Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Робочий зошит 14 страница



Св. Иоанн ревностно приступил к исполнению своих новых обязанностей. Он был очень недоволен тем состоянием, в каком находился константинопольский народ и константинопольский клир, и он хотел их состояние улучшить. Очень скоро обнаружилась невыполнимость высоких устремлений св. Иоанна и некоторая его не реалистичность; слишком велика была дистанция между, не смотря ни на что, провинциальным городом Антиохией и столицей, где клубились различные интриги и бушевали различные страсти. Св. Иоанн был человек в высшей степени благородной и бескорыстной души. Он не только не хотел, но и не мог по своему характеру вникать во все эти хитросплетения, во все эти интриги, которые его окружали. В этом мире, лежащем во зле, он как бы не умел ориентироваться и поэтому неудивительно, что ему пришлось претерпеть самые серьезные гонения со стороны его врагов. Он не умел предупреждать удары этих врагов, он не умел льстить тем, кто мог бы отвратить эти удары; искусство придворной лести было ему абсолютно незнакомо, то искусство, в котором Феофил Александрийский преуспел, подобно многим другим епископам. Кроме того, св. Иоанн имел настолько горячий характер, он горел такой ревностью, что иногда дозволял себе действия неосторожные, иногда дозволял себе прямые оскорбления в адрес тех, от кого очень много зависело. Его бескомпромиссный характер и его неспособность к дипломатии, в конце концов, сделали то, что все враждебные ему силы объединились против него.

Будучи столичным епископом св. Иоанн в своей личной жизни давал пример высочайшей скромности, его личные расходы были минимальны. Огромные доходы церкви, огромные средства, которыми она располагала, он тратил на благотворительность, на строительство больниц, приютов и т.д. Однако, его непреклонное желание улучшить состояние духовенства создало ему непримиримых врагов. Стремясь к наведению порядка в различных церквах, свт. Иоанн Златоуст, объективно говоря, содействовал расширению сферы юрисдикции Константинопольского патриархата. Он активно участвовал в жизни нескольких малоазийских провинций, но такая же тенденция существовала и в других крупнейших церквах. Это было время, когда формировалась система пяти патриархатов и через несколько десятилетий....(смена кассеты). Это, конечно, означало рост власти, усиление власти патриарха, как бы сам Иоанн не пользовался этой властью. И уже это одно, само по себе, должно было вызвать противодействие.

Важным моментом в этой борьбе св. Иоанна за церковную чистоту было низложение им шести епископов Ефеского церковного округа, которых он обвинил в симонии. Симония, которая постоянно осуждалась церковным священноначалием, была весьма трудно истребимым грехом. После низложения шести епископов враги св. Иоанна Златоуста стали действовать самым активным образом. Отношение св. Иоанна с императорским двором, благодаря которому он и попал в Константинополь, поначалу были самыми дружественными. Но так продолжалось только до тех пор, пока фактически всеми делами управлял Евтропий. Когда в 399 году этот всесильный премьер-министр закончил свою карьеру, то позиции св. Иоанна при дворе сразу значительно ослабели. Императором в это время был Аркадий, человек совершенно безвольный, который мог только подчиняться чужим влияниям. Поначалу он подчинялся евнуху Евтропию, затем он полностью подпал под влияние своей супруги Евдоксии.

Тем временем Феофил Александрийский, отчасти действуя через своих друзей епископов, усердно внушал императрице мысль, что проповеди св. Иоанна, направленные против роскоши и расточительства, адресованы прямо ей. Когда в конце концов св. Иоанн по одному частному поводу позволил себе обвинить прямым образом императрицу, ей показалось, что все прочие обвинения, которые прежде высказывал св. Иоанн, действительно относятся к ней, т. к. это ей усердно внушалось. Конфликт св. Иоанна с Феофилом Александрийским достиг предельной остроты, когда св. Иоанн заступился за монахов-оригенистов, изгнанных Феофилом из Египта. В Константинополе был созван собор под председательством св. Иоанна, и этот собор потребовал Феофила Александрийского к ответу. Но Феофил, конечно, не сложил оружия и предпринял ответную атаку; он созвал свой собственный собор. Этот собор состоял из 36 епископов из них 29 — египетских епископов, остальные — из Малой Азии, недовольные действиями св. Иоанна Златоуста, который пытался навести порядок в малоазийских церквах. Вот это и был знаменитый собор "Под дубом", в окрестностях Халкидона недалеко от Константинополя.

