Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Д митрий Олейников «Возьми, если можешь..» (Родина № 3-4, 1996 г.)
Эта война длилась более сорока пяти лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с самим Ермоловым.
Она продолжалась и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в «теплую Сибирь» — в действующую Кавказскую армию.
Она казалась уже привычной составной частью русской жизни во времена Лермонтова — сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из российской повседневности(!).
Фейерверкер 4-го класса Лев Толстой наводил свое орудие на непокорных чеченцев; в дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право в России отменяется навсегда, а война все шла.
Зачем она велась, кто был прав, кто виновен в этой войне, была ли одержана победа? На эти вопросы и по сей день не существует прямого и точного ответа.
Легче всего понять географические причины войны: три могучих империи — Россия, Турция и Персия — претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издревле «воротами» из Азии в Европу. Отношение к этому соперничеству самих кавказских народов учитывалось явно недостаточно.
В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению и Азербайджан в двух войнах с Персией (1804—1813 и 1826—1828 годов) и двух — с Турцией (1806—1812 и 1828—1829 годов). Народы Северо-Западного Кавказа как бы «автоматически» «отошли» к России. Однако горцы не были согласны с таким поворо- том событий. Когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе ее. Возьми, если можешь». На востоке Кавказских гор народы Дагестана признали власть царя (их правители получили даже генеральские чины и жалованья), но только потому, что в их горные районы русские не заглядывали.
Как только начались попытки царской администрации навязать вольным обществам горцев рос-
сийские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Особенно возмущали горцев запреты на набеги (в то время род обычного промысла в горах), необходимость участвовать в строительстве крепостей, мостов и дорог, новые налоги, а также поддержка чиновниками местных феодалов. Так смешались противоречия: и вызванные столкновением несхожих культур, традиций и законов, и порожденные общественным неравенством горцев, и усиленные несправедливостью конкретных людей, обладавших властью. Любое событие могло стать искрой, от которой вспыхнет пожар войны. Поводом к войне стало появление на Кавказе генерала Алексея Петровича Ермолова. Он доносит, что» горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости» Ермо лов предложил перейти к активным наступательным действиям в глубь территорий горских народов — не столько для рассеяния и наказания непокорных, сколько для создания там укрепленных поселений-крепостей с русскими гарнизонами. Эти крепости связывались между собой дорогами, вокруг которых для безопасности на сотни метров вырубался лес — с тех пор дня многих солдат-кавказцев рубка леса стала основной военной работой.
В 1818 году на реке Сунже, на расстоянии одного перехода в глубь Чечни от казачьей станицы Червленой, возникла новая крепость — Грозная. С нее началось планомерное продвижение русских от старой пограничной линии по Тереку к самому подножию гор. Одна за другой стали вырастать крепости с характерными названиями: Внезапная, Бурная... (До этого названия были другие: Прочный Окоп, Преградный Стан.) Казакам и военным частям другой пограничной линии, шедшей со времен Суворова по Кубани, Ермолов разрешил преследовать за линию границы отряды закубанских народов, совершавшие набеги на русскую территорию. И здесь началось медленное продвижение к новым пограничным линиям, создававшимся вдоль левых притоков Кубани. Горцам оставалось либо смириться, либо потерять зимние пастбища и лучшие поля на равнинах. Намерения русских, казалось, были самые благородные: распространить законность и просвещение, прекратить междоусобицы и набеги. Но в России сложилось мнение, будто в краю горцев, которые
Как серны скачут по горам,
Бросают смерть из-за утеса
(В. А. Жуковский)
«и добро надо делать насилием». Военный министр Николая! граф А.И. Чернышев откровенно заявлял, что только силой оружия может быть выполнен «план усмирения кавказских племен». Естественно, что горцы восприняли такие планы как посягательство на их вольность. Это со временем поняли многие участники участники и очевидцы войны. Записано мнениепростого казака Пимена Пономаренко о черкесах, с которыми ему приходилось воевать» Самый еройский народ. Та й
То треба сказать-.. свою ридну землю, свое ридно гнездышко обороняв. Як шо по правде говорыты, то его тут правда булл, а не наша».
