Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Робочий зошит 17 страница



Следующий раздел творений блж. Августина — сочинения нравственного и пастырского содержания.

Два сочинения Августин посвятил теме лжи, они так и называются "О лжи" и "Против лжи".

"О христианском подвиге" — это своего рода учебник о христианской жизни для простых необразованных людей. Это свидетельство пастырской деятельности блж. Августина; написано, когда он уже был епископом.

"О оглашении" — своего рода наставление для тех, кто совершает оглашение.

"О благе брака" — сочинение представляет собой отклик Августина на споры, которые велись относительно брака, и Августин выступает здесь, как явствует из самого названия, защитником духовной ценности брака.

Очень скоро после этого сочинения он написал сочинение "О святом девстве". Здесь Августин тоже касается темы брака, он говорит, что превозношение девства не должно вести к унижению брачного состояния. Истинное девство, как утверждает блж. Августин, обязательно должно быть связано со смирением. Где нет смирения, там нет и истинного девства.

"О вдовстве" — это сочинение представляет собой послание к одной вдове, где Августин говорит о духовных преимуществах состояния вдовства.

"О воздержании" — воздержание — это не только добродетель, это, прежде всего, Божественный дар, которого надо просить.

"О терпении" — тема близкая к теме предыдущего сочинения.

"О прелюбодеянных браках". В нем Августин настаивает на нерасторжимости брака и говорит, что брак остается нерасторжимым даже, если одна из сторон нарушает супружескую верность. Августин в этом сочинении сам сомневается в достаточности своей аргументации.

"Против Илария". Книга посвящена одному спору в области литургики.

Следующий раздел сочинений Августина — монашеские сочинения. Августин, который до священства и в епископстве стремился к монашеским идеалам, стал одним из учителей западного монашества. Его сочинения, адресованные подвижникам, имели огромное влияние на всем Западе. Сочинения следующие.

"Правила к рабам Божиим". Это краткое сочинение является первым на Западе монашеским уставом. Сочинение получило большое распространение и известно в двух вариантах: в одном варианте оно обращено к монахам, в другом — к монахиням. Эти варианты, кроме мужского и женского рода, ничем не отличаются.

"О монашеском делании", написано около 401-го года, адресовано карфагенским монахам. Здесь Августин призывает монахов сочетать труд молитвенный с трудом физическим. Это вариант того учения о монашеской жизни, которое впоследствии на Западе было выражено в классическом лозунге «Oro et laboro» (Молись и трудись).

Следующий раздел творений блж. Августина — экзегеза. Здесь четыре книги "О христианском учении", где говорится об общих принципах истолкования Священного Писания. Затем сочинение, где говорится об отдельных частях Священного Писания. Из Ветхого Завета Августин больше всего интересовался Книгой Бытия. Он обращался к этой Книге минимум 4 раза в попытке дать последовательное ее истолкование.

"О Бытии против манихеев", сочинение в 2-х книгах. Августин здесь, как и в других своих экзегетических сочинениях, испытывает немалые трудности в попытках буквального истолкования Священного Писания и поэтому зачастую, отказываясь от буквального, возвращается к аллегорическому.

Другую книгу о книге Бытия Августин написал со специальным желанием дать буквальное истолкование, она так и называется "De Genesi ad Litteram" (буквальное истолкование). Эта попытка была для него неосуществимой, и он, едва начав труд, отказался от его продолжения, успев довести свое истолкование только до 26-го стиха I-й главы книги Бытия.

Следующая попытка была гораздо более полной. Возникла книга, которая называется также "О Бытии буквально". Это новое сочинение имеет большой объем — 12 книг. Истолкование чрезвычайно подробное, и к концу сочинения Августин доходит только до 24-го стиха 3-ей главы книги Бытия. Мы должны учитывать, что первые главы Бытия — важнейшие главы этой книги, а может быть и всего Ветхого Завета в целом.

Еще два больших экзегетических сочинения Августин посвятил отдельным местам Семикнижия (Пятикнижие плюс следующие две книги).

"Заметки на Книгу Иова".

31.10.96 г.

Л Е К Ц И Я № 19

Продолжение обзора творений блаж. Августина. Учение блаж. Августина.

По традиционному расположению материала в собрании творений блж. Августина экзегетические творения находятся в двух разных разделах.

