Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глоссарий 11 страница. Дхрува омылся, оделся в соответствующие одежды и, совершив ежедневные обязанности, поклонился летающему кораблю (вимана)



Дхрува омылся, оделся в соответствующие одежды и, совершив ежедневные обязанности, поклонился летающему кораблю (вимана), передвигающемуся со скоростью мысли, обошел его и, когда приготовился войти на него, увидел саму смерть (антакам), приближающуюся к нему. Он поставил стопы на голову смерти и поднялся на летающий корабль. В это время в небе зазвучали барабаны и флейты, запели гандхарвы, а полубоги пролили дождь цветов на Дхруву.

Когда летающий корабль приготовился взлететь, Дхрува вспомнил о своей матери Сунити: “Как я могу отправиться один на Вайкунтху и оставить свою бедную мать?” Нанда и Сунанда поняли мысли Дхрувы и показали Дхруве, как его мать поднимается на другом летающем корабле. Лишенные сострадания к другим существам не могут достигнуть самосветящихся Вайкунтх. Только те, кто постоянно делает благо другим, могут попасть на Вайкунтхи.

4.13. Потомки Дхрувы

Майтрея сказал:

Однажды царь по имени Анга, потомок Дхрувы, совершал ашвамедха-яджну. Несмотря на все приготовления и правильное выполнение жертвоприношения, полубоги не приняли участия в жертвоприношении. Анга спросил: “Какое оскорбление я совершил, что полубоги не принимают участия в жертвоприношении?” Главный жрец ответил: “О царь, в этой жизни ты не совершал греховных действий даже в уме. Но мы видим, что в прошлой жизни ты совершил грехи, из-за которых у тебя сейчас нет сына. Но если ты попросишь у Всевышнего о сыне и выполнишь жертвоприношение ради этой цели, твое желание осуществится. Когда Господь Хари захочет выполнить твое желание, все полубоги придут с Ним и возьмут свою долю в жертвоприношении”.

Царь Анга решил совершить жертвоприношение ради сына. Когда подношения были предложены в огне, из огня появилось существо в белых одеждах и с золотой гирляндой. Оно несло золотую чашу с рисовыми шариками, сделанными на молоке. Царь, получив разрешение от жрецов, взял рисовые шарики в ладони и, понюхав их, предложил часть жене. Царица, после того, как съела эту пищу, забеременела от мужа и вскоре родила сына.

Мальчик частично принадлежал к безбожному роду, ибо его дед по матери был олицетворением смерти, и уже в детстве у него появились демонические черты. Только научившись держать лук и стрелы, мальчик стал ходить в лес и без нужды убивать невинных оленей, и когда он приближался, все люди кричали: “Сюда идет жестокосердечный Вена!” Мальчик был настолько жесток, что однажды во время игры он безжалостно убил своих сверстников, словно это были животные, предназначенные для бойни. Видя безжалостное и жестокое поведение своего сына, царь Анга наказывал его, но так и не смог направить его на путь добродетели.

Царь размышлял: “Люди, не имеющие сына, несомненно, счастливы. Они, должно быть, поклонялись Господу в предыдущих жизнях, чтобы в этой плохие сыновья не приносили им страданий. Грешные сыновья порочат славу отца. Какой человек, если он разумен, пожелает иметь такого порочного сына? Плохой сын превращает дом в ад, от которого разумный человек может легко отречься”.

Размышляя об этом ночью, Анга стал равнодушным к семейной жизни. Он поднялся с постели и, оставив жену, богатство и царство, покинул дом и направился в лес, никем не замеченный. Когда народ, жрецы, министры и друзья поняли, что царь навсегда оставил дом, их охватила печаль. Они начали искать царя по всему миру, как неопытные йогины ищут Высшую Душу внутри себя, но так и не нашли.

