Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ББК 22.18 Я7



Учебное пособие рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Ухтинского государственного технического университета.

Рецензенты: кафедра информационных технологий Института управления информации и бизнеса, зав. кафедрой, к. э. н., профессор Белобородова Н. А. и заведующий лабораторией КНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор Киселенко А. Н.

© Ухтинский государственный технический университет, 2013

© Серкова В.И., 2013

ISBN 978-5-88179-


Оглавление

Введение. 5

1. Лабораторная работа № 1. 11

1.1. Создание интерфейса пользователя. 12

1.1.1. Основные понятия. 14

1.1.2. Редактор VBA. 16

1.2. Работа с переменными, массивами, константами. 18

1.2.1. Основные инструкции языка Visual Basic. 19

1.2.3. Создание интерфейса пользователя. 24

1.2.4. Окно свойств. 25

1.2.4. Меню Edit 27

1.2.5. Меню View.. 27

1.2.6. Меню Format 27

1.2.7. Меню Debug. 28

1.2.7. Меню Run. 28

1.2.8. Меню Tools 28

1.2.9. Меню Window.. 28

1.3. Визуальное программирование. 28

1.3.1. Пользовательские формы.. 29

1.3.2. Свойства объекта UserForm.. 31

1.3.3. Методы объекта UserForm.. 32

1.3.4. События объекта UserForm.. 33

1.4. Контрольные вопросы.. 37

2. Лабораторная работа № 2. 38

2.1. Элементы управления. 38

2.1.1. Свойства элементов управления. 39

2.1.2. Методы и события элементов управления. 40

2.2. Командная кнопка CommandButton. 41

2.3. Элемент управления надписью (метка) Label 42

2.4. Текстовое окно (поле ввода) TextBox. 42

2.5. Контрольные вопросы.. 49

3. Лабораторная работа № 3. 51

3.1. Алгоритм. Способы записи алгоритма. 51

3.1.1. Структуры алгоритмов. 52

3.1.2. Линейная структура алгоритма. 53

3.3. Полоса прокрутки. 53

3.4. Задания для выполнения. 58

3.5. Контрольные вопросы.. 61

4. Лабораторная работа № 4. 62

4.1. Разветвляющаяся структура алгоритма. 62

4.1.1. Условный оператор IF. 62

4.1.2. Оператор выбора Select Case. 63

4.1.3. Оператор выбора GoTo. 64

4.2. Задания для выполнения. 67

4.3. Контрольные вопросы.. 71

5. Лабораторная работа № 5. 72

5.1. Циклические структуры алгоритмов. 72

5.1.1. Фиксированные циклы.. 72

5.2. Элемент управления ListBox (список) 73

5.3. Поле со списком. 75

5.4. Задания для выполнения. 79

5.5. Контрольные вопросы.. 81

6. Лабораторная работа № 6. 82

6.1. Циклы с условием (неопределённые циклы) 82

6.2. Элемент управления Рамка. 84

6.3. Элементы управления Флажок и Переключатель. 84

6.4. Задания для выполнения. 89

6.5. Контрольные вопросы.. 90

7. Лабораторная работа № 7. 92

7.1. Массивы.. 92

7.1.1. Объявление массивов. 92

7.1.2. Объявление массива фиксированного размера. 92

7.1.3. Объявление динамического массива. 93

7.2. Задания для выполнения. 105

7.3. Контрольные вопросы.. 109

8. Лабораторная работа №8. 110

8.1. Работа с матрицами. 110

Задания для выполнения. 113

8.3. Контрольные вопросы.. 118

9. Лабораторная работа №9. 119

9.1. Список и его составные элементы.. 119

9.2. Формирование списка. 119

9.3. Задания на выполнения. 127

10. Задания для самостоятельной работы.. 134

Приложение. 139

Библиографический список. 146


Введение

Программирование – это теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ. Иногда программирование определяют более узко, представляя дело так, что одни люди ставят задачи, другие разрабатывают алгоритмы их решения, а третьи записывают эти алгоритмы на языках программирования. В действительности такое деление довольно-таки условно. Просто эрудированные и опытные специалисты в области создания ПО, вместе со специалистами в конкретной предметной области, определяют круг задач будущего приложения, решают вопросы организации данных, теоретически обосновывают методы решения задач, разрабатывают алгоритмы, а к созданию интерфейса приложения и процедур привлекают менее квалифицированных программистов. Но надо обязательно подчеркнуть, что программирование – это не кодирование, а весь комплекс работ по созданию приложения: от постановки задач до отладки программного продукта и создания документации. Поэтому программист (в широком смысле слова) должен иметь хорошую математическую подготовку и некоторые знания в той предметной области, для которой он создаёт программный продукт.