Толкование Августина на Новый Завет. «Толкование на Нагорную проповедь» (сочинение в 2-х книгах). Три сочинения, посвященные истолкованию св. апостола Павла, разъяснение 84-х мест из Послания к Римлянам, «Толкование Послания к Галатам» и незавершенное «Толкование Послания к Римлянам». «Вопросы по Евангелию», объяснение нескольких десятков трудных мест из Евангелия от Матфея и от Луки. Очень важная и интересная книга, из тех, которые переведены на русский язык, "О согласии евангелистов" (в 4-х книгах). Здесь Августин разбирает мнимые противоречия между четырьмя Евангелиями и показывает, что эти противоречия — лишь мнимые. "Зерцало из Священного Писания" — краткий свод нравственных наставлений, извлеченный из Священного Писания обоих Заветов. "Вопросы из Евангелия от Матфея" — объяснение 17-ти мест Евангелия от Матфея.

Полемические сочинения блж. Августина.

На первом месте здесь стоят сочинения, направленные против манихейства. Сам пережив увлечение манихейством, блж. Августин в начале своей христианской жизни очень много занимался опровержением этого лжеучения. "О нравах кафолической Церкви и о нравах манихеев" — сочинение написано еще в Риме вскоре после крещения.

"О двух душах" — опровержение манихейского учения о том, что каждый человек обладает двумя душами — доброй и злой. Блж. Августин показывает, что это учение совершенно отрицает человеческую свободу.

"Деяния против Фортуната манихея" — это запись диспута, который состоялся между блж. Августином и этим еретиком. Беседа касалась происхождения зла, и Августин доказывает, что зло происходит от свободного произволения человека. В ходе этой беседы Фортунат был посрамлен и покинул город Иппон, где состоялся диспут.

"Против Адиманта, ученика манихеева"; здесь Августин рассматривает еще одно из положений манихейского учения — утверждение коренного противоречия между Ветхим и Новым Заветом.

"Против послания Манихея, которое называется «Основанием»"; это послание Манихея или Мани, как называют ересиарха в наше время, представляет собой своего рода катехизис, излагающий основные положения манихейского учения.

"Против Фавста-манихея" — огромное полемическое сочинение в 23 книгах. Представляет собой апологию Ветхого и Нового Заветов и доказывает, что манихеи, как они сами того хотели, могут также именоваться христианами. "Деяния с Феликсом манихеем" — запись диспута с одним из защитников манихейства. Рассматривались разные вопросы: неизменность Бога, сотворение мира и происхождение зла. Феликс в результате диспута признал себя побежденным.

"О природе добра" — показывается, что всякое существо, всякое бытие есть добро само по себе, а зло не есть какая-то особенная сущность, особенное бытие, а есть лишение, недостаток добра. Таким образом манихейское утверждение абсолютности и изначальности зла — абсурдно.

"Против Сикундина-манихея". Некий Сикундин, слушая поучения Августина, предложил ему вернуться в манихейскую секту, на что блж. Августин отвечает ему этим сочинением. Сам Августин считал, что его сочинение против Сикундина самое лучшее, что он написал против секты манихеев.

Среди полемических сочинений блж. Августина находится также сочинение против раскольников-донатистов. Донатисты отделились от Церкви потому что считали, что Церковь не сохранила нравственной чистоты. В этом ряду на первом месте стоит сочинение, которое блж. Августин составил в стихотворной форме; каждый стих начинается с новой буквы алфавита. В этом псалме рассказывается история раскола, и раскольники призываются вернуться к церковному общению. Стих предназначался для пения в церквах, причем народ должен был повторять припев.

"Против послания Пармениана" — сочинение в трех книгах. Здесь блж. Августин доказывает, что в церковном общении, в благодатной жизни Церкви все, кто в себе имеют какое-то зло, не могут этим злом заражать добрых. Это естественно направлено против донатистов, которые считали, что вся кафолическая Церковь заражена тем злом, которое происходит от некоторых ее членов.

Семь книг "О крещении". Одно из положений донатистов — положение о недействительности Крещения, совершенного за пределами той общины, которую они считали истинной Церковью. Августин здесь доказывает, что во многих случаях даже Крещение, совершенное в еретических общинах, нужно признавать действительным. Это вопрос очень важный. Уже начиная с III века, он вызывал большие споры, например, спор свщмч. Киприана Карфагенского, компатриота блж. Августина, с Римским папой, св. свщмч. Стефаном, об этом предмете. И мы помним, что в Церкви возобладала точка зрения Римской церкви, которую тогда, в III веке выражал св. Стефан. Это относится не только к III веку, но и к последующим векам; это выражено в церковных правилах. Августин всего-навсего продолжает эту линию. Но надо сказать, что Августин, наверное, глубже других разработал эту сложную богословскую тему. Он противопоставляет действительность и действенность. Он говорит, что таинство, совершенное во имя Отца и Сына и Святого Духа действительно, но его действенность, его воздействие на жизнь сковано пребыванием в расколе, тем паче в ереси. Сила таинства обнаруживается по-настоящему тогда, когда человек возвращается в кафолическую Церковь. Это кратко об очень подробно разработанном учении блж. Августина по этому вопросу.

