Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Робочий зошит 26 страница



Но то же самое есть сущность и монашества. Как говорит один из великих учителей монашеского подвига блаж. Диадох: "Кто любит себя, тот не может любить Бога, а кто не любит себя ради преизобилующей любви Божией, тот любит Бога". Поэтому монашества, как особого движения, или особого института не было в первые века церковной истории. Но оно и тогда существовало, как свидетельство любви и верности Христу, как всецелое посвящение себя Христу, как Жениху всякой человеческой души в отдельности и Жениху всей Церкви.

Появление монашества из мира в пустыню произошло лишь в 4-м веке. Это было проявление исконной эсхатологической христианской устремленности, когда прекратились гонения, когда весь мир пришел в Церковь. Это было, с одной стороны, всецелой победой христианства. Но эта победа христианства над миром несла опасность секуляризации христианства, обмирщения христианства и на это многие христиане ответили уходом в пустыню. Монашество — это устремленность к Царствию Небесному, это старческая прозорливость, которая видит все соблазны этого мира и отвергает их и ничего в мире не ставит выше единого на потребу. Таких соблазнов мира стало много в 4-м веке. Все-таки, монашество — это не реакция на какое-то недолжное состояние Церкви и христианского мира. Монашество — это, прежде всего действие в соответствии с христианским идеалом. Это не любовь к миру, а любовь к Богу, жизнь в соответствии с любовью к Богу. Первый предводитель монахов преп. Антоний Великий ушел из мира в пустыню, услышав призыв Божий.

Также неверно, что монашеское оставление мира имело социальные причины, потому что монахи, которые жили в пустыни принимали условия жизни гораздо более суровые, чем те, которые имели даже самые бедные, самые лишенные земных благ жители мира. То, что внешне воспринимается, как асоциальность монашества, на самом деле было высшим проявлением христиан к единству с Богом и к единству в Боге со всеми людьми, с братьями. Поэтому монашество никогда не было антицерковным. И уже в 4-м веке такие великие учители монашества, как преп. Пахомий Великий, свт. Василий Великий видели в монашестве совершенный вид христианской общины, особого рода малую Церковь.

В этом смысле, монашество явилось возрождением древнецерковного духа. В то время, как Церковь становилась огромной, внимала в себя весь мир, и поэтому между членами церкви не могло быть такого тесного семейственного общения, которое существовало в первые века христианства, когда община христиан в каком-нибудь городе могла не насчитывать и одного десятка человек. То возрождение общинности в силу социальных условий церковной жизни, в каком-то аспекте утраченной городскими церковными общинами, возрождение общинности возрождалось в монашеских общинах. Это возрождение общинной жизни было весьма радикально, вплоть до установления во многих монашеских общинах полной общности имущества, которая существовала в первоначальной церкви в Иерусалиме и потом была отменена еще в апостольский век, как мы видим из других книг Св. Писания Нового Завета.

И наконец, очень важный аспект монашества — это то, что монашество — путь покаяние. Только покаянием начинается Евангельская проповедь, начинается новая жизнь и только через покаяние достигается Царствие Божие еще в этой жизни.

Итак, монашество явилось впервые в Египте и первым монахом египетской пустыни был преп. Павел Фивейский. Он умер в 341 году в возрасте 113 лет.

Вскоре за тем явился великий учитель монашества преп. Антоний Великий, ученик преп. Павла Фивейского и другие. Из Египта монашество быстро перешло в другие страны: в Палестину, Сирию, Месопотамию, Малую Азию и затем получило распространение также и на Западе, из западных стран прежде всего в Италии. С самого начала монахи благоговейно записывали изречения своих старцев, своих учителей и т.о. возникли сборники изречений преп. отцов. Эти сборники имели разные названия: Патерикон (Отечник), Апофтегмата (Изречения), Герондикон (букв. "старечник"), и др.

Алфавитный и систематический патерик (Αποθτεγματα).

В IV – V вв. эти монашеские сборники получили огромное распространение. В сборниках слов преп. отцов о монашеской жизни поначалу высказывания отцов располагались в алфавитном порядке их имен. Отсюда известно в русской переводной литературе "Алфавитный патерик". Хотя большинство египетских учителей монашества были коренными египтянами, чаще всего совершено необразованными и следовательно, не знавшими греческого языка, сборники их изречений сохранились прежде всего на греческом языке. Есть основание думать, что сборник, который известен под названием "Апофтегмата" или "Алфавитный патерик" был составлен учениками преп. Пимена Великого, потому что высказывания этого святого отца в сборнике наиболее многочисленны. Тогда составление сборника нужно относить к концу 4-го века или самое позднее, к началу 5-го века. Эти сборники святоотеческих высказываний дают нам самое главное для понимания монашеского подвига — сущности христианской жизни в целом и поэтому они имеют очень большую ценность. Сама их форма — краткие высказывания делает их чрезвычайно доступными для читателей любого уровня. Сборник изречений преп. отцов охватывает поколение египетских монахов от примерно 330 года до самого начала 5-го века. Прежде всего здесь выдвигается идеал отшельнической жизни, но говорится также о жизни в киновии, в общежитии.

В алфавитной версии Патерика больше всего изречений и эпизодов, относящихся к отцам из Скитской пустыни (Скит — это первоначально географическое название), и из Нитрийской пустыни. Это были, в основном, простые монахи, по большей части коптского происхождения, но люди стяжавшую мудрость и опыт. Пустыня была для них лучшей из всех школ на свете. Это подтверждает замечательное признание аввы Арсения, которое мы находим в "Отечнике".

Авва Арсений был в миру образованным сановником, но затем он покинул мир, ушел в пустыню. Когда кто-то с недоумением спросил его: "Зачем он спрашивает совета у этих темных необразованных людей, у монахов египетской пустыни?" Авва Арсений ответил такими словами: "Я получил римское эллинское образование, но я не знаю еще и букваря той науки, которую знают эти простые сельские люди".

Монахи-пустынники поучают в Патериках и словом, и делом, и даже самим молчанием. У них это все живое осуществленное Евангелие. Проникнутые евангельским духом, они в то же время ссылаются на собственный духовно-подвижнический опыт. Патерик — это в основном адресованный молодым начальным монахам, которые спрашивают советов у старцев. И главная тема этих поучений — это единство христианского учения и христианской жизни, то единство, которое осуществили великие подвижники, и к которому должны стремиться все христиане.

Монашеская жизнь — это постоянная борьба и подвиг. Славянское слово "подвиг" имеет оба значения. Пересказывать эти книги очень трудно, можно сказать, невозможно. Их надо читать. Надо сказать, что они всегда были излюбленным чтением. В наше время они чрезвычайно доступны, особенно современному человеку, который живет в постоянной суете, которому некогда читать большие трактаты. И вот краткие изречения читать легче, чем читать что-либо другое.

Греческое собрание изречений отцов сохранилось в многочисленных рукописях и имеет две основные версии: алфавитную и систематическую. В обеих версиях материал приблизительно один и тот же, только его расположение различно. Эти сборники монашеских изречений получили широкое распространение уже в 5-м веке. Их упоминает Иоанн Кесарийский в 435 году, церковный историк Сократ Схоластик около 450 года, и в последующее время на них ссылаются. Происхождение сборников могло быть различно. Некоторые изречения могли храниться в памяти даже на протяжении долгого времени, другие могли быть записаны сразу же, поскольку учителей монашеской жизни окружало благоговейное почитание их учеников и всех, кто обращался к ним за духовными советами.

Ко второй половине 5-го века существовали как вполне оформившиеся обе версии: и алфавитная, и систематическая. К 6-му веку появились их сирийские переводы. Затем появились другие переводы: на латинский, на коптский. Хотя египетские отцы были в основном коптами, но сборники их высказываний распространялись на греческом языке, таким образом коптский перевод — это перевод обратный. Затем в последующие времена появились переводы на арабский, эфиопский, армянский, грузинский и славянский.

