Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Абсолютный и относительный рост преступности в мире



При всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост (относительно населения, экономического развития, культуры и т.д.). Это не значит, что преступность всегда только увеличивается, есть страны, где преступность снижается, речь, идет о среднестатистической закономерности, рассчитанной за длительный период времени.

Впервые, о подобного рода закономерностях заговорили еще в 19 столетии. Так, К. Маркс, сопоставляя в параллельных рядах численность населения, родившихся и умерших пришел к выводу о том, что преступность растет быстрее, чем численность населения. Маркс связывал это, конечно, с капитализмом и порождаемым им нищетой.

«…есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает богатство, но при этом не уменьшает нищету и в которой преступность растет даже быстрее, чем численность населения» К. Маркс.

До сих пор преступность эволюционирует по этому закону. Ошибка Маркса заключалась в абсолютизации связи преступности и капитализма. Проблема гораздо сложнее.

Бесспорно, что за 20 век человечество добилось значительных научно-технических, экономических и социальных успехов. Но можно ли, говорить о таком же нравствено-правовом развитии.

Безграничное стремление человека к свободе к почти абсолютной свободе, раскрывает его возможности, высвобождает энергию, которая может быть не только созидательной, но и разрушительной.

Либерализм человеческий, диктуемый разумом, нравственный, сопутствующий свободе, инициативе, интенсивно заменяется либерализмом естественным, либерализмом животного мира, дикой природы, где властвует сила выживания без чувства вины, где один «абсолютно свободный» съедает другого. Демократические ценности выставляются в качестве ширмы для достижения политического господства (Ирак, Афганистан, Югославия), что приводит к девальвации либеральных и демократических ценностей. Под знаменем безграничной человеческой свободы, растет преступность, делинквентность и аморальность. В результате абсолютная свобода уничтожает свободу и права человека.

В своей речи в Международной академии философии (Княжество Лих­тенштейн) 14 сентября 1993 г. А.И. Солженицын говорил, что надежды че­ловечества на то, что прогресс, основанный на экономическом развитии, приведет к общему смягчению нравов, не оправдались. «...Прогресс — да, идет! — полагает он. — И даже ошеломительно превосходя ожидания, — да только идет-то он в одной технологической цивилизации (с особыми успехами в устройстве быта и военных изобретений)... Нравы наши не смягчились с Прогрессом, как было обещано... От этого всего судорожного темпа техно­логического Прогресса и от океана поверхностной информации и низкопроб­ных зрелищ душа человеческая не растет, только мельчает, духовная жизнь снижается; соответственно беднеет и блекнет наша культура, как ни старает­ся перекричать свое падение опустошительными новинками. Все больше ком­форта — и все ниже духовное развитие на среднем уровне. И наступает пересыщенность, и охватывает щемящая тоска, что в водовороте удовольствий нет успокоения, что надолго — такого дыхания не хватит... Все интересы, не упус­тить интересы, все борьба за материальные вещи, а чувство глухо подсказы­вает нам, что потеряно — нечто чистое, высокое — хрупкое. Мы перестали ви­деть цель. Давайте же признаемся, хоть шепотом и сами себе: в этой суетливой и бешеной по темпу жизни — ради чего мы живем?.. За XX век не произошло в человечестве нарастания нравственности. А вот уничтожения совершались много массовей, и культура резко упала, и духовность обеднялась».

Можно не соглашаться с обобщенными пессимистическими выводами Солженицына. Однако вот в чем Солженицын несомненно прав: меж­ду научно-техническим развитием и нравственно-правовым состоянием общества нет прямых и скорых корреляций. Нет их между свободой и нравственностью. Нет их между демократией и нравственностью. Все намно­го сложнее и «медленнее».

В настоящее время очевидно одно: разрыв в экономического и нравственно-правового развития достигает критической величины. Иллюстрацией к этому выводу может служить уровень преступности в Ватикане, являющийся самым высоким в мире. По статистике, в этом самом маленьком государстве (0,44 квадратных километра), в котором проживает немногим более 500 человек, в 2002 г. было совершено 397 гражданских правонарушений и 608 преступлений. Доминируют кражи, но есть тяжкие деяния. Коэффициент преступности составил 121600 деяний на 100 тыс. населения, или 1,22 пре­ступления на одного жителя. Это в 20 раз выше, чем в окружающей Ватикан Италии. Не помогают ни Святой престол, ни присутствие Папы, ни заповеди Христа.

Технический прогресс не остановить, он необходим как воздух. Нравственно-правовое совершенствование человеческого общества никогда «не догонит» научно-технический прогресс. Остается одно: трансформация морали и права путем приближения их к реальным возможностям человеческого общества.

Анализ истории уголовного права и криминологии показывает, что ни одно из действий, которые когда-то и где-то были признаны преступными, не перестало существовать фактически. Их просто перестали считать преступными, декриминализировали.

Исходя из некоторых усредненных и в определенной мере оценочных данных, можно утверждать, что общая преступность в мире в расчете на 100 тыс. населения за последние 20—25 лет возросла более чем в 3—4 раза.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...