"О единстве Церкви", тоже антидонатистское сочинение. Можно назвать еще целый ряд сочинений против донатистов. Блж Августин очень много полемизировал с донатистами и, кроме целого ряда его сохранившихся сочинений, есть еще упоминание о большом количестве утерянных сочинений, посвященных борьбе с расколом.

Очень важное место в творениях блж. Августина занимает полемика с пелагианством. Это ересь, которая возникла, как протест против манихейского фатализма. Манихейство совершенно отрицало человеческую свободу, считало окончательно предопределенными всех людей или к спасению, или к погибели. Пелагианство, справедливо протестуя против этого, очень скоро дошло до противоположных крайностей, отрицая сам первородный грех и утверждая, что спасение человека зависит исключительно от его собственных свободных усилий, отрицая, таким образом, даже и саму благодать. Полемика с пелагианством дала возможность блж. Августину развить учение о грехе, об искуплении, о благодати. Здесь можно назвать такие сочинения: "О заслугах грешников", "Об оставлении грехов" и "О крещении детей". Мы помним, что крещение детей всегда существовало в Церкви и относительно Карфагенской церкви это засвидетельствовано лучше, чем для всех других Поместных церквей. Имеется послание святителя Киприана Карфагенского на эту тему, где говорится, что не нужно дожидаться даже восьмого дня, а сразу же его крестить на первый или второй день. Издавна Церковь видела в этом порядке, который существовал не только в одной Карфагенской церкви, указание на первородный грех; младенец, который не имеет личных грехов, однако же есть носитель греха первородного. Таинством Крещения он от этого греха освобождается. Так говорил, к примеру, Ориген. Так что блж. Августин совершенно естественно приводит связь обычая крещения младенцев и церковное учение о первородном грехе.

"О благодати Нового Завета", «О Духе и букве». Здесь блж. Августин рассуждает о соотношении между законом и благодатью. Содержание в самом названии: закон называется буквой, а благодать — Духом. Хотя здесь и говорится вслед за апостолом Павлом, что закон, который нас принуждает, есть смерть, а благодать, которая нам помогает, есть источник жизни. Однако, это противопоставление закона и благодати здесь не доводится до крайних пределов. Здесь же говорится, что закон дается для того, чтобы искать благодать, а благодать — для того, чтобы исполнять закон.

"О природе и благодати". Это ответ на сочинение Пелагия "О природе". Это сочинение кладет начало очень существенному для западного богословия противопоставлению природы и благодати.

"О благодати Христовой и первородном грехе". Здесь Пелагий обличается в том, что он неправильно употребляет само слово "благодать". Это слово Пелагий не мог выбросить из своего лексикона, потому что это одно из важнейших новозаветных понятий. Но он так перетолковывает это понятие, что отрицает ту помощь, которую человек получает от божественной благодати.

"О душе и ее происхождении". Пелагианские споры имели одним из своих следствий полемику о происхождении души, потому что этот вопрос тесно связан с вопросом о первородном грехе. В этом сочинении Августин признается, что он сам не имеет окончательного ответа на вопрос о происхождении души; Августин колеблется между креационизмом и традиционизмом (термины известные из догматического богословия). Целый ряд сочинений блж. Августин составил против Юлиана, одного из выдающихся пелагиан. Наконец, несколько антипелагианских сочинений блж. Августин адресовал специально монахам.

Следующий раздел сочинений полемического характера — это сочинения против арианства. Арианская ересь еще не была окончательно уничтожена, она существовала за пределами Римской Империи. Блж. Августину пришлось увидеть своими глазами распространение арианства, поскольку ариане с большими успехами в эти годы захватывали отдельные части империи: Италию, Испанию, Африку. Так что антиарианская полемика у Августина была весьма актуальной.

Наконец, несколько полемических сочинений блж. Августина направлены против пресциллианистов, против Оригена и против иудеев.

У Августина есть также сочинение "О ересях" — краткое сочинение, где он говорит о всех известных ему ересях, насчитывая их всего 88.

