Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Социальные институты общества



Понятие и сущность социального института. Социальный институт (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Социальные институты позволяют раскрыть сущность общества. Они являются важнейшими составляющими структурами социума, той основой, на которой покоится общество. Понятие «социальный институт» обозначает исторически сложившуюся форму организации и регулирования совместной жизнедеятельности людей, основанную на устойчивых комплексах правил, норм, принципов, соответствующих материально-организационных структурах и ресурсах и нацеленную на удовлетворение определенной общесоциумной потребности.

Из данного определения следует, что возникновение и функционирование социальных институтов, в конечном счете, связано с необходимостью удовлетворения разнообразных потребностей, существенно важных как для общества в целом, так и для отдельных индивидов и их групп. К числу таких фундаментальных потребностей относятся: потребности в воспроизводстве человеческого рода; потребность в безопасности и социальном порядке, потребность в добывании средств существования, потребность в передаче знаний и культуры, потребность в коммуникации. Удовлетворению этих жизненно важных потребностей служат институты семьи и брака, политические институты (государство, политические партии, право), экономические институты (собственность, рынок, финансы, система социального обеспечения), институты образования и науки, средств массовой информации, институт религии.

Социальный институт – это такой элемент структуры общества, который задает модель повторяющегося, устойчивого поведения. Он контролирует действия индивидов, регламентирует их с помощью установленных норм, формальных и неформальных правил, предписаний. Поэтому социальный институт достаточно часто определяют (особенно в западной социологии) как совокупность социальных норм, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности. Социальный институт обеспечивает четкое распределение функций и полномочий между его субъектами, жесткие механизмы контроля за их поведением, согласованность действий, обезличенность требований к субъектам взаимодействия. Последнее институциональное требование означает, что социальные институты имеют надындивидуальный характер и действуют от имени всего общества как целого.

Социальный институт имеет также организационное оформление и свои ресурсы. Социальный институт – это не абстракция. Он включает в себя реальную, живую совокупность людей, зримые объекты: помещения, материальные ценности, с помощью которых реализуются действия данного института, кадровые ресурсы, систему ролей и статусов, норм и санкций. К общим для всех социальных институтов относят следующие признаки:

- установки и образцы поведения (почитание родителей, верность клятве, послушание начальству);

- символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест и т.п.);

- утилитарные культурные черты (дом для семьи, предприятие, библиотеки, школы и т.п.);

- устный и письменный кодексы (законы, правила, правовые акты, например: конституция, устав, лицензия);

- идеология (система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических или философских взглядов или идей).

С развитием общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Сегодня мы живем в высокоинституциализированном обществе. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха обеспечивают потребности общества, его воспроизводство. Институты постоянно развиваются. Так, например, институт семьи прошел ряд этапов: групповой брак, полигамия, моногамия. Расширенная семья сменилась нуклеарной, состоящей из детей и родителей. В этом институте менялись роли мужа и жены, методы воспитания детей. Огромные изменения произошли также в экономическом и политическом институтах. По мере разделения труда, появления новых видов собственности изменялись условия регулирования отношений производства, обмена и потребления, установление участников рынка, налоговой политики, обеспечение функционирования определенной денежной системы. Изменения в системе государственных институтов были связаны с институционализацией лидерства, перемещением от института монархии к институту президентства или институту парламентаризма.

Как уже было отмечено, основным назначением, а следовательно и основной функцией любого социального института является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он создан и существует. Подобные ожидаемые и необходимые функции получили название явных функций. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, причем этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Примерами могут служить клятва президента при вступлении в должность; обязательные ежегодные собрания акционеров; принятие специальных сводов законов: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, прокуратуре и т.п.

Если социальные институты работают нормально, то они приносят огромную пользу обществу. В случае, когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения: его явные функции могут быть присвоены другими институтами. Но невыполнение социальным институтом своих явных функций может принести обществу и большой вред. Такое состояние социального института определяется термином «дисфункциональность». Например, ныне российские правоохранительные органы не в состоянии должным образом защитить жизнь, достоинство и частную собственность граждан. Не в полной мере отвечает современным требованиям институт образования. Школы и вузы нередко выдают аттестаты и дипломы невеждам и дилетантам.

Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Латентные функции могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для социальной системы.

Дисфункции, функции, в том числе явные и неявные (латентные), пересекаются друг с другом. Между ними нет непроходимой грани. То, что для одной группы людей является функцией института, для другой выглядит дисфункцией. Это же замечание касается и латентной функции.

Динамика социальных институтов выражается в трех взаимосвязанных процессах: в жизненном цикле института (от момента появления до исчезновения); в функционировании зрелого института (включающем явные и латентные функции, преодоление дисфункций); в эволюции института (изменение формы и содержания, отмирание старых функций и возникновение новых).

