Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование основ художественной культуры дошкольников с проблемами в разных видах художественной деятельности 3 страница



— формирование эмоционального отклика, эстетического отношения к природному окружению и дизайну своего быта;

— развитие способности чувствовать и понимать красоту предметов и вещей, создаваемых руками человека, желания украшать свой быт, дарить друзьям подарки, изготовленные своими руками;

— формирование произвольной ручной моторики, овладение специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление различных художественных поделок, элементов детского дизайна для украшения группы;

— приобщение детей к совместно-разделенной дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).

Осуществление этих задач возможно только с использованием произвольных ручных и орудийных действий, которые формируются на занятиях. В работе с дошкольниками с проблемами исполь-

зование того или иного вида ручного труда определяется характером нарушения и возможностями ребенка.

Первое направление — изготовление поделок.

В дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с разными отклонениями в развитии используются различные виды художественно-ручного труда:

— работа с бумагой: изготовление различных изделий из бумаги (корзиночек, лодочек, птичек и т. д.) путем складывания, сгибания, конструирования; создание аппликаций;

— работа с природным материалом (желуди, каштаны, шишки, соломка, трава, засушенные листья, цветы и т. д.): составление декоративных композиций (перетягивание пучков травы ниткой, плетение косичек из травы), конструирование из разных элементов образов животных, человечков;

— изготовление поделок из бросового материала (человечков из пробки и проволоки в полихлорвиниловой оболочке; корзиночек, зверюшек);

— работа с тканью: аппликация, обклеивание коробочек, наклеи-вание ткани;

— изготовление игрушек совместно со взрослым (сшивание швом «через край», набивание поролоном, украшение ленточками, пуговицами, бантиками);

— изготовление различных сувениров (открыток, аппликаций из мелких элементов), подарков родителям к празднику;

— шитье: изготовление совместно с педагогом кукол из поролона для театрализованно-игровой деятельности, оформление поделки тканью, бумагой, пуговицами, нитками.

Второе направление художественно-ручного труда связано с детским дизайном, который дает возможность детям не только изготавливать поделки, но и применять их в быту, украшая его сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно. Педагог активизирует инициативу детей по украшению помещения, дизайну.

Освоение детьми архитектурно-художественного дизайна осуществляется в трех пространствах: кукольном, детском, взрослом. На первом этапе дети учатся благоустраивать кукольно-игровое пространство (в настольных режиссерских играх). Они вместе в педагогом подбирают и создают (склеивают, вырезают, лепят, раскрашивают) несложные элементы кукольной обстановки (обои, картинки, коврики, посуду). На втором этапе дети-дошкольники принимают участие в оформлении декораций к театрализованно-игровой деятельности, празднику. Они раскрашивают изделия для игры «Ярмарка» (матрешки, коврики, посуду). На третьем э т а -п е воспитатель привлекает детей к украшению группы рисунками, сувенирами, к участию в выставке детских работ; побуждает ребенка к вхождению в роль оформителя, где он может реализовать свои творческие возможности в дизайне.

Эстетическое отношение старшего дошкольника с проблемами к концу пребывания в детском саду при условии целенаправленной коррекционной работы становится осознанным и активным. Дети уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Их художественное развитие характеризуется не только овладением различными видами художественной деятельности, но и включением в совместное с педагогом и сверстниками творчество.

Итак, формируя у дошкольников с проблемами представления о разных видах искусства, его образной природе, обучая его выразительному «языку движений», художественно-речевой, театрализованно-игровой, вокальной деятельности, знакомя с музыкальными инструментами, приобщая к художественно-ручному труду, мы развиваем художественное восприятие такого ребенка, художественный вкус, расширяем его кругозор, закладываем нравственно-эстетические основы, тем самым приобщаем его к художественной культуре.

