Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главные принципы конфуцианства



· Принцип «жэнь», т. е, гуманность и человеколюбие, «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Принцип «чжэн-мин», т.е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

Принцип «цзюнь-цзы», т. е, образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.

Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения,.«Если власть, не будет алчна, то и люди не станут воровать».

Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение Нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.

Формула Конфуция «Управлять - знячит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.

Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.

Отличие конфуцианства от даосизма.

1. Конфуцианство — учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мимическое начало.

2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному: его эмоциям, инстинктам.

Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

Основоположник школы моизма Мо-цзы, или Мо Ди (479-400 гг. до н. э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем решительным идейный противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную)любовь», направленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н. э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение. Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма, одной из которых является школа чань-буддизма (чань- «медитация»). Целями чань-буддизма являются медитация и самораскрытие человека. Конечной целью медитации было достижение особого состояния — «просветления».

Основоположник легизма - школы «законников» («фацзя») Шан Ян (390-338 гг. до н: э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства он утверждал, что человеколюбие - причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) –была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.Назовите, из чего, зачем, где возникает философия, перечислите экономические, социальные, политические предпосылки появления философии в Древнем мире и её расцвета в Древней Греции.

2.Укажите на историческое значение появления феномена философии для судеб европейской цивилизации.

3.Дайте сравнительную характеристику философии и мифологии.

4. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?

5. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

6. Назовите основные заповеди буддизма.

7..Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?

8.Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?

9.Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

К ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ О «ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ГЕНЕЗИСА).ФИЛОСОФИИ.ПРЕДПОСЫЛКА ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ»

Уже не один десяток лет в высших учебных заведениях Советского Союза, а затем и Содружества Независимых Государств проблема возникновения (генезиса) философии рассматривается по формуле известного философа, проф. МГУ А.Н.Чанышева – «Из чего, как, когда, почему, зачем, где» возникает философия. К одной из последних по времени редакций концепции проф. Чанышева мы и обратимся.

Вопросы и задания:

1.Дайте четкое определение: из чего, как, когда, почему, зачем, где возникает философия?

2.Какие три теории возникновения философии перечисляются в данной статье?

3.Какие три основные экономические и социальные предпосылки возникновения философии называет автор?

4.Почему, как полагает А.Н.Чанышев, философская мысль не смогла развиться нигде, кроме Индии, Китая и Греции?

5.Укажите, какова дальнейшая судьба мифологии после появления философии и почему мифология продолжает существовать с философией вплоть до наших дней?

ИЗ ЧЕГО ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? …Одни утверждают, что философия возникла из мифологии (А.Ф. Лосев и многие другие) или даже из религии (Гегель и многие другие), иные же думают, что философия возникла из знания и только знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и научном…

КАК ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Философия возникла как разрешение противоречия между художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением задач жизнеобеспечения рода, племени и народа.

Разрешение этого противоречия состояло в том, что дотоле ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологического мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта – интеллектуальность.

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Раньше приходилось читать, что философия возникла вместе с возникновением классового общества и отделением умственного труда от физического…

На самом деле философия возникает не с возникновением классового общества, а на определенной ступени его развития. Философия возникает в начале «века железа»…

Железные орудия получили широкое распространение в Средиземноморье лишь к концу VI в. до Р.Х. (Рождества Христова, т.е. нашей эры. – К.К.), то же самое можно сказать о Древнем Китае и о Древней Индии. Появление сохи с железным сошником революционизировало тамошнее сельское хозяйство. Появление железного оружия и средств защиты («щит и меч») демократизировало армию, потому что железо со временем стало намного дешевле бронзы и было доступно и небогатым слоям населения.

Таким образом, «железный век» начинается лишь с вытеснения железными орудиями труда и войны бронзовых орудий.

Большое значение для генезиса философии имело возникновение монеты как законченной формы денег… Монета – единственная абстракция, которую можно потрогать. Распространение монетного общения, проникающего во все уголки общества, служило развитию способности к счету, а счет – первая элементарная деятельность интеллекта. Распространение монеты – предметной абстракции – способствовало развитию абстрактного мышления даже на уровне обыденного и массового сознания.

Третья причина – борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. Например, в Греции эвпатриды (благородные) ссылались на то, что их род шел от одного или иного «героя», один из родителей которого – бог или богиня. Ясно, что у новых слоев появилась социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев…

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый уровень знания, новые общественные движения породили общественную потребность в новом виде мировоззрения, который больше, чем старая мифология, соответствовал бы новому этапу в развитии общества. Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии и заменить ее более современным видом мировоззрения.

ЗАЧЕМ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении.

ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? … Мы … думаем, что философия возникла и в Китае, и в Индии, и в Греции. Что касается стран Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет), то там была возможность появления философии и в форме протофилософии (особенно в Вавилонии и в Египте, где высокого уровня достигли протонауки), но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры…

Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как

мировоззрение // Вестник МГУ. – Сер.7. Философия. – 1999. –

1 – с.10-11, 15-18

В последнее десятилетие, когда отечественная сфера гуманитарного знания перестала испытывать жесткое идеологическое давление и соприкоснулась с западной социогуманитарной мыслью, ранее от нее же искусственно отгороженной, подавляющее большинство устоявшихся здесь концепций подверглось значительному пересмотру. Этот пересмотр коснулся и чанышевской теории происхождения философии. Новые подходы к процессу возникновения философии удачно скомпилированы в статье д-ра филос наук Ю.В. Павленко «Зародження філософії. Історико-культурний нарис», отрывки из которой приводятся ниже.

Вопросы и задания:

6.По каким причинам автор статьи считает традиционное в советской историографии объяснение зарождения философии неудовлетворительным?

7.Какой основополагающий тезис пытается отстаивать автор в противовес наиболее распространенной концепции?

8.В чем состоит тот вклад «варваров» в новые общества, который открывает возможность для становления в них философского сознания?

9.Каким образом, по мнению автора статьи, гибель раннеклассовых обществ в результате варварских завоеваний способствуют зарождению в новых цивилизациях критического мышления как важнейшей предпосылки появления философии вообще?

10.Почему в государствах на территории Египта и Месопотамии, Мексики и Перу, также переживших неоднократные завоевания, философия не возникает, как возникает она в Индии, Китае и Греции?

…традиционно в советской историографии зарождение философии связывают с переходом от первобытно-общинной формации к классовому обществу, с отделением умственного труда от физического и появлением эксплуатации. Однако современный уровень исторического знания требует уточнения и даже, возможно, пересмотра подобного решения проблемы, поскольку отделение умственного труда от физического произошло во всех древневосточных формациях и цивилизациях доколумбовой Америки, но философия самостоятельно возникла в древности только в Греции, Индии, Китае…

Итак, в качестве тезиса я выдвигаю положение о том, что философское сознание зарождается в тех древних цивилизациях, которые возникли на основе предшествовавших им и погибших раннеклассовых обществ, и чья территория в той или иной степени подпадала под власть варваров-завоевателей: дорийцев в Эгеиде, ариев в Индии, чжоусцев в Китае.

В условиях социальной катастрофы, связанной с гибелью бывшей общественной системы и экспансией периферийных этносов, традиционные взгляды и представления, освященные авторитетом предков, не способны дать людям убедительные ответы на жизненно важные вопросы.

В такой ситуации уцелевшие представители образованных слоев общества, которое распалось, оказались лицом к лицу перед новыми обстоятельствами – враждебными, не предусмотренными, непонятными в системе обычных парадигм – и вынуждены были отойти от многих традиционных стереотипов мышления и искать самостоятельных решений. Одновременно это означает и первый шаг в сторону всевластия внеличностного традиционного знания в направлении утверждения индивидуального критического мышления, составляющего неотъемлемое свойство философского сознания. Несомненно, это само по себе никоим образом не приводит к появлению философии, однако благоприятствует созданию в обществе той атмосферы достаточно свободного индивидуального поиска общественно важных решений, вне которой возникновение философского сознания вообще невозможно.

Однако важно сразу же подчеркнуть, что речь идет не просто о гибели какого-то государственного образования от внутреннего раздора, экологических катаклизмов или варварских вторжений…

Самым существенным моментом в ходе становления индивидуально-критического сознания является возможность создания новой, вторичной цивилизации на иных социально-экономических и политико-правовых принципах, которые в той или иной мере допускают личную инициативу. В наибольшей степени это было характерно для образования после дорийского нашествия ионийских и эолийских полисов, чья культура в архаический период оказала самое сильное влияние на другие области Греции. Здесь на смену военно-бюрократическим структурам микенского периода приходят демократические общины античного, как его определил К.Маркс, способа производства, которые опирались на экономическую и социальную самостоятельность домохозяйства полноправного гражданина…

Павленко Ю.В. Зародження філософії. Історико-культурний нарис

// Філос. і соціол. думка. – 1989. – №11. – с.54-5(Пер. с укр.. К.В.Кислюка)

Для возникновения философии и ее расцвета прежде всего в древней Греции требовались не только социально-экономические и политические, но и духовные предпосылки. Вот что писал по этому поводу в своем труде «Метафизика» великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который в своих сочинениях охватил и систематизировал все отрасли тогдашнего знания, а также явился основоположником формальной логики.

