Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ст. преподаватель кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ 5 страница



Пульсовая диагностика проводится на запястье тремя пальцами на четырех уровнях с использованием особых приемов (можно сказать ухищрений), которые трудно понять без учителя. Глубокий пульс несет информацию о том, каким человек родился, и оценивается вместе с внешностью и Джотиш-диагностикой. Поверхностный пульс несет информацию о дисбалансе в Дошах (Вата, Питта, Капха), т.е., главным образом, о нарушении соотношения пяти Махабхут (стихий). Второй поверхностный уровень информирует о балансе пятнадцати Субдош. Насколько тонка аюрведическая пульсовая диагностика, можно понять по этому пульсу. При его исследовании кончик каждого пальца мысленно разбивается Вайдией на четыре части и улавливаются и анализируются вибрации пульса на каждой части. Поскольку каждая Субдоша связана с определенными местами в организме или ораганами, то Вайдия тут же получает о них информацию. Второй глубокий уровень несет информацию о семи Дхату и, соответственно, о состоянии конкретных, связанных с ними специфических тканей.

В итоге Вайдия получает полное представление об изначальной (генетической) конституции человека, о прижизненных наслоениях на нее, об актуальном дисбалансе в организме, о состоянии конкретных органов и тканей, количестве Оджас, Амы и функционировании шрот. Пульс пациента – это ворота в его квантовое тело. А так как квантовое тело распространяется во всех направлениях к квантовому полю, а не ограничивается телесной оболочкой, то на пульс влияют события, происходящие во всей вселенной. Вся деятельность организма передается через пульс также, как, например, одна радиоволна может передать целую симфонию.

Важный принцип – анализ пульса должен быть быстрым, «наивным», почти интуитивным, в течение 15-20 секунд. Чем дольше смотришь его и чем больше пытаешься при этом подробно его анализировать, тем больше допустишь ошибок. Наиболее точными являются самые первые ощущения и впечатления.

Итак, диагностика проведена. Теперь, поскольку все в природе построено из тех же квантовых вибраций, что и человек, т.е. все лечебно, остается только из всего этого разнообразия подобрать методы и средства, устраняющие дисбаланс Махабхут, Дхат, Упадхат, Дош, Субдош и Гун в организме, увеличивающие Оджас, уменьшающие Аму, очищающие Шроты. Естественно, это могут быть травы, минералы, части животных, цвета, ароматы, звуки, пища, упражнения, различные мысли и эмоции, подчинение наших ритмов ритмам природы или, точнее, следование им и т.д.

Начинается все с главного – образа жизни и мыслей, с нравственности. Первое, что необходимо выполнять для совершенного здоровья, – это соблюдать определенные правила или Расаяны поведения. Второе – соблюдать правила режима дня и сезонного режима. Третье – выполнять принципы аюрведического питания.

Расаяны поведения очень схожи с христианскими заповедями. Суточный режим должен быть подчинен движению солнца, сезонный – преобладанию в различные сезоны тех или иных Махабхут (стихий) и Гун (свойств).

Далее следует ведущая методика, которая позволяет нам соприкоснуться с первичным квантовым полем, в совершенстве разработанная Махариши и называемая трансцендентальной медитацией (ТМ). «Трансцендентальность» означает буквально «выходить за пределы». При ТМ разум учится подниматься над шумом мышления в область, где царят тишина, мир и покой, т.е. в область абсолютной гармонии и совершенства. Как очень точно говорит по этому поводу Дипак Чопра (директор американского университета Аюрведы), нельзя очистить разум, лишь думая об этом. Злой разум не может победить свою собственную злость; страх не может подавить страх. Тут требуется особый прием, который поможет выйти за пределы той области, где властвует страх, гнев и другие виды Амы сознания.

ТМ – это ненасильственная, не тренирующая, а естественная медитативная техника, которой необходимо обучаться только у специально подготовленного, дипломированного учителя. Человеку подбирается его Мантра (звукосочетание) в соответствии с его генетическим и актуальным статусом (Пракрити рождения и тела). Специфические вибрации мантры, резонируя с вибрациями человека как бы приближают их, и, в первую очередь, вибрации его сознания, к вибрациям первичного квантового поля. Даже кратчайших и редких состояний резонанса этих вибраций достаточно для мощного оздоровления человека за счет мощной его гармонизации, устранения дисбаланса.