Целый том латинской патрологии Миня занимают письма блж. Августина. Иногда это письма, имеющие историческое значение, иногда это целые богословские трактаты. Некоторые из писем встречаются среди богословских сочинений Августина. Письма свидетельствуют о большом влиянии, большом авторитете блж. Августина.

Переходим к разделу сочинений блж. Августина, который называется "Трактаты". Здесь мы найдем важные экзегетические сочинения. "Комментарий на Евангелие от Иоанна", довольно большое сочинение в 124 беседах. К нему примыкает "Комментарий на первое послание от Иоанна". Огромное сочинение "Изъяснение псалмов", которое занимает целых два тома латинской патрологии Миня. Это самое пространное изъяснение псалмов во всей святоотеческой литературе.

Блж. Августин много проповедовал, многие его проповеди были утеряны. В настоящее время известно около 500 проповедей; точную цифру не называю, потому что ученые спорят, какие проповеди несомненно принадлежат блж. Августину, а какие нет.

Перейдем к учению блж. Августина; оно чрезвычайно богато, и поэтому нам придется довольствоваться только краткими сведениями. Большое место у блж. Августина занимают рассуждения о соотношении веры и разума. Августин стремится найти средний путь между верой, которая хочет быть слепой (фидеизмом) и не хочет иметь никакого отношения к разуму, и рационализмом, строем мысли, который пытается довольствоваться одними построениями разума. Рационалисту блж. Августин говорит: "Веруй, чтобы понимать", потому что одного разума совершенно недостаточно для истинного понимания. С другой стороны, фидеисту блж. Августин советует: "Понимай, чтобы веровать". В акте веры разум тоже участвует; исключать разум — это как бы отказываться от самой природы человека, поскольку он существо разумное.

Что касается философии, нельзя сказать, что Августин был хорошо образован в этой области, его точнее можно было бы назвать любителем в области философии. На него в молодости сильно повлиял Цицерон, который сам не был первоклассным философом, а также и некоторые другие западные философы, прежде всего, Сенека. Затем уже перед самым обращением Августин много изучал неоплатонических философов — Плотина и Порфирия. Эти два философа стали его любимым чтением. Надо сказать, что даже Порфирий, который был одним из самых непримиримых противников христианства, имел впоследствии большое влияние, особенно на Западе. К сожжению были приговорены только сравнительно немногочисленные антихристианские сочинения Порфирия, а прочие его сочинения читались и некоторые из них были широко распространены на Западе в латинских переводах. Как говорил сам блж. Августин, он предпочитает неоплатоников, потому что они ближе к христианам. В то же время блж. Августин пользуется этими философскими доктринами свободно, он не находится в плену у них. У него можно найти очень много критики в адрес платонизма.

Гносеология. В познании Бога Августин исходит из познания самого себя. Попроси мир, вернись к самому себе и превзойди самого себя. Так, человек для того, чтобы познать Бога должен познать самого себя. Человек познает самого себя, когда он познает свое существование, видит себя существом мыслящим и любящим. Это три момента, суть три возможные пути восхождения к Богу — путь бытия, путь истины и путь любви. Познавая Бога, человек начинает ощущать, что его сил недостаточно для познания Бога. Как говорит блж. Августин: "Мысль более верна, чем слово, и действительность более истинна, чем мысль". Познавая Бога, человек должен также познавать то, что Бог не есть (момент отрицательного богословия).

О человеке Августин говорит, что человек создан так, что он способен к богообщению; у него есть трудно переводимое выражение, которое в дословном переводе с латыни звучит как "человек способен к Богу", способен вступать в общение с Богом, способен по своей природе познавать Бога. Причем, это не просто рациональное познание, это способность приобщения к самой божественной жизни. Именно так Августин понимает, что человек есть образ Божий. Августин много рассуждает о сотворении мира. Цель человека — это богообщение, это приобщение к божественной жизни, это просвещение (illuminatio).

