Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование у детей музыкально-эстетического сознания



Некоторые формы музыкально-эстетического сознания исследо­вались в педагогическом и психологическом аспектах. Вопросы развития музыкального восприятия изучались С. Н. Беляевой-Экземплярской, Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А. Катинене, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович и др.

Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при вос­приятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.

Имеются данные исследований, проведенных в 30-е гг., о том, что дошкольники предпочитают веселую и маршевую музыку. На этом основании делался вывод о некоторой эмоциональной односторонности детей. Данные эти впоследствии не подтверди­лись.

Нужно использовать разнообразную по эмоциональному содер­жанию музыку, обладающую художественными достоинствами, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае могут быть заложены основы музыкальной культуры. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в це­лом,— это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмо­циональный отклик.

Данные отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Вет-лугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогиче­ского воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, вырази­тельное, яркое исполнение произведений.

Возможности детей в оценке музыки исследовали Н. А. Ветлу-гина, А. И. Шелепенко, Н. А. Чичерина, Л. Н. Комиссарова. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий харак­тер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотиви­рованной оценке.

Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие — более скромно­го. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привле­кательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для личности. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обуслов­ливают его музыкальная эрудиция, знание элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опозна­вать.

Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкаль­ными произведениями, разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать некоторые доступные воз­расту знания о музыке. Музыкально-эстетическое сознание у де­тей проявляется через отношение к музыке.

Н. А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетиче­ского отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выражен­ным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообраз­ные музыкальные навыки»'.

Н. А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отно­шения к музыке, главный из которых - развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне пере­живаний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потреб­ность в ней2.

Среди педагогических рекомендаций следует назвать также артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

Еще одним условием воспитания эстетического отношения детей к музыке являются проблемные ситуации, в которых они могли бы активно приобретать музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно.

Педагогические рекомендации включают и эмоциональную настроенность атмосферы обучения (музыка должна волновать детей, вызывать интерес), кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных, занятий, форм организации музыкальной деятель­ности детей.

Следующее условие - развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

Психологами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, П. М. Якоб­соном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слуша­теля, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.

На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2-3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная дея­тельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовле­творение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетиче­ского сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкаль­ной деятельности.

Примерно на 4-5-м году жизни отчетливее начинают выяв­ляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка - интерес к музыке и музыкальной деятельности, стано­вятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими — первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобла­дает?», «В чем это выражается?» И т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребе­нок способен дать более аргументированный ответ.

В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накап­ливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музы­кальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произ­ведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая неко­торым словарем музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выде­лять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведе­ний по сходству и контрасту и т. д.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются че­рез формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет ре­пертуар, который изучают дети.

Общество стремится сохранить и передать будущим поколе­ниям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произ­ведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2876 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...