В жизненном цикле института выделяют несколько стадий, или фаз. Первая фаза – это зарождение института, когда появляется устав, определяются задачи, символика, распределяются функции и роли, выделяются лидеры и назначаются руководители. Вторая фаза – фаза зрелости. Третья фаза – период формализации, или обюрокрачивания института. Правила и нормы перестают быть средством социального контроля и превращаются в самоцель. Засилье инструкций, бумаготворчество приводят в конечном итоге к его гибели. Эта последняя фаза означает потерю жизнеспособности социального института, накопление дисфункций. Подобная ситуация предвещает ликвидацию института или его реорганизацию.

Семья как социальный институт. Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Достаточно распространенным в социологии является определение семьи как общности людей, основанной на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которого связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Следует отметить, что семья как древнейший по своему происхождению социальный институт общества в силу своей сложности, историко-культурной многоплановости не поддается исчерпывающему социологическому определению. В связи с этим уместно отметить более широкое определение, сформулированное современным социологом Энтони Гидденсом: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Основу семьи составляют супружеские отношения и брак. Под браком в социологии понимается исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

В научной литературе выделяются различные виды брака. Так браки подразделяются на эндогамные и экзогамные. Эндогамный брак характеризуется образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты. Подобный вид брака имел распространение в доиндустриальных обществах, где доминировала кастовая или сословная система стратификации. В современных странах элементы эндогамии продолжают сохраняться внутри некоторых этнических групп, религиозных сект или аристократических слоев общества. Примечательно, что в рамках эндогамии существует запрет на инцест, т.е. на вступление в брак родственников. Экзогамный брак, наоборот, заключается между представителями различных социальных групп и классов.

Другим критерием классификации браков является их структура и численность партнеров, вступающих в супружеские отношения. Соответственно выделяются моногамные и полигамные браки. Моногамия – это супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией считается супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией, а между одной женщиной и несколькими мужчинами – полиандрией. Полигиния более распространена в том обществе, где испытывается нехватка мужчин и доля женского населения значительно превышает мужскую. На ее распространение могут оказывать влияние некоторые экономические факторы. Так, например, у народов Крайнего Севера, занимающихся оленеводством, многоженство связано с необходимостью отдельно пасти многочисленные стада оленей. На Востоке многоженство воспринималось как символ богатства и могущества. Только весьма состоятельный человек мог содержать нескольких жен и заботиться о своих многочисленных детях. Полиандрия же чаще возникает в тех обществах, где доля женщин значительно меньше доли мужского населения. К примеру, в некоторых обществах Южной Индии женщина, выходящая замуж, одновременно становится женой всех братьев своего мужа. Значительно реже встречается групповой брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В последнее время стало принятым различать брак по целям: индивидуальный, который заключается с целью сексуального сожительства без рождения детей, и родительский брак, который наряду с целями сексуального партнерства преследует и репродуктивные.

Форма брака определяется характером выбора партнера. Известны организованные браки, когда выбор партнера осуществляется родителями с целью повышения престижа или богатства семьи либо во имя создания семейных союзов. Это так называемые браки по расчету, например, между представителями знатного, но обедневшего рода и представителями богатых, но незнатных семей. В современном обществе преобладает свободная форма брака. Выбор брачного партнера зависит от целого ряда факторов. Во-первых, это фактор пространственной близости, т.е. соседство, совместная работа, общие места досуга и времяпрепровождения. Во-вторых, образ идеального партнера, который формируется в период полового созревания человека. В-третьих, степень идентификации с собственными родителями и соответствующее стремление найти «свою половину», похожую на отца или мать. В-четвертых, стремление к самоутверждению при помощи другого партнера. В-пятых, ориентация на гомогамию, т.е. желание найти партнера со схожими ценностными ориентациями, вкусами, представлениями и т.п.

Виды семьи. Разнообразие видов и форм семьи определяется ее составом и характером родства, спецификой взаимоотношений между ее членами, распределением ролей и власти внутри нее, коммуникациями и принципами наследования имущества. Семья из двух родителей и их детей называется нуклеарной. В отличие от нее расширенная, или родственная, семья включает в себя, наряду с супругами и детьми, и других родственников – бабушек, дедушек, братьев и сестер и т.д. В ее структуре подчас не меньшую роль, чем супруги, играют их родители, братья и сестры, другие родственники.

В зависимости от места проживания выделяются патрилокальные, матрилокальные и неолокальные семьи. Патрилокальная семья формируется в том случае, если супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по соседству с нею. Матрилокальная семья формируется, когда муж включается в семью жены. Неолокальная семья проживает отдельно как от семьи мужа, так и от семьи жены.