Успешность этого процесса у дошкольников с проблемами обеспечивается многими факторами, среди которых наиболее важными являются:

— понимание взрослым важности и необходимости приобщения ребенка с проблемами к миру искусства как фактору его целостного, гармонического развития и условия его социальной адаптации;

— желание педагога помочь дошкольнику с проблемами войти в прекрасный, волшебный мир искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей;

— создание полихудожественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельностную направленность формирования художественной культуры ребенка с разными проблемами;

— овладение практическими умениями в художественной деятельности, связанной с разными видами искусства (музыкой, литературой, живописью, театром), художественно-ручным трудом, а также формирование оценочного отношения к произведениям искусства;

— активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах искусства в детском саду как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками.

Младший школьный возраст «Я познаю мир художественной культуры»

Третий этап приобщения ребенка с проблемами к миру художественной культуры связан с переломным для ребенка событием — приходом в школу, переходом от «возраста игр» к «возрасту учения» и завершается не менее важным для него переломом — половым созреванием. Это период школьного детства (7-14 лет) —

время познания мира, осуществляемого с помощью учителя и учебников. Вступая в него, он занимает новое место в системе отношений людей, у него появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью, ведущей в школьном детстве. Ребенок открывает для себя новое социальное пространство, приобретает внутреннюю позицию школьника.

До школы ребенок с проблемами находится в условиях семьи или детского сада, где обращенные к нему требования сознательно соотносятся с его индивидуальными особенностями. Школа — это другие условия. Она определяет неукоснительность требований со стороны учителя, усиливает психическую напряженность ребенка. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате в большей степени проявляются имеющиеся отклонения в развитии: гиперактивность или выраженная заторможенность, страхи, угнетенное состояние, повышенная утомляемость и т. д. И именно искусство помогает в преодолении этих испытаний, поскольку оно способно оказать регулирующее, катарсистическое воздействие на ребенка, снять напряжение, помочь адаптации его к новым условиям.

Ребенок с проблемами под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали), учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными условиями, преодолевает трудности, сопровождающие формирование умственных действий, связанных с письмом, чтением, трудом.

В новых отношениях со взрослым и сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. Учебная деятельность требует от ребенка новых успехов в развитии речи, внимания, памяти, воображения, мышления, создает условия для личностного развития.

В школьном детстве ребенок с проблемами продолжает развиваться телесно. У него формируются специфические движения и действия, обеспечивающие как учебную деятельность, так и деятельность, связанную с искусством (изобразительным, театральным, музыкальным, танцевальным).

Овладение мимикой, жестами, пантомимикой, ощущением тонуса; готовность к подвижным играм, танцам, музыкально-ритмическим движениям — все это должно культивироваться в сознании ребенка как радость бытия.

Таким образом, с приходом в школу происходят изменения всей психики ребенка, его духовной активности, ибо ведущей является не игровая, а учебная деятельность. Однако у детей с проблемами в большинстве случаев этого полноценного качественного перехода не происходит. Их психические процессы и эмоционально-волевая, личностная сфера, как правило, еще не сформировались для активной учебной деятельности, и это определяет и содержание, и объем

материала, и методические приемы, используемые при обучении ребенка в специальной школе, в том числе и средствами искусства.