4.14. Рассказ о царе Вене

Майтрея сказал:

Когда мудрецы, возглавляемые Бхригу, увидели, что из-за отсутствия царя Анги некому защищать народ страны, они поняли, что люди сделаются неуправляемыми, забудут о цели жизни и опустятся до животного состояния. Великие мудрецы с разрешения царицы Сунитхи поставили во главе государства царя Вену, ее сына. Однако министры не одобрили этого. Они знали о жестокости Вены и поэтому боялись его. Вена возгордился своим могуществом и начал оскорблять великих мудрецов.

Ослепленный своим величием, царь Вена странствовал по своему царству, причиняя всем боль и страдания. Дваждырожденным было запрещено совершать любые жертвоприношения, давать милостыню и приносить в жертву очищенное масло. Он запретил все религиозные обряды.

Мудрецы, видя опасность для страны и народа, появившуюся вследствие демонических поступков царя, решили: “Поддержка неблагочестивого царя подобна кормлению змеи молоком. Мы сделали Вену царем государства, чтобы он защитил народ, но он стал врагом народа. Мы же должны умиротворить его, иначе его грех ляжет на нас”.

Возведя Вену на трон, мудрецы стали связаны с ним. Закон кармы наказывает даже того, кто связан с порочным человеком. И мудрецы боялись последствий греха.

Мудрецы сказали царю Вене: “Если царь следит, чтобы народ поклонялся Верховному Господу, Господь будет доволен. Когда Он доволен, то нет ничего недостижимого. О царь, Верховный Господь наслаждается всеми жертвоприношениями, Он — сущность трех Вед, владыка всего и цель всех аскез. Поэтому твоим подданным следует выполнять жертвоприношения — это принесет тебе благо. Когда брахманы будут приносить жертвы, все полубоги — экспансии Господа — будут довольны их действиями и даруют тебе желаемое. Если ты остановишь жертвоприношения, полубоги будут недовольны тобой”.

Царь Вена в ответ объявил себя Богом и сказал, что все должны поклоняться только ему (это очень распространенное желание демонических правителей). “О брахманы, — высокомерно заявил Вена, — мое тело является обителью всех богов. Вишну, Брахма, Шива, Индра, Вайю и остальные — все пребывают во мне. Все полубоги — члены тела царя. Поэтому, оставив зависть, вы должны поклоняться мне и предлагать мне жертвы. Если вы разумны, то должны знать, что нет никого выше меня”.

Глупый царь, считая себя очень мудрым, оскорбил мудрецов, и мудрецы, разгневавшись, вскричали: “Убить его! Убить его! Он самое отвратительное и грешное существо. Он оскорбил Всевышнего. Если он будет жить, то превратит весь мир в ад”. Царь Вена был уже убит из-за оскорбления Верховного Господа. Без применения оружия мудрецы убили царя Вену мистическим звуком хум (хум-критая).

После смерти царя государство снова осталось без защитника. Великие мудрецы размышляли — брахман беспристрастен, он к каждому относится одинаково, его долг — забота о бедных людях. Если он не будет делать этого — его духовная сила исчезнет. Мудрецы решили, что род царя Анга не должен исчезнуть, и создали из берцовой кости царя Вены карлика (Бахука).

Тело Вены было сохранено с помощью особых лекарств и мантр, произнесенных матерью Вены.

Бахука был черного цвета. Он был смиренным, и сразу после рождения он пал ниц и спросил: “Что я должен делать?” Мудрецы ответили: “Пожалуйста, сядь (нишада)”. Так был рожден Нишада, отец нишадов. После рождения Нишада взял на себя все последствия (карму) греховных действий царя Вены. Класс людей нишада всегда занят греховными действиями — воровством, грабежом, охотой. Поэтому им разрешается жить только в горах и лесах.

4.15. Рождение царя Притху и его коронация

Майтрея сказал:

Затем из двух рук Вены возникли мужчина и женщина. Мужчина был полной экспансией энергии Господа Вишну, а женщина — полной экспансией богини счастья, неотделимой от Господа. Мужчину звали Притху, женщину — Арчи. Арчи стала женой царя Притху. Брахма сошел с небес, чтобы приветствовать Притху. Обнаружив на правой руке Притху линии ладони Вишну и знак цветка лотоса на подошве его стоп, Брахма понял, что Притху был или частичным проявлением (анша), или воплощением Верховного Господа.

На коронацию Притху собрались множество полубогов с подарками. Кувера, бог богатства, подарил трон из золота. Варуна зонт, отражающий лучи луны. Индра — корону. Брахма доспехи ведического знания. Господь Вишну — диск Сударшана. Ямараджа, повелитель мертвых, вручил ему скипетр, малейшему движению которого должен был повиноваться целый мир. Шива подарил меч, ножны которого были украшены десятью лунами, а его жена, богиня Дурга, дала царю щит, сверкающий, как сотня лун. Владыка Луны привел ему коней, состоящих из нектара сомы, а от полубога Вишвакармы царь Притху получил в дар великолепную колесницу. Агни, бог огня, преподнес ему лук, сделанный из козлиных и коровьих рогов, а бог Солнца — стрелы, сияющие, как Солнце.

4.16. Восхваление царя Притху

Исполняя волю великих мудрецов, собравшиеся снова начали превозносить его достоинства: “О царь, ты являешься воплощением Господа Вишну, и твоему приходу в этот мир мы обязаны Его беспричинной милости. Притху — самый благочестивый и религиозный из всех царей, которых знал мир. Поэтому при нем религия получит наибольшую поддержку, и каждый будет строго следовать ее принципам. Со временем сей царь докажет, что все существа своим счастьем и благополучием обязаны ему одному, ибо он один способен заменить всех полубогов, в совершенстве выполняя обязанности каждого из них. В своем могуществе царь Притху будет соперничать с богом Солнца так же, как он одинаково щедро одаривая каждого. Царь Притху будет одинаково милостив ко всем своим подданным. Защитник всего живого на Земле, царь Притху будет столь же терпелив, как и сама Земля. Когда наступит засуха и все будут страдать от недостатка воды, сей царь, пошлет дожди, совсем как небесный царь Индра.

Царю Притху будут ведомы не только все поступки его подданных, но даже их тайные помыслы. Никогда не сходя с пути добродетели, он будет одинаково беспристрастен как по отношению к сыну своего врага, так и к своему собственному сыну. Если сын врага невиновен, царь никогда не накажет его, но если его собственный сын совершит преступление, ему не избежать расплаты. Своими поступками этот царь вызовет восхищение своих подданных, и все они останутся весьма довольны его правлением. Поэтому все граждане с радостью признают его своим повелителем.

Царь будет непоколебим в своих решениях и никогда не нарушит данного им слова. Ко всем женщинам царь будет относиться с тем же уважением, что и к собственной матери, а с женой будет обходиться столь бережно, как если бы она являлась частью его тела. Близко общаясь с освобожденными душами, царь в то же время железной рукой будет карать преступников и нечестивцев. У царя, необычайно могущественного и отважного, не будет соперников. В саду, окружавшем дворец, царю предстоит встретиться с Санат-кумаром — одним из четырех Кумаров”.

4.17. Притху гневается на Землю

Майтрея сказал:

В то время, когда брахманы и мудрецы возвели Притху на трон и объявили защитником народа, в стране не хватало зерна. Жители голодали, и поэтому они обратились к царю: “О царь царей, защити нас. Спаси нас от голода и дай нам зерна”. Царь долго размышлял о причине нехватки зерна. Затем он взял лук и приготовился пустить стрелу в Землю.

Когда Земля увидела, что царь приготовился убить ее, она, устрашившись, затрепетала. В страхе перед царем Притху она приняла образ коровы и пыталась скрыться от царя, подобно антилопе, преследуемой охотником. Земля в образе коровы металась по всему космосу между небесными планетами и землей, и куда бы она ни бежала, царь преследовал ее. Наконец Земля вернулась обратно и обратилась к могущественному царю Притху: “О царь, не убивай меня. Ты защитник всех существ. Я не совершила никаких грехов. Почему же ты хочешь убить меня? О знаток религиозных законов, почему ты возненавидел меня и почему хочешь убить женщину? Даже если женщина совершает какой-то грех, ее нельзя ударить. Я подобна лодке, и весь мир находится на мне. Если ты погубишь меня, то как спасешь себя и подчиненных от погружения в воды вселенского океана (гарбха)?”

Царь ответил: “О Земля, ты нарушила мои приказы. В образе богини ты приняла свою долю в жертвоприношении, которое мы совершили, но взамен не произвела достаточного количества зерна. Ты не даешь молока и сокрыла в себе семена растений. Рассекая тебя стрелами, я накормлю твоей плотью голодных жителей. Любой человек — мужчина, женщина или евнух, который печется только о себе и лишен сострадания к другим существам, должен быть убит царем. Такое убийство никогда не считается грехом. Как видно, гордыня совсем лишила тебя разума”.

Его слова повергли Землю в трепет. И она стала возносить ему смиренные молитвы: “Ты создал планету Земля, которая стала обителью всех существ. Но при этом Сам Ты, о Господь, всегда остаешься независимым. На заре творения Ты Своей непостижимой энергией создал все движущиеся и неподвижные существа. И теперь с помощью той же самой энергии Ты готов спасти им жизнь. Своей энергией Ты создаешь материальный космос, в течение некоторого времени поддерживаешь его и затем уничтожаешь. О мой Господь, о Нерожденный, однажды, когда я оказалась на дне океана вселенной, Ты, приняв образ вепря, вытащил меня из воды. Слава Тебе вовеки”.

4.18. Притху доит Землю

Богиня Земли продолжала:

“Мой Господь, пожалуйста, перестань гневаться и послушай меня. Мудрый пытается найти сущность знания повсюду, как пчела, которая собирает мед с каждого цветка. Святые мудрецы установили различные способы духовного совершенствования, с помощью которых все люди могут получить великое благо. Глупцы, измышляющие свои собственные пути и средства и не знающие авторитета мудрецов, никогда не достигнут успеха в своих попытках. Мой царь, семена, корни, растения и злаки, сотворенные в прошлом Брахмой, теперь используются порочными людьми (асат), лишенными духовного знания. И цари, которые не наказывают этих злодеев, превратившихся в воров, из-за того, что они, употребляя злаки для наслаждения чувств, попирают меня.

Поэтому я спрятала все эти семена, предназначенные для жертвоприношений. Из-за того, что семена находятся во мне очень долгое время, они начинают портиться. Тебе следует немедленно предпринять меры, чтобы добыть эти семена достойным способом. Если ты хочешь помочь существам, дав им зерна, и накормить их моим молоком, то приведи теленка и того, кто будет доить, а также принеси кувшин для молока. Так как я очень люблю своих телят, то твое желание надоить молока осуществится. О царь, тебе надо сделать всю поверхность планеты плоской и ровной. Это поможет мне даже тогда, когда пройдет сезон дождей. Дожди останутся на поверхности, поддерживая землю влажной, а это очень благоприятно для взращивания растений”.

Царь согласился. Он превратил Сваямбхуву Ману в теленка и надоил из вымени Земли в образе коровы всевозможные растения и злаки в свои руки. Другие существа последовали примеру Притху. Великие риши превратили Брихаспати в теленка, а чувства — в кувшин для молока и надоили ведического знания.

Полубоги превратили в теленка Индру и от Земли надоили сому в золотой кувшин. Благодаря соме их умы, тела и чувства стали очень могущественными. Сыновья Дити и демоны-данавы превратили в теленка Прахладу Махараджа и надоили вина в железный кувшин.

Гандхарвы и апсары превратили в теленка Вишвавасу и надоили молока в кувшин, имеющий форму цветка лотоса. Их молоком была сладостная музыка и красота. Питры (предки) превратили в теленка Арьяму. С великой верой они надоили кавьи, пищи, предлагаемой предкам в необожженный глиняный кувшин. Жители Сиддхалоки и Видьядхара-локи превратили в теленка Капилу, и, сделав кувшин из всего неба, они надоили туда мистических совершенств (сиддх), начиная с анима-сиддхи. Жители Кимпуруша-локи превратили в теленка демона Майю и надоили мистических сил, с помощью которых они могут мгновенно исчезать и появляться в другом образе.

Якшасы, ракшасы, духи и бесы превратили в теленка Рудру (Бхунатха) — воплощение Шивы, и надоили кровавый напиток в кувшин из черепов. Кобры и змеи без капюшонов, большие наги, скорпионы и другие ядовитые твари надоили яда в змеиную нору. В теленка они превратили Такшаку. Четвероногие животные превратили в теленка быка, на котором ездит Шива, а в кувшин для молока превратили лес. Так они получили зеленую сочную траву.

Хищные животные превратили в теленка льва, так они получили мясо из молока. Птицы превратили в теленка Гаруду и получили от Земли молоко в виде насекомых, растений и травы. Деревья превратили в теленка баньяновое дерево и получили молоко в виде соков. Горы превратили в теленка Гималаи, они надоили разнообразные минералы в кувшин из горных вершин.

Все это время за Землей наблюдал царь Притху. Все существа получили желаемую пищу. Царь Притху был очень доволен Землей, и он возлюбил Землю, как будто она была его дочерью.

4.19. Притху совершает сотое жертвоприношение коня

Майтрея продолжал:

Когда Притху совершал последнее сотое жертвоприношение коня (ашвамедха-яджна), царь Индра, сделавшись невидимым, украл жертвенного коня, ибо он не хотел, чтобы кто-то превзошел его. Украв коня, Индра принял образ освобожденного существа (амукта). Мудрец Атри, заметивший это, сказал о случившемся сыну Притху, и тот стал преследовать Индру и вскоре вернул коня. Тогда Индра окутал место жертвоприношения кромешной темнотой и вторично увел коня. И снова сын Притху стал преследовать Индру и вернул коня. Царь Притху, разгневанный на Индру, решил сам убить его, но, появившийся на месте жертвоприношения Брахма, отговорил его. Брахма сказал: “Тебе нельзя убивать Индру. Это не твой долг. Индра — самый могущественный помощник Господа. Своими жертвоприношениями ты желаешь насладить полубогов, но они являются частями Индры. Так как ты можешь убить его? Ты и Индра являетесь частями Всевышнего. Ты не должен гневаться на Индру, который не отличен от тебя. Знай, если что-то предопределено провидением, не следует гневаться из-за этого. Чем больше мы будем пытаться избавиться от таких предопределенных неудач, тем дольше пробудем в аду. Даже святым иногда приходится сталкиваться с превратностями судьбы”. И Притху последовал совету Брахмы.

4.20. Появление Вишну на жертвоприношении Притху

Майтрея сказал:

Ублаговоленный девяносто девятью жертвоприношениями Притху, Господь Вишну появился на арене жертвоприношения. Его сопровождал Индра. Верховный Господь Вишну сказал: “Индра нарушил твое сотое жертвоприношение. И теперь он пришел испросить прощения у тебя. Прости его. Тот, кто мудр и стремится нести благо другим, считается лучшим из людей. Мудрые всегда сознают, что материальное тело отлично от души. Высшая Душа (Параматма) является единой, чистой, нематериальной и самосветящейся. Она — источник всех благих качеств и всепроникающая. Она лишена материальных оболочек и является свидетелем всех действий. На того, кто знает Параматму и атму, не воздействуют гуны природы, ибо он постоянно занят любовным служением Мне. Если человек, занимаясь своими предписанными обязанностями, возносит любовное служение Мне без желания выгоды, он обретает радость в самом себе.

Когда сердце очищается от материальной скверны, ум преданного умиротворяется, и преданный начинает одинаково относиться ко всему. Так он достигает мира и спокойствия. О царь, равно относись ко всем. Не беспокойся из-за временного несчастья или счастья. Обуздай ум и чувства. В таком состоянии выполняй свои обязанности царя. Твой единственный долг — защита жителей твоего царства. О царь, Я доволен тобой, проси у Меня любое благословение”.

Царь Индра, услышав слова Господа Вишну, устыдился своих действий и пал к стопам царя Притху. Притху обнял его и забыл о своем гневе, возникшем из-за похищения жертвенного коня. Притху сказал: “О Господь, я не прошу никаких материальных благ, даруй мне то, что считаешь лучшим для меня”. Господь Вишну сказал: “Да будешь ты всегда занят преданным служением. Только благодаря преданному служению можно переплыть непреодолимый океан иллюзии”.

Затем царь Притху в глубоком почтении склонился перед Вишну, верховным повелителем всех полубогов. Хотя Господа нельзя увидеть глазами, Он явил Себя взору Махараджи Притху. Выразив Господу свое почтение, царь вернулся в свой дворец.

4.21. Поучения царя Притху

Притху сказал на великом жертвоприношении: “Всякий царь, который не обучает своих подданых их обязанностям в соответствии с предписаниями варна-ашрама дхармы, а лишь собирает подати, будет страдать из-за неблагочестивых действий подданных. И тогда удача оставит правителя. Поэтому, подданные мои, ради блага вашего царя вам следует выполнять обязанности в соответствии с вашим положением в варнах и ашрамах и всегда думать о Всевышнем Господе. Когда преданный принимает прибежище Верховного Господа, он полностью очищается от ложных понятий и становится отреченным. Это достигается преданным служением. Заняв ум, речь и тело предписанными обязанностями, вы должны возносить преданное служение Господу.

Брахманы и вайшнавы прославлены своим терпением, подвижничеством и знанием. Благодаря своим заслугам вайшнавы более могущественны, чем потомки царских семей. Царям советуется не оскорблять брахманов и вайшнавов. В этом мире нет служения выше, чем служение брахманам, ибо это приносит наслаждение полубогам. Кто приобретает брахманические качества, тот получает все богатства мира”.

Выслушав речь Притху, все присутствовавшие при этом полубоги, жители Питрилоки, брахманы и святые приветствовали царя возгласами одобрения.

4.22. Притху встречается с Кумарами

Когда жители восхваляли царя Притху, с неба снизошли четыре Кумара, блистающие, как солнце. Все приветствовали Кумаров. Царь омыл ноги четырех мудрецов и побрызгал водой на свою голову в знак почтения к мудрецам. Затем он прославил Кумаров сладостными речами и спросил, как в этом материальном мире человек может достигнуть высшей цели жизни.

Санат-кумар ответил: “Ты задал замечательный вопрос. Ты уже обладаешь благодатным стремлением прославлять Всевышнего Господа. Когда у человека появляется твердая вера в Господа, он очищается от похоти и страстей. Практикой преданного служения Богу, познанием Всевышнего, применением преданности в жизни, поклонением Владыке всех сил и слушанием и воспеванием славы Господа можно достигнуть Всевышнего. Тот, кто стремится к духовному совершенствованию, должен избегать людей, желающих только наслаждения и денег. Надо избегать даже тех, кто связан с ними. Следует устроить свою жизнь так, чтобы жить в месте, где наслаждаются нектаром прославления Всевышнего Господа. Стремящийся к духовному совершенству должен отвергнуть всякое ненасилие, следовать по стопам великих учителей, всегда помнить об играх Верховного Господа, выполнять предписания священных книг, и, выполняя предписания, он не должен хулить других.

Преданному следует вести очень простую жизнь и не беспокоиться из-за двойственностей материального существования. Он должен учиться терпеть их. Вознося преданное служение и превзойдя гуны природы, человек может сосредоточиться на Всевышнем Господе. Когда человек освобождается от материальных желаний и влияния гун, он превосходит различия между внутренними и внешними действиями. В это время различие между индивидуальной душой и Высшей Душой, которая существовала до самоосознания, исчезает.

Когда душа живет ради чувственных наслаждений, у нее возникают разнообразные желания, и поэтому она становится связанной и страдает. Но когда она достигает божественного состояния, она ничем не интересуется, кроме исполнения воли Бога. Многие причины побуждают воплощенное существо видеть различие между собой и другими.

Когда ум и чувства привлекаются к объектам чувств для наслаждения, ум возбуждается. В результате постоянного размышления об объектах чувств духовное сознание почти исчезает. Когда человек теряет первоначальное сознание, он забывает о своем предыдущем состоянии свободы и отождествляется с тем, в котором он оказался теперь. Когда память об изначальном божественном состоянии утеряна, все приобретаемое знание основывается на ложном восприятии. Если это происходит, мудрые считают, что теряется душа. Когда существо лишается знания и преданного служения, оно попадает в такие виды жизни, как растительная и минеральная.

Из четырех целей жизни — наслаждение, процветание, исполнение долга и освобождение (кама, артха, дхарма и мокша) — освобождение считается высшей. Другие три цели преходящи из-за могущественного закона природы — смерти. О царь, стремись познать Всевышнего Господа, который пребывает в каждом сердце вместе с индивидуальной душой. Индивидуальная душа покрыта грубым материальным телом и тонким телом, состоящим из жизненной силы и разума. Преданные, возносящие служение Господу, легко избавляются от стремления к материальной деятельности. Джнани и йоги не могут остановить волны чувственных наслаждений, хотя и пытаются.

Поэтому тебе советуется заняться преданным служением Васудеве. Очень трудно переплыть океан невежества. Хотя непреданные совершают суровые аскезы и покаяния, мы советуем тебе просто предаться Господу”.

4.23. Подвижничество Притху

Майтрея сказал:

Когда подошло время, царь Притху оставил царство и удалился в лес вместе со своей женой. Там он предался суровому подвижничеству для ублаговоления Господа Кришны. Он также практиковал пранаяму-йогу для обуздания ума и чувств. Так он полностью освободился от стремления к деятельности ради плодов. Он занимался преданным служением Кришне двадцать четыре часа в сутки, следуя правилам и предписаниям. Благодаря этому у него развилась и стала непоколебимой преданность и любовь к Всевышнему Господу. Он превзошел ограничения ума и смог постоянно созерцать в своем сердце Господа. Превзойдя все сомнения, он достиг отречения и божественного видения.

Так Притху освободился от оков ложного эго и материального понимания жизни, осознал Господа Кришну, пребывающего в сердце каждого как Параматма, и смог получать наставления непосредственно от Верховного Господа, и поэтому отказался от упражнений в джнани и йоге.

С течением времени Притху покинул свое тело, твердо сосредоточив свой ум на лотосных стопах Кришны. Приняв асану для освобождения (муктасану), он закрыл пяткой анус и стал поднимать жизненный воздух от муладхара-чакры к свадхистана-чакре, затем к манипуре-чакре, анахата-чакре, вишудха-чакре, аджне-чакре и брахма-рандре. Постепенно он соединил свой воздух жизни со всеобщим воздухом, покрывающем вселенную, тело — с землей, огонь внутри тела — со всеобщим огнем. Затем он соединил землю с водой, воду с огнем, огонь с воздухом и т.д. Он соединил ум с чувствами, материальное эго (аханкару) со всеобщей материальной энергией, махат-таттвой. Затем Притху предложил всеобщее самоотождествление высшему владыке иллюзорной энергии. Так он достиг освобождения в Боге. Его жена Арчи последовала за ним.