Алфавитный патерик содержит изречения и описания подвигов святых подвижников в алфавитном порядке их имен от преп. Антония до аввы Ора. Внутри каждой буквы алфавитный порядок не соблюдается, как это было и в других старинных книгах словарного типа. Систематический патерик в славянском переводе (это иногда называется "Стишный Патерик") распределяет изречения по 22 главам. Эти главы относятся к разным темам, разным предметам аскетической жизни. В отдельных главах написано, скажем, о совершенствовании, о безмолвии, об умилении, о терпении, о неосуждении, о трезвении, о непрестанной молитве, о смиренномудрии, о любви и т.д.

Систематический Патерик был достаточно распространен, но типографски этот тип Патерика до сих пор не издан по-гречески. Есть, правда, издание латинского перевода, который был очень популярен у западных монахов. Русский перевод сделан именно с этого латинского перевода.

В 11 веке КПльский монах Павел Эвергитин из монастыря Пресвятой Богородицы Эвергетиды соединил обе версии воедино.Т.о. получился большой сборник, который по названию монастыря, где он возник, получил название Эвергетинос. Первое типографское издание этого сборника сделал в Венеции преп. Никодим Святогорец. Он перевел на новогреческий язык этот сборник и поместил под строкой напечатаный мелким шрифтом древнегреческий текст. До нашего времени было несколько переизданий этого сборника, он в Греции выходит в 4-х больших томах, издания эти особенно многочисленны в 20-м веке. В сборник включено много такого материала, которого не было в самых древних монашеских сборниках. т.е. по объему он большой. Монах Павел составитель сборника разделил его на 4 книги и каждая имеет по 50 глав. Существуют также другие версии с большими или меньшими изменениями и добавлениями.

В одной из такой версии, которая называется Савваитской по монастырю св. Саввы Освященного в Палестине, где она составлена, к словам египетских отцов добавлены менее многочисленные изречения палестинских подвижников. Но с самого начала славянского христианства эти монашеские сборники очень активно переводились на славянский язык. Есть очень много типов этих славянских типов переводных сборников.

«История египетских монахов» (Египетский патерик).

В монашеской литературе имеет большое значение сочинение, которое составлено неизвестным греческим автором и носит название "История египетских монахов", славянская версия называется "Египетский патерик". Этот сборник составлен около 400 года и затем Руфин перевел этот сборник на латинский язык. Причем, Руфин долгое время считался его автором. Только в наше время, в нашем веке доказано, что Руфин всего лишь латинский переводчик сборника. Это доказывает, в частности, издатель, который выпустил издание "Истории египетских монахов" в Брюсселе в 1971 году. Возможным автором сборника является архидиакон Тимофей Александрийский. История египетских монахов возникла после посещения египетских аскетов несколькими лицами из Иерусалима в середине 90-х годов 4-го века. В этой книге один из этих паломников, посетивших египетскую пустыню, рассказывает, что они видели, слышали и узнали о 26 египетских подвижниках: Пафнутии, Серапионе, Макарии, Павле Препростом и др.

В предисловии к "Истории египетских монахов" автор говорит: "Благословен Бог, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли знания истины. Он привел нас в Египет и показал дела великие и удивительные, которые должно помнить и записывать. Мы искали спасения и Господь явил нам средство к познанию спасения, пример доброй жизни, наставление, побуждающее душу к глубокому благочестию и прекрасный памятник жительства добродетельного. Непрестанно побуждаемый благочестивой братией Святой Елеонской горы поведать о виденном мною образе жизни египетских монахов, их великой любви и великом воздержании, я дерзнул, полагаясь на их молитвы, изобразить в своем рассказе монашескую жизнь, полную удаления от мира, безмолвие, которое они стяжали, стойкость в добродетелях и сохранили до смерти в надежде и самому получить пользу от этого наставления. Воистину, я видел Божественную сокровищницу, скрытую в человеческих сосудах, которую я не захотел утаить, лишив множество людей наставления, но открыл на общую пользу. Я видел там множество отцов, пришедших сюда в подражание Спасителю нашему, ведущих жизнь ангельскую и неких новых пророков, получивших благодаря дивной богодухновенной добродетельной жизни божественную силу, как истинные Божии служители. Можно увидеть их рассеянных по пустыне, ожидающих Христа, как истинные сыновья ждут отца, войска своего царя, верные слуги своего господина и освободителя. Не заботятся отшельники об одежде, не беспокоятся о пище, но в песнопениях ждут пришествия Христова. Надо ли много говорить об их вере во Христа, которая может и горами двигать? Ведь многие из монахов останавливали реки, и Нил посуху переходили, и зверей побеждали, совершали исцеления и чудеса и знамения являли, как святые апостолы. Точно также через них совершает чудеса Спаситель, поэтому и всем окрестным жителям совершенно ясно, что благодаря им стоит мир и жизнь человеческая еще существует, имеет цену пред Богом. Видел я такое бесконечное множество монахов, что и сосчитать нельзя, ибо нет ни в Египте, ни в Фиваиде ни деревни, ни города, который не был бы окружен монастырями, словно стенами. На молитвы иноков люди полагаются, как на Бога. Одни живут в пещерах и пустынях, другие в еще более удаленных местах, но все они повсюду являют удивительный свой подвиг, как бы соревнуясь друг с другом."