Против св. Иоанна было выдвинуто на соборе 29 обвинительных пунктов и по совокупности этих обвинений он был объявлен канонически низложенным, после того, как он трижды отказался явиться на это епископское судилище. Низложение св. Иоанна было объявлено в августе 403 года. Император Аркадий принял решение этого собора и распорядился о ссылке св. Иоанна в Вифинию. Вифиния — это область Малой Азии, весьма близко от Константинополя. Эта первая ссылка продолжалась совсем недолго, потому что сама императрица Евдоксия немедленно потребовала возвращения св. Иоанна Златоуста. Она была напугана, с одной стороны, возмущением константинопольского народа, с другой стороны — трагическим происшествием в императорском дворце.

Св. Иоанн триумфально вернулся в Константинополь и произнес "Слово" в церкви Святых Апостолов, "Слово", которое мы можем найти среди его творений, это первое "Слово" после возвращения. Во втором "Слове", сказанном после возвращения, возможно на следующий день после первого "Слова", он говорил об императрице в самых почтительных тонах. Однако, это мирное состояние нарушилось всего два месяца спустя, когда св. Иоанн в проповеди сурово осудил пляски и торжества по случаю воздвижения серебряной статуи императрицы совсем недалеко от главной церкви Константинополя. Враги св. Иоанна не замедлили изобразить эту проповедь, как направленную лично против императрицы. Императрица была задета и дала об этом знать Иоанну. Св. Иоанн откликнулся на эти знаки неблаговоления со стороны императрицы и на празднике Усекновения главы Предтечи он произнес проповедь, которая начиналась такими словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь она неистовствует, вновь она пляшет, вновь она требует главу Иоанна на блюде". Трудно было выразиться более прямым образом. Враги, конечно, были в восторге от этого шага святителя и требовали, чтобы он был удален из Константинополя на основании канонически произнесенного соборного суждения о нем; его возвращение в Константинополь они теперь называли незаконным, поскольку собор епископов законно лишил его кафедры. Император приказал, чтобы св. Иоанн оставил свое епископское служение. Св. Иоанн не подчинился. Ему было запрещено переступать порог любой из константинопольских церквей. Когда он хотел совершить Крещение оглашенных не в церкви, куда он не мог войти, а в одной большой бане, туда ворвались солдаты и вода, освященная для Крещения была обагрена кровью во время происшедшего столкновения солдат с толпой.

9 июня 404 года императорский чиновник известил св. Иоанна, что он должен покинуть Константинополь. Св. Иоанн подчинился этому требованию и отправился в далекую ссылку, в Нижнюю Армению. Нижняя Армения, однако, находилась сравнительно недалеко от родины св. Иоанна, где его прекрасно помнили и сильно любили, и, как сообщает очевидец, вся Антиохия переселилась в Армению, т. е. св. Иоанна посещало великое множество народа из его антиохийских бывших слушателей. Враги св. Иоанна по-прежнему не хотели допустить какого бы то ни было его влияния, и они потребовали от императора, чтобы он удалил св. Иоанна в гораздо более пустынное место. Евдоксия на этот раз была уже ни причем, потому что она умерла в том же 404 году, когда св. Иоанн был удален из Константинополя. Последовало распоряжение о ссылке св. Иоанна в город Питиунд (ныне Пицунда), на черноморском побережье Кавказа. Это был самый глухой, самый дикий уголок Римской империи. Но до этого места св. Иоанн не доехал, он скончался в пути, будучи утомленным трудностями этого пути, который ему пришлось претерпеть. Последними его словами были слова; " Слава Богу за все ". Скончался святитель 14 сентября 407 года. Спустя 30 с лишним лет после его смерти, в 438 году его мощи были в торжественной процессии доставлены в Константинополь, и император Феодосий II, сын Аркадия, каялся перед этими мощами и просил у великого святителя прощения за грех своих родителей против святителя.

Изгнание св. Иоанна Златоуста из Константинополя было, конечно, событием всемирной значимости. Все Церкви оказались в это событие, так или иначе, втянутыми. Пред тем, как покинуть Константинополь, св. Иоанн призвал вмешаться папу Римского, а также двух других итальянских епископов — Миланского и Аквилейского. В то же время Феофил Александрийский сообщил в Рим о каноническом низложении епископа Иоанна. Римский епископ отказался признать это низложение каноническим и потребовал, чтобы собрался большой собор, как восточных, так и западных епископов для рассмотрения этого дела. Поскольку Феофил отверг это предложение, Рим порвал общение и с Александрией, и с Константинополем, и с Антиохией. Только, когда имя св. Иоанна Златоуста было восстановлено в диптихах Константинопольской церкви, общение Рима и Константинополя возобновилось. В Александрии имя св. Иоанна было восстановлено в диптихах еще позже; это произошло уже при св. Кирилле Александрийском, который сменил своего дядю Феофила на Александрийской кафедре в 414 году.

Св. Иоанн, прежде всего[С А2], — проповедник и в проповедях своих он, прежде всего, учитель христианской нравственности. Но всякое богословие в древности состояло, прежде всего, в изучении и толковании Священного Писания, и поэтому, именно в этой форме, в форме толкования Священного Писания, св. Иоанн и преподносит, прежде всего, свои назидания пастве. Поэтому такое большое место среди его творений занимают творения экзегетические, проповеди, в которых он истолковывает Священные книги обоих Заветов. Я назову отдельные экзегетические творения.

Прежде всего, две серии проповедей на книгу Бытия. Обе эти серии, как и большинство творений святителя, относится к антиохийскому периоду его деятельности. Затем проповеди на Псалмы. Это проповеди на 58 избранных Псалмов. Есть предположение, что св. Иоанн изъяснял все Псалмы и то, что мы имеем — это часть несохранившегося целого. Проповеди на книгу пророка Исаии. Все это толкование Книг Ветхого Завета; как видим, они не очень многочисленны. Гораздо более многочисленны, гораздо большее значение имеют толкования св. Иоанна на Книги Нового Завета. Это, прежде всего, толкования на Евангелие от Матфея, и Иоанна. Кажется, и то и другое напечатано в ныне выходящем, но далеком от завершении, переиздании русского перевода. "Беседы на Деяния святых апостолов". И очень значительная часть творений святого Иоанна — это "Толкование Посланий св. апостола Павла", "Толкование Посланий к Римлянам", обоих к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, Филиппийцам и ко всем прочим Посланиям апостола Павла, включая Послание к Евреям. Но, хотя богословие состояло, в основном, из толкований Священного Писания, оно все-таки не ограничивалось этими толкованиями и по разным поводам церковной жизни была потребность в систематическом изложении богословия, что мы видели у других богословов — у Оригена, у св. Григория Нисского, у св. Епифания Кипрского и у св. Кирилла Иерусалимского. То же самое мы видим и в творениях святого Иоанна: у него есть проповеди, так сказать, по систематическому богословию. Это, прежде всего, проповеди «О непостижимости Божией». Здесь он критикует рационализм крайнего направления в арианстве — аномеев, которые утверждали, можно сказать, полную постижимость Бога для людей.

Сравнительно недавно были обнаружены "Огласительные слова" св. Иоанна, обращенные к тем, кто готовится к Крещению. Он, собственно, постоянно готовил к Крещению в Антиохии и вот проповеди, обращенные к оглашенным, сохранились в некотором количестве. В прежние времена были известны только две такие проповеди, напечатанные в патрологии Миня. В 1909 году русско-греческий ученый Пападопуло Кераневс (?) напечатал еще четыре проповеди свт. Иоанна, которые он извлек из рукописей, хранившихся в Москве и Петербурге. Но впоследствии, были сделаны еще более важные открытия. Один западный ученый в 1955 году обнаружил среди рукописей греческого монастыря Ставроникита на Афоне рукопись, содержавшую целых восемь "Огласительных слов" св. Иоанна Златоуста. Эти "Слова" были изданы в известной парижской серии «Сурс Кретьен» ("Христианские источники") и русский их перевод был напечатан в Журнале Московской Патриархии (1972 – 1973 гг.).

Св. Иоанну принадлежит "Восемь слов против евреев", эти "Слова" были произнесены в Антиохии, городе, который имел самые близкие связи с Палестиной, и совершенно естественно, что св. Иоанн противился влиянию евреев на свою паству в Антиохии.

04.04.96 г. Н.Б.

Л Е К Ц И Я № 16

Продолжение обзора творений свт. Иоанна Златоуста. Богословие великого святителя.

Продолжаю рассказ о святителе Иоанне Златоусте. Продолжаю перечисление разных разделов его проповедей. Часть проповедей святителя специально посвящена вопросам нравственности, хотя все слова святителя в целом, все его учение — это, прежде всего, учение о христианской нравственности. Специальное нравственное значение имеют некоторые "Слова", например, "Околенда" (?). В этом Слове свт. Иоанн Златоуст осуждает, кто по старому языческому обычаю предается всякому суеверию и обычным излишествам, празднуя Новый Год. Другое «Слово против цирковых игр и театра». Из этого «Слова» мы узнаем, что зрелища были популярны в христианской среде, и когда устраивались зрелища, то церкви пустели; устраиваться зрелища могли в самые неподходящие с христианской точки зрения дни. Однажды, скачки на ипподроме были устроены в Великую Пятницу, а театральное представление было в первый день Пасхи. Свт. Иоанн очень строго это обличает, он осуждает театр, как таковой, называя его сатанинским. Мы, читая это Слово, не должны забывать о том, что театр был тесно связан с языческой религией, и эта связь во времена свт. Иоанна Златоуста чувствовалась очень сильно.

Три беседы святителя Иоанна называются "Беседами о диаволе". Здесь святитель говорит о различных искушениях диаволом. И, наконец, относящиеся к разряду нравственных бесед, — это девять бесед "О покаянии".

Отдельно можно говорить о «Слове» свт. Иоанна "О милостыне". Вообще, он много говорит о христианском милосердии и тема социальная, это одна из ведущих тем у свт. Иоанна. Некоторые считают его предшественником так называемого христианского социализма. Во всяком случае, он очень сурово осуждает богатых, которые безразлично взирают на страдания бедных. По сведениям, которые сообщает свт. Иоанн, в Константинополе его времени проживало, примерно, 100 тысяч человек христианского населения и, в то же время, 50 тысяч бедных, которым богатые должны помогать. "Слово о милостыне" — это, прежде всего, подробное толкование Первого послания к Коринфянам первых 4-х стихов гл.16, где ап. Павел призывает к регулярному собиранию милостыни для нуждавшихся иерусалимских христиан. И призывает он общины, которые с ним связаны, которые он посещает время от времени, в частности коринфскую общину, собирать милостыню не тогда, когда он приедет к ним, а регулярно, еженедельно, каждое воскресение, в первый день недели. Он говорит, чтобы каждый давал, кто сколько может для содержания бедных.

Примерно на ту же тему «Слово» святителя "О будущих благах и о ничтожности настоящего". В этом Слове свт. Иоанн осуждает тех, кто предается бытовому материализму. Особый раздел Слов святителя — это праздничные «Слова». В первом «Слове» на Рождество (это «Слово» сказано еще в Антиохии) говорится о том, что в Антиохии был установлен праздник Рождества Христова в тот день, в какой мы его празднуем ныне, т.е. на 25 декабря. Это не значит, что прежде антиохийцы и другие восточные христиане не знали этого праздника. В очень многих местах праздник Рождества, как вы знаете, совершался одновременно с праздником Крещения Господня, и Богоявление — это было общее название двойного праздника. Праздник Богоявления отмечался тогда же, как и теперь, 6 января. Но из древних отцов самых первых веков мы узнаем, что существовали и другие даты празднования Рождества, например, в апреле, сообщает Климент Александрийский. Впервые стали праздновать Рождество 25 декабря на Западе, потом этот западный обычай был принят и на Востоке. Свт. Иоанн в своем «Слове» доказывает историческую правильность этой даты.

Святителю принадлежит и другое «Слово» — "Слово на Крещение и Богоявление", "Беседы на Великую пятницу", "О предательстве Иудином", иногда называется "О кладбище и Христе".

