основном, ограничен рамками описания "как это бывает"; во втором варианте заметнее становится акцент на "как это изменить". Это генеральная линия разработки темы: от констатации того, как идет процесс, когда им слабо и плохо управляют, к описанию того, как надо эффективно управлять Жизненным творческим процессом. Эффективное управ­ление требует глубокого понимания сути процесса.

Главное отличие третьей модификации "Жизненной стра­тегии" в качественно новом уровне проработки материала. При­мерно вдвое возросло количество серий ходов и примечаний, которые к тому же стали более подробными и полными, углуб­лена партия "внутренних обстоятельств". Почти к каждой серии ходов подобраны яркие наглядные примеры.

Детализация нужна для повышения инструментальное™ "Стратегии", для обеспечения работоспособности выявленных механизмов. Фактически ЖСТЛ-3 — первая более или менее рабочая модификация. Предыдущие варианты лишь знакомили с основными принципами, настоящий же может быть использо­ван для повседневного изучения и воспитания, включая и само­воспитание. Хотя, разумеется, и ЖСТЛ-3 далека от совершенства и необходимой полноты: предстоит еще подняться на качествен­но новый уровень, прежде чем "Жизненная стратегия" сможет


работать без сбоев в любой аудитории. Представленный здесь вариант — один из шагов на этом пути.

***

Однако даже в современном виде "Жизненная стратегия" — достаточно сильный инструмент. Этим объясняется эмоциональ­ная реакция людей, знакомящихся со "Стратегией" на семинарах по ТРИЗ. В основе такой реакции — психологические барьеры. Вот первый из них: "Для занятий творчеством нужны особые способности, а у меня их нет. В "Стратегии" приведены примеры из жизни великих людей, а я обыкновенный человек, все это не для меня..." На самом деле способности, в основном, результат, а не предпосылка творческой работы. Путь, описанный в "Жиз­ненной стратегии", — очень трудное Восхождение. Но каждый шаг этого Восхождения доступен (в принципе) любому человеку. "Величие" — не начальное требование к тем, кто вступает на этот путь, а результат выполнения суммы ходов. "Особые способ­ности" — не билет на Восхождение. Они — итог пройденного пути. Восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой — всю жизнь протоптаться на одном месте.

Второй барьер: "Все это верно, но лично мне уже поздно начинать". Так говорят и в 40 лет, и в 30, и в 20... Действительно, возраст ограничивает поле выбора Достойной Цели. Но начать не поздно в любом возрасте — надо лишь найти такую цель с учетом возрастного фактора. Во введении к "Жизненной стра­тегии" упоминалась работа У.Бентли по созданию фонда фотог­рафий снежинок. Разве подобной работой нельзя заняться в 40 или 50 лет?..

Еще один психологический барьер. Обычно творческую лич­ность отождествляют с преуспевающим "академиком" (мы берем это слово в кавычки, потому что употребляем его условно, в смысле — "признанный специалист"). Между тем в "Жизненной стратегии" главный герой — преследуемый еретик. Так, с пози­ций "Стратегии", Творческая Личность — не папа римский, а Христос... Впрочем, это не парадокс, а диалектическое единство противоположностей. Возникновение и развитие новой системы идет, как известно, по S-образной кривой (см. рис.5). Христос (и прочие еретики) находится в начале этой кривой, в нижней ее части — до точки а. Папа римский (и "знатные специалисты") — в конце кривой, в верхней части, после точек р или у.

Конечно, различие между Христом и папой римским не только в степени новизны дела. Резко отличается и степень доброты, гуманности цели. До точки а дело служит преимущест­венно интересам людей, а не ВО; после точки у дело пере­ориентируется на интересы ВО, а не людей. Именно поэтому внешние обстоятельства благосклонно относятся к наследникам еретиков, производя их в "академики".



У


t


Рис.Системы (технические, научные, биологические, фило­софские и любые другие) не вечны: они возникают, переживают пе­риоды становления, расцвета, упадка и, наконец, сменяются дру­гими системами. Для простоты рас­смотрим этот процесс на примере развития технических систем. Ти­пичная история жизни техничес­кой системы показана на рисунке, где на оси абсцисс отложено время, а на оси ординат — один из глав­ных показателей системы (ско­рость самолета, грузоподъемность танкера, число выпущенных теле­визоров и т. д.). Возникнув, новая техническая система далеко не сра­зу находит массовое примене-


ние: идет процесс обрастания системы вспомогательными изобре­тениями, делающими новый принцип практически осуществимым. Быстрый рост начинается только с точки а. Далее система энергично развивается, ассимилируя множество частных усовершенствований, но сохраняя неизменным общий принцип. С какого-то момента (точка Р) темпы развития замедляются. Обычно это происходит после-~возникновения и обострения противоречий между данной системой и другими системами или внешней средой. Некоторое время система продолжает развиваться, но темпы развития падают, система приближается к точке у, за которой исчерпывают себя физические принципы, положенные в основу системы. В дальнейшем система оста­ется без изменения (велосипед за последние полвека) или быстро рег­рессирует (газовое освещение после появления электрического) На смену системе 1 приходит новая система 2.

Следующий психологический барьер обычно выражается те­зисом: "Я не верю, что все так мрачно". В ЖСТЛ рассматривается ситуация, когда один человек противостоит всему человечеству: он утверждает то, что весь мир отвергает, не признает, непонимает, во что весь мир отказывается верить. Такая ситуация повторяется с древнейших времен: она объективно закономерна. Меняются эпохи, области деятельности, меняются и конфликты, но суть дела (к новому через конфликты) не может быть иной ни при каких обстоятельствах. В этой связи любопытны слова Ульриха Хайера, президента объединения научных и техни­ческих обществ ФРГ: "Проблемы с неприятием нового, по-моему, существуют в любой стране, любом обществе. Общество консервативно по природе, оно стремится к спокойствию, ста­бильности. И если не выработать механизмы, нарушающие это спокойствие, то оно в конечном счете может прийти к застою, деградации"[9].

ЖСТЛ, как справочник по социальным болезням, описывает конфликты, закономерности их возникновения и развития. Не­лепо требовать от справочника по болезням, чтобы из него — для повышения оптимизма — были изъяты описания наиболее неприятных и опасных заболеваний. В полноте и достоверности справочника сила врача.

Стремление не видеть плохого чисто по-человечески понятно и даже трогательно. Оно сродни рефлекторному побуждению ребенка спрятаться от опасности. Но, спрятавшись, невозможно выработать "механизмы, нарушающие спокойствие". В древ­ности существовал обычай, когда гонца, принесшего недобрые вести, наказывали, могли и убить. В трансформированном виде этот обычай сохранился и до наших дней. Неприятие, подчас яростная критика ЖСТЛ вызваны стремлением к "розовому" представлению о действительности. Самый легкий путь — "убить гонца": отвернуться от зеркала, ничего не видеть, не слышать, не знать. Однако этот путь не отменяет действительности. На­против, столкновение с ней становится катастрофическим, ро­ковым. Более мудрое поведение состоит в познании и использо­вании выявленных закономерностей с тем, чтобы встретить грядущие трудности во всеоружии и попытаться изменить окру­жающий мир.

***

Главная причина возникновения психологических барьеров, как нам представляется, в том, что предложенные критерии творческой личности в большинстве случаев не вполне совпада­ют с собственной характеристикой человека, а следовательно, задевают его самомнение. Творческая личность — понятие прес­тижное, человеку хочется чувствовать себя творческой личнос­тью. Добиваться этого можно не только длительной, напряжен­ной, часто рискованной работой по достижению Достойной Цели, но и подгонкой критериев творческой личности под свой уровень. Естественно, что второй путь проще. Если бы личные амбиции задевались таблицей умножения, законом Архимеда или расстоянием от Будапешта до Аделаиды, то столь же спор­ными считались бы и эти соотношения.

К сожалению, там, где речь идет о личных интересах, ло­гические доводы зачастую теряют силу. Можно сколь угодно доказательно убеждать, что за высокую творческую пгхэдукцию надо платить большую цену, и все равно найдутся люди, не желающие верить в это...

***

Работа над "Жизненной стратегией" продолжается. Мы будем благодарны читателям за любые замечания, сообра­жения, примеры.


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН


Алехин 258

Альтшуллер 36, 56, 72, 103, 116, 124, 140, 217, 242, 294, 437

Амундсен 53, 74, 85, 91, 120, 410

Апраушев 437 Артемьев 438


Берн 70, 177 Вернадский 31, 67 Вешагин 432 Витебский 287 Воейков 71 Воинов 252, 386 Войтенко 268 Волков 249 Вуд 160 Высоцкий 450


Бабель 449 Бакшинов 424 Бальзак 38, 219, 448 Бек 432 Белл 442 Бентли 58, 146

Бомбар 20, 42-44, 54, 55, 59,

165, 245, 411, 421 Борн 159, 189, 446 Браге 54, 71 Браун 234 Бруно 87, 421 Булгаков 433, 447 Бунин 314, 414, 417 Бухарин 334 Вызов 429

Галилей 207

Галуа 113, 335, 410, 424

Гарвей 201

Гаршин 409

Гельмгольц 201

Гиббс 423

Гинзбург 268

Глушко 301

Голюк 229

Гордон 101

Грин 156

Гробовский 117, 447 Гроссман 434



Вавилов Н. 124, 208, 213, 258,

330 Варбург 207 Везалий 207 Венецианов 347

Данилов А- 434, 461, 463 Дарвин 191, 201, 260, 407 Дворкин 117, 433 Делянов 408 Демченко 441 Джевецкий 441

Достоевский 38, 315

Дудинцев 419

Дьяков 32-33, 117, 124

Емельянов 431 Зайцев ПО

Земмелъвейс 122, 128—139, 385

ИбнСина (Ибни Окно) 201,

339 Иванов 107 Идлис 288, 297 Илизаров 118, 161, 202, 411,

417, 423, 429, 442, 464 Иоффе 154

Ландау 413, 418

Лебедев 160

Лебедев-Полянский 178

Левенгук 282

Левитан 168

Леонардо да Винчи 65

Леонгард 231

Лепешинская 428

Листер 134

Лихачев 318

Лобачевский 114, 341

Лодыгин 443

Лопатин 449

Луппол 210

Лысенко 320

Лысенкова 249

Любищев 55, 66, 77—84,136,

415 Ляпунов 415



Калау 305

Капица 418

Карпов 296

Картер 95, 99

Каспаров 296, 438

Кеплер 54, 71, ПО, 124, 136,

207, 406, 412 Ким 465 Клейменов 301 Колумб 61, 272 Кондратьев 452 Коперник 201, 207 Королев 118, 206, 300, ЗГ1 Котельников 29—30 Кошкин 119 Крылов 34, 427 Кудрин 437 Куинджи 196

Лавров 55, 414 Лангемак 301

Мазанов 239 Майкельсон 283 Максвелл 309 Мандельштам 415 Меклер 288, 297 Мелье 451 Менделеев 73 Мечников 213, 255, 277 Миклухо-Маклай 211 Милль 404 Митрофанов 425 Моисеев 426 Монтре 37 Монье 226, 339 Морзе 38, 193 Морозов 86

Нансен 164 Никитин 229, 235 Нвютон 172, 201

Обручев 62, 64, 66, 70, 205, 411 Осборн 100 Ощепков 102, 412

Папп 100

Пастер 325

Петров 35, 444

Пиккар Ж. 85, 173, 447

Пиккар О. 92, 423

Пири 53, 61, 69, 85, 90, 147,

246, 325, 406 Планк 309 Плашинский 443 Плетнев 418 Плеша 442 Пугачева 243


Сопочкин 114, 432 Стасов 415 Стивенсон 450

Тейлор 241 Тихомиров 438 Толстой 65, 201

Уваров 185 Уилкинс 267 Уотерсон 222 Урысон 403 Уэллс 173


Раби 289 Райт 445 Рапопорт 434 Раушенбах 445 Реблинг 276 Репнин 237 Рерих Н. 161 Рерих С. 183 Рост 32


Фаворский 279 Федоров 118, 322 Ферми 289 Фицрой 221, 444 Флеминг 98 Франклин 53, 398 Франс 200

Франциск Ассизский 349 Франческо де Лана 267


Сандлер 335 Седов 90

Селье 170, 216, 447 Сент-Экзюпери 159 Серов 342 Сеченов 234 Силур 342 Симпсон 122 Скотт 90 Скрябин 198 Сноу 169 Сократ 333

Хавкин 264 Хазин 440 Хейердал 89, 267 Хемингуэй 251, 416 Хирасава 73 Хокинг 420

Цандер 70, 91, 116, 124, 212,

311, 413, 422, 435
Цвикки 101

Циолковский 33, 35, 51, 126, 194, 214, 223, 225, 229, 255,

312, 314, 327, 431, 433, 444,
453, 458

Чаянов 343, 350 Чижевский 192, 229 Чюрленис 65

Шагал 342 Шаталов 249 Шаткин 45,51 Швейцер 75, 139 Шиллинг 430 Шлиман 19, 75, 254, 405 Шмидт 114, 168, 178, 390 Шопен 326 Шостаковский 279 Шпаковский 114, 448 Шукшин 342

Шуман 326

Щетинин 249

Эглайс 219, 272 Эдисон 67, 204 Эйлер 114

Эйнштейн 118, 184, 197, 199, 207, 208, 251, 308, 394, 405, 406, 407

Юткин 464

Яковлев 96


СОДЕРЖАНИЕ

От издательства 3

Вместо предисловия 5

А начиналось все так... 9

От авторов 23

Книга первая И.М. Верткин ВЫБОР СУДЬБЫ 25

Книга вторая Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин ИГРА 143

Книга третья Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин РАБОТА 383

Заключение 469

Указатель имен 475


Научно-популярное издание

Альтшуллер Генрих Саулович Верткин Игорь Михайлович

КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ Жизненная стратегия творческой личности

Ведущий редакгор Л. И Янович Редактор В. А. Скоробогатая Художественное оформление фирмы «Графема» Художник И Е Василевская Художественный редактор Г. И Мацур Компьютерная верстка Н. Н Хоменко, Л. И Яновича Корректоры Р. П. Иваненко, Л, Ф. Лихадиевская, Л, Г. Кузьмина

Подп. в печ. с орнгинапа-макета 05.10 94 Формат 84x108/32 Бума! а офс. № 1. Гарнитура «Тайме». Офсешая печать. Уел неч л 25,2 Уем. кр.-отт. 25,83. Уч.-изд л. 25,0 Тираж 7000 экз. Зак 1375. Ордена Дружбы народов издательство «Беларусь» Миишлерияа кучыуры и печати Республики Беларусь Лицензия ЛВ № 2 220600, Минск, проспект Машерова, 11

Минский ордена Трудового Красного Знамени полифафкомбинаг МППО им. Я Кочаса. 220005, Минск, Красная, 23.


[1]Отто Юльевич Шмидт: Жизнь и деятельность. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.18.

[2]Древе У., Фурман Э. Организация урока. М.: Просвещение, 1984. С.44-45.

[3]Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С.139.

[4]Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987. С.244.

[5]М.: Моск. рабочий, 1975.

[6]Лушин Ю. Голубая планета Данилова // Огонек. 1987. N19.

[7]Латышев В. Я всегда решал задачи, за которые брался // Изобретатель и рационализатор. 1981. N7.

[8]Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. С.206.

[9]Соц. индустрия. 1988. 8 марта.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 432 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...