Затем автор "Истории египетских монахов" излагает речь и подвиги преп. Иоанна Ликопольского и других святых пустынников, о некоторых говорит обширнее, о некоторых совсем кратко. В конце автор говорит, что они видели и многих других монахов в Египте, но он не говорит обо всех, вместо многого рассказывает только немногое. В самом конце книги говорится и об опасностях пути через Египет, которые мешали путникам увидеть самых строгих подвижников Фиваидской пустыни.

Вот одно из изречений преп. Иоанна Ликопольского: "Прежде всего, чада, нужно упражняться в смиренномудрии, потому что оно краеугольный камень среди других добродетелей. Смиренномудрие — первая заповедь Спасителя нашего, ибо Он сказал: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Затем следует хранить безмолвие (исихия по-гречески), чтобы стяжать чистую молитву к Богу."

Лавсаик.

Третий известный нам монашеский сборник, представляющий описание жизни первых монахов Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии — это Лавсаик. Автор Лавсаика Палладий епископ Еленопольский. Годы жизни Палладия 365—425. Палладий был другом свт. Иоанна Златоуста и другое сочинение Палладия, к сожалению непереведенное до сих пор на русский язык, это "Диалог о жизни свт. Иоанна Златоуста", где он описывает в основном последние самые трудные годы жизни святителя, когда того подверг гонению Феофил патриарх Александрийский. Причем сам Палладий в этих событиях принимал активное участие. Он отправился в Рим, чтобы добиваться в Риме поддержки свт. Иоанну Златоусту со стороны римского папы.

По просьбе одного придворного по имени Лавс, Палладий составил свою книгу о монахах, которая получила от этого имени название "Lavsaike istoria", "Лавсаик" (или «История Лавсаика»). Сам Палладий хорошо знал то, о чем он писал. Он в молодости жил в Александрии, затем некоторое время подвизался неподалеку от египетской столицы, затем жил в Нитрийской пустыни, целых девять лет он прожил в Келиях (это монашеские селения), был учеником преп. Макария Великого, а также аввы Евагрия Понтийского. Евагрий оказал на Палладия немалое влияние. Ввиду слабости своего здоровья Палладий был вынужден оставить Египет около 400 года и вернулся к себе на родину в Малую Азию, где очень скоро был избран в епископа Еленопольского. После того, как Палладий претерпел некоторые гонения за то, что он защищал свт. Иоанна Златоуста, он смог вернуться из ссылки, но на свою кафедру он уже не вернулся, ему дали другую епископскую кафедру где-то в Галатии, тоже в Малой Азии. Блаж. Иероним и свт. Епифаний Кипрский осуждали Палладия за оригенизм. На чем они основывают свое суждение — не ясно, потому что из тех творений Палладия, которые мы знаем, вовсе не видно, что он был оригенистом. Возможность обоснованности таких обвинений указывает только его дружба с Евагрием Понтийским. Может быть обвинение основано на том, что Палладий резко вступал против Феофила Александрийского, известного борца с оригенизмом. Лавсаик написан в 420 году. Здесь описывается жизнь очень многих монахов и монахинь 70-ти или даже 130-ти (существуют две редакции Лавсаика). Одних из тех, о ком он пишет, Палладий знал лично, о других он слышал от тех, кто их знал. Подвижники, о которых пишет Палладий, подвизались не только в Египте, он пишет также о подвижниках палестинских, сирийских, месопотамских, малоазийских и италийских. Палладий передает не только чужие рассказы, когда он говорит с чужих слов, он опирается также на уже существовавшую монашескую литературу, цитирует жития, которые были написаны к тому времени в некоторых случаях. Изложение Палладия достаточно объективное, у него нет односторонней идеализации монашеской жизни, он говорит и о трудностях ее и о негативных ее сторонах. У Палладия нет никакой теории, под которую бы он подгонял свое изложение, никакой систематизации того обширного материала, которым он располагает. Он искренно и с почтением описывает подвиги святых. По выражению известного богослова и подвижника 20-го века сербского архимандрита Юстина Поповича, Лавсаик — это книга осуществленного Евангелия, Евангелия, ставшего повседневной жизнью и повседневным делом, святой жизнью и святым деланием. Лавсаик это весьма значительный документ о жизни древнего монашества и вообще о жизни Церкви 4 – 5 вв.