Активность Ермолова вызвала ответную реакцию горских народов. От партизанской войны они стали переходить к организованным выступлениям. В 1819 году почти все правители Дагестана Объединились на борьбу с войском генерала А. Пестеля, любившего подкреплять свои приказы угрозами «а то прикажу повесить!» В 1823 году кабардинские князья в отместку за выселение аулов между реками Малкой и Кубанью разорили селение Круглолеское, в 1825- станицу Солдатскую. В 1824 в Чечне поднял восстание Бейбулат Таймазов, служивший до этого в царской армии. Именно с восстания Таймазова борьба против русского владычества на Кавказе получила свое религиозно- идеологическое обоснование- «мюрюдизм».
Мюридом, «ищущим путь к спасению», называют мусульманина, посвятившего себя духовному совершенствованию во имя сближения с Богом. Кроме строгого соблюдения всех положенных по исламскому учению правил, мюрид должен подражать во всем пророку Мухаммеду. Одним из главных путей духовного совершенствования считалось участие в «священной войне против «неправоверных». Идея такой войны – «газавата» - стала одним из основных политических лозунгов мюридов. «Рай есть под тенью шашки, убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать — тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад». Мюрид должен беспрекословно повиноваться своему религиозному наставнику «мюрши-ду», быть готовым пожертвовать по его приказу имуществом, семьей, жизнью. «Лишь религиозный закон правит людьми — все правоверные равны перед богом. Не может быть чьих-то рабов или подданных, тем более рабов или подданных неправоверных» — так учил известнейший ученый Мухаммед Ярагский.
Под лозунгами мюридизма стала разворачиваться не только борьба'0' против русского наступления, но и война свободных горцев против собственных правителей. С 1828 года во главе этого движения стал аварец Гази-Мухаммед, получивший от Мухаммеда Ярагского звание имама Чечни и Дагестана, то есть духовного лидера мюридов. Сторонники Гази-Мухаммеда выступили против аварских ханов, требуя введения мусульманских законов — шариата. В Дагестане началась гражданская война. В 1830 году воины Гази-Мухаммеда осадили столицу Аварии Хунзах, но во главе защитников встала ханша Паху-Бике: она размахивала саблей, стыдила и ободряла мужчин — и отстояла свою резиденцию. На стороне аварских ханов выступили русские войска: Россия вмешалась, считая местные племена своими подданными. В 1831—1832 годах Гази-Мухаммед одержал несколько важных побед, р^ осаждал древний Дербент, крепости Грозная и Внезапная, совершал набеги на Кизляр и Владикавказ и погиб в бою. Незадолго до смерти он видел сон, который открыл ему имя будущего преемникам «Па. реке плыло два бревна, одно из которых принадлежало мне, а другое Шамилю. Мое бревно река унесла вниз, а бревно Шамиля оказалось выброшено на берег, причем это был можжевельник, а ведь сказано, что польза от можжевельника сохраняется навечно».
На Северо-Восточном Кавказе главная борьба развернулась на Черноморском побережье. Тогда это была дикая береговая линия от Анапы до границы с Турцией. Сменивший неугодного Николаю I Ермолова генерал Иван Федорович Паскевич ревностно принялся выполнять приказ императора: «Усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных». В 1830 году Паскевич вознамерился проложить по побережью Черного моря линию сухопутного сообщения, надеясь справиться с этой задачей за год отрядом в две с половиной тысячи человек при восьми орудиях. На самом деле на это ушло 34 года. С боями пришлось продвигаться сразу за Сухуми. Единственными завоеваниями отряда стали Пицунда и Гагра — «кавказские Фермопилы», считавшиеся воротами в Абхазию, через которые горцы совершали набеги. Горцам начали помогать турки и англичане, доставлявшие морем оружие, боеприпасы и продовольствие. Тогда в действие активно вступил русский Черноморский флот. В устьях рек высаживались десанты и под прикрытием корабельной артиллерии строились укрепления. Семнадцать фортов на протяжении 500 километров образовали Черноморскую береговую линию.