В соответствии с тем, кто в семье играет роль лидера (муж/отец или жена/мать), различают патриархальные и матриархальные семьи. Там же, где властные функции примерно поровну распределены между мужем и женой, имеют место эгалитарные семьи. По характеру наследования фамилии, имущества и социального положения выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В первых из них наследование осуществляется по отцовской линии, во вторых – по материнской. Иногда критерием типологизации является сравнение социального положения лиц, вступающих в брак и образующих семью. Если социальное положение мужа и жены неоднородно, то говорят о гетерогенной семье, если же супруги занимают примерно одинаковое место в социальной иерархии, то налицо гомогенная семья.

В последнее время социологи стали уделять большее внимание новым формам семьи. Прежде всего, к таковым относится неполная семья, которая состоит из одного родителя и детей. Такие семьи, как правило, нуждаются в социальной помощи и психологической адаптации. Повторные семьи состоят из супругов, вторично вступивших в брак, и их детей от первого брака, совместно с ними проживающих. Последняя форма семьи привела к появлению нового типа взаимоотношений между родственниками от разных браков. Новый тип распределения ролей между членами этих семей получил название «разводных цепочек».

В зависимости от состава семьи подразделяют на супружеские (без детей), малодетные (один-два ребенка), среднедетные (три-четыре ребенка) и многодетные (пять и более детей). До ХVII-ХIХ вв. большинство семей в Западной Европе были многодетными, что было обусловлено как традициями, так и высоким уровнем смертности. По мере роста продолжительности жизни, индустриализации и урбанизации происходит постепенный переход от многодетной к среднедетной и малодетной семье. В современных индустриальных обществах доминирующим типом является малодетная семья.

Исторические этапы развития семьи. В своем развитии семья как социальный институт прошла несколько этапов. Существует точка зрения, согласно которой возникновению моногамной семьи предшествовали групповой брак и полигамия, в процессе существования которых формировались основные механизмы социального контроля за сексуальными отношениями. Важнейшими такими механизмами являлись запрет на инцест и экзогамные браки. Некоторые специалисты в области исторической социологии и антропологии связывают становление моногамии с ограничением конкуренции и сдерживанием агрессивности, проявляемых самцами из-за самок.

В аграрных обществах распространение получила патриархальная форма семьи. Она характеризуется жестким и неизменных распределением ролей, сильной зависимостью жены от мужа, а детей от родителей. Некоторые элементы патриархальной семьи сохранились и поныне.

Нуклеарная семья возникла в примитивных обществах. Там, где древние люди занимались охотой и рыболовством, а ресурсы были ограничены, необходимо было рассредоточиваться по территории, образуя первичные локальные группы. Они и были первыми нуклеарными семьями. На развитие этого типа семьи значительное влияние оказала индустриальная революция, изменившая коренным образом общество. Американский социолог У. Гуд сформулировал несколько условий, способствующих изменению форм семьи. К таковым он отнес: 1) интенсификацию горизонтальной социальной мобильности; 2) интенсификацию вертикальной мобильности, в результате которой между родственниками возникают значительные социальные различия, психологическое напряжение и увеличивается психологическая дистанция между ними; 3) развитие социальных служб и органов, усиливающих стремление искать опору не в семье, а в других социальных институтах; 4) формирование системы ценностей, согласно которой оцениваются личные заслуги, а не родственные связи и знатность происхождения; 5) низкую вероятность обеспечения одним лицом работой своих родственников.

В современном обществе можно выделить три основные модели семьи:

1) детоцентристская, которая отличается ориентацией на частную жизнь, ее автономизацией, усилением чувственной стороны брака и интимности. Для нее характерно стремление к удовлетворению от супружества и регулирование репродуктивной функции. Рождение детей, число которых, как правило, не превышает одного-двух, обычно планируется обоими супругами. После появления детей родители концентрируют свои силы на их воспитании, считая его главным смыслом существования семьи.

2) супружеская модель семьи характеризуется ориентацией на взаимоотношения мужа и жены. Дети здесь не являются высшей ценностью. Их воспитание основывается на поощрении индивидуальности, инициативы, самостоятельности и стремлении к самореализации.

3) внебрачная модель семьи основывается на фактическом браке, т.е. на совместном проживании без юридического оформления супружеских отношений. Одной из ее разновидностей является конкубинат (сожительство) – длительная устойчивая связь мужчины, имеющего семью, с еще одной женщиной, у которой есть от него ребенок.

Функции семьи. Под функциями семьи понимается социальная деятельность семьи и ее членов и вызываемые ею последствия. Выделим наиболее существенные из них.

Функция сексуального контроля. Семья – это социальный институт, который, регулируя сексуальные отношения, способствует их упорядочению. Данная функция проявляется, прежде всего, во внутрисемейных санкциях за супружескую неверность. Однако сегодня признается, что она значительно ослабла. Это проявляется в росте количества как внебрачных, так и добрачных сексуальных связей. Широкое распространение с 20-х гг. ХХ в. получило сожительство без брака. Современное общество достаточно терпимо относится к подобным способам удовлетворения сексуальных потребностей.

Репродуктивная функция выражается в биологическом воспроизводстве новых поколений общества и удовлетворения потребностей супругов в детях.

Функция социализации заключается в передаче ценностей и норм культуры следующим поколениям, без чего невозможно представить социальное воспроизводство. Семья отличается от других агентов социализации прежде всего тем, что в ней осуществляется первичная социализация, закладываются основы будущей личности, формируется психический склад ребенка. В антропологии известен так называемый феномен Маугли – такая ситуация, когда первоначальное развитие ребенка происходило вне социальной среды и семьи. Все попытки адаптации таких людей к социальной жизни оканчивались неудачно. Это еще раз подтверждает ту громаднейшую роль, которую играет семья в развитии личности.

Экономическая функция сводится к совместному ведению хозяйства, зарабатыванию средств и совместному расходованию семейного бюджета. Некоторые социологи считают, что эта функция играла значительную роль в аграрном обществе, когда семья являлась как бы мини-кооперативом, в современном же обществе она постепенно отмирает. В качестве аргументов приводятся факты, свидетельствующие о том, что супруги, как правило, трудятся в различных местах, члены семьи имеют возможность питаться вне дома, различные бытовые потребности удовлетворяются сферой услуг. В то же самое время с середины 70-х гг. в связи с развитием мелкого и среднего предпринимательства развитие получил и так называемый семейный бизнес.

Социально-статусная функция проявляется в передаче детям определенного социального статуса и социальных привилегий. Так, например, в странах с рыночной экономикой далеко не все родители могут дать детям хорошее образование. Обучение в элитных школах, колледжах и университетах способствует закреплению детей из семей высшего класса в социальной иерархии. Семья также является социальным институтом, в рамках которого осуществляется право наследования накопленных богатств от поколения к поколению.

Психологически-эмоциональная функция раскрывается в эмоциональном общении и психологической терапии ее членов. Многие психологи считают, что семейное общение выполняет терапевтическую роль. И, наоборот, в семьях, где отсутствуют позитивные эмоциональные контакты между родственниками, где преобладают острые конфликты, дети и взрослые получают психологические травмы, негативно сказывающиеся на всей последующей жизни.

Стабильность семьи, ее устойчивость как социального института зависит от социально-экономических условий существования семьи, отношения общества к семье, социального статуса, социальной политики государства (внешние факторы); характера межличностных отношений в семье, степени удовлетворенности супругов их взаимными отношениями, характера распределения ролей, ценностных ориентаций супругов, степени конфликтности между супругами, способности членов семьи к адаптации к изменяющимся условиям, степени эффективности внутрисемейных коммуникаций, готовности членов семьи к межличностному взаимодействию для достижения общих целей (внутренние факторы).

Современные тенденции развития семейно-брачных отношений. Начиная с первой трети ХХ в. наблюдается рост числа разводов. Эта тенденция объясняется двумя главными причинами. Во-первых, возрастанием роли брачных отношений и стремлением все большего числа людей к гармонии в супружеских отношениях. Во-вторых, усилением терпимости общества к разводам и ослаблением социального контроля за брачными отношениями. Господствующими стали представления о том, что брак – это добровольный супружеский союз между мужчиной и женщиной, а развод – это добровольное решение супружеской пары.

Следует отметить, что в современном обществе преобладает не «развод-кара» для одного из супругов, а «развод-исцеление» или «развод-подтверждение», когда суд при взаимном согласии партнеров прекращает брак, юридически фиксируя невозможность его продолжения. По мере роста числа разводов растет число неполных семей, нуждающихся в социальной и психологической помощи.

Некоторые социологи говорят о кризисе современной семьи и даже «смерти семьи». При этом указывается, во-первых, на распад расширенной или родственной семьи; во-вторых, на рост числа разводов; в-третьих, на изменение и даже сокращение ряда функций семьи; в-четвертых, на распространение «альтернативных стилей жизни» (неполной семьи, внебрачного сожительства и др.).

Однако факт постепенного вытеснения родственных семей на социальную периферию сам по себе не означает распад семьи, так как на смену семьи расширенной приходит семья нуклеарная. При этом контакты между живущими отдельно родственниками сохраняются и поддерживаются.

Сокращение же некоторых функций семьи (например, сексуальный контроль, хозяйственно-экономическая функция) не распространяется на такие основополагающие функции как репродуктивная и социализация детей. Речь идет лишь об их видоизменении.

Статистические данные, свидетельствующие о динамике «альтернативных стилей жизни», не позволяют сделать вывод о том, что последние приходят на смену семье как социальному институту. Слухи о «смерти семьи» сильно преувеличены.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...