К сожалению, я не могу давать рекомендации по трансцендентальной медитации в этой статье, поскольку это очень строгая методика, не допускающая неточностей, – только обучение у учителя! В Москве и в некоторых других городах уже в течение нескольких лет проводятся пятидневные курсы ТМ.

Оздоравливающий эффект ТМ чрезвычайно высок. Строгие научные исследования показали, что у занимающихся ежедневной практикой ТМ на протяжении трех-пяти лет, более чем на 50% снижается общая заболеваемость, на 55% – заболеваемость доброкачественными и злокачественными опухолями, более, чем на 80%, – сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Аюрведическое лечебное питание основано на квантовых свойствах пищи, а не на количестве калорий, витаминов и проч. В продуктах выделяют шесть основных вкусов (Рас): сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее и шесть Гун (качеств): тяжелая, легкая, жирная,сухая, горячая, холодная. То есть аюрведическое питание идет прямо от природы. Когда наши вкусовые рецепторы соприкасаются с пищей, Дошам передается огромное количество полезной информации. Основываясь на этой информации, Аюрведа позволяет достигать уравновешенного питания, руководствуясь собственными инстинктами не превращая проблему питания в головную боль. Важно, чтобы в каждый прием пищи в ней присутствовали все шесть Рас.

Чем более выраженными качествами обладает продукт, тем более он лечебен. Принцип лечебного применения продуктов, трав и минералов таков: если у ациента дисбаланс сопровождается избытком вибраций, формирующих, например, холодное, сухое, горькое, лекгое, быстрое… качества, то ему необходимо ограничить продукты со сходными качествами и дать продукты с противоположными качествами – горячими, влажными, сладкими, жирными, тяжелыми…

Опытный Вайдия может по внешнему виду, вкусу, запаху, на ощупь определить качества любых веществ и составить из них лечебные смеси. Поэтому Вайдия может лечить в любом месте, куда бы он ни попал, лишь бы там были хоть какие-то растения и минералы (тем более, что у него в запасе, кроме растений и минералов, вся природа, его собственные руки и ТМ).

Цвето-, аромато-, звуко-(музыко-), металлотерапия основаны на тех же принципах, что и лечение пищей, травами и минералами. Например, ароматы могут быть сладкими, терпкими, горькими, кислыми, холодящими, теплыми.., цвета – легкими, тяжелыми, холодными, теплыми, нежными, грубыми.., звуки – тяжелыми, легкими, тонкими, грубыми, резкими, нежными.., а значит лечебными.

Исходя из сказанного: среди пищевых продуктов наибольшими лечебными качествами обладают специи, так как они обладают большим набором ярко выраженных качеств. Поэтому почти поголовный отказ от специй у нас в стране является ошибочным, необходимо лишь грамотное их применение.

В отношении звукотерапии в Аюрведе существует специальная методика лечения отдельными звуками, а также музыкотерапия и музыкопрофилактика. Специалистами созданы особые музыкальные произведения – Гандарваведы, способные оказывать выраженное оздоравливающее действие, а также суточные Гандарваведы, свои на каждое время суток. Поскольку каждый период суток, как и все, имеет свои качества, связанные с квантовыми косморитмами и влияющими на биоритмы, то определенная мелодия, содержащая звукоряды определенных качеств, может корректировать стандартные варианты дисбаланса на протяжении суток.

Далее – специальные физические упражнения. Они используются для перераспределения различных качеств в организме, усиления одних и ослабления других, для очищения от Амы, очистки Шрот. Как основа оздоравливающей гимнастики, в Аюр-веде используется хатха-йога, т.е. выполнение различных упражнений, поз (асан), а также система оздоравливающих дыхательных упражнений йоги. Однако европейскому человеку в зависимости от его Пракрити даются и четкие рекомендации по любым видам физической активности, в том числе и видам спорта. Например, типу Вата (сухость, холодность, быстрота…) нежелательны физические упражнения, увеличивающие эти качества, т.е. резкие движения в холодную, сухую погоду с потерей воды (пот), а желательны спокойные занятия в теплом помещении или же на улице в теплую погоду. Типу же Питта (жар, влажность…) желательны упражнения также без больших нагрузок, но можно до пота, в прохладном сухом помещении или на улице в прохладную сухую погоду.

Даже из сказанного выше видно, что к различным странностям людей необходимо относиться с пониманием. Один человек любит эту пищу и не любит ту, другой – наоборот. Один любит сухую, другой – влажную баню, один любит горькое, другой – кислое, третий – сладкое и т.д. Один с удовольствием принимает холодовые процедуры, другой – никак к ним не подступится. Мы все разные, нам все диктует квантовое тело и необходимо больше прислушиваться к нему, а не к модным течениям в медицине, которые стирают, как и любая мода, индивидуальное в человеке.

Понимание квантового тела дает понимание того, почему одному нравится Моцарт, другому – Бах, а третьему – Роллинг Стоунз, почему один должен есть свежие, а другой – вареные овощи, один должен есть больше бобовых, другой – пшеницы, третий – молока, четвертый – кефира, почему соль, сахар и жир являются «врагами» не для всех, или не для всех обязательно заниматься физкультурой на улице в некоторые времена года.

Особое место в Аюрведе занимает Панчакарма – комплекс методик, очищающих организм от Амы. Необходимо подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с широко практикуемыми, «модными» сейчас у нас в стране грубыми методами очищения организма. Панчакарма состоит из нескольких последовательно выполняемых мягких, физиологичных методик, в частности: масляный массаж, потовыделительная процедура, специальные небольшие клизмы с настоями трав, лечение через нос и др.

Наконец, в Аюрведе с древности применяется Марма-терапия – ысленное и физическое воздействие на ключевые точки пересечения (соприкосновения) сознания и тела. Всего имеется 107 Марм, среди которых есть 4 наиболее важных поверхностных и 3 глубоких «великих Мармы». Марма-терапия использовалась в Аюрведе еще до применения акупунктуры в древнем Китае и являлась, по-видимому, ее предшесвенницей.

Опытный Вайдия может устанавливать у каждого пациента Мармы 15-ти Субдош и балансировать их. Физическое воздействие на мармы осуществляется выполнением специальных упражнений и поз, вызывающих сдавливание, напряжение или растяжение в соответствующих точках, кроме того, прямым пальцевым массажем, а также воздействием на точки струей теплых масел.

Итак, мы вкратце познакомились с теоретическими и практическими основами Аюрведы. Однако каждый ее раздел, если его рассматривать детальнее, не менее увлекателен для пытливого ума. Конечно, хотелось бы рассказать обо всем подробней, а также коснуться возможных практических советов, однако это достаточно большая тема.

Думаю, что знакомство с Аюрведой может быть полезно не только людям, не имеющим отношения к медицине, но и врачам, и тем, кто готовится стать врачом. Возможно, у некоторых из них проснется интерес к древнему знанию и это даст им новый стимул к профессиональному развитию. Лично я не представляю себе настоящего врача, не знакомого с Аюрведой. Может быть, не обязательно детально знающего и практикующего ее, но получившего от нее живительный глоток вековой мудрости и импульс к новому мышлению.

Для того, чтобы продемонстрировать аюрведическое лечение, возьмем, к примеру, случай, когда ко мне на прием приходит женщина с повышенным весом. Как правило, она уже все перепробовала, но в лучшем случае добивалась незначительного кратковременного эффекта. Ни скудная диета, ни заморские рецепты, ни голодание не помогли, а объясняется это тем, что во всех этих случаях в организме не устранялись первопричинные нарушения: скрытый дисбаланс и специфические скрытые органные дисфункции.

По описанной выше схеме я провожу обследование и исследование пульса и выявляю, какие органы у данной пациентки функционируют недостаточно эффективно, в каком соотношении находятся Доши, в каком состоянии Шроты, определяю количество Оджас и Амы. При диагностике я к тому же использую некоторое свое преимущество перед древними врачами, оперируя имеющимися у пациентки данными лабораторных и инструментальных методов исследования, а также использую свою, более совершенную, чем в древности, разработанную мной методику «глазной» диагностики (иридодиагностики).

Поскольку сейчас мы говорим об Аюрведе, а не обо всей моей системе, в которой используются и аюрведические подходы, то и разберем данный случай только с аюрведических позиций.

