Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущностные характеристики сознания



Сущностной характеристикой сознания является егоидеальность, которая выражается, в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами Сущностной характеристикой сознания является его идеальность которая выражается в том что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, харак­терного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств.

Идеальность — это системная характеристика всего человеческого об­щества в целом,.Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли объективность сознания» — его «незави­симость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с существованием особого «мира идеи», а Гегель — с мировым духом. Представление об объективности сознания, кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски не­обыкновенно глубоким. Форму сознания складываются в ходе исто­рии независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, кото­рые определяет индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют неза­висимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Пра­вила языка, религиозные верования, нравственные представления, эс­тетические идеалы изменяются но сам процесс изменения носит

объективный характер.

Сознание социально, поскольку оно не является физиологической 'функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культурна отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптации к с ре де путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов — предков человека облегчало переход

к груп­повому характеру человеческой деятельности), постоянной координа­ции действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой ааптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Знаком или символом принято называть чувственный объект (пред­мет, явление), который является заместителем другого предмета (яв­ления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или символе. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключаю­щаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называ­ют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с со­вместным знанием. Осознание окружающей действительности: высту­пает прежде-всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация..Более того, знания обеспечивают возможность опере­жающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания.

Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема проис­хождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы, придерживающиеся материалистической трактовки, связывают появ­ление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосоциогенезом (т. е. считают сознание «вторичным» по отношению к ма­терии. Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеали­стическое понимание сознания (т. е. его «первичность» по отношению к материи).

Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо от сознания человека-, Первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное до человека и независи­мо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и.т. д. Уже отмечалось, что объективный идеализм абсо­лютизирует такую характеристику сознания, как его объективность.

Субъективные идеалисты считают,-что мир существует в зависимо­сти от человеческого сознания. Они полагают, что мир - это лишь со­вокупность ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. В таком понимании также есть реальная основа: наше -зна­ние - это не что иное, как идеальная (мыслительная) конструкция, которая во многом, определяется особенностями познающего субъекта. Если объективные идеалисты исходят из объективности сознания, то субъективные идеалисты — из его субъективности.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарождения фи­лософской мысли. Вопрос о первичности или вторичности сознания по отношению к материи принципиально неразрешим, ответ на не-.недоказуем и принимается в качестве базисного постулата (фило­софских концепций (См. подробнее; «Границы» философского знаний).

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области. Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или про­блема источников сознания.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...