Эти укрепления еще больше настроили горцев против русских:\ гарнизонные начальники запрещали крестьянам пользоваться зимними пастбищами, расположенными на побережье, и общаться с приплывавшими купцами. Жившие в этих местах джигеты, убыхи, шапсуги и натухайцы блокировали эти форты так, что заготовка сена и дров, поездка за водой к роднику становились боевыми операциями с перестрелками или даже рукопашными схватками. Писатель и декабрист Александр Бестужев-Марлинский, служивший в Суху-ме, Гагре и Пицунде, писал, что пули горцев с окрестных скал «бьют людей даже на койках», что солдаты часто, «говоря их языком, отыскивают в каше черкесские пули».
Нынешние курорты считались гиблыми местами, где свирепствовали малярия, тиф, цинга, порой даже чума. «Сухумская кре- пость, — вспоминал один офицер, — казалась каменным гробом». В этой крепости личный состав каждый год обновлялся на 16%, другими словами, средняя продолжительность службы здесь составляла 6 лет. Вот почему Черноморская береговая линия была местом ссылки, а переведенным туда офицерам начали выдавать с 1840 года дополнительное годовое жалованье (женатым — даже два).
В 40-е годы горцы достигли наибольших успехов в борьбе за независимость. У Шамиля появился замечательный военный специалист из Египта — Гаджи-Юсуф. Он помог организовать постоянное войско, разбитое на десятки и сотни (как учили арабские книги о военном искусстве), помог вести переписку с турецким султаном, обещавшим поддержку. Умелый кузнец Джебраиль Унцукульский научился отливать пушки, которые не разваливались при стрельбе. Русские войска совершали карательные экспедиции — с виду успешные, но совершенно бесполезные: горцы расходились и снова собирались для борьбы. На Черноморском побережье пали четыре русских укрепления.
С 1848 года борьбу закубанских горцев возглавил наиб Шамиля Мухаммед-Эмин. Он в течение трех лет подчинил себе племена абад-зехов, натухайцев и шапсугов. В конце концов он стал самостоятельным правителем на Северо-Западном Кавказе, во время Крымской войны получил звание паши от турецкого султана, лично вел переговоры о совместных действиях против России в ставке союзников в Варне. На его стороне сражались добровольцы из Европы. Иногда Мухаммед-Эмина ставили даже выше Джузеппе Гарибальди и Лай-оша Кошута.
После Крымской войны наступил решающий этап боевых действий. Многие горцы стали отходить от Шамиля и Мухаммед-Эмина. «Мы собрали шамилевский шариат в бурдюк и завязали его горло. Пусть Шамиль придет и заберет этот бурдюк», — вот что говорили иногда в народе. Война все больше становилась не народным движением за свободу, а борьбой новой знати с русскими чиновниками за власть
над простыми крестьянами. :
Россия научилась воевать в условиях гор. Новый наместни, князь Барятинский, близкий друг Александра 2, разработал детальный план действия и начал воплощать его в жизнь. Он отошел от практики карательных экспедиций и вернулся к начатой Ермоловым системе создания просек и крепостей, переселения казаков для освоения занятых площадей и повел в отношении мирных горцев весьма доброжелательную политику. К тому же выросло поколение полководцев, буквально «специализировавшихся» на Кавказе. Стоит назвать хотя бы солдатского сына- графа Евдокимова или генерала Аргутинского- Долгорукого, совершившего переход через горы, который современники ставили в один ряд со знаменитым переходом Суворова через Альпы. Перевооружение русской армии на более меткие и дальнобойные винтовки дало очевидный перевес в схватках, резко уменьшило потери.
В результате в 1859 году, через три года целенаправленного, хотя и медленного продвижения в глубь Чечни и Дагестана, Северо-Восточный Кавказ был покорен. Шамиль сдался в плен.
Настал черед Северо-Западного Кавказа. С востока, от основанного в 1857 году укрепления Майкоп («Каждое вывезенное из леса бревно стоило нам крови»,— писал участник его постройки), и с севера, от Новороссийска, медленно двинулись, прорубая просеки и основывая укрепления, русские войска. Флот блокировал попытки контрабандистов торговать оружием и припасами. Десант разрушил торговую факторию Туапсе. 20 ноября 1859 года покорились и приняли присягу Мухаммед-Эмин и старейшины абадзехов (но не весь народ!). Барятинский за этот успех был первым в России произведен в фельдмаршалы.
Последний всплеск активного сопротивления абадзехов, шапсугов и убыхов — а как было не со-противляться, когда на их землях селнли чужих людей, а аулы разоряли и сжигали! — проявился в 1862 году. Многотысячные отряды горцев нападали где только могли на укрепления, посты и станицы в течение всего лета и осени. Шли упорные схватки, вытесняемые шаг за шагом горцы испытывали лишения и голод и отступали все дальше. Капитуляция абхазов в урочище Кбаада21 мая 1864 года считается официальной датой окончания кавказской войны.
Итоговые вопросы:
1. Определите основные направления и задачи внешней политики России 1 половины 19 века.
2. Можно ли считать войны начала 19 века войнами Империй? В чем отличия от войн в предыдущих столетиях?
3. Почему основным методом внешней политики этого периода были войны?
[1] одно из названий словенцев, славянского народа, ныне живущего в Словении.
2 Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного племенного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др.).
[3] Болгария находилась под властьюВизантии.
[4] Владимир забрал Анастаса и других священников из Корсуни после крещения и женитьбы на византийской принцессе Анне.
[5] В настоящее время мы пользуемся модернизированным кириллическим алфавитом
[6] Строительство собора завершилось в 1052 г.
[7] Почти все племенные местные князья были заменены сыновьями киевского князя уже в X в. (при Владимире Святославовиче). При Ярославе Мудром была ликвидирована самостоятельность последних княжеств. Перед своей смертью Ярослав назначил своим преемником в Киеве сына Изяслава, поделив другие земли между остальными сыновьями.
[8] Святослав – князь Святослав Ярославич (1027 - 1076), сын Ярослава Мудрого, дядя Владимира Млономаха, князь черниговский, в 1073-1076 гг. великий князь киевский.
[9] Новгород Северский на Десне, в Черниговской земли, именуемой также Северской по жившему там славянскому племени северян.
[10] Переяславль Русский или Переяславль Южный
[11] Аепа – половецкий хан. Мономах заключил с ним мир в 1107 г. и женил на его дочери своего сына Юрия (Долгорукого). От этого брака родился Андрей Боголюбский. Но через 10 лет Аепа вновь приходил на русские земли в союзе с Боняком
[12] По подсчетам Б. А. Рыбакова Мономах преодолел в походах не менее 16 тысяч километров.
[13] Юрий Долгорукий (ок. 1091—1157). Основатель династии владимиро-суздальских князей. Святослав – черниговский князь Святослав Олегович. Владимир Святославич – князь Рязанский
[14] Известна сейчас как икона Владимирской Богоматери; хранится в Третьяковской галерее (Москва).
[15] Сесть в Переяславле - в 1132 г. Всеволод бросил Новгород и ушел в Переяславль, откуда был изгнан князем Юрием Долгоруким и вскоре вернулся в Новгород.
