Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Галилео Галилей



Продолжил научное обоснование системы Коперника-Бруно великий итальянский учёный Галилео Галилей (1564-1642 гг).

Родился Г. Галилей в городе Пиза, известной своей знаменитой наклонной Пизанской башней. Своим учителем неизменно считал Архимеда.

Он первым сконструировал трубу-телескоп и сделал астрономические открытия.

Галилей считал, что основой изучения природы является наблюдение и опыт, т.е на основе математики и механики. Будучи крупнейшим создателем мехники, он явился родоначальником механизма (распространение законов механики на все проявления объективной реальности) и метафизического материализма (рассмотрение предметов окружающего мира вне развития). Г. Галилей абсолютизировал (преувеличивал) значение механических законов движения материи. Считал материю состоящей из частиц (атомов), не имеющих качеств, не признавал существование одушевлённости. Мир, по его мнению, состоит из неуничтожимых элементов, которые не допускают появления нового. Вселенная, созданная Богом, бесконечна. В её центре находится Солнце.

Бог у Галилея – это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Далее “механицизм” в природе заработал самостоятельно. В дальнейшем мир стал развиваться самостоятельно и разнообразиться.

Таким образом Г. Галилей:

1. Открыл механику;

2. Атомарную суть всех явлений, т.е. внёс в знание количественную определённость.

Но вместе с тем у него есть и противоречия, в частности: неразвивающиеся элементы и развивающаяся Вселенная. Но тем не менее важно, что учёный впервые сформулировал деистический (лат. “deus” – бог) принцип построения мира: Бог – безличная его первопричина, мир качественно изменяется по своим собственным законам.

Все свои открытия Г. Галилей опубликовал в книгах “Звёздный вестник”(1610), “О солнечных пятнах”(1613), “Письмо к Кастелли”(1613),”Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевской и коперниковой”(1632). В этих трудах подтверждалось учение Коперника и догадки Бруно. Поэтому они вызвали особенно бешеную злобу со стороны церкви: теперь уже не умозрение, а прямое наблюдение неба опровергало учение церкви о Земле как о центре Вселенной.

Галилея стала преследовать церковь. Его силой заставили отречься на суде от учения о движении и вращении Земли. Но всё равно он вышел из зала суда и сказал: ”а всё-таки она вертится ”.

Парацельс

Натурфилософское направления нельзя не рассматривать. Кратко остановлюсь на натурфилософе Возрождения, знаменитом немецком враче, алхимике и астрологе Парацельсе (1493-1541 гг), который видел в природе специфичное, некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят своё проявление не только в строении и функциях живых существ – растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевлённых стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята исходя из трёх алхимических элементов – ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера – душе, а соль – телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела “заведует” душа, точно также в каждой части природы находится некое одушевлённое начало – архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять, т.о. у Парацельса был целостный взгляд на человека и природу, у него и душа и тело должны были жить в гармонии.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI вв. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевлённом космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземлённой, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевлёнными существами и неодушевлёнными стихиями – огнём, воздухом, водой и землёй. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он ещё с XIII – XIV вв. воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в Средние века как языческое, а теперь, напротив, всё чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Идейной основой всех форм духовной культуры эпохи Возрождения становится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265-1321 гг.), который в филосовских трактатах “Пир” и “Монархия” возвеличивает земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Франческо Петрарка (1304-1374гг.) призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения её, которая заключается в искусстве быть свободным.

Эти идеи развивали Леон Альберти (1404-1472 гг.), Лоренцо Валла (1407-1457 гг.), Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.). Философия спускается с неба на землю, вопросы нравственности и человеколюбия, обострённый интерес к собственному “я” становится в центр рассуждения.

То есть проблема человека становится одной из ведущих. Прославляется талантливость человеческой натуры, её социальная активность, преобразующая сила деятельности.

В области социальных наук Возрождение положило начало новому направлению – утопическому социализму, вместившему в себя представления об идеальном, совершенном общественном устройстве. Подобное обозначение оно получило от произведения “Утопия” английского гуманиста, писателя, государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535 гг.). В нём автор указывает на важнейшие черты прекрасного общества: отсутствие частной собственности, продуктивную организацию труда, регулируемые функции государства, общинный тип хозяйствования, удовлетворение только разумных потребностей.