4.24. Песнь Шивы

Майтрея сказал:

У царя Прачинабархи и его жены Шатадрути, дочери океана, родилось десять сыновей, которые стали называться Прачетами. Когда отец Прачетов повелел им жениться и обзавестись детьми, все Прачеты вошли в океан и там занимались подвижничеством десять тысяч лет. Когда Прачеты покинули дом, чтобы предаться аскезе, они встретили Господа Шиву, который дал им поучения об Абсолютной Истине.

Шива сказал: “Всякий, кто предается Кришне, Властелину всех миров, дорог мне. Душа, правильно выполняющая свою дхарму в течение ста рождений, достойна занять место Брахмы, а если она становится еще совершеннее, она может приблизиться к Шиве. Но тот, кто непосредственно предается Кришне, или Вишну, сразу достигает духовных планет. Шива и другие полубоги достигают тех планет после растворения Вселенной (пралайи). Все вы — преданные Всевышнего Господа. Преданные Кришны также почитают и меня, ибо я дорог им. Нет существа более дорогого для преданного, чем я. Я спою мантру, которая не только духовна, чиста и приносит счастье, но и является самой лучшей молитвой для стремящихся достичь высшей цели жизни. Слушайте ее внимательно”. И Шива обратился к Всевышнему Господу с молитвой, состоящей из тридцати пяти шлок.

Преданные, которые с великим вниманием и почтением поют эту молитву, достигнут высшего блага. Поющие эту молитву могут легко ублаговолить Всевышнего Господа. Преданные, которые встают рано утром и со сложенными руками поют эту молитву, и дают возможность другим услышать ее, освобождаются от уз кармы. Эта молитва так же действенна и могущественна, как великое подвижничество.

4.25. История царя Пуранджаны

Майтрея сказал:

Отец Прачетов, царь Прачинабархишат, совершил много материальных ритуальных действий, желая очиститься. Нарада, пришедший во дворец, сказал ему: “О царь, нельзя достичь совершенства ритуалами и обрядами. Материальные действия порождают карму. О царь, посмотри на небо, ты увидишь там животных, которых ты без сострадания принес в жертву. После того, как ты умрешь, эти животные искромсают твое тело своими железными рогами. Единственный путь освобождения заключается в познании себя”. И Нарада рассказал древнейшую историю о царе Пуранджане:

”Некогда жил царь по имени Пуранджана. У него был друг, именуемый Авиджната (неизвестный). Никто не ведал о действиях Авиджната. Однажды Пуранджана решил найти подходящее место для жилья и стал путешествовать по всему миру, но так и не нашел подходящей обители. Царь имел неограниченное стремление к чувственному наслаждению, поэтому он искал место по всему миру, где бы все его желания осуществились.

Однажды он увидел на южном склоне Гималаев в месте, называемом Бхарата-варша (Индия), город, имеющий девять врат. В одном из парков он встретился с прекрасной юной девушкой, окруженной десятью слугами, каждый из которых имел сотни жен. Со всех сторон девушку охранял пятиглавый змей. Эта девушка казалась очень обеспокоенной поисками подходящего мужа. Пуранджана спросил, кто она.

Девушка ответила: “О величайший из людей, я не знаю, кто ты и кто я. Я не знаю, кто сотворил нас. Я знаю единственное, что я существую. Я даже не знаю, кто создал эту прекрасную обитель. Эти мужчины и женщины — мои друзья, а всегда бодрствующий змей защищает этот город, даже когда я сплю. Какое счастье, что ты пришел сюда. Ты желаешь наслаждать свои чувства; я со своими друзьями попытаюсь удовлетворить твои желания как можно лучше. Ты можешь жить в этой обители сто лет и наслаждаться”. Пуранджана остался в городе и наслаждался жизнью в течение ста лет.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...