Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

III.1. Определение



Душе, заключенной в теле, необходимы чувства, ум и разум - тонкие элементы, позволяющие ей воспринимать окружающий мир; и каждый полученный ей опыт накладывает определенный отпечаток на ее мировосприятие. Скажем, зрение использует глаза, чтобы передать в ум определенный "отпечаток"*64, называющийся вритти. В уме это вритти подвергается анализу и синтезу, после чего интелект, или разум, модифицируется, чтобы определить форму воспринимаемого объекта. Разум, управляемый гуной добродетели, может передать эту форму вритти душе. И тогда сознание души озарит модифицировавшийся разум, сделав возможным восприятие данного объекта. Точно так же, как для освещения объекта используются зеркала, отражающие свет лампы, таким же образом и разум, определяет воспринимаемый объект, отражая сознание души. По природе своей разум не обладает сознанием, но посредством гуны благости он может воспринимать образы, отражаемые сознанием. Но решающим фактором в этом процессе является Сверхдуша, которая наблюдает за происходящим, санкционирует результат, а также хранит все воспоминания живого существа (Бг 13.23; 15.15).

Когда ум снова и снова улавливает и отмечает одно и то же вритти, происходит самскара. Вот очень простой пример: если мы постоянно размышляем о своем возлюбленном, его образ в конце концов будет самопроизвольно проявляется в нашем уме. Именно поэтому трансценденталисты довольно осмотрительны в выборе образов, звуков, мыслей и других объектов, наполняющих жизнь, поскольку они боятся создать вритти, идущий вразрез с их медитацией. Даже самые глубоко затаенные вритти в один прекрасный день могут всплыть на поверхность сознания. Поэтому трансценденталисты выбирают для себя путь сведения к минимуму всех материальных впечатлений (нивритти-марга). И некоторые решают вообще отказаться от всякой деятельности.

Приверженцы пути правритти (карми), без конца наполняют свои умы всевозможными материальными вритти. Тогда как гьяни и йоги стремятся уничтожить все вритти, следуя нивритти-марге. Для них йога является средством освобождения ото всех вритти. Вайшнавы же идут другим путем, представляющим собой синтез деятельности и бездействия*66. Они создают духовные самскары, следуя бхакти-марге, пути бхакти, заключающемуся в задействовании всего в служении Господу. Они "записывают" новые самскары (впечатления), таким образом стирая старые. Это можно проиллюстрировать следующей ананлогией: самскары подобны файлам, записанным на диск компьютера. Даже если мы дадим команду уничтожить их, они не обязательно сотрутся. По сути, мы просто заархивируем их. Они уже больше не будут состоять в перечне файлов, хотя все еще сохранятся на диске, откуда при необходимости мы снова сможем их извлечь. (Также и вритти может снова проявиться в сознании). Но если мы запишем на старый файл новый, то первый исчезнет навсегда...

Каждый раз, когда, входя в храм, Вайшнав предлагает поклон Господу, он укрепляет в себе самскару своего почтения к Богу. Еще одно назначение церемоний, именуемых самскарами, в том, чтобы дать проходящему их пережить благоприятный религиозный опыт, тем самым постепенно меняя его характер в лучшую сторону. Характер человека и его вкусы формируются с помощью различных самскар, накопленных им в течение многих жизней. Любой объект и любой пережитый опыт, любая информация воспринимается и анализируется человеком на основе этих прошлых самскар*67.

Такие ритуалы имеют устойчивое воздействие на ум человека. Помимо этого они обладают очищающей силой, освобождающей человека от материального осквернения. С самого момента его зачатия, живое существо постоянно подвержено всевозможным оскверняющим воздействиям. Поэтому необходимо совершение гарбхадхана-самскары, исполнение предписанных Ведами ритуалов само по себе уже дарует желаемый результат.

Самскары используют как для очищения, так и для защиты тела и ума. Во время цермонии самскары призываются благотворные энергии. Таким образом, самскары играют не только чисто психологическую роль, хотя это и является их важным аспектом. Они также ограждают человека от неблагоприятного влияния на грубом и тонком уровне. В Гаутама-дхарма-сутре (8.14.26) говорится, что самскары способствуют формированию и развитию личности на физическом, психическом и духовном уровнях. Кроме того, они защищают от наследственных болезней. "Обстоятельства, при обычных условиях считавшимися бы мирскими, одуховторяются, и, в то же самое время, человек получает защиту и безопасность"68.

Поэтому грихья-сутры предписывают жрецу, совершающему обряд призвать с помощью подношений и жертвенных даров благословения богов. Самскары, представленые в грихья-сутрах, "очень во многом схожи с тем, что описывает Атхарва-веда"*69, изобилующая магическими фомулами и заклинаниями.

Руководства по проведению самскар обычно пишут для тех, кто в своих поступках всегда ищет выгоды, то есть для тех, кто хочет получить хорошую карму. Такие люди пытаются увеличить свое материальное богатсво, поклоняясь полубогам и предкам.

Шрила Гопала Бхатта Госвами специально написал свою Шат-крия-сара-дипику, практическое руководство по исполнению самскар, таким образом, чтобы домохозяева-Вайшнавы смогли понять, как эти ритуалы могут помочь им и их родственникам в духовной жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, великий ачарья в ученической преемственности, идущей от Чаитаньи Махапрабху, считал Шат-крия-сара-дипику Шрилы Гопалы Бхатты Госвами единственным действенным руководством по самскарам для грядущих поколений Вайшнавов.

IV. ВИВАХА-САМСКАРА: Обряд Бракосочетания





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...