В Византии много читали и переписывали Лавсаик. Но часто его соединяли с другими монашескими текстами или включали в более обширные монашеские сборники. Чаще всего Лавсаик соединяли с "Историей египетских монахов", в таком виде он напечатан и в греческой Патрологии аббата Миня. Первое критическое издание Лавсаика было сделано в Англии только в конце прошлого, начале нашего века. Существует очень ранний латинский перевод Лавсаика. Также как переводы на многие восточные языки, существует также славянский перевод. Типикон предписывает чтение Лавсаика на богослужениях Святой Четыредесятнице.

"История боголюбцев" блаж. Феодорита Кирского.

К тому же роду монашеской литературы, что Лавсаик и "История египетских монахов" относится недавно у нас переизданный, есть два новейших переиздания в русском переводе "История боголюбцев" блаж. Феодорита Кирского. Феодорит был сирийским церковным деятелем, он начинал свою жизнь с монашеских подвигов в окрестностях Антиохии. И подвижники и подвижницы, о которых он пишет — это подвижники сирийские.

12.12.96 г.

Л Е К Ц И Я № 29

Прп. Антоний Великий.

"Добротолюбие" начинается с прп. Антония Великого. Прп. Антоний был учеником первого известного нам пустынника прп. Павла Фивейского. Прожил прп. Антоний очень долгую жизнь, умер он в 356 году в возрасте 105 лет. Его учитель прожил еще более долгую жизнь. Прп. Антоний являет образ жизни отшельнической, хотя он довольно рано привлек к себе внимание — вокруг него собралось много учеников. Но в истории монашества он, тем не менее, известен, как отшельник. Прп. Антония называют новозаветным пророком Илией; он земной Ангел, небесный человек, идеал монашеской жизни и монашеского подвига.

Главный источник биографии, и фактической, и духовной, это его Житие, написанное его современником, хорошо его знавшим и весьма почитавшим его, свт. Афанасием Великим, архиепископом Александрийским. Житие было написано сразу после кончины преподобного. Кроме этого источника, нужно еще назвать те источники, которые уже были названы: "Алфавитный патерик", "История египетских монахов" и др. источники подобного рода.

Прп. Антоний был родом египтянин, т.е. копт. Он родился в христианской семье, его родители были довольно богатыми. Они жили в Среднем Египте на берегу Нила к югу от города Мемфиса. Преподобный в детстве получил христианское воспитание, но в школе не учился. Сам о себе он говорил: "Мы и не изучавши наук, веруем в Бога". Когда преподобному было 18 лет, он потерял родителей. После этого он раздал все свое имущество бедным и по призыву Божию, которое он услышал в читанном в храме Слове Свщ. Писания, ушел из своего селения и поселился в пустыне неподалеку от родного селения. Свою младшую сестру он поручил попечению девственниц, которые составляли особую общину в местной церкви. Поскольку монашества тогда еще не было, они жили по своим домам и не уходили никуда из селения.