Богослужение в Великую Пятницу совершалось антиохийской церковью за пределами города, в том месте, где в годы гонений были погребены многочисленные мученики. Святитель объясняет смысл этого: с одной стороны, воспоминание о страдании Господнем совершается за городом, т.к. Господь страдал за стенами Иерусалима, с другой стороны, воспоминание совершается там, где погребены свидетели Христовы — мученики, которые ожидают всеобщего воскресения.

Два «Слова» святитель сказал "О Христе и разбойнике". Одно — о воскресении мертвых, одно — против упивающихся и о воскресении. Два «Слова» о Вознесении, два — о Пятидесятнице. Кроме «Слов» на Господские праздники, святитель написал похвальные «Слова» святым: здесь и ветхозаветные праведники, здесь и христианские мученики, и, наверное, особое значение имеют похвальные «Слова» святым антиохийским святителям — Игнатию, Вавиле, Филогонию, Евстафию и Милетию. Из похвальных «Слов» святым больше всего известны семь «Слов», семь похвальных бесед на св. ап. Павла. Свт. Иоанн Златоуст имел особую любовь к св. ап. Павлу; об этом свидетельствует его толкование Посланий ап. Павла, об этом свидетельствует эти семь похвальных «Слов». Каждое из них имеет свою особую тему. Например, в пятом «Слове» святитель говорит о человеческих немощах св. ап. Павла, например, о том, что он боялся страданий, боялся смерти и показывает, что эти человеческие немощи делают его подвиг еще более великим, потому что, как говорит святитель, самое главное это не естество, но воля; по естеству он боялся, но волей он преодолевал то, что ему мешало совершить подвиг.

Кроме похвальных «Слов» святым, свт. Иоанн Златоуст произнес похвальное «Слово» своему учителю Диодору Тарсийскому, в его присутствии. Диодор Тарсийский — это один из больших антиохийских богословов. Об антиохийской школе, в целом, нам еще предстоит говорить.

Святитель произнес целый ряд «Слов» на различные случаи. Его самое первое произнесенное им «Слово» — «Слово» о рукоположении его во пресвитера. Это «Слово» является как бы продолжением его рассуждений о священстве и обычно печатается непосредственно после его известной книги о священстве. Очень известны «Слова» свт. Иоанна "О статуях", их всего 21. Я уже говорил об историческом событии, которое стало причиной произнесения этих «Слов»: жители Антиохии подняли бунт, свергли и изуродовали статуи императора и его семейства, и это могло для них очень плохо кончится, потому что это было преступлением, которое называлось оскорблением его Величества. Император чрезвычайно разгневался и грозил антиохийцам самыми жестокими карами. В то время, как антиохийский епископ поехал в Константинополь умолять императора о милости, свт. Иоанн произносил проповеди перед напуганным и совершенно деморализованным антиохийским народом. В этих проповедях святитель не только поддерживает дух антиохийской паствы, но и пользуется этим случаем для ее обличения в разных ее грехах, которые и привели к этому страшному несчастью. Дело кончилось, впрочем, относительно благополучно, потому что после тех бесед, которые епископ антиохийский вел в Константинополе, жители Антиохии были полностью помилованы.

Уже в Константинополе свт. Иоанн произнес два «Слова» по случаю падения Евтропия, который был придворным, который стал, будучи человеком очень скромного происхождения, всесильным премьер-министром; он очень неплохо относился к свт. Иоанну Златоусту, но, как это часто бывает в политической жизни, в какой-то момент он потерял власть и, боясь смерти, прибежал в Церковь. Церковь имела право убежища, это право существовало и в языческие времена, и христианская Церковь тоже получила это право. Евтропий был одним из государственных деятелей, которые хотели урезать это право, ограничить его. После своего падения, боясь смертной казни, он сам воспользовался такой возможностью, которая для него оставалась единственной. Первое «Слово» свт. Иоанн произнес тогда, когда Евтропий находился в алтаре, в своем единственном убежище, «Слово» это на тему первых слов Екклесиаста "Суета сует,... — все суета!" (Еккл. 1:2). Второе «Слово» было произнесено святителем после того, как император смилостивился и отменил смертную казнь Евтропия, отправив его в ссылку на остров Кипр. После этого сразу же возникли слухи, что церковные власти выдали Евтропия властям государственным. А святитель в своем втором «Слове» опровергает этот ложный слух.