Эта работа не претендует на то, чтобы сделать из читателя программиста. Каждый, кто любит строгую логику и имеет склонность к формализованному мышлению, может сам стать программистом, но для этого требуется желание и продолжительная практика. В этом отношении обучение программированию очень похоже на обучение шахматам: кроме знания теории и типовых приёмов, необходимо накопить опыт и натренировать мозг, сформировав в нём множество «хранимых процедур». В шахматах это процедуры принятия решений во многих сходных позициях, реализации множества уже встречавшихся комбинаций и т. п. В программировании это процедуры организации циклов, работы с данными различных типов и многие другие. Поэтому цель этой работы – помочь читателю вступить в мир программирования, научить его делать первые шаги, познакомив с современными инструментальными средствами и методами создания программ. Эти знания, во-первых, должны облегчить понимание логики готовых приложений, а во-вторых, должны дать возможность разрабатывать собственные, пусть небольшие, но необходимые в практической деятельности программы.

Как язык программирования VBA во всём похож на Visual Basic (об этом говорит уже само название VBA – Visual Basic для приложений). Не следует путать VBA с Visual Basic, поскольку это физически разные вещи – Visual Basic представляет собой самостоятельный пакет для разработки программного обеспечения, не имеющий прямого отношения к пакету MS Office. Программы на языке Visual Basic – это самостоятельные исполняемые файлы такие же, как MS Word или MS Excel, в то время как VBA-программы «живут» только в рабочей среде документов Office, поскольку VBA – это одно из встроенных инструментальных средств приложений Office. Однако с точки зрения программиста – в синтаксическом, и во многих других отношениях – Visual Basic и VBA (Visual Basic для приложений) это одно и то же. Более того, у VB и VBA есть ещё третий «брат-близнец»: язык описания Web-сценариев VBScript, который также совместим на уровне синтаксиса с VBA и VB. В этом заключается великая сила и огромное преимущество технологии Visual Basic, которая использует один универсальный язык для решения столь различных задач.

И в этом же заключается главная причина, по которой любому человеку, имеющему дело с компьютерами, стоит хоть немного владеть синтаксисом Visual Basic – никогда не знаешь, где он сможет тебе пригодиться. Язык программирования Visual Basic позволяет заниматься как офисным программированием на VBA, так и созданием Windows-приложений при помощи пакета

Visual Basic, а ещё можно создавать Web-сценарии на языке VBScript. «Три в одном» – это ли не причина для того, чтобы хоть немного освоить азы языка программирования Visual Basic (особенно, учитывая тот факт, что многие приложения сторонних производителей в наше время снабжаются встроенными языками, очень похожими на Visual Basic)? Как знать, не придётся ли нам всем в недалёком будущем программировать новый холодильник или стиральную машину именно на языке Visual Basic?

В качестве инструмента для создания приложений в данной работе выбран VBA – Visual Basic for Applications (Visual Basic для приложений). Этот выбор объясняется следующими причинами:

- VBA – это интегрированная среда визуального программирования, позволяющая создавать современные событийно-объектно-ориентированные приложения с унифицированным графическим интерфейсом;

- языковые средства VBA по гибкости и полноте не уступают языковым средствам других современных систем программирования и, следовательно, позволяют освоить типовые методы и приёмы разработки программных процедур;

- VBA является общей языковой платформой для всех приложений MS Office и позволяет в создаваемых программах работать с объектами Word, Excel, Access, PowerPoint, Outlook, Binder; будем рассматривать VBA во взаимосвязи с Excel, размещая на листах Excel исходные данные и результаты решения задач.

Последняя из перечисленных причин чрезвычайно важна. Дело в том, что среда программирования VBA, в отличие от VB (Visual Basic), работает только совместно с другим, основным приложением, например, Excel. Создаваемое приложение в этом случае встраивается в книгу Excel. Эта особенность в значительной мере определяет область применения VBA. Если надо создать автономное многофункциональное приложение, то лучше использовать VB, Delphi или С++. Если же мы хотим расширить возможности основного приложения, например, Excel или преследуем учебные цели, то лучше VBA трудно что-нибудь придумать. Ведь VBA, как мы увидим, даёт возможность моментально создать интерфейс пользователя, Excel предоставляет средства для оперирования табличными данными, и, следовательно, всё внимание можно сосредоточить на реализации событийных и общих процедур, т. е. на алгоритмизации и, собственно, программировании. Немаловажно также то, что среда разработки VBA встроена в MS Office, и поэтому на компьютерах в учебных кабинетах не требуется установка и поддержка дополнительных средств программирования.

Основные идеи современного визуального программирования тесно связаны с особенностями современных программ. Приложение строится из крупных блоков – компонентов. Важнейшим компонентом является форма. Это как бы площадка для размещения объектов, видимых в окне. Главному окну программы соответствует главная форма, диалоговым окнам – диалоговые формы и т. п. Компоненты, из которых можно строить программу, представлены отдельной панелью инструментов. Программист выбирает в палитре компонентов требуемый ему объект, например кнопку, и «затаскивает» его мышью на форму. После этого в специальном окне он устанавливает свойства данного объекта, если его не устраивают те значения свойств, которые предусмотрены по умолчанию. Каждый объект имеет свои свойства и методы, в том числе процедуры реагирования на события. Например, свойствами кнопки являются её цвет, шрифт надписи, сама надпись (Caption – заголовок) и др. Если в режиме конструирования приложения по командной кнопке щёлкнуть мышью, то откроется окно текстового редактора с заготовкой событийной процедуры. В этой заготовке присутствует только заглавная и конечная часть процедуры, а само тело процедуры программист должен написать на языке программирования, применяемом в данной среде. В Delphi используется Pascal, а в Visual Basic – Basic.

При написании текста процедуры программист может использовать методы объектов, размещённых им на форме. Например, «затащил» на форму Delphi объект Таблица с именем Table1, и можно использовать методы этого объекта: открыть (Table1.Open), встать на первую запись (Table1.First), извлечь из очередной записи поле X (X:=Table1.FieldByName('X').AsFloat), перейти к следующей записи (Table1.Next) и т. д. Кстати, этот пример показывает, что компонент – это не обязательно видимый объект (как кнопка, меню, список и др.), но использование готовых методов объекта резко упрощает программирование. Что же касается видимых объектов, то в них встроены многие процедуры реагирования на события. Например, когда пользователь щелчком мыши выбирает элемент списка, этот элемент изменяет свой цвет – и это не надо программировать. Таким образом, идеи событийного объектно-ориентированного программирования не только изменили интерфейс и облик современных приложений, но и технологию их создания.

Естественно, что программист не в состоянии помнить свойства, методы всех объектов и события, на которые каждый объект реагирует. Но это и не требуется. Поместив объект, например символическое изображение таблицы в виде значка, на форме, программист может выделить этот объект, щёлкнув по нему мышью, и далее нажать клавишу <F1>. В ответ на эти действия он получит исчерпывающую хорошо формализованную справку о свойствах, методах объекта и о событиях, на которые он реагирует.

Важным достоинством сред визуального программирования также является их ориентация на работу с таблицами баз данных, хотя предусмотрены и удобные средства для работы с обычными файлами. Пример некоторых инструкций Delphi для работы с таблицей был приведён выше, хотя, конечно, перед организацией доступа к записям таблицы устанавливаются некоторые её свойства, определяющие, в частности, в какую базу данных эта таблица входит.

С помощью Delphi и Visual Basic теперь успешно создаются системы программного обеспечения крупнейших организаций. Эти системы обычно опираются на технологию клиент/сервер и на информационно-логическую модель предприятия, в соответствии с которой все данные размещаются в десятках и сотнях взаимоувязанных таблиц, характеризующих финансы, кадры, состояние складов, различные сделки, технологические процессы и т. д. Главный принцип таких систем: каждый элемент данных должен вовремя оказаться на своём месте – в соответствующей таблице. В таких системах, например, нет необходимости бухгалтеру начислять зарплату сотрудникам. Бухгалтерия и отдел кадров должны только позаботиться о том, чтобы вся информация (кадровая, табельная, нормативная и т. п.) была вовремя введена в свои таблицы, а процедура начисления зарплаты, хранимая на сервере, сама включится по таймеру в определённый день и час каждого месяца и сформирует необходимые документы.

Здесь рассмотрим создание интерфейса пользователя, а также переменные, константы, инструкции и другие языковые конструкции Бейсика, с помощью которых строятся событийные и общие процедуры.

В данном пособии содержатся лабораторные работы по Visual Basic for Applications.

Первая лабораторная работа включает в основные понятия и интерфейс VBA, изучение свойств элемента «Форма».

Вторая лабораторная работа включает в себя разработку Элементы управления «Командная кнопка», «Окно с текстом» и «Надпись».

Третья лабораторная работа. В программе реализуются функции поиска и редактирования данных в таблице. Для ввода и вывода используются стандартные элементы интерфейса Windows.

Четвёртая лабораторная работа. Реализуется программный код, использующий оператора условного перехода разветвляющихся вычислительных процессов. Элементы управления « Список» и «Поле со списком».

Пятая лабораторная работа. Освоить методику визуального проектирования и объектно-ориентированного программирования, приёмы разработки алгоритмов различных структур, облегчить освоение основных понятий языка Visual Basic for Application (встроенного в Excel).

Шестая лабораторная работа. Программирование итерационных циклических вычислительных процессов. Элементы управления: Рамка, Флажок, Переключатель.

Седьмая лабораторная работа. Освоить методику обработки одномерных массивов.

Восьмая лабораторная работа. Освоить методику обработки двумерных массивов.

Девятая лабораторная работа. Список и его составные элементы: поля и записи.

Содержание заданий. Разработать алгоритмы решения задач, составить блок-схемы алгоритмов и написать программы на языке Visual Basic for Application. Отладить программы на компьютере.

Отчёт по каждому заданию содержит:

1. Условие задачи; постановку задачи.

2. Блок-схему алгоритма решения задачи.

3. Описание интерфейса (элементы управления на листе Excel или на форме).

4. Текст программы.

5. Результаты.

Вариант задания к лабораторной работе выдаётся студенту преподавателем. Выполненная лабораторная работа демонстрируется студентом преподавателю на компьютере.

Для успешного выполнения лабораторного практикума рекомендуется приходить на занятия с готовыми: эскизом формы, блок-схемой алгоритма и программными кодами, которые перед выполнением работы на компьютере следует показать преподавателю. Для подготовки к занятиям рекомендуется использовать литературу по языку Visual Basic и конспект лекций по информатике.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...