Первым учителем преподобного был прп. Павел Фивейский. После примерно 15 лет строгих подвигов в разных местах, прп. Антоний около 285 года уходит в более суровую пустыню и там подвизается еще 20 лет. И вот тут к нему начинают приходить монахи, а также другие миряне, которые ищут его наставлений. Некоторые из этих мирян здесь же становятся монахами. Прп. Антоний принимал всех, кто хотел жить под его руководством. Вот как говорит в Житии свт. Афанасий: "В горах возникли монастыри, и пустыня населилась монахами". Он говорит, что новые монашеские поселения были словно скинии, наполненные небесными ликами по причине денно-ночных молитв, которые там совершались.

Только около 305 года прп. Антоний вышел из своего уединения и организовал общину монахов-пустынников. Но это была не общежительная община, а такая, которая получила именование "Лавры". Лавра на языке первоначального монашества — это селение, состоявшее из небольших домиков, в каждом из которых жило 2 – 3 или чуть больше монахов. Это было в Писпире на левом берегу Нила в Среднем Египте.

Во время Максиминова гонения на христиан в 311 году прп. Антоний с несколькими монахами пошел в Александрию, желая пострадать за Христа. Но воля Господня о нем была другая. Прп. Антоний многих мучеников сопровождал на суды и на место мучений, служил им, ободрял их духовно. Свт. Афанасий Великий в Житии так сообщает об этом: "Когда св. мученики введены были в Александрию, последовал за ними и Антоний, оставив свой монастырь и, говоря: «Пойдем и мы, чтобы или подвизаться, если будем призваны, или видеть подвизающихся». Было у него желание приять мученичество, но не хотя предать сам себя, т.е. избегая своеволия, прислуживал он исповедникам в рудокопнях и темницах. Ему желательно было стать мучеником, и сам он казалось печалился о том, что не сподобился мученичества. Но Господь хранил его на пользу нам и другим, чтобы соделаться ему учителем многих в подвижнической жизни, какой научился он из Писаний. А когда гонение прекратилось, Антоний оставил Александрию и уединился снова в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей и подвизался в подвигах веры". Это место (прп. был мучеником в совести своей) в высказывании свт. Афанасия лишний раз указывает нам на духовную близость подвигов монашеских и мученических.

По возвращении из Александрии прп. Антоний, следуя за караваном кочевников, отошел в еще более суровую пустыню на берегу Красного моря; вскоре за ним туда последовали и другие монахи. Здесь впоследствии им был основан новый монастырь, и до си пор там стоит коптский монастырь, который носит имя прп. Антония.

В 338 году он вновь оставляет монастырь и идет в Александрию, чтобы бороться против арианской ереси, поддерживая свт. Афанасия в этой борьбе. Этим прп. Антоний уже в самом начале истории монашества показал верность монахов православной вере, вере Церкви. И далее на протяжении веков монашество всегда было в первом ряду защитников Православия против всяческих ересей. Все отцы Церкви как на епископских кафедрах, так и в монастырях и пустынях, едины в том, что чистота и целомудрие в вере и в жизни совершенно нераздельны, и одного без другого быть не может. Во время того, как прп. Антоний посетил Александрию для защиты Православия от арианства, множество людей из разных стран — и христиане, и неверные стремились хоть раз его увидеть. Впрочем слава его была так далека, что многие, не щадя трудов и не боясь опасности, приходили к нему также и в пустыню, чтобы хоть раз его увидеть, даже не дерзая говорить с ним.