Преподавание художественных дисциплин становится в школе самостоятельным циклом предметов. Их роль в формировании художественной культуры специфична, что обус- Школьное дет- ловливается своеобразием искусства как носи- ство и художест- теля эстетических ценностей. Характеризуя венное развитие этапы приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, М. С. Каган отмечает, что в познании мира в школьном детстве прослеживается рациональность и односторонность приобщения ребенка к культуре, гипертрофированное «превращение изучения основ наук в доминанту в этом возрасте»' уродует детскую психику. Дефицит гуманитарного образования порождает в учениках бездуховность, низкий уровень эмоциональной культуры. К сожалению, искусство в общеобразовательной специальной школе еще в некотором разладе с педагогикой, ибо не в полную меру способствует воспитанию у школьников духовных потребностей. Не наблюдается необходимой преемственности формирования художественной культуры в специальном дошкольном образовательном учреждении и школе. В учебных планах в специальной школе присутствуют предметы искусства, но они не занимают должного места в формировании личности ребенка с проблемами, в приобщении его к миру художественной культуры, в то время как искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несет ему информацию особого рода, служит своеобразным «учебником жизни». Умелое использование учителем художественных произведений на уроках и во внеклассной деятельности — важнейший источник гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Формирование художественной культуры у школьников с проблемами осуществляется через виды искусства и их взаимодействие в коррекционно-развивающем педагогическом процессе. При определенных педагогических условиях дети с проблемами значительно продвигаются и в художественно-эстетическом, и общем развитии. Активизируется познавательная деятельность, улучшается качество восприятия, более полными становятся представления, обогащаются эмоциональные переживания, чувства детей. Дети овладевают умениями в художественно-творческой деятельности.

В процессе формирования основ художественной культуры и художественно-эстетического познания мира в школьном возрасте у ребенка с проблемами решаются следующие задачи:

художественно-познавательные, связанные с восприятием разных видов искусства, с пониманием лежащих в их основе ценностей, умением видеть логику развития художественного образа, осо-

1 Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 302.

знанием содержательной стороны произведения — «о чем говорит искусство» (тема, идея, средства выражения);

изобразительно-выразительные, связанные с усвоением специфики знаковой системы языков искусств, особенностей выразительного языка каждого вида искусства (музыки, живописи, литературы) — того, «как говорит искусство», проявлением себя и овладением умениями в разных видах художественной деятельности;

художественно-эстетические, направленные на развитие эстетического восприятия художественных произведений, формирование чувств ребенка, прежде всего эмпатии, понимание красивого в искусстве, формирование оценочного отношения, накопление художественно-эстетического опыта, выработку оценочного отношения;

культурно-ценностные, ориентированные на становление духовно-ценностных основ личности ребенка с проблемами, его субкультуры, его внутреннего «Я», интересов, способностей, нравственно-эстетических, культурно-коммуникативных и рефлексивных качеств (самоконтроль, самооценка);

художественно-эмоциональные, связанные с развитием эмоциональной сферы школьников, проявлением отношения к художественному образу через эмоции и чувства (удовольствия, радости, восхищения, восторга или противоположные им), умением вербально их выразить, формированием осознанности и адекватности эмоциональных реакций детей эмоциональному строю художественного произведения;

художественно-творческие, направленные на развитие элементарных творческих проявлений в разных видах искусства, на выражение образа «Я» в оригинальных продуктах детской художественной деятельности;

коррекционно-развивающие, направленные на сглаживание, коррекцию отклонений в развитии школьника средствами искусства, обеспечивающие возможность приобщения к художественной культуре, к активной деятельности в мире искусства, помогающей адаптации в макросоциальной среде.

Отклонения в развитии познавательной, эмоционально-волевой, моторной сфер у учащихся специальной школы требуют особого подхода к решению задач формирования художественной культуры. Он предполагает создание художественно-развивающей среды с доступным уровнем содержания художественных произведений, рациональным использованием разнообразных технологий развивающего обучения и воспитания, коррекционно-направленным характером всех форм художественной деятельности.

По мнению М. С. Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздействуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой, — ребенок владеет тремя способами освое-

ния мира (познанием, осмыслением, и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний — музыкой, представлений — изобразительным искусством. Именно этот треугольник — литература, музыка, живопись — представляет системообразующий характер в общем контексте художественной литературы (М. С. Каган, 1995).

Литература — один из видов искусств, главным выразителем и изобразительным средством которого является слово, его письменная форма. Оно раскрывает события, показы- Литература вает литературные образы в действии и одновременно формулирует авторскую позицию. Литература обладает безграничными возможностями воспроизведения действительности, процессов, происходящих во времени. Слово является выразителем всех оттенков отношения художника к событиям, к героям его произведений, их мыслям, чувствам и действиям. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, повести, стихи, поэмы — исключительно богатый материал не только для развития речи ребенка, но и для его психического развития в целом. В школе ребенку с проблемами предстоит пройти путь восхождения от овладения речью как общенационального культурного достояния до индивидуализации своей речевой культуры.

