Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теорема 3. Для того чтобы смешанные стратегии и были оптимальными в игре с матрицей (7.1) и ценой игры u, необходимо и достаточно, чтобы выполнялись следующие неравенства:
³ u; j = , причем = 1; (7.3)
£ u; i = , причем = 1. (7.4)
Нахождение оптимальной стратегии можно свести к решению задачи линейного программирования.
Пусть требуется найти оптимальные стратегии для игры с заданной платежной матрицей (7.1), для которой aij строго больше нуля (аij >0, i= ,j = ), тогда цена игры u > 0. Найдем оптимальную стратегию игрока А – ().
Разделим левую и правую части в выражении (7.3) на положительную величину u:
³ 1; = .
Введем обозначение = Хi, тогда
Хi ³ 1; j = ; = .
Поскольку игрок А стремится сделать свой гарантированный выигрыш (u) как можно большим (u ® max), то величина должна быть как можно меньше (u ® min), тогда имеем следующую задачу линейного программирования:
f(x) = ® min, (7.5)
Хi ³ 1; j = , (7.6)
Хi ³ 0; i = . (7.7)
Если Х* = (, ,… … ) – оптимальный план задачи (7.5) – (7.7), а минимум функции f(x) = f(x*) = f*, то цена игры u при этом составит u = , а т.к. = Хi, тогда = (u × ,… u × ) = (,… ) – оптимальная смешанная стратегия игрока А.
Для игрока В используя выражение (7.4), получим
g(y) = ® max.
yj £ 1, i = .
yj ³ 0; j = .
Решение игры u = ;
= (u × ,… u × ) = (,… ).
Пример. Найти оптимальные смешанные стратегии игры, заданной следующей платежной матрицей:
В1 | В2 | В3 | нижняя цена игры a = 4, верхняя цена игры b = 5, т.е. a ¹ b – седловой точки нет. | |
А1 | ||||
А2 |
Сведем данную задачу к задаче линейного программирования.
Найдем оптимальную стратегию игрока А – ():
f(x) = X1 + X2 ® min.
X1 + 8X2 ³ 1,
10X1 + 4X2 ³ 1,
3X1 + 5X2 ³ 1,
X1, X2 ³ 0.
f(x) = 0,21; X1 = 0,026; X2 = 0,184,
отсюда
u = = 4,76; P1 = 4,76 × 0,026 = 0,124;
P2 = 4,76 × 0,184 = 0,876.
Найдем оптимальную стратегию игрока В – ():
g(y) = y1 + y2 + y3 ® max.
y1 + 10y2 + 3y3 £ 1,
8y1 + 4y2 + 5y3 £ 1,
y1, y2 , y3 ³ 0.
g(y) = 0,21; y1 = 0; y2 = 0,0526; y3 = 0,158,
отсюда
q1 = 0; q2 = 4,76 × 0,0526 = 0,25;
q3 = 4,76 × 0,158 = 0,75.
Таким образом, применяя свою первую чистую стратегию с вероятностью 0,124 и вторую – с вероятностью 0,876, игрок А выигрывает величину 4,76. Игрок В, применяя свою вторую чистую стратегию с вероятностью 0,25 и третью – с вероятностью 0,75, проигрывает величину 4,76, иначе он проигрывает больше.
Игра два на два (2 х 2)
Рассмотрим игру, в которой у игроков А и В по две стратегии. Платежная матрица имеет вид
В1 | В2 | (7.8) | |
А1 | a11 | a12 | |
А2 | a21 | a22 |
Рассмотрим случай, когда игра не имеет седловой точки.
Теорема 4. Пусть и – оптимальные смешанные стратегии игры с платежной матрицей (7.1) и ценой игры u, тогда для любого i, при котором выполняется строгое неравенство
qj < u,
имеет место равенство pi = 0. А если pi > 0, то
qj = u.
Аналогично, если для некоторых j
× pi > u,
то для этих j qj = 0. А если qj > 0, то
× pi = u.
Определим оптимальную смешанную стратегию игрока А, а для этого решим систему трех уравнений с тремя неизвестными
а11 × p1 + а21 × p2 = u,
а12 × p1 + а22 × p2 = u,
p1 + p2 = 1.
Решив следующую систему, найдем оптимальную стратегию игрока В:
а11 × q1 + а12 × q2 = u,
а21 × q1 + а22 × q2 = u,
q1 + q2 = 1.
Рассмотрим первую систему. Вычитая из первого равенства второе, получая
(а11 - а12) × p1 + (а21 - а22) × p2 = 0.
Подставим P2 = 1 – P1, тогда
(а11 – а12) × p1 + (а21 – а22) (1– p1 ) = 0,
отсюда оптимальная смешанная стратегия для игрока А – S*(p1, p2)
это – хорошо
P1 = (а22 – а21)/(а11 – а12 + а22 – а21),
P2 = 1– P1 = (а11 – а12)/(а11 – а12 + а22 – а21).
цена игры
u = (а11 × а22 – а21 × а12)/(а11 – а12 + а22 – а21).
Рассуждая аналогично, для определения оптимальной стратегии игрока В получая
q1 = (а22 – а12)/(а11 – а12 + а22 – а21),
q2 = (а11 – а21)/(а11 – а12 + а22 – а21).
Пример. Имеются две конкурирующие фирмы А и В, выпускающие изделия двух модификаций. Изучение спроса покупателей показало, что если выпускаются изделия первой модификации обеими фирмами, А1 и В1, то 40 % покупателей предпочитают изделия фирмы А и 60 % - фирмы В. Если выпускаются изделия А1 и В2, то 90 % покупателей приобретают изделия А. Если изготавливаются изделия А2 и В1, будет продано 70 % изделий фирмы А. Наконец, если выпускаются изделия второй модификации А2 и В2 обеими фирмами, то 20 % покупателей предпочитают изделия фирмы А.
Решение. Представим выигрыш фирмы А в табличной форме
а11 = 40 % - 60 % = -20 %; а12 = 90 % - 10 % = 80 %;
а21 = 70 % - 30 % = 40 %; а22 = 20 % - 80 % = -60 %.
В1 | В2 | ai | |
А1 | -20 | -20 | |
А2 | -60 | -60 | |
bj |
Нижняя цена игры составляет (-20), верхняя равна 40. Игра не имеет седловой точки. Найдем оптимальные смешанные стратегии
p1 = (-60 - 40)/(-20 –80-60-40) = ; p2 = ;
u = [-20 × (-60)- 40 × 80]/ (-20 –80-60-40) = 10;
q1 = (-60 - 80)/(-20 –80-60-40) = ; q2 = .
Выигрыш фирмы А в соответствии с ценой игры составит 10 %. Следовательно, предпочтение покупателей можно выразить как А – В = 10 %, но А + В = 100 %, тогда А = 55 %; В = 45 %. Следовательно, при таких оптимальных стратегиях изделия фирмы А будут покупать 55 % потребителей, а фирма В – 45 % потребителей.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!