Сам император св. Константин приглашал его в Константинополь, но прп. Антоний по совету своего ученика прп. Павла Препростого, не стал покидать пустыни. После Константина приглашали преподобного его сыновья, императоры Констант и Констанций, но он отвечал им лишь письменно. Он диктовал письма по-коптски (свт. Афанасий сообщает, что он был неграмотным), затем эти письма переводились на греческий язык. Многие подвижники и даже епископы посещали прп. Антония и даже учились у него; он был как некий "общий врач, которого Бог дал Египту", как говорит свт. Афанасий. Сам свт. Афанасий в свои молодые годы не только знал прп. Антония, но и пользовался его духовными наставлениями. Можно привести также свидетельство свт. Афанасия, о том, что прп. Антоний был "незлобного нрава и смиренномудр душою, весьма почитал чины и уставы Церкви и всякого клирика ставил выше себя". Надо сказать, что среди монахов в то время почти не было клириков.

Свт. Антоний дожил до глубокой старости в полном здравии, даже зубы его были целы до самой смерти. Умер он на 105 году жизни в своей отшельнической келье недалеко от Красного моря. Умирая, он завещал похоронить его в месте, неведомом никому, кроме двух учеников, которые присутствовали при его смерти. А две его милоти он завещал подарить свт. Афанасию Великому, которого он почитал и свт. Серапиону Тмуитскому, одному из Египетских епископов. Монахи, которые имели радость общения с преподобным, долгое время вспоминали и в назидание записывали его поучения. Так составились сборники его изречений.

Святые мощи прп. Антония были впоследствии принесены в Александрию, затем в Константинополь, откуда они попали на Запад. Память его празднуется 17 января.

Некоторые источники сообщают о письмах, которые прп. Антоний адресовал монахам и другим лицам. Блж. Иероним, большой знаток христианской литературы, говорит в своей книге "О знаменитых мужах", что прп. Антоний написал разным монастырям в Египте семь посланий апостольского характера. Он писал на египетском языке, кроме того он написал "Слова", которые переведены на греческий язык. Между этими писаниями особенно замечательно "Послание к арсенаитам". Греческая рукописная традиция приписывает прп. Антонию и другие творения, подлинность которых подвергается сомнению современной наукой. Это "Послание Амону", "Послание монахам", "О доброй нравственности и о святой жизни". В арабском переводе есть корпус творений прп. Антония: "20 слов своим чадам монахам", "20 Посланий", "Правила и наставления", "Поучения", "Беседа о покаянии". В латинском переводе этот арабский корпус помещен в 40-м томе греческой Патрологии Миня.

Некоторые из высказываний прп. Антония. "Наибольшая дерзость из всех дерзостей — учить других делать то, что сами не исполняем". "Поставь грехи свои пред собою и сквозь них взирай на Бога". "От нашего ближнего — нам и жизнь, и смерть, ибо, если мы приобрели брата, мы обрели Бога, а если мы соблазняем брата, мы грешим против Христа". "Добродетели души делают нас достойными вечных благ, а самовольные грехи человеческие — причина вечных мук, потому что греховные страсти не дозволяют Богу воссиять в нас". Сказал авва Антоний: "Я уже больше не боюсь Бога, но люблю Его, а любовь полностью изгоняет страх " (известная цитата из Свщ. Писания, 1 Ин. 4:18). "Боговселение или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства". "Подвигом тело всячески навыкает всякому добру и изменяется, подчиняясь власти Духа Святого так, что, наконец, становится в какой-то мере причастным к тем свойствам духовного тела, которые будут обретены в Воскресении праведных". "Я молю Бога, чтобы и вы сподобились приять великий огонь Духа, который я сам получил. Если хотите получить Его, чтобы Он пребывал в вас, тогда богатейте телесным трудом и смирением сердца; возносите денно и нощно свои мысли к небу, ищите искренним сердцем дара Духа огненного и дастся вам. Так сподобились Его Илия Фесвитянин, Елисей и другие пророки. Кто совершит высшие подвиги, к тому приходит Дух навсегда и навеки. Усердствуйте в молитве и от всего сердца сокрушайтесь, ища Его, и дастся вам, ибо Дух сей обитает в праведных сердцем. Когда сподобитесь сего Духа, великие тайны откроются вам. Он отгонит от вас страх перед людьми и перед зверьми; небесная радость в вас будет денно и нощно. И в этом смертном теле будете как те, кто уже в Царстве небесном".





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...