Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гуманизм — основная черта идеологии Возрождения



Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарака (1304-1374). В философии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцентризме (от греч. anthropos – человек) – мировоззрения, ставившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты схоластические, умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Во всех взглядах на природу в возрожденческой философии господствовал пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог) – учение, отожествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, направленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доминирует эстетическое (что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), мыслителей больше интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежат в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства знаменовали переход от феодализма к раннему капитализму.

Кратко основные направления в философии эпохи Возрождения:

1.Гуманистическое (XIV-XV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф.Петрарка, Л.Валла);

2.Неоплатоническое (XV-XVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н.Кузанский, П.Мирандолла, Парацельс);

3.Натурфилософское (XVI- нач. XVII вв.) – опирались на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве вселенной, Космосе и основе мироздания (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей);

4.Реформационное (XVI-XVII вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э.Роттердамский, Ж.Кальвин, М.Лютер, Т.Мюнцер, Усенлиф);

5.Утопическо-социалистическое (XV-XVI вв.) – поиски идеального общественного строя на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Подведем некоторые итоги. Ранее мы уже говорили, что философы средневековья и эпохи Возрождения стали восприемниками философов античности. Сравнивая парадигмальные особенности философии этих эпох, мы можем выделить их отличия.

4.РАЗЛИЧИЯ В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ,СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.

1. Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.

В средние века античная философия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Мировую Душу как Святой Дух. В основе средневековой философии лежат два принципа: идея творения и идея откровения, чуждые философским взглядам античности. В эпоху Возрождения Бога понимают как имманентного всему природному.

2. В античном мировоззрении господствует: универсализм, космоцентризм, политеизм. В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм. В эпоху Возрождения превалируют пантеистические идеи.

3. При переходе от античности к средневековью произошел существенный сдвиг в сторону субъекта: субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности.

Сделав еще один шаг в сторону субъективного, эпоха Возрождения пришла к антропоцентризму, т.е. центр мироздания был поставлен человек. Формально по-прежнему еще в центре мироздания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека.

С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований:

а) в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающейся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;

б) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;

в) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической.

Таким образом, основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

2.Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чём их суть?

3.Каковы главные особенности этого периода?

ЛЕКЦИЯ

2ой вариант

План

1.Значение эпохи Возрождения для научно-технического прогресса современности.

2.Предпосылки формирования нового типа философствования в XV-XVI вв. н.э.

3.Основные направления

- Натурфилософское направление.

- Идеологическое.

- Гуманитарное направление.

- Художественное.

- Трансцендирующее.

Выводы по эпохе. Сравнение эпох.

Я хочу более подробно остановиться на эпохе Возрождения потому если считать, что философия - это средоточие культуры, её ядро; как мы говорили, философия – это комплексный интегральный вид знания, который имеет сущностные признаки свойственные:

1. естественнонаучному знанию;

идеологическому знанию (общественным наукам);

гуманитарному знанию;

художественному знанию;

5. трансцендирующему постиженю (религии, мистики);

6. обыденному, повседневному знанию людей.

А в эпоху Возрождения эти многогранности философского знания наиболее проявились после Средневековья. И можно сказать, что эти грани засияли по-новому в эту эпоху, можно сказать “времени”, которое можно принять за точку отсчёта развития философии и её целостности.

А так как нам на изучение философии и в том числе истории философии обведено мало часов, потому я хочу, чтобы вы научились видеть целое и части в каждой эпохе, научились их анализировать, и сопоставлять друг с другом.

Цель

Я хочу, чтобы вы увидели целостность философии, а точнее философского знания через его составляющие, т. е. через 6 видов знания, уже отмеченных, а также в соотношении рационального и иррационального.

Поэтому будем кратко анализировать соответствующий вид (части) знания, опираясь на достижения отдельных персонажей, с тем, чтобы затем сделать вывод. А затем, когда вы изучите историю философии, могли проанализировать “почему же в конце 2го века заговорили о “кризисе рационализма? ”

Итак весь культурно-исторический процесс развития цивилизации, а следовательно и его человечества, не мог достичь такого научно-технического прогресса современности без эпохи Возрождения. Эта эпоха эволюционного развития научного знания, культуры и искусства. Эпоха, которая создала все предпосылки для формирования науки Нового времени и расцвета прогресса во всех областях науки, техники, культуры, положив начало современному исследованию природы и формированию нового взгляда на философию. ”Современное исследование природы, пишет Ф. Энгельс в своём труде Диалектике природы, – как и вся новая история, ведёт летоисчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, называем … Реформацией, французы – Ренессансом, а итальянцы – Чинквеченто, и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований. Это – эпоха, начинающаяся со второй половины XV века” [417, с. 345].

Следует более подробно остановиться на основных социально-экономических и политических причинах, которые значительно повлияли на развитие философии.

1. зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;

ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры; происходило расширение технической сферы, изобретательство – как показателя прогресса того времени;

2. капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния, в связи с этим берёт начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;

3. наступает период секуляризации (освобождение от тоталитарной власти церкви), культура всё в большей мере начинает носить светский (нецерковный) характер;

в центре внимания оказывается “человек действия”, способный изменять окружающую действительность и самого себя;

все эти преобразования подготовили почву для буржуазных революций – периода захвата политической власти буржуазией.

Переворот, который произошёл в мышлении, идеологии и культуре, характеризующийся переходом от: 1. теоцентрического к 2. антропоцентрическому пониманию мира, что сильно повиляло на глубинные процессы познания, на мировоззрение человека.

1. Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей всё сущее является Бог.

2. Антропоцентризм –

Самые большие достижения в секуляризации заключаются в том, что к теологии отошли все религиозные и богословные проблемы, а вместе с ними и то, что связано с самим субъектом, то есть откровением и мистической встречей с божеством. Естественнонаучными и практическими делами начинает заниматься независимая философия (вопрос о первичности материи или сознание остаётся за философией) и науки. Но вот здесь-то проявился парадокс Ренессанса: с одной стороны, – рациональное обоснование тех природных явлений, которые раньше относили к сверхъестественным, а, с другой, – страстное изучение того, что связано с изучением иррационального. На раннем этапе эпохи Возрождения естественнонаучная мысль ещё не избавлена от “присутствия” в картине мира сверхъестественного. Сам процесс постижения какого-то явления или вещества шёл как отмечает В.А. Рабинович в своём произведении “Алхимия как феномен средневековой культуры” “от мистического освоения вещества к физическому его постижению через физико-мистическое ощущение этого же вещества” [282, с. 296]. Однако быстро появляющиеся одно за другим великие открытия в области астрономии и физики способствовали формированию нового естествознания, проводящего радикальную переоценку старых традиций и предпосылок и создающего новые (главными из которых являются опыт и экспериментальный метод исследования природы). Математические доказательства, которые легли в основу математизации наук, помогли свершиться ряду эпохальных открытий, которые затем стали главными источниками новой философии. И в середине XVI в., можно сказать, окончательно произошёл раздел естествознания и теологии.

Но хочу заметить, что, конечно, все представители эпохи Возрождения, которых мы рассмотрели вышли из Средневековья и поэтому конечно они не отказывались от Бога. Все они люди верующие, но только теперь акцент исследования переместился от Бога к его творению – Природе.

Т.е. изменяется и сам тип философствования, он всё дальше уходит от схоластики, приобретает натурфилософские (лат. “natura” – природа) черты.

В этот период начинает развиваться пантеизм – система взглядов, отождествляющих Бога и природу: Бог растворён в природе, пронизывает все её проявления. Первым крупным представителем пантеизма был Николай Кузанский (1401-1464 гг).

Годы жизни я называю для того, чтобы вы ориентировались во временном пространстве эпохи (любой).

· Николай Кузанский, немецкий кардинал католической церкви, мечтал об объединении всех религий в католичестве.

· Философская и научная деятельность его – это побочное занятие “для облегчения души от тяжких забот”. Оставил ряд трактатов по математике, главный труд “Об учёном незнании”

Н. Кузанский опирается на средневековой пантеизм шартрских платоников, пантеистическую мистику экхарта. У него как у Платона понятие “единое” занимает центральное место. Если у Пифагора было “Число есть всё”, то у Кузанского “Единое есть всё”.

Как у неоплатоников у Н. Кузанского мы встречали понятие “мировая душа”, которую он в духе возрожденческого платонизма называет “природой”.

· Единое по Кузанскому есть всё, есть бесконечное, в нём максимум и минимум совпадают. Отсюда принцип совпадения противоположностей, перед нами либо круг либо многоугольник, или при увеличении радиуса круга до бесконечности, окружность превращается в бесконечную прямую.

Бесконечность у него – это продукт совмещения единого и беспредельного, и рассмотрение бесконечного как меры.

Кузанский часто прибегает к математике для

Кузанский объявляет математическое знание приблизительным, а астрономию тем более, имеющий дело с движением небесных тел и измерительными приборами, то её расчёты носят приблизительный характер.

Нет точки отсчёта, исходя из которой можно было бы измерить движение неточных тел во Вселенной, поэтому Кузанский говорит о принципе относительности.

По Кузанскому мир, его движение и его форму постичь невозможно, т.е. у него мерой, пределом является беспредельное, бесконечность.

· У него Вселенная потенциально бесконечна, а это значит, что у неё нет центра.

Неоплатонизм – последний этап развития античного платонизма. Основателем его считают Платона (IIIв) или его учителя Алемония.

Шарт

Земля не может быть центром мира по Кузанскому. Бог по Кузанскому, есть абсолютный центр мира и он же – абсолютная окружность всего.

· Земля ничем принципиально не отличается от других небесных тел, она не находится в центре мира, не является неподвижной. Этим самым он подготовил коперниканскую революцию в астрономии.

Природа бесконечна,а процесс его познания – это ненахождение “божественной истины”, а бесконечное углубление в тайны мировоздания.

Таким образом ценным является у Кузанского то, что у него как-бы уже опредилились первые шаги в диалектике: 1). о совпадении (единстве) всех противоположностей в боге (принцип противоположностей, а затем и относительности);

2).а также идея о соотношении части и целого – отдельное свидетельствует о предсуществовании целого.

Кузанский так же считал, что познание бога возможно только разумом, а не верой. Его учения о бесконечности, о математическом познании истины хотя и не внесло особого вклада в развитие самой математики [430, с.406-407], но привело к радикальным изменениям в математическом мышлении эпохи Возрождения, так как оно было антидогматическим и антисхоластическим, чем создало математический фундамент естествознания грядущих эпох.

Кроме этого работы Кузанского сыграли положительную роль и в развитии самой философии, которая частично трансформировалась в XVIII-XIX вв. в идеологическую философию. Её восприняли Дж. Бруно и Я.Беме, а также Р. Декарт и Б.Спиноза.

В итоге отступление от схоластических канонов привело к усилию интереса к естествознанию.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3778 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...