Итак, внешний осмотр, беседа с пациенткой, пульсовая диагностика позволили установить, допустим, что у нее имеется дисбаланс Капха Доши, отвечающей за структуру в организме, и дисбаланс двух из пяти ее субдош – Кледака и Бходака, отвечающих за эффективное пищеварение и здоровые вкусовые реакции. Дисбаланс Капха приводит, как вы знаете, к избытку двух стихий в организме – воды и земли и таких качеств (Гун) как холодное, влажное, тяжелое, маслянистое, сладкое, мягкое, медлительное, ровное.

Кроме того, выявлено, что имеется дисбаланс двух субдош Ваты – Саманы и Апаны, отвечающих за нормальную функцию начальных и конечных отделов пищеварительного тракта (в первую очередь, за перистальтику), а также дисбаланс субдоши Питты – Пачака, отвечающей за тонкие механизмы пищеварения в желудке и тонком кишечнике. В ходе диагностики установлено, что у пациентки существенное количество Амы (шлаков) в организме и плохо функционируют каналы очищения – Шроты. Следует заметить, что, как правило, дело обстоит несколько сложнее: имеется дисбаланс и некоторых других субдош, например, отвечающих за электрофизиологические процессы, сосудистую систему или иные, и это учитывается в лечении. Но мы рассмотрим вопрос несколько упрощенно, иначе, уважаемый читатель, вы совсем запутаетесь.

Итак, нам необходимо устранить дисбаланс Капхи, субдош: Саманы, Апаны и Пачаки; устранить избыток холодного, влажного, тяжелого, маслянистого, сладкого, мягкого, медлительного, ровного в организме, очистить Шроты, вывести избыток Амы.

Если я буду сопровождать каждое свое назначение пояснениями, то это займет очень много места, поэтому ограничимся просто перечнем данных пациентке рекомендаций, смысл которых вы, после прочтения предыдущего текста во многих случаях постигните сами.

Во-первых, пациентке необходимо разнообразить свою жизнь: путешествия в отпуске, чаще ходить в гости, участвовать в зрелищных мероприятиях, переставлять в квартире мебель, желательно выбрать беспокойную работу, когда кругом много шума, движения, хороши любые новые зрительные, слуховые ощущения, новые и новые события.

Далее – полезны тепло и сухость в любом виде: теплый и сухой воздух, теплые, сухие пища и теплые напитки.

Нельзя переедать, необходимо ограничивать сладкое, кислое, соленое, жирное, холодное. Кстати, многие полные люди неправильно «сидят» на кефире. После еды полезно выпивать чашку горячего имбирного чая (щепотка порошка корня имбиря) или чая из 1 чайной ложки семян фенхеля. Завтрак и ужин должны быть легкими, причем на завтрак лучше съесть не бутерброд, а горячую пищу, приготовленную без воды или с минимальным ее количеством (запеченые, жареные блюда). Более того, завтрак нашей пациентке вообще можно пропустить, выпив вместо него медовой воды или полстакана имбирного чая. Можно смело практиковать специи.

Фитотерапия будет включать отвары из трав, обладающих очищающим действием (корень лопуха, пырея и петрушки, лист малины, земляники, полевой хвощ, лист брусники, спорыш, мать и мачеха…), а также из трав, устраняющих дисбаланс Капха-Доши и указанных выше Субдош. Это, преимущественно, травы согревающего действия и имеющие острое, вяжущее, горькое, сухое качества. На аюрведических фабриках готовятся специальные травяные желе, расфасованные в небольшие баночки. Эти фитосборы пронумерованы и выдаются пациентам тут же по результатам пульсовой диагностики. Во многих странах эти желе разрешены в качестве пищевых добавок и продаются. К сожалению, в нашей стране этот вопрос еще не решен.

Нашей пациентке желательны регулярные посты раз в неделю. В питании вообще наиболее благоприятны для нее острое, горькое и вяжущее.

Из овощей рекомендуются: свекла, любая капуста, горох, чеснок, морковь, сельдерей, баклажаны, листовые зеленые овощи, грибы, лук, перец, картофель, редис, шпинат, аспарагус, латук. Ограничивать следует огурцы, помидоры, кабачки.

Из фруктов рекомендуются: не перезрелые яблоки, абрикосы, груши, вишня, хурма и очень зрелые клюква, гранаты, а также все сухофрукты. Ограничивать следует бананы, кокосы, финики, свежий инжир, грейпфруты, манго, арбузы, апельсины, персики, ананасы, сливы и вообще все очень сладкие, кислые и очень сочные фрукты.

Из зерновых рекомендуются: ячмень, гречиха, кукуруза, просо, рожь. Ограничивать следует овес, рис, пшеницу.

Из молочных продуктов благоприятны: козье молоко и лишь умеренно – коровье, все остальные необходимо ограничивать.

Яйца можно употреблять в любом виде, только не жареные.

Из мясных продуктов благоприятны: цыпленок, креветки, индейка. Ограничивать следует мясо млекопитающих, дары моря (кроме креветок).

Бобовые рекомендуются все, кроме фасоли, сои, черной чечевицы и зеленого горошка.

Благоприятные масла: миндальное, кукурузное, сафлоровое, подсолнечное и в умеренном количестве топленое сливочное. Все остальные масла следует ограничивать.

Из сахаров рекомендуется только не подогретый мед.

Следует ограничивать все орехи и семена, кроме подсолнечника и тыквы.

Наконец, как уже говорилось, полезны все специи и кулинарные травы, но особенно корень имбиря и девясила.

Обязательной рекомендацией для пациентки будет занятие физкультурой в количестве и по интенсивности выше умеренного, при этом наиболее благоприятны в данном случае бег, аэробика, гребля, танцы. Зимой лучше заниматься не на улице, а в помещении. Кроме этого, необходимы специальные упражнения из йоги (асаны), уравновешивающие Капха-Дошу: спираль (скрученный позвоночник), лодка, лев, голова к коленям, свеча (стойка на плечах), полуплуг и плуг. Вместе с асанами необходимо будет выполнять Пранаяму (специальное дыхание поочередно через один и другой носовой ход).

Пациентке можно порекомендовать специальные Гандарваведы (лечебную музыку), но также и классическую, либо современную музыку бравурного характера или любые энергичные, быстрые, шумные мелодии.

Ароматотерапия в данном случае должна включать запахи можжевельника, эвкалипта, камфоры, гвоздики (пищевой), майорана.

Необходимый для данного случая лечебный эффект может внести использование следующих металлов: медь, золото, олово (в виде любых изделий, носимых или длительно стоящих, лежащих рядом с пациенткой).

Наиболее полезными камнями будут: агат, берилл, гранат (кроме белого), лазурит, опал, рубин, топаз. Следует иметь в виду, что нежелательными для нашей пациентки будут оправы для камней из серебра.

Среди цветов наиболее полезны: красный, оранжевый, желтый, зеленый, пурпурный. Эти цвета должны присутствовать в преобладающем количестве в одежде нашей пациентки, в интерьере. Ограничивать следует синие и голубые оттенки.

Пациентке рекомендуются регулярные банные процедуры, причем в сухой бане – сауне.

Марма-терапия будет состоять из пальцевого массажа умеренной силы по часовой стрелке четырех основных Марм: области «третьего глаза», середины грудины, эпигастральной области (область солнечного сплетения) и точки на 10 см ниже пупка. Дополнительные Мармы будут даны в соответствии с разбалансированными Субдошами.

Пациентка будет обучена медитативной технике, близкой к «трансцендентальной"(упрощенный вариант с универсальной мантрой), либо будет направлена в ближайшую школу ТМ.

Хочу подчеркнуть, что многие из описанных рекомендаций относятся только к конкретному случаю с избыточным весом и не должны восприниматься как универсальные. Все полные люди могут с пользой практиковать их. Однако у пациентов с другой патологией рекомендации могут быть другими и даже противоположными. Ряд рекомендаций, которые трудно реализовать в домашних условиях (специальные методики), не указаны.

«Народная медицина?» Народное целительство!

Теперь несколько слов о так называемой НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ И РАЗЛИЧНОМ ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ. Предвижу удивленные восклицания и даже возмущенные голоса, но, тем не менее, выскажу свое мнение. Народная медицина? Такой медицины не существует! Есть осколки древних мудрых оздоровительных систем, которые сохранены в народе в виде отдельных средств и методов в силу многовековой недоступности для него настоящей медицины. Эти осколки представляют собой отдельные рецепты из трав, минералов и частей животных, различные припарки и притирки, прием общеоздоравливающих природных средств и т.п. Все это существовало в древних медицинских системах как отдельные маленькие элементы и было строго обосновано общими теориями здоровья. Многое из того, чем лечили в древности зажиточных людей известные врачи, просачивалось в народ, но не в виде системы, а в виде именно отдельных средств и методов. С течением времени они переносились в другие общины, трансформировались в соответствии с местными условиями и обычаями, переплетались с суевериями и оккультизмом, постоянно дополнялись подходами официальной медицины.

«Народная медицина» не имеет теории, абсолютно симптоматична, т.е. занимается лечением исключительно симптомов. Для того, чтобы убедиться в справедливости вышесказанного, достаточно сопоставить, например, труды Авиценны и любой народный лечебник и увидеть, что и рецепты из трав, минералов, частей животных, и водные и физиотерапевтические процедуры, и грязелечение, и применение в лечебных целях продуктов питания и т.д. – все заимствовано из древних систем, но в упрощенном, чисто симптоматическом виде, не основанном как у Авиценны на строго индивидуальной диагностике.

Кроме того, последние десятилетия «народная медицина» практически не меняется. Посмотрите любой лечебник, и вы обнаружите поразительную вещь. Уже более полувека одной из основных проблем современного человека являются запоры, а в лечебниках чуть ли не самые большие разделы посвящены борьбе с обратным, т.е. с тем, что являлось повальным бедствием в прошлом веке и раньше.

На мой взгляд, говорить о народной медицине – это примерно то же, что о народной физике, народной химии, народной биологии и т.п. Правильнее, по-видимому, говорить о народном целительстве.

К сожалению, даже многие из тех, кто занимается так называемой народной медициной, часто смешивают ее с древними медицинскими системами, называя эту смесь традиционной народной медициной. Смешивать их – значит показывать свою профессиональную некомпетентность и обесценивать древнюю медицину.

История медицины писалась не клиницистами (врачами практиками), а историками (пусть даже и с медицинским образованием). Это и привело к упрощенному взгляду на древнюю медицину. Внешнее сходство ее рецептов и рецептов народного целительства не позволило разглядеть главного, а именно того, что первое – это стройная система, и что применению рецептов предшествовала диагностика равная искусству.

«Прочее целительство.

С ПРОЧИМИ ЦЕЛИТЕЛЬСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ разобраться посложнее. Понятие это неоднозначное и часто аморфное. Самое важное, что большинство целителей – не профессиональные врачи. Сразу необходимо подчеркнуть, что здоровьем людей может заниматься только человек, имеющий достаточные базовые знания об истории медицины, о морфологии, физиологии, генетике, биохимии и биофизике человека, о врачебной этике. Конечно, и среди дипломированных специалистов не очень густо хороших врачей, однако, любой врач имеет ту базу, которая может позволить ему стать хорошим врачом.

Медицина – одна из сложнейших областей человеческого знания. Однако, если в механику, физику, плотницкое дело, программирование, архитектуру непрофессионалы просто «не суют свой нос», поскольку тут же будут разоблачены, то в медицине словоблудием и чудесами занимаются тысячи любителей. Как правило, все это хорошо видят специалисты, но простым людям разобраться в происходящем сейчас на медицинском «рынке» очень не просто.

Почему столь популярны в последние годы различные целители, в частности в нашей стране? Для этого есть, по-видимому, две причины. С одной стороны, в последние десятилетия заметно вырос общий культурный уровень населения и это привело к некоторому повышению понимания ценности здоровья и повышению спроса на него, а не только на отсутствие болезней. С другой стороны, официальная медицина движется как раз в другом направлении, то есть становится все более и более «медициной болезней», и поэтому не в состоянии удовлетворить растущий спрос. Образовавшуюся нишу как раз и занимают разного рода целители. Массовое сознание имеет много общего с сознанием ребенка, познающего мир: ребенок обязательно протянет руку к новой яркой игрушке. Кроме того, не смотря на отмеченное повышение общего культурного уровня населения, в обществе еще достаточно велика прослойка людей прямо скажем темных (причем это не обязательно зависит от уровня образования и занимаемой должности), мышление которых адекватно мышлению целителей, в большинстве своем таких же темных. Я не голословен. Мне приходилось общаться с целителями, иногда я листаю их опусы (нередко многотомные и неплохо, броско изданные). Если постараться передать свои впечатления, то они будут примерно такими же, как, например, у опытного политика, если он послушает рассуждения о политике мужиков у пивнушки.