В процессе изучения искусства слова у школьников с различными вариантами нарушений развития закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой. В языке зафиксированы достижения человеческой культуры, способы познавательной деятельности, процесс добывания и систематизации знаний. Поэтому так велика роль родного языка, литературы как искусства, особенно в специальной школе.

Современная детская художественная литература, произведения народного творчества (предусмотренные программами) дают богатейший материал для развития личности ребенка с проблемами. Главным источником формирования художественной культуры на уроках чтения и литературы является художественное произведение, его педагогически-направленное изучение. При этом важнейшими моментами знакомства с художественным произведением являются эмоциональное восприятие, сопереживание, понимание выразительности, изобразительности, мелодичности, красоты слова и переданных в нем чувств. Активизация первичного художественного восприятия осуществляется с помощью яркой выразительной речи учителя, музыкальных, изобразительных иллюстраций.

На уроках чтения, а затем на уроках литературы школьники с проблемами узнают об общих для многих видов искусств понятиях художественного образа, темы, идеи, композиции, сюжета, об особенностях эстетического отношения к действительности, об эстета -

ческих категориях прекрасного, возвышенного и безобразного, трагического и комического. Они учатся выразительному чтению и рассказыванию художественных литературных произведений.

Формирование художественной культуры у школьников с проблемами через знакомство с литературой имеет особенности, обусловленные характером и природой конкретного варианта нарушений.

Так, у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью пониженная активность восприятия, его не дифференцированность определяют и методику знакомства с литературными произведениями, обучение чтению и рассказыванию. Если нормально развивающийся ребенок, воспринимая доступный ему текст, выделяет главное, характерные особенности образа произведения, то детям данной категории требуется пояснение, уточнение смыслового содержания литературного произведения. Конкретно-ситуативное мышление усложняет усвоение в произведении таких понятий, как добро, дружба и т. д. Для обучения сознательному, правильному, выразительному пересказыванию прочитанного произведения используются вопросный план, опорные слова или дается наглядность в виде иллюстраций, картинок. Для чтения, анализа и рассказывания подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений о выразительных средствах языка, слова, воспитания нравственных качеств личности школьника с проблемами.

Формирование основ художественной культуры посредством знакомства с литературными произведениями, чтения и рассказывания в школе для детей с нарушением слуха сочетается с развитием речевой деятельности и языковой способности. Включить ребенка с нарушением слуха в содержательный мир языка — это значит, прежде всего, сформировать у него полноценную речемысли-тельную деятельность, научить естественным, общепринятым средствам общения, воспитать интерес к книге. Основой этого процесса является полисенсорный характер восприятия материала учащимися (зрительное и слуховое восприятие). Работа ведется с использованием слуховой аппаратуры. Такое восприятие на уроках чтения в младших классах и на уроках литературы в средних дает возможность учащимся лучше воспринимать эмоциональный настрой произведения, интонационные характеристики героев. Оно оказывает максимальное содействие обучению этих детей чтению, пониманию и запоминанию прочитанного, формированию у них словесной речи.

Чтение играет важную роль в решении проблемы общего речевого развития и подготовки детей с нарушением слуха к жизни. Художественная литература является сокровищницей духовных богатств людей и позволяет восполнить школьнику с проблемами слу-

ха неполноценность общения с окружающим миром, обогатить его жизненный и нравственный опыт..