Наконец, два «Слова» святителя относятся к событиям его первого изгнания из Константинополя. Первое произнесено непосредственно перед его отъездом из Константинополя, а второе — сразу по прибытии в Константинополь.

Переходим к трактатам святителя Иоанна. Не все, что ему принадлежит было произнесено, кое-что было им и написано. Из этих трактатов, прежде всего, нужно назвать его известнейшую книгу "О священстве", творение в шести книгах. Это творение составлено в диалогической форме. Собеседником самого Иоанна Златоуста является некто Василий. Отождествить этого Василия чрезвычайно трудно. Предлагалась кандидатура и св. Василия Великого, однако, она не подходит, потому что свт. Василий самое меньшее 14-ю годами старше св. Иоанна, а в первом «Слове» "О священстве" Иоанн и Василий изображаются, как ровесники, как товарищи по учению и т.д. Кроме того, мы нигде в других творениях святителя, ни в сочинениях историков, близких ему по времени, не находим сведений о близком ему Василии. Этот Василий стал епископом, будучи уверен, что св. Иоанн Златоуст тоже примет посвящение во епископа. Но потом он узнал, что св. Иоанн уклонился от этого, он его жестоко укоряет за то, что тот как бы ввел его в заблуждение. Св. Иоанн объясняет, почему он уклонился; это собственно главный мотив этой книги. Священство настолько высоко, что ни в коем случае не нужно спешить с его принятием.

Скажем, в 4-й книге "О священстве" специально говорится о страшной участи тех, кто принимает священство вопреки сознанию своего недостоинства или же о тех, кого принуждают к принятию священства, несмотря на отсутствие у них необходимых для этого дарований. Среди дарований, необходимых для священства, св. Иоанн называетдар проповедничества. А чтобы быть проповедником, нужно учиться.

5-ая книга "О священстве" — это целый ряд наставлений для проповедника.

В 6-ой, последней книге противопоставляется деятельная и созерцательная жизнь. Святитель Иоанн, правда, когда он писал это творение, он не был еще святителем, многократно выражал свое восхищение созерцательной жизнью. Он сам долгое время был монахом в пустыне, однако, здесь, сравнивая созерцательную жизнь с деятельной, он деятельной отдает полное предпочтение. Монах заботится только о собственном спасении и ни за кого, кроме себя не отвечает, священник заботится о спасении многих. Чтобы правильно понимать адресатов этого «Слова», нужно сказать, что во времена свт. Иоанна слово "священник" было общим понятием для епископов и пресвитеров, может быть даже епископы в первую очередь назывались этим словом.

Целый ряд творений св. Иоанна посвящен аскетическим темам. Это, прежде всего, одно из первых его творений "Два увещания к Феодору-падшему". Адресат здесь — будущий епископ Мопсуестийский Феодор, один из очень авторитетных в свое время богословов, толкователей Священного Писания, впоследствии, однако, осужденный Пятым Вселенским собором. В тот момент, когда Феодор оставил монастырь, чтобы жениться и начать карьеру адвоката, свт. Иоанн обратился к нему с призывом вернуться к подвижнической жизни, Феодор внял этому призыву, и через несколько лет он уже был епископом.

Два «Слова» "О сокрушении". Три «Слова» "Против противников монашеской жизни". Из них второе обращено к неверующему отцу, третье — к верующему отцу. Святитель увещает родителей, чтобы они не боялись отдавать своих детей в монастырь на воспитание. Из этих трех «Слов», второе содержит, в частности, параллель между монахом и царем. Это стало темой также и отдельного краткого сочинения, сравнение царя и монаха. Надо сказать, что эта тема не оригинальна, это была излюбленная тема стоической философии, а восходит это еще к сочинению Платона "О государстве", где проводится развернутое сравнение философа и тирана (9-ая книга Платона).

Целый ряд «Слов» святитель посвятил теме девства в связи с темой подвижничества; специальное сочинение "О девстве" — это комментарий к 38 стиху 7 главы Первого Послания к Коринфянам, где говорится, что тот, кто выдает замуж свою дочь поступает хорошо, а тот, кто не выдает ее замуж, поступает еще лучше.

Два пастырских послания свт. Иоанн обратил к подвижникам и подвижницам по поводу того, что существовал обычай жить под одной крышей подвижникам разного пола. Этот обычай возник по совершенно понятной причине, потому что подвижники мужского пола не очень хотели заниматься хозяйством, предпочитая поручить это подвижницам. Свт. Иоанн указывает не на какие-то серьезные беззакония, которые возникали при этом, но, прежде всего, на соблазн, на различные нехорошие слухи, которые возникали в народе в результате такого сожительства под одной крышей. Как свидетельствует биограф свт. Иоанна, епископ Палладий Еленопольский, у многих клириков эти пастырские послания вызвали глубокое негодование, потому что они покушались на издавна заведенный порядок жизни.

"К молодой вдове" — здесь свт. Иоанн советует не вступать во второй брак. "О единобрачии" — на ту же самую тему, комментарий к Первому Посланию к Коринфянам (7:40).

Очень интересно творение святителя, которое называется "О тщеславии и воспитании детей". Один современный исследователь называет это творение уникальным, поскольку оно является манифестом средневековых принципов воспитания. Однако, это творение святителя имело довольно драматическую судьбу. Оно, по-видимому, не принадлежало к самым популярным и долгое время считалось, что оно известно только в одной парижской рукописи.

Потом русско-греческий ученый Пападопуло Кераневс в конце прошлого века нашел еще одну, т.е. вторую рукопись на острове Лесбос.

В 1656 году французский доминиканец Комбефис??? издал это сочинение, но в следующем, в XVIII веке бенедиктинец Монфакон (?), составитель очень авторитетного собрания творений свт. Иоанна Златоуста (оно издавалось с 1718 по 1738 год), счел это творение не подлинным и не включил его в свое собрание. Это на долгие годы и даже столетия предопределило судьбу этого очень значительного творения. Оно не было напечатано в патрологии Миня, потому что Минь был очень несамостоятелен, он перепечатывал творения св. отцов из авторитетных собраний. В соответствии с тем, что оно не попало в патрологию Миня, оно не попало и в наш русский перевод С.—Петербургской Духовной академии. И только в самые последние годы, наконец, появился русский перевод этого творения. Я могу назвать два издания: одно называется "Западно-Европейская средневековая школа и педагогическая мысль" (вып.1, ч.2, М., 1990 год) и второе — "Антология педагогической мысли христианского средневековья" (т.1, М., 1994 г.).

Авторство свт. Иоанна Златоуста доказано в отношении этого творения трудами нескольких ученых XX века, начиная с самого начала XX в. Самое в наше время авторитетное издание греческого текста — это издание в парижской серии «Сурс Кретьен».

Несколько трактатов свт. Иоанн посвятил теме страдания. Три книги "Увещаний" он адресовал монаху Стагирию, они называются "К Стагирию подвижнику, одержимому демоном". К этому разделу относятся еще два творения о том, что никто не получает вреда, кроме, как от самого себя и другое — о тех, кто соблазняется несчастиями.

Несколько «Слов» святитель направил против язычников и иудеев. Это, прежде всего, «Слово» "О святом Вавиле против Юлиана и язычников". Вавила — это священномученик, епископ антиохийский, который был убит в Декиево гонение, т.е. в середине III века. Когда к власти пришел Юлиан Отступник, это было уже при жизни свт. Иоанна, Юлиан решил восстановить известный храм Аполлона, неподалеку от Антиохии. Как раз на месте этого храма был храм христианский, где почивали мощи св. Вавилы. Мощи были удалены, капище было устроено на месте христианского храма, но это продолжалось очень недолго, потому что вскорости, еще при жизни Юлиана, за 9 месяцев до его гибели, большой пожар истребил это языческое капище. В этом «Слове» св. Иоанн неоднократно цитирует своего учителя, язычника Ливания, который горестно оплакивал гибель языческого храма, и этому плачу святитель естественно совершенно не сочувствует, высмеивает его.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...