Богословие блж. Августин определяет как науку, которая порождает, питает, защищает и укрепляет веру. Очевидным образом веру имеет гораздо большее число людей, чем число людей богословствующих. Одно дело знать во что ты веруешь, другое дело уметь пользоваться этими истинами и защищать их. Здесь мы видим призыв ко всем христианам расширять свои богословские возможности. Августин к этой теме относился серьезно, у него были специальные сочинения о необходимости катехизации невежественных людей. Что нужно для богословия? Прежде всего, нужна полная преданность авторитету веры. Авторитет веры — это ничто иное, как авторитет самого Христа. Эта преданность вере состоит из тройственной преданности: Священному Писанию, Преданию и Церкви. Августин чрезвычайно много говорит о Священном Писании, для него Священное Писание имеет Божественное происхождение, оно безошибочно и оно имеет неисчерпаемые богатства. Священное Писание — это душа богословия. Августин в своей "Исповеди" говорит с каким необыкновенным рвением он изучал Священное Писание. В то же время у Августина, в частности, в его большом толковании на Псалмы, мы можем встретить элементы того, что называется критикой текста, но такая филологическая работа со Священным Писанием известна с глубокой древности (есть у Оригена), и никоим образом не означает отрицание авторитета Священного Писания. Когда из имеющихся разночтений текста Священного Писания выискивается то чтение, которое представляется более правильным, это есть утверждение и защита Священного Писания от возможных человеческих искажений, а вовсе не принижение Священного Писания, не низведение его до уровня человеческих писаний.

Все важнейшие темы богословия Августина решаются на сновании Священного Писания. Августин при этом очень часто указывает на то, что Священное Писание существует не само по себе, а мы получаем Его в Церкви и от Церкви. Мы истолковываем священное Писание не так как хотим, а так, как Его хранит Церковь, так как нам предано.

Учение о Святой Троице. Об этом мы частично говорили в прошлый раз.

Блаженными у нас называются местночтимые святые, не прославленные еще Церковью. Что касается блж. Августина, то в таком его именовании, хотя его никак нельзя считать местночтимым, и содержится некоторая сдержанность в отношении его богословия. Дело в том, что действительно в богословии блж. Августина есть новшества, которые открывают дорогу для самостоятельного развития богословия на Западе. И даже знаменитое учение об исхождении Святого Духа и от Сына (Filioque) было впервые богословски сформулировано и обосновано именно блж. Августином. Поэтому православное богословие относится к Августину критически. Есть в наше время такое направление греческого богословия, которое утверждает радикальное повреждение древне-церковного богословия именно у блж. Августина. С Августина, мол, начинается всецелое отпадение Запада. С этим трудно согласиться в таком объеме, потому что Августин, хотя он был практически совсем неизвестен на Востоке до самого конца Византийской истории, в конце существования Византийской Империи там возобновилось изучение латинского языка и были предприняты некоторые важные переводы на греческий язык. До этого времени лишь немногие на Востоке знали латинский язык и Августин был практически неведом. Поэтому в то время восточное богословие не могло выносить никаких суждений о учении блж. Августина, но что касается Церкви, то она все-таки такие суждения имела. В Деяниях V Вселенского собора Августин называется в числе «избранных отцов». Его богословский авторитет в целом не отрицался.

Западные отцы — это особая тема, потому что западное богословие довольно рано, начиная с V века, развивается самостоятельно, хотя оно и испытывало на себе влияние восточных отцов, потому что многие отцы IV века, а также предшествующих веков были переведены на латинский язык. Но в более позднее время книги почти перестали переводиться с греческого на латынь, а обратной связи не было и в предыдущие столетия, т.е. не было переводов с латыни на греческий. Поэтому этот языковый барьер делал жизнь Запада самостоятельной. Кроме того, в результате варварских нашествий, начало которых пришлось пережить поколению Августина, на Западе начался сильнейший культурный упадок; богословие почти перестало существовать на Западе. Когда во втором тысячелетии оно начало возрождаться, то это было уже специфическое западное богословие со своими учениями, для Православия чуждыми и неприемлемыми.

Можно было бы еще остановиться на таких отцах, как святитель Лев Великий, папа Римский, святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Но для нас важнее те отцы, которые преемственно создавали богословие, выражали церковное учение Восточной Православной Церкви.

01.11.96 г.

Л Е К Ц И Я № 20

Свт. Кирилл Александрийский.

Тема сегодняшней лекции — святитель Кирилл, архиепископ Александрийский.

Свт. Кирилл родился, по всей видимости, в Александрии не позже конца 70-х годов IV века; умер он в Александрии же в 444 году. Александрия в то время была вторым городом огромной Римской империи и едва ли не столицей греко-римской культуры. Константинополь еще не получил того значения, какое он имел впоследствии. Александрия переживала свой последний расцвет. Упадок Александрии начался после того, как значительная часть Египта уклонилась в монофизитство. Это произошло после IV-го Вселенского собора, т.е. после смерти свт. Кирилла. Чтобы понять смысл конфликта, который разгорелся после IV-го Вселенского собора, мы должны как можно больше знать о времени свт. Кирилла и о его собственной деятельности.

Свт. Кирилл получил прекрасное образование не только светское, но и богословское. До того, как он стал архиепископом, он уже принимал большое участие в церковных делах, потому что он был диаконом при его предшественнике архиепископе Феофиле Александрийском; Феофил был дядей свт. Кирилла.

В Александрии существовала своего рода династия архиепископов — племянник наследовал дяде; это и многое другое дало основание свт. Иоанну Златоусту, который пострадал от Феофила Александрийского, называть его «фараоном». Дело не совсем только в этом династическом порядке наследования престола; но, прежде всего, в силу психологии жителей Египта, архиепископ имел огромный вес не только в церковных делах, но и в делах светских. Что касается церковной жизни, все прочие епископы безусловно повиновались своему первоиерарху Александрийскому. В восточной части христианского мира Алексанрийский архиепископ — единственный иерарх, который в те времена и до нашего времени носит титул папы. Мы знаем, что есть папа Римский и с его стороны бывают часто превышения власти, примерно то же самое издревле было и в Александрии. Что же касается светской области, то Алескандрийские епископы в силу своего влияния на народ могли действовать, не считаясь с местными представителями императора, иногда помимо них, иногда вопреки им. А под конец, во время более близкое к мусульманскому завоеванию Египта, сама императорская власть начала считаться с таким положением Александрийских архиепископов, и бывали моменты, когда Император предоставлял архиепископу права своего наместника в Египте. Я это говорю потому, что это кое-что объясняет в ситуации и в деятельности свт. Кирилла.

В молодости свт. Кирилл еще при жизни своего дяди участвовал в знаменитом соборе "Под дубом", который осудил свт. Иоанна Златоуста. Впоследствии, когда св. Кирилл стал архиепископом, он некоторое время не вносил имя свт. Иоанна, уже скончавшегося, в диптихи Александрийской Церкви. В конце концов он это сделал и стал поминать этого святого.

В 412 году, после смерти Феофила, свт. Кирилл становится Александрийским архиепископом. Ситуация в Александрии была очень трудная. Там было очень пестрое население: было достаточно много иудеев, в некоторые времена евреи составляли до 2/5 жителей Александрии. Александрия была крупнейшим центром еврейского рассеяния, именно в Александрии в свое время, еще до Р.Х., был сделан перевод Священного Писания на греческий язык, который фактически принят Церковью, как богодухновенный. Свт. Феофан Затворник говорит, что Церковь не знает другой Библии, кроме греческой. Было там достаточно и язычников. Об этом говорит деятельность свт. Кирилла, который, в частности, обличал свою паству в том, что он называл двоедушие. Двоедушие в терминологии свт. Кирилла — это то, что мы называем двоеверие. Христианская паства свт. Кирилла сохраняла достаточно много языческих верований, и свт. Кирилл это обличал. Но много было и прямых, чистых язычников.

С самого начала у свт. Кирилла сложились очень плохие отношения с императорским наместником в Александрии, которого звали Орест, несмотря на то, что Орест был христианин. Однажды произошло возмущение монахов. Монахи собрались во множестве в Александрии, чтобы защитить от Ореста своего первосвятителя. Произошли уличные беспорядки, Орест был ранен запущенным из монашеской толпы камнем, после чего он велел схватить нескольких монахов, и один из этих монахов умер под пытками. Свт. Кирилл немедленно объявил его мучеником за веру, что вызвало очень большое недовольство Константинополя. Затем одной из причин, обостривших еще больше отношения Ореста со свт. Кириллом, были беспорядки, которые учинили иудеи в Александрии. Они подожгли один из нескольких христианских храмов (в Александрии было большое христианское население). Когда это случилось, христиане ринулись на тушение пожара, выскакивая из своих домов, едва одевшись. В этот момент их подстерегали вооруженные бандиты, которые их убивали. Чтобы наказать виновников этих злодеяний, свт. Кирилл распорядился о высылке всех иудеев из Александрии, что и было сделано. Императорский наместник, который пытался всячески воспрепятствовать этому, ничего не мог сделать; он ограничился тем, что подал слезную жалобу императору, обвиняя св. Кирилла в том, что он разрушает экономическую жизнь города, изгоняя всех евреев.

В Александрии в это время была довольно заметная языческая интеллектуальная элита, в Александрии продолжала существовать неоплатоническая философская школа и видной представительницей этой школы была женщина по имени Ипатия.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 354 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...