Продолжателем идей Т. Мора стал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1679 гг.). В своей книге “Город Солнца” он создаёт сходную модель общественного устройства, в ней предусматривает систему развития науки и техники. Здесь впервые появляются идеи об определяющей роли коллектива в жизни любой личности.

Гуманизм (от лат. Homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни.

Важно отметить, что в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С её помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создаёт красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

И не случайно именно в эту эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали “искусством”, и художественной фантазией. Инженер и художник теперь – это не просто “искусник”, “техник”, каким он был для античности и Средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, т.е. природных вещах, он стремится увидеть закон их построения. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея.

Теперь художник чтобы достичь совершенства занимается препарированием умерших. Т.е. комплексный подход (целостный) к изображению человека. Лицо человека должно гармонично отражать его внутренний мир, его духовность (а не святые лики), то есть это и есть трансцендирующее постижение через внутренний мир.

Особенно это прослеживается в произведениях Леонардо да Винчи,

Рафаэля и др., в которых отражены религиозно-христианские и языческие таинства, их дух и плоть в параллельном соединении всех противоположных вещей в целостном мироощущении. Их мадонны изображались теперь с лицами

реальных людей. Ренессанс – это эпоха общения культур. «Чем больше мы проникаем в оригинальность Ренессанса,- отмечает Л.М. Баткин в работе «Итальянский гуманистический диалог XV века»,-тем яснее, что она выражалась в переходности…Но эта признательная оригинальность Ренессанса существовала не вопреки его переходности, а как переходность в наиболее конструктивно-независимом, логически-зрелом виде, как самая великая Культура перехода, которая когда-либо состоялась в мировой истории. Переходность Ренессанса выражалась в оригинальности, а не в «сочетании (средневекового и новоевропейского) «старого» и «нового».[ 26, с.209]

Гуманистический характер культуры эпохи Возрождения базируется на тайнопознании, на тайнствах, которые запечатлены на гениальных полотнах многих художников, изучающих какую-то сверхъестественную загадочную и пленительную силу чего-то непознанного и божественного, как «Джоконда» Леонардо да Винчи. Все культовые обряды, связанные с мистическим, продолжали жить не только в творениях художников, поэтов, писателей, скульпторов, но и возродились на театральных подмостках. Всё загадочное, мистическое, воплощённое в культуре эпохи Возрождения, воспитало нового человека, привило у него любовь к красоте, к добру, к красивым манерам, к познанию себя, к свободе творческих поисков, к познанию сверхъестественного.

В эпоху Возрождения, благодаря секуляризации культуры, известную самостоятельность по отношению к церкви приобретают искусство, философия, наука и тайнознание, которое одновременно выступает самостоятельно как астрология, алхимия, различные виды магии и предсказаний, и как составляющая естествознания и религии в виде откровения.

Кроме того в культуре Возрождения официальный статус получают социальные формы организации тайнознания такие как: орден розенкрейцеров и орден золотых розенкрейцеров, иллюминаты, орден тамплиеров, алхимиков, тевтонский орден и различные христианские секты. Появляются первые масонские ложи, которые наибольшего расцвета достигли в Новое время и продолжают существовать до настоящего времени[111].

Таким образом, Возрождение привнесло во многом новое понимание философских задач в жизни общества. Философские изыскания стали больше отвечать практическому, деятельному характеру нарождавшихся капиталистических отношений:

1. в ходе секуляризации отвергается геоцентризм, в центре внимания становится человек во всем многообразии его способностей, как физических, так и духовных (антропоцентризм, греч.-antropos-человек);

стремление возродить идеалы античности не было их простым копированием, оно привело к формированию качественно иной культуры;

после многовекового тоталитаризма церкви и религии ещё не было создано всеобъемлющих философских систем, но шло активное изучение атрибутов(важнейших, постоянных свойств) материи:

1)объективности, 2) её неуничтожимости,3)пространства, 4)времени.

Список литературы

3. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970. – Т.2.

Богомолов А.С., Ойзерман Т.Н. Основы теории историко-философского процесса. – М.,1983.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.,1981.

Гуревич А.Я. Средневековый мир. – М.,1990.

Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. – М., 2001. С.177-386.

Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – М., 1996. – Т. 3.

Емельянов В.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. – М, 1987.

История философии в кратком изложении. – М., 1979.

4. Кузнецов В.М, Мееровский Б.В., Грязнов А.А. Западноевропейская философия XVIII века. – М.,1986.

5. В.А. Канке.Философия. – М.,2001. – С.52-87.

ЛЕКЦИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

План

1.Эмпирическое направление в философии Нового времени.

2. Рационалистическое направление в философии Нового времени.

3.Французский материализм и просвещение II половины XVIII века.

Новое время, начавшееся в XVI в., стало эпохой революционных преобразований во всех сферах общественной жизни, которые повлекли за собой изменения и в мировоззренческих установках человека.

Это было время утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как нового способа производства, складывания рыночных социально-экономических отношений и появления ростков демократии и гражданского, правового общества в политическом строе западноевропейских государств. Бурно развивающееся производство нуждалось в науке, особенно в естественнонаучных дисциплинах. Государственные деятели различных европейских государств, стремившиеся к военно-политическому господству, также вынуждены были уделять большое внимание развитию научных исследований. Наибольших успехов среди точных наук достигла математика (что дало повод Г.Галилею сказать, что «книга природы написана на языке математики») и механика, превратившаяся из искусства в науку о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Достижения естественных наук были неразрывно связны с развитием опытно-экспериментального знания, ознаменовавшимся огромным количеством судьбоносных для европейской цивилизации изобретений – таких, как механические часы, заставившие человека ценить земное время вопреки божественной вечности, микроскоп и телескоп, заметно расширившие горизонты окружающего человека мира и вынудившие признать истинность открытия Николая Коперника.

Под влиянием точных наук в философии сложилась механическая и материалистическая картина мира. В центре картины мира Нового времени находится образ окружающей человека природы. Механической она называется потому, что в ее рамках природа представляется огромным механизмом, ритмично функционирующим по внутреннему ему присущим «естественным законам», а материалистической потому, что все явления природы объясняются непрерывным движением, сцеплением и взаимопревращением мельчайших материальных частиц, снова-таки подчиняющимся механическим законам.

Основной целью философии и занятого исследованием природы естествознания провозглашается увеличение власти человека над природой (знаменитый девиз Ф.Бекона «Знание – сила») и совершенствование самого человека.

В рамках достижения указанной цели для философии выдвигается двоякого рода задача:

создание и логическое обоснование научных методов познания;

построение общей, целой, взаимосвязанной системы знания о мире через обобщения данных естественных наук.

По сути дела, речь шла о том, каким путем можно будет получить научное, иначе говоря, для всех, всегда и везде достоверное знание об окружающем нас мире, затем систематизировать его в общей картине мира, наконец, опираясь на эту картину, преобразовать мир, поставить его на службу человеку.

В решении этой задачи мыслители Нового времени разделились на два направления: эмпирическое и рационалистическое. Представители эмпирического направления (Ф.Бекон, Жд.Локк, Д.Юм) утверждали, что в основе процесса познания должен лежать человеческий опыт, основанный на данных наших органов чувств. Представители рационалистического направления (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц), напротив, были убеждены в том, что данные чувственного восприятия не всегда точны, а потому отдавали предпочтение не опытным, а теоретическим приемам получения истинного знания, не чувствам, а разуму, полагая, что последний способен внутри себя самого усмотреть наиболее достоверные, всеобщие и необходимые истины. Сказанное не следует понимать в том смысле, что эмпирики напрочь отвергали в качестве инструмента познания разум, а рационалисты – чувства. Другое дело, что они отводили им второстепенное значение: эмпирики полагали, что разум выступает лишь в роли организатора и систематизатора опытных данных, без которых он остается чем-то сродни белому чистому листу бумаги, а рационалисты считали опыт необходимым для подтверждения открывающихся разуму истин и его ориентации на новые открытия.

Грандиозный прорыв в области экспериментально-математического естествознания, достижения рационалистической философии и упрочение в ней позиций материалистического направления в конечном итоге подрывали устои религии и способствовали формированию атеистического мировоззрения. В этих условиях наблюдается тенденция к секуляризации общественной жизни, максимальное развитие в ней независимых от церкви светских начал. В самой философии эта общая тенденция проявилась в форме пантеизма, отождествления Бога и мира, вопреки устоявшимся представлениям о том, что Бог пребывает вне мира, и деизма – учении о том, что Бог сотворил мир, дал ему законы и движение, но больше в дела своего творения не вмешивался. В свете сказанного должно быть понятно положение философии, тесно связанной с наукой, но еще не забывшей о религии. Кроме того, в Новое время происходит профессионализация философии, превращение ее в особую сферу человеческой деятельности, которая обладает особым терминологическим языком, изучается отдельной группой людей, объединенных в профессиональное сообщество со своими периодическими изданиями, и становится обязательным предметом преподавания и исследования в рамках университетов.

Понятно, что коренные изменения в картине мира не могли не отразиться на образе человека. В основе нововременного взгляда на человека лежит разделение всей действительности на субъект и объект. Субъект – носитель познавательной деятельности, объект – то, на что направлены познавательные усилия субъекта. Новый способ философствования предполагал, что человек (как единичный представитель человеческого рода) обладает разумом и, сознавая свое «Я», способен познавать законы и закономерности целесообразно устроенного внешнего объективного мира, имея в виду в конечном итоге преобразовывать его в соответствии с собственными запросами и потребностями.

С приходящейся на XVIII век историко-культурной эпохой просвещения связана известная переориентация философской мысли Нового времени с природы на человека и общественные условия его жизни. Просвещение – это идеологическая программа широкого общественно-политического движения, выступавшего за совершенствование человека и общества на основе разума и успехов в развитии науки и техники. Это движение, получившее наиболее широкое распространение во ІІ половине XVIII столетия во Франции, отражало борьбу большей части населения страны – т.н. «третьего сословия» (крестьяне, ремесленники, буржуазия, купцы и ремесленники, наемные рабочие) – за свои социально-экономические права. Часть «третьего сословия» успешно вписались в новые, капиталистические экономические условия, добились немалого материального благосостояния, однако устаревший политический строй – абсолютная монархия – оставлял этих людей полностью бесправными.

Основные положения просветительской программы, разделявшиеся наиболее известными ее представителями – Вольтером, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, П.А.Гольбахом и др. – таковы:

1.Рационализм, суть которого можно передать формулой «закона природы суть законы разума». Правда, в своих представлениях просветители идут не от разума к природе, как Р.Декарт, Б.Спиноза или Г.Лейбниц, а наоборот, полагают, что человек получает разум от природы и только потом самостоятельно им овладевает;

2.Убеждение в наличии «естественных прав» у каждого человека, основными из которых являются права на жизнь, свободу и равенство по отношению друг к другу;

3.Вера в происхождение общества не по «воле божьей», а в результате «общественного договора» – добровольного, равноправного союза людей между собой, что отражает общий разумный порядок вещей в мире применительно к человеку и обществу;

4.Учение о невежестве и незнании, как главной причине и источнике бед и несчастий человека, которые приводят к тому, что, по словам Ж.Ж.Руссо, «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Самой ужасной социальной язвой просветители считали социально-экономическое неравенство, тесно связанное с неправильным политическим строем, который далек от первоначальных условий «общественного договора»;

5.Исторический оптимизм, вера в материальный и духовный прогресс человечества, решающую роль в котором должно сыграть как раз просвещение (образование и воспитание) людей и развитие науки.

Хотя значительная часть просветителей видела этот процесс мирным и сопряженным прежде всего с моральным самосовершенствованием человека, в ряде стран Просвещение оказалось своеобразной идейной подготовкой революции, прежде всего Великой Французской революции, жертвами которой стали многие из тех, кто ей способствовал.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 787 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...