Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия постмодернизма



Понятие постмодернизма противоречиво, не существует его однозначного определения. Современные исследователи постмодернизма определяют его как основную тенденцию в культуре постмодерна, характерной для постиндустриальной информационной цивилизации.

Термин «постмодернизм» впервые употребил Р.Ранвиц в книге «Кризис европейской культуры» (1917 г.), в дальнейшем он использовался для обозначения новаторских тенденций в литературе, в дискуссиях по теории архитектуры, в искусствоведении, и лишь затем как обобщенное выражение общезначимого культурного сдвига, тенденции, доминанты современной культуры, затронувшей все ее формы, в том числе и философию.

Постмодернизма как философского направления не существует, но отражением общекультурной постмодернистской тенденции в философии можно считать постструктурализм, основные идеи которого были сформулированы в работах Ж.-Ф. Лиотара, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. Фуко и других западных философов. При всем несходстве их подходов и целей, характерной общей чертой мыслителей, называемых постструктуралистами, является критика основных понятий классической западной философии.

Прежде всего, постмодернизм связан с отказом от универсализма классической философии, её стремления охватить все многообразие бытия несколькими общими идеями. Вместо важнейших в классической философии понятий тождества, единства, представители постструктурализма на первый план выдвигают категории различия, «дифференции», плюрализма. Задача постмодернистской философии, как сформулировал ее Ж.-Ф. Лиотар, прощание с навязчивой идеей единства. Философия должна отказаться от теорий, претендующих на универсальное применение, так как изначальная «бесформенность», «фрагментарность», «хаотичность» мира не подвластны никаким схемам.

На смену идее упорядоченного развития мира в постструктурализме приходит идея «ризоматического изменения». Термин «ризома», предложенный Ж.Делезом и Ф. Гваттари, был заимствован ими из ботаники, где он означает особый способ роста растений из корневой системы, не имеющей главного корня, в которой все – главные. Ризома стала для постструктуралистов метафорой всей современной культуры, развитие которой представляет собой беспорядочное распространение множественности, движение, не имеющее приоритетного направления, идущее вверх, в стороны, назад, без регулярности, в силу чего невозможно предсказать следующее движение.

Анализируя специфику социально-культурной ситуации постмодерна, постструктуралисты используют понятие симуляции. С точки зрения Бодрийяра, в современном обществе реальность вытеснена симулякрами – копиями, подобиями, которые стали важнее оригинала. Вершина симуляции – возникновение компьютерной реальности. Для миллионов людей она стала важнее привычной реальности вещей и событий, человеческих отношений, так как основную часть своего времени они взаимодействуют с экранами, не нуждаясь в предметных прототипах. При этом виртуальная реальность настолько вытесняет реальность вещей и событий, что человек перестает различать грань между ними.

Таким образом, постмодернизм представляет собой многомерное теоретическое отражение культурной ситуации современного постиндустриального общества. Не являясь единой монолитной философской концепцией, постмодернизм имеет все признаки исследовательской парадигмы, так как вырабатывает собственную модель видения реальности, а также специфические идеалы и нормы ее описания и объяснения, соответствующие формирующемуся в современной культуре новому нелинейному способу видения мира.

Литература для дополнительного чтения

Аналитическая философия ХХ века: Материалы круглого стола//Вопросы философии.–1988.–№8.–С.48–94.

Зотов, А.Ф. Западная философия ХХ века: Учеб.пособие. В 2–х т./ Ред. А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Интерпракс, 1994.–Т.2.–405 с.

Мир философии: Книга для чтения В 2–х ч. Ч.2. Человек. Общество. Культура/Сост.П.С. Гуревич,В.Н. Столяров.–М: Политиздат, 1991.–584 с.

Ницще, Ф., Фрейд З., Камю А., Сартр Ж.–П. Сумерки богов/Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева.–М.:Политиздат, 1994.–398 с.

Проблема человека в западной философии /Под ред. П.С.Гуревича.–М.:Прогресс, 1988.–562 с.

Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосиб.ун-та, 1997. – 815с.

Сартр, Ж.–П. Бытие и ничто //Философские науки/ Ж. Сартр.–1989.–№3.–С.89–100.

Современная западная философия: Словарь/ Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат, 1991. – 414с.

Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции/ З. Фрейд.–М.:Наука, 1991.–456 с.

Фромм, Э. Революция надежды //Психоанализ и этика/ Э. Фромм.–М.:Республика, 1993.–С. 218–343.

Хюбшер, А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада ХХ века: Пер. с нем./Общ. ред. А.Ф.Лосев.–М.:Изд–во ЦТР МГП ВОС, 1994.– 312 с.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии ХIХ век / Отд. ред. И.Т.Фролов. – М.:Республика, 1995.–С.272–359.

Контрольные вопросы и задания

Каковы критерии выделения течений и школ?

Почему неопозитивизм требовал логического анализа языка?

В чем сущность концепции свободы личности Сартра?

Зачем нужен сверхчеловек философии Ницше?

Какой критерий истины в прагматизме?

Почему анархисты критикуют государство?

Какой характер соотношения сознательного и бессознательного по Фрейду?

Что такое романтизм?

Как персонализм трактует самореализацию личности?

Почему возможно множество интерпретаций одного текста?





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 745 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...