Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск., 1996



Последствия принятия Русью христианства

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослуже­нии, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить рус­ский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчинен­ные митрополиту епископы (на первых порах их было 5, потом число их дошло до 15). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри…. Вместе с христианством на Русь при­шла письменность, а с нею книжное просвещение. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке - славянском, том самом, на котором изло­жили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне по­нятен русским… Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники-лю­бители просвещения, собиравшие и переписывавшие кни­ги. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов Номока­нона, получившего на Руси в болгарском переводе назва­ние «Кормчей книги». В этом сборнике заключались церков­ные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных византийских импера­торов. Церкви принадлежали земли, на которых духовен­ство и монастыри вели хозяйство по-своему, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие бы­ли приняты в Греции.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые зако­ны и суды, новые землевладельцы и новые землевладель­ческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византий­ский характер и служило проводником византийского вли­яния на Русь.

…Через свою иерархию и примеры ревнителей новой ве­ры церковь действовала на нравы и учреждения Руси... Церковь старалась поднять значение княжеской вла­сти, основываясь на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и долж­на творить Божью волю… Церковь требовала от под­данных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия…

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с кре­щением, представляли собой болгарские переводы библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская письмен­ность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторою начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели… Тем не менее, их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков и содействова­ли смягчению нравов на Руси.

Наконец, христианская вера на Руси совершила пере­ворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Бо­гоматери, получивший название Десятинной церкви пото­му, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (т.е. десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка­менным храмом в Киеве. Киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главней­ших городах Руси были созданы вслед за Десятинною цер­ковью. Они строились по византийским образцам и укра­шались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектур­ное дело и живопись под влиянием церковного строитель­ства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ре­месла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художествен­ного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, та­ким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским харак­тером, и поэтому известно в науке под именем русско-ви­зантийского…





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...