Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование основ художественной культуры дошкольников с проблемами в разных видах художественной деятельности 5 страница



Трудности в формировании личности подростка с проблемами определяются природой и характером имеющегося у него нарушения развития. Однако они усугубляются в специальной школе за счет сокращения в период отрочества предметов искусства, которые, безусловно, давали бы возможность не только включить старших школьников в сотворчество с педагогом и сверстниками, почувствовать присутствие «искусства в себе», свою социальную значимость, но и помочь скоррегировать отклонения в личностном развитии подростков с проблемами. Именно поэтому возникает так называемая «бездуховность»: отсутствие эмпатии, экологического сознания, исторической памяти, творческой инициативы, утилитарное отношение к жизни. Исправить это положение, наполнить учебный процесс старших школьников художественно-эстетическим содержанием можно, только изменив отношение к предметам, дисциплинам, связанным с искусством. Только в этом случае можно говорить о формировании субкультуры личности подростка с проблемами в развитии.

Главная цель формирования основ художественно-эстетической культуры школьников, особенно подростков в специальной школе, состоит в том, что, приобщая детей к специальной области искусства, мы обеспечиваем развитие у них эстетического отношения к жиз -ни. Искусство должно так преподаваться в школе, чтобы в процессе творческой практики и восприятия произведений искусства учащийся с проблемами мог открывать в себе самом способность эстетического, художественного отношения к миру, ощущать, что художественная культура формируется и в нем, и вокруг него.

Известно, что особенно в подростковом возрасте ребенок с проблемами должен и хочет взрослеть. Не получая средств посильного приобщения к художественной деятельности, он будет испытывать неудовлетворенность и неуверенность, потеряет интерес к искусству. В этом состоит, в частности, главная психологическая причина так называемого «подросткового кризиса» в художественном развитии детей. Основной период целенаправленного формирования художественной культуры учащихся в специальной школе осуществляется только до 7 класса, после чего общение с искусством старшеклассников связано только с уроками литературы и с внеклассной художественно-эстетической деятельностью. Возможность комплексного общения с разными видами искусства упускается, что затрудняет гармоническое развитие личности старшеклас-ников, формирование их художественной культуры и их социальной адаптации с помощью искусства.

Упрощенность отношения к искусству современной специальной школьной педагогической практики связывается с наличием в ней тенденции, обозначаемой как вербальный крен. Суть ее заключается в преобладании в цикле учебных дисциплин в старших классах искусства слова — литературы, которая изучается преимущественно как один из источников сведений об истории и современной жизни. Литература теряет собственную специфику как вид искусства. Предметная ориентированность сводится к усвоению адаптированных теоретических знаний. К сожалению, музыка и изобразительное искусство не вводятся в перечень основных предметов в старших классах, хотя экспериментально доказано (и в массовой школе, и в специальной), что предметы художественно-эстетического цикла помогают усвоению математики, русского языка и других дисциплин общеобразовательного блока, а также обеспечивают коррекцию личностных нарушений детей с проблемами.

Не удовлетворяя свои потребности в художественной деятельности, подросток с проблемами выходит за пределы школы и свои художественно-эстетические потребности и интересы удовлетворяет вне образовательного учреждения. Современный подросток накапливает художественные впечатления через средства массовой информации (телевидение), в лучшем случае — художественные выставки, театр. Телевидение как источник художественных впечатлений и знаний об искусстве сегодня имеет значение как в маленьких поселках, так и в больших городских центрах. Однако, что касается телепередач по искусству, то они не способны заменить непосредственное знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, театра. Чрезмерное увлечение подростков (особенно мальчиков) фильмами приводит к тому, что зачастую их просмотр перестает быть средством художественного развития, а порой даже снижает художественный вкус.

С возрастом у подростков с проблемами повышается интерес к эстетически-развлекательным передачам, особенно музыкальным: к современной музыке больших частот и классической. «Музыка больших частот привлекает подростков благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению. Она позволяет включиться в заданный ритм и через телесные движения выразить свои переживания»1.

Многие исследователи отмечают, что музыка, особенно ее ритмическая основа, приводит к изменениям физиологических реакций в организме человека (в сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и других системах). При этом происходящие изменения в организме подобны реакциям при сильном аффекте. Подростковая аудитория, увлеченная поп- и рок-музыкой, стремится к восприятию ее на пределе возможного. Ритм и частота нередко ведут к зависимости от них, а психофизиологическое воздействие приводит

1 Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997. — С. 385.

к состоянию «кайфа», отрешения от себя. Восприятие музыки сопровождается непосредственными танцевальными движениями, что усиливает процесс погружения в нее.

Но наряду с массовыми увлечениями высокочастотной музыкой подростки с проблемами могут быть склонны и к восприятию классической музыки, и к вокальной деятельности, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование духовности юношей и девушек.

Итак, раскрывая этапы приобщения ребенка с проблемами к миру искусства и художественной культуре общества, общечеловеческой культуре, к ее ценностям, можно отметить, что специальная школа не использует в полной мере искусство как средство развития личности на этапе отрочества, не создает условия для формирования самосознания подростка с проблемами. Культура, художественная деятельность — это шанс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. И именно от педагогов, всех, кто работает в сфере специального образования, родителей зависит, помогут ли школьнику с проблемами стать гармонической личностью в современном обществе.

Указывая на огромную роль художественной культуры в формировании человека, Б. М. Неменский отмечает, что приобщение к ней ребенка (в том числе и с нарушениями в развитии) с детства может решить проблему гуманизации общества. «Если мы хотим действительно серьезно изменить — очеловечить общество, то начинать необходимо именно с человека, с гармонизации его мышления, его духовного мира, его отношения к жизни. Мы должны глубоко осознать, что достичь этого не на словах, а на деле невозможно помимо школы, невозможно и без опоры на всю мощь многовековой художественной культуры. Будущее сегодня строится именно на перекрестке "искусство и школа", "искусство и детство", "искусство и педагогика". При всех попытках обойти этот перекресток <...> мы потерпим крушение»1.

ГЛАВА 4





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 553 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...