[16] «Drang nach Osten» - «натиск на Восток» - девиз крестоносного германского наступления с конца ХII в. стал одним из важнейших факторов внешнеполитической истории средневековой Руси. Еще в 1180-х гг. в Ливонии появился первый католический миссионер монах Мейнард, встретившийся, впрочем, с достаточно упорным сопротивлением со стороны местного населения. Вскоре Мейнард вынужден был покинуть Ливонию, но в 1198 г. новый миссионер Бертольд попытался продолжить «освоение» этих земель. Его миссия закончилась неудачно, Бертольд был убит язычниками. После этого папа Иннокентий III объявил крестовый поход в Прибалтику. Во главе него встал бременский каноник Альберт фон Буксгевден, весной 1200 г. отправившийся на 23 кораблях с рыцарями в Ливонию. Флотилия Альберта вошла в устье Западной Двины (Даугавы), и здесь в 1201 г. на месте торгового селения ливов была основана крепость Рига, ставшая резиденцией рижского епископа и форпостом рыцарского проникновения в Прибалтику. Для организации рыцарства по инициативе Альберта одним из его сподвижников Теодорихом в 1202 г. был создан Орден меченосцев, подчинявшийся рижскому епископу и утвержденный папой Иннокентием III в 1210 г. Свою задачу Орден видел в христианизации многочисленных прибалтийских племен. Начался захват их земель, на которых один за другим появлялись укрепленные рыцарские замки. В течение ближайших десятилетий почти вся территория Эстонии и Латвии была захвачена Орденом. В 1207—09 гг. были взяты Е рейке и Коке но и с. Однако, продвигаясь на север, крестоносцы столкнулись с датскими рыцарями, которые считали земли эстов своими владениями. Здесь датчане пытались закрепиться с 1219 г. Они построили на месте древнего эстонского укрепления Линданиса (Колывани) крепость Ревель (позднее Таллин, Таллинн), ставшую базой датского захвата Эстонии. Но к 1224 г. датчане были почти вытеснены немецкими меченосцами.
[17] Глава русской церкви митрополит Кирилл высоко ценил антикатолическую направленность политики Александра Ярославича. По его инициативе Кирилла Александр Невский был причислен к лику святых.
[18] Юрий Всеволдович, сын Всеволода Большое Гнездо. В действительности был убит после взятия Владимира в битве на реке Сить 4 марта 1238 г. Его сын – князь Всеволод Юрьевич.
[19] Успенский собор Владимировского кремля
[20] Даниил Романович - князь, позже король Галицкой Руси. Дмитр – его боярин
[21] несторианство – одно из течений христианской религии. Несториане отрицают божественное происхождение Иисуса Христа.
[22] С людми... со всем служебным нарядом - т.е. со своими военными слугами и в полном вооружении.
[23] Имеется в виду Александровская слобода.
[24] Общее число опричников (князей, бояр, дворян) за 1565-1572 гг. не превышало 4,5-5 тысяч человек, по другим данным, до 6 тысяч.
[25] Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) - князь, российский поэт, литературный критик. Участник Бородинского сражения. Друг А.С, Пушкина.
[26] Дивов Павел Гаврилович (1765-1841) - действительный тайный советник с 1835 сенатор. Служил в основном по Министерству иностранных дел.
[27] Вигель Филипп Филиппвич (1786-1856) – чиновник Министерства иностранных дел, написавших мемуары, дающие много подробных и интересных сведений о разных сторонах русского быта конца XVIII – первой половине XIX в.
[28] Известен как Указ о вольных хлебопашцах
[29] Кюстин Астольф де (Custine) (1790-1857) - французский писатель и путешественник, маркиз. В конце 30-х годов посетил Россию, после чего опубликовал свои впечатления в книге «La Russia».
[30] Тютчева Анна Федоровна (1829-1889) - дочь поэта Ф.И. Тютчева, фрейлина жены Александра II, Марии Александровны. Находясь при дворе, много лет вела подробные дневники, оставив интересные сведения об эпохе Николая I и Александра II.
[31] Никитенко Александр Васильевич (1804-1877) - литературный критик, академик Петербургской академии наук. Сын крепостного, получил вольную (при содействии К.Ф. Рылеева) в 1824 г. В 1828 г. окончил философско-юридический факультет Петербургского Университета. В 1834-1864 гг. - профессор кафедры русской словесности в том же университете. В 1833-1848 гг. исполнял обязанности цензора; в 1860-1865 гг.- член Главного Управления цензуры. Его «Записки» и «Дневник», опубликованные посмертно, - ценный памятник по истории России 20-30-х годов XIX в.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 823 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!