Так кто же такие целители? Это часто бесспорно одаренные оригинальным мышлением самородки, но нередко и люди примитивные, но одаренные авантюрными способностями. Чаще всего целители практикуют рецепты «народной медицины», научной и народной фитотерапии, гипноз, психотерапию, экстрасенсорное (биоэнергетическое) воздействие, используют ряд элементов различных религиозных и оккультных учений, некоторые технические новинки, а также ряд собранных в «кучку» «новых «изобретений – уринотерапии, хиропрактики, особых видов дыхания, особых строгих методик питания и голодания, «чудодейственных» средств (против рака, против всех болезней, против экземы, язвы и т.д. и т.п.).

Ничего принципиально нового во всем этом нет. Все это существовало в древних медицинских системах и отчасти в современной медицине, но не в виде «панацеи» а лишь в виде отдельных методик, важных составляющих. Именно составляющих, но не более. При этом в древности все это было доведено до совершенства, как отмечалось выше, благодаря единой философской базе, на которой создавалась стройная теория здоровья.

Сейчас происходит лишь возрождение утраченного или частично забытого. Что-то искажено временем, что-то искажается личностными особенностями целителей. К сожалению, нередко заимствование методик производится без ссылок на древность, как бы «первооткрывается» и в связи с этим как бы дает право «первооткрывателям» на искажение методик. Но самой большой бедой целительства как направления является представление своего метода как «панацеи», отсутствие системного взгляда на медицину и здоровье.

Очень большим недостатком целительства является то, что нередко в нем присутствуют надуманные, не имеющие под собой ни исторической традиции, ни теориетического обоснования методики (предлагаемые обоснования, как правило, наивны и абсурдны).

Есть и особая группа целителей. В нее входят, с одной стороны врачи, которые забыли, что медицина, как отдельная наука, все же существует, пусть и со всеми ее недостатками, и строят свою работу на двух трех новомодных методиках. Чаще всего заимствуются частные методики из восточных оздоровительных систем, иногда – отдельные технические новинки. С другой стороны, в эту группу входят «технари», разработавшие какое-либо техническое устройство, на котором и строят всю лечебную тактику.

Сейчас нередко можно стать свидетелем абсурдных ситуаций – создаются лечебные центры на основе одной, двух частных методик. Комментарии, в контексте приведенных выше рассуждений, излишни. Жаль только больных, которые наивно ищут в таких центрах здоровье.

Особый разговор об экстрасенсах. Прежде всего хочется внести некоторую ясность в терминологию. Слово «экстрасенс», хотя и является самым емким для определения людей, занимающихся сверхчувственным восприятием тонких информационных потоков и управлением тонкими энергиями, из-за сотен авантюристов, ринувшихся в эту область в последние годы, получило негативный оттенок. А если смотреть в корень, то не очень высокие результаты работы экстрасенсов привели к дискредитации метода. Поэтому в последнее время появилась масса модификаций и новых определений этого рода деятельности в медицине. Суть их сводится тем не менее к одному – биоэнергодиагностика и биоэнергокоррекция (терапия). Кто и откуда берет «энергетику» и куда и как ее передает – вещь субъективная и не имеет принципиального значения.

Кроме того, как и все остальное в целительстве, этот метод уже был в совершенстве разработан в древности и потому не очень этично выглядит, когда какой-либо целитель представляет свой подход к экстрасенсорике как новейшее открытие. В частности, в йоге существовали и существуют биоэнергодиагностика и биоэнергокоррекция, ретровидение, предвидение и ясновидение. Однако там это не является самоцелью или способом зарабатывания денег, а представляет собой лишь обязательные ступеньки или этапы самосовершенствования. Над этим долго (годами, десятилетиями) и кропотливо работают.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...