Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Герменевтика. Герменевтика имеет длительную историю развития



Герменевтика имеет длительную историю развития. Как искусство толкования текстов она начинает развиваться еще в древности. В западноевропейской традиции отдельные приемы герменевтики использовали софисты, занимавшиеся истолкованием древних текстов Гомера и других греческих поэтов.

В средние века герменевтика понималась как экзегетика – толкование Священного Писания. Средневековый христианский мыслитель Аврелий Августин впервые определил фундаментальную герменевтическую категорию «понимание», которое, с его точки зрения, является переходом от знака к значению. Дальнейшее развитие герменевтики идет не только на материале теологии, но и юриспруденции, истории, языкознания, что подготовило возможность превращения герменевтики на рубеже ХVIII – ХIХ в.в. в универсальную теорию понимания.

Становление герменевтики как теории связано с именем Ф. Шлейермахера (1768 – 1834), который поставил почти все ее основные проблемы и выявил принципы герменевтического анализа: диалогичность гуманитарного мышления; единство грамматической и психологической интерпретаций; взаимодействие части и целого при понимании текстов; зависимость понимания от знания внутренней и внешней жизни автора произведения; конгениальность, т.е. соразмерность творческих потенциалов автора и интерпретатора.

В.Дильтей (1833 – 1911) развивает тезис об особой, методологической роли понимания в историко-гуманитарных науках («науках о духе»). Специфика гуманитарного познания состоит в том, что познающий субъект сам является частью той реальности, которую ему предстоит познать. Поэтому, если «природу мы объясняем», то «духовную жизнь мы понимаем». При этом понимание является не просто отдельным аспектом гуманитарного познания, а его фундаментом.

В философии М. Хайдеггера (1889 – 1976) понимание из способа познания человеком мира превращается в способ бытия человека в мире. С точки зрения Хайдеггера, человеческое бытие изначально «герменевтично», это бытие понимающее. Познанию предшествует изначальная вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится, он всегда «пред-находит» себя в определенном месте или ситуации. Осуществляется это нахождение путем понимания. Поэтому понимание является фундаментальным условием человеческого бытия, а герменевтика превращается в учение о бытии, то есть становится философским направлением.

Дальнейшее развитие концепции философской герменевтики связано с именем немецкого философа Х.-Г. Гадамера (1990 – 2001),с точки зрения которого понимание является базисной, онтологической структурой человеческого существования, лежит в основе нашего отношения к миру в целом, а не только к различным текстам. Поэтому герменевтика имеет универсальный характер, является философией понимания, а не сводится к разработке методологии гуманитарного познания. При этом процедура понимания описывается Гадамером иначе, чем его предшественниками. Если для Шлейермахера понимание – это вживание во внутренний мир автора текста, то для Гадамера понимание – это диалог, слияние горизонтов интерпретатора и текста, соотнесение содержания текста с опытом современности, в результате которого рождается новый смысл.

Развитие герменевтики во второй половине ХХ века идет в разных направлениях. Сторонники традиционной герменевтики (Э. Бетти, Е.Д. Хирш и др.) выступают за развитие герменевтики как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время для представителей философской герменевтики (П. Рикёр, Ю. Хабермас) она стала большим, чем конкретная теория или наука, а именно – принципом философского подхода к действительности.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...