А. И. Дьячков, Р. М. Боскис, С. А. Зыков, А. Г. Зикеев утверждают, что чтение книги является важным моментом в разностороннем развитии детей с недостатками слуха, педагогическим условием компенсации их дефекта. Оно вовлекает школьников в раздумья над жизнью, над теми или иными поступками, поведением людей, над происходящими явлениями, побуждает к оценке действий, событий, обогащает эмоциональную сферу ребенка. Чтение и рассказывание, занятия литературой дают положительный результат, если они, особенно в младших классах, сочетаются с практической изобразительной деятельностью (рисованием, аппликацией), где ребенок зарисовывает содержание эпизодов произведения, или с театрализованной деятельностью, когда ребенок пересказывает сюжет, инсценируя его с использованием плоскостных фигурок на фланелеграфе. Зрительная опора по сюжету сказки, рассказа повышает возможности реализации выразительной речи младшего школьника.

Процесс чувственного познания мира осуществляется у школьников с нарушением зрения посредством знакомства с литературой и обучением чтению и пересказу. Слабое развитие речи учащихся затрудняет осмысление учебного материала, ведет часто к механическому запоминанию. Предупреждение и преодоление этого достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, использованием дидактических приемов. При знакомстве с литературным материалом особое значение имеет эмоциональный выразительный рассказ педагога, который вызывает сочувственное переживание, помогает лучше понять содержание произведения.

Особенностью передачи текста школьниками с нарушением зрения является недостаточная выразительность, интонационная обед-ненность их речи, поскольку у таких школьников ограничена информация об экспрессивно-мимической выразительности различных состояний человека, его отношении к событиям (Л. И. Солнцева).

Но, несмотря на сложности процесса обучения и формирования художественной культуры школьников с проблемами, литература помогает ввести их в содержательный мир языка, познакомить их со средствами выразительности устной и письменной речи, овладеть ее информационно-знаковой основой. Все это создает условия для разностороннего личностного развития, социальной адаптации этих детей, использования процесса обучения литературному языку, речи как генерального пути приобщения их к современной культуре.

Этот вид искусства включает в себя живопись, Изобразительное графику, скульптуру, художественную фотоискусство график» и используется в коррекционно-разви-вающем, учебно-воспитательном процессе в специальной школе. Изобразительное искусство и художественный

труд: рисование, лепка, художественное конструирование, аппликация — знакомят школьников с художественными ценностями, их ролью в жизни, формируют сенсорную культуру, навыки изобразительной деятельности, развивают зрительное восприятие, наблюдательность, чувство цвета, пространственные представления, композиционное мышление, фантазию. Изобразительное искусство составляет часть целостного учебно-воспитательного процесса и на его занятиях решаются следующие задачи:

— формирование у учащихся эстетических чувств, понимания красоты в искусстве и окружающей действительности, умения воспринимать произведения изобразительного искусства, художественный образ, накопление художественно-эстетического опыта, проявление оценочного отношения к воспринятому, развитие художественного вкуса;

— овладение основами изобразительной грамоты, практическими навыками в разных видах изобразительного искусства, развитие художественно-изобразительных способностей;

— коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, зрительно-двигательного взаимодействия в процессе практической работы, развитие мелкой моторики, самоконтроля, умения планировать свою работу, формирование вербально-оценочного плана изобразительной деятельности;

— подготовка к полноценной жизни в обществе, раскрытие практического значения произведений изобразительного искусства в жизни человека, овладение навыками пользования ими в быту.

Уроки изобразительного искусства, по мнению И. А. Грошенкова, М. Ю. Pay, О. Я. Боровика, предполагают ознакомление детей с проблемами с художественным наследием и современным изобразительным искусством, развитие осмысленного восприятия художественных образов и произведения в целом. Активизации этого процесса служат такие формы работы, как показ диапозитивов, репродукций, посещение музеев, выставок, вернисажей, проведение занятий в выставочном зале в картинной галерее.

Практическая творческая деятельность учащихся с проблемами включает изображение объектов и явлений в рисунке, живописи, тематические композиции, иллюстрации, выполнение декоративно-прикладных работ, художественное конструирование, лепку.

В соответствии с возрастными особенностями, а также спецификой нарушения предусматривается применение различных материалов и технических приемов в организации художественно-ручного труда, выполнение декоративно-прикладных работ с учетом национальных традиций города, села.

Овладение изобразительной деятельностью в специальной школе предполагает рисование (предметное, сюжетное, декоративное), знакомство с пейзажем, натюрмортом, лепку (предметную, сюжетную), работы индивидуальные, коллективные.

В специальной школе изобразительное искусство наряду с основным назначением учебного предмета, где школьники знакомятся с основами искусствознания и овладевают практическими навыками в изобразительной деятельности, используется как один из компенсаторных путей развития и воспитания детей с проблемами. Процесс формирования художественной культуры через изобразительное искусство в школе при различных вариантах отклонений в развитии детей имеет специфику, которая проявляется как на этапе восприятия, так и на этапе практической изобразительной деятельности школьников.

По мнению И. А. Грошенкова, особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.

На этом этапе обучения изобразительной деятельности при разных вариантах отклонений в развитии формируется мотивационно-потребностный компонент изобразительной деятельности. С этой целью используются беседы об искусстве, проводится знакомство с рисунками и репродукциями картин художников, изделиями народных умельцев. Широко используются у младших школьников игровые приемы, дидактические пособия (строительный конструктор, геометрические фигуры, различные образные игрушки, предметы), которые помогают при рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании, лепке.

Учащиеся с разными отклонениями в развитии весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства, что обусловлено спецификой того или иного нарушения.

Так, учащиеся младших классов с умственной отсталостью, как утверждает И. А. Грошенков, не понимают явлений перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает другой), слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов. Кроме того, дети очень часто допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картин, а сложные, тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Такое своеобразие восприятия, как считают исследователи (Т. Н. Головина, Е. А. Гордиенко, Э. А. Евлахова, С. И. Калантарова, Н. М. Стад-ненко), затрудняет осмысление изображенного.

А у школьников с нарушением слуха особенности восприятия, по наблюдениям М. Ю. Pay, выражаются в том, что при рассмотрении объекта изображения дети вычленяют и сохраняют в памяти меньше признаков, чем их слышащие сверстники, что обусловлено недостаточной полнотой и точностью представлений об окружающем у этих детей.

При нарушении зрения несовершенство восприятия, выражающееся в снижении полноты, точности, дифференцированности рассматриваемого изображения, слабости апперцепции, затрудняет осмысление и обобщение воспринимаемого материала. Восприятие рисунков, объектов, особенно картин, вызывает у таких детей значительные трудности по сравнению с теми же процессами у нормально видящих сверстников. Учащиеся младших классов неточно различают положение объектов в пространстве, форму и пропорции, мелкие детали изображения. Для них характерно «глобально-адекватное» восприятие формы без детализации. У детей при нарушении зрения в качестве опоры при восприятии используются различные средства: оптические приборы индивидуального пользования, дающие возможность рассматривать изображения с большого расстояния и работающие «на просвет» («тифлотранспа-рант»), с возможностью изменения степени свечения экрана; очки, подобранные с учетом характера нарушения зрения. По мнению Л. К. Малштейна, работа по развитию восприятия таких детей в изобразительной деятельности характеризуется этапностью: сначала детям предлагаются графические изображения, несущие наименьшее количество визуальной информации (черно-белое изображение фигур, линий, ахроматическое изображение с сюжетной завязкой); только после этого вводятся цветные иллюстрации и репродукции. Используется и фрагментарное восприятие, при котором ребенок может тщательнее рассмотреть непонятные детали, провести более осмысленное знакомство с художественным произведением.

На основном этапе формирования изобразительной деятельности, где дети овладевают изобразительно-выразительными средствами, техникой передачи образа, существенное значение имеет развитие у детей с проблемами способности сравнивать изображение с образцом, передавать пространственное соотношение объектов в декоративном, предметном и тематическом рисовании, лепке.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...