Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия как социальный институт



Социальная сущность религии. Заметную роль в жизни общества играет такой институт, как религия. На первый взгляд кажется понятным, что собой представляет религия. Однако на деле оказывается чрезвычайно сложно дать определение этого феномена. Одним из первых обратился к этой проблеме Э. Дюркгейм. Он усматривал специфику религиозного в обращении к священным вещам. При этом священными являются не сами по себе определенные объекты, а те, которые считаются таковыми какой-либо группой. Религия, таким образом, предстает как способ соотнесения действий людей со «священными» или социально значимыми вещами. Каждое сообщество вырабатывает о священных явлениях свои представления, образующие систему верований, которые регулируют поведение людей в обществе.

Социологический подход к изучению религии, предложенный Э. Дюркгеймом, был воспринят и другими социологами. Так, Т. Парсонс связывает существование религии с неподконтрольными личности событиями (смертью, голодом, стихийными бедствиями и т.п.). Она позволяет обеспечить человеку защиту от многочисленных угроз непонятного и враждебного мира. Такая защита становится возможной с помощью упорядочивающего истолкования непонятных явлений, создания норм, утверждения и поддержки сложившегося порядка.

Структура религии. Религия включает символическую систему, верования (мифы), ритуалы (культ), этос (система норм и ценностей группы), мировоззрение (совокупность религиозных догматов), религиозные организации (церковь, религиозные общины, секты и т.п.).

Символ – это обобщающий знак, содержащий указание на какие-либо стоящие за ним явления и вызывающий одинаковую реакцию у большой группы людей. Основная функция любого символа – коммуникационная. Для того чтобы ее выполнять, символ должен быть хотя бы интуитивно понятен определенному кругу людей. В религии символы выполняют и интегрирующую функцию, объединяя людей и группы, формируя единый эмоциональный настрой. Символами могут выступать религиозные догматы, святые и мученики, пророки и вожди, эпохальные события, культовые и ритуальные действия и т.п.

Миф – способ понимания природной и социальной действительности, опирающийся на обобщенные верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего и будущего. Мифология возникает тогда, когда социальная группа сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. С психологической точки зрения творение мифа связано с невозможностью логически объяснить происходящие социальные изменения и связанным с этим защитным возвратом индивида к раннему жизненному опыту восприятия мира и взаимодействия с ним.

Ритуал (обряд) – способ обращения и доступа к святыням; символическое, регулярно повторяющееся действие, целью которого является формирование и воспроизводство значений и установок по отношению к чему-либо. Если миф ориентирован на объяснение действительности, то ритуал нацелен на закрепление норм и отношений к священным явлениям. Символические значения, которыми пропитаны ритуалы, связаны с конкретной социальной ситуацией и чрезвычайно важны для членов группы. Это действия пробуждают у участников сходные сильные эмоциональные переживания, проявляющиеся порой в форме религиозного экстаза. Коллективно переживаемые чувства позволяют укрепить единство и сплоченность внутри группы, продемонстрировать свою веру и убедиться в вере других.

Этос – совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные «образцы» социального поведения и социального взаимодействия. В религии, в отличие от светской культуры, ценности и нормы обретают сакральный (священный) характер, становясь абсолютными и неизменными. По мере развития светской культуры, значение религиозных норм и ценностей может уменьшаться.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Наряду с обыденными воззрениями верующих религиозное мировоззрение включает в себя религиозную философию и теологию, которые представляют собой систематизированное изложение религиозного учения и его обоснование.

Формы религиозной организации. Развитие религии с необходимостью приводит к появлению специалистов в области хранения, передачи и трактовки религиозного знания, отправления сложных и значимых для большого круга людей ритуалов и культов. Уже на ранних стадиях развития религии появляется дифференциация ролей. Прежде всего, это роли «учителя», «учеников» и «последователей». «Учителю» доступны высшие откровения и основы вероисповедания. «Ученики» не только непосредственно воспринимают Слово «учителя», но и распространяют его, вербуя новых сторонников своей веры.

Исторически первоначальной формой распределения религиозных ролей выступала община – локальное объединение сторонников данной веры, непосредственно взаимодействующих с «учителем». Трансформация «откровений» в религиозные традиции, усиление миграционных процессов породило потребность в выработке новых организационных форм религии. Одной из таких форм стала церковь. Эта религиозная организация может объединять приверженцев уже не «учителя», но веры и в масштабах не локальной общины, а большого сообщества. Для сохранения и передачи сакрального знания, поддержания традиций, отправления усложняющихся ритуалов требуется уже специализированная группа профессионалов, или духовенство. Внутри этой группы распределяются роли, власть и авторитет, а значит, появляется иерархия. Определенные нормы становится абсолютными, не подвергаются сомнению, и превращаются в догмы. Различное толкование «учениками» основ вероучения приводит к образованию различных конфессий. Социологи отмечают, что процессы догматизациии и конфессионализации – неотъемлемые спутники развития религии и церкви.

В социологии церковь рассматривается как один из механизмов социального контроля. В пользу этой точки зрения свидетельствует соблюдение религиозных норм и догматов: обязательное участие в отправлении определенных ритуалов, посещение культовых заведений и мест, демонстрация приверженности вере и т.п.

Наряду с церковью существует еще одна форма религиозной организации – секта. Различия между церковью и сектой проанализировал М. Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций: 1) отношение к «миру»; 2) критерий членства; 3) организационная структура.

В случае, когда религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, речь идет о церкви. В случае, когда религиозная организация открыто противопоставляет себя «миру», осуждая его нормы и ценности как «ложные», подчеркивает свою избранность и специфичность, можно говорить о секте.

Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Достаточно соблюдать лишь общие религиозные нормы и участвовать в наиболее значимых ритуалах, чтобы оставаться в лоне церкви. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Нравы здесь суровы, любое их нарушение жестоко карается. Достаточно часто участие в сектах требует отказа от всего личного и «растворения» человека в делах общины.

В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме основателя, вере в его необыкновенные качества. Она менее формализована, ее ритуалы допускают элементы спонтанности и зачастую обладают большей эмоциональностью, чем те, которые осуществляются в рамках церкви.

Наряду с церковью и сектой некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации – деноминацию. Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью. Не противопоставляя себя «миру», деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества. Американский социолог Р. Нибур высказал интересное предположение, согласно которому секта – деноминация – церковь не что иное, как этапы эволюции организационных форм религии. Согласно его наблюдениям, секта существует не дольше жизни одного поколения, затем она постепенно трансформируется в деноминацию. Процесс же перехода от деноминации к церкви оказывается более длительным.

Этапы развития религии. Религия как важнейший социальный институт прошла в своем развитии несколько исторических этапов, число и содержание которых по разному оценивается наукой. Заслуживает внимания периодизация, предложенная Р. Беллом. Основываясь на критерии степени дифференциации системы религиозных символов, он выделил пять этапов:

1) этап примитивной религии, на котором существуют только две символические формы – ритуал и миф. Мирское и священное мыслятся как два взаимосвязанных способа мироздания. Религиозная организация как специфическая разновидность организации отсутствует. Верования и обряды существуют в пределах рода, клана, семьи. Первым религиозным институтом, возникающим в этот период, является шаманство, роль которого сводится к выполнению необходимых ритуальных услуг.

2) этап архаической религии, характеризуется появлением ранних форм религиозной организации, и, прежде всего культа. На этом этапе мифы и ритуалы систематизируются, а их толкование и исполнение закрепляются за определенными ролями. Примером специфической религиозной роли этого периода может служить роль жреца, требующая определенных знаний и навыков, обретаемых в результате специальной подготовки.

3) этап исторической религии – третий и поворотный в эволюции. Он характеризуется окончательным разделением сакрального и мирского. В этот период происходит становление основных религий – иудаизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, христианства и ислама. Окончательно оформляются религиозные догматы. Возникает и укрепляется институт церкви. Историческим религиям присущи: идея единого бога; отсутствие ориентации на конкретную группу (универсализм); стремление индивида к спасению, которое мыслится как бегство от мира; отделение религиозной организации от других форм социальной организации.

4) этап раннесовременной религии – четвертый этап, отличается сдвигом ориентаций к посюстороннему миру. Спасение уже мыслится не как бегство от мирской суеты, а как определенная модель поведения в миру. Система верований этого периода переформулируется таким образом, что она не препятствует, а способствует социальным изменениям.

5) этап современной религии рассматривается как период смены носителя веры. Им становится не церковь, а сама личность, несущая ответственность за свои действия и самостоятельно решающая вопросы смысла жизни. Преодолевая неприятие мира, религия стремится разрешить противоречие между посюсторонним и потусторонним мирами. Главной функцией религии, полагает Белл, становится развитие культуры и индивидуальных ценностей.

Секуляризация. Под секуляризацией понимается процесс уменьшения роли религии и усиления рационализации общественной жизни. Это процесс лишения религиозных институтов социальных функций, высвобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния, вытеснение светскими нормами норм религиозных. В результате секуляризации религия становится частным делом граждан, а представления о мире все более обретают логический и научный характер, теряя магические и мистические черты.

Социологи усматривают причины секуляризации в рационализации социальных отношений, которая способствует сокращению области священного. Это явление было проанализировано еще Вебером и получило название «разволшебствования» мира. Наряду с указанной причиной секуляризации способствует нарастающая дифференциация общества, разделение его на относительно автономные подсистемы, каждая из которых выполняет специфические функции. Религия все более превращается в один из институтов, занимающий в современном обществе важное, но не доминирующее положение.

Существующие оценки процесса секуляризации являются подчас диаметрально противоположными. Одни усматривают его результаты в упадке нравов, разрушении моральных устоев, в усилении социального хаоса и дезорганизации общества. Другие видят в секуляризации важнейшее и необходимое условие модернизации, процесса перехода от традиционного общества к современному.

Вместе с тем секуляризация не означает полного исчезновения религии. Некоторые социологи даже прогнозируют в ХХI в. религиозный «ренессанс» или религиозный бум. Однако независимо от того, сбудутся их предсказания или нет, очевидно одно: религия занимает и будет занимать важнейшее место в жизни общества, оставаясь одним из необходимейших социальных институтов.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2761 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...