… и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, солнца и звезд, а также о происхождении вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя познающим (поэтому и то, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же мы свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наХХХ единственно свободная, ибо она существует ради самой себя (Метафизика, 982 b).

Аристотель. Метафизика

// соч.: в 4 т. = М., 1975. – Т.1. – с.69

Вопросы и задания:

11.На какую важную социально-экономическую предпосылку возникновения философии указывает Аристотель?

12.«Зачем», с точки зрения Аристотеля, возникает философия?

13.Объясните, каким образом в «изумлении», которое у Аристотеля явилось важнейшей причиной возникновения философии, проявляется философская рефлексия.

14.Мог ли Аристотель согласиться с Гегелем в том, что для возникновения философии необходима свобода – как политическая, так и духовная?

Список литературы

1. Античные философы. Свидетельства, фрагменты, тексты. – К., 1995.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1982.

Антология мировой философии. – М., 1969, – Т.1, – ч.1.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1983.

Вернан М.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

2. Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. – М., 2001.
С.19 – 176

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Древнегреческая философия. – М., 1963.

Древнегреческая философия: В 2-х т. – М., 1994.

История китайской философии. – М., 1994.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1969.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – М., 1989.

Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа. – Минск, 1997.

Маковельский А.С. Древнегреческие атомисты. – Баку, 1946.

Мир философии. – М., 1991. –Ч.1, разд. 1.

4. Татаркевич В. Історія філософії. Львів, 1999. –Т.1: Антична і середньовічна філософія.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

6. Філософія. Навчально-методичний посібник. – Х. Одіссей. 2004. – С.24-39.

Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. Философия. – Изд. Питер, 2006. – С53-65.

7. В.А. Канке. Философия. Учебник. – М., 2001. – С21-51.

8. Філософія. Навчальний посібник. – Львів, 2001. – С52-72.

9. Философия. Учебник. – М., 2005. – С.23-52.

ЛЕКЦИЯ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

План

1.Доклассическая философия (натурфилососфия VII-V вв. до н.э)

2.Классический период (V-IV вв.до н.э)

3.Эллинистический период (V в. до н.э- Ш в.н.э)

Античная философия — это философская мысль а Древней Греции и в Древнем Риме, которая существует в период с VI в. до н.э. VI н. э. В философской литературе наиболее часто предлагается такая ее периодизация:

· досократичеcкая философия от Фалеса до Сократа (натурфилософия);

классическая античная философия, представленная в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля;

эллинистически-римская философия.

Однако изложение материала, посвященного античной фи­лософии, можно организовать не только по хронологическому, но и по проблемному принципу, которым пользовались и сами античные мыслители: «…одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нра­вах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род — физика; от Сократа, как сказано выше, бе­рет начало этика; от Зенона Элейского Ї диалектика (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов Ї 2-е изд. Ї М., 1986. Ї С. 59 Ї 60)

Основные идеи античной «физики», оказавшие неизмеримое влияние на западную философию, прекрасно обобщил современный западный исследователь Ричард Тарнас:

1) Мир Ї это упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума.

2) Космос как целое является выражением всепроникающего разума наделяющего природу назначением и целью, и разум этот доступен непосредственному восприятию человека.

3) Умственный анализ на своем глубочайшем уровне обна­руживает некий не временной порядок, образцовый по отноше­нию к своему временному, конкретному проявлению. Таким об­разом, окружающий нас мир оказывается словно разделенным на две части: условно говоря на «мир идей» и «мир вещей», являющийся его материальной, несовершенной копией.

5) Познание внутреннего устройства и содержания мира тре­бует от человека сознательного развития своих познавательных способностей Ї таких, как разум, интуиция,опит, оценка, воображение, пам'ять и нравственность.

6) Непосредственное постижение глубочайшей действительности мира потребность не только ума, но и души, поскольку знание Истины, проникновение в подлинную природу вещей, способствует и интеллектуальному продвижению, и духовному освобождению (Тарнас Р. История западного мышления. — М., 1995. - С. 62 — 63).

К сказанному можно лишь добавить, что античный космический подход к миру держался с одной стороны, на аналогии с организацией общественной жизни в греческом полисе — сравнительно небольшом городе- государстве, размерами с совре­менное княжество Лихтенштейн, где отношения между людьми строились отчасти на кровно-родственных связях, отчасти на демократическом правовом регулировании, так что жители полиса считали себя одной большой и дружной семьей. С другой стороны, космический взгляд на мир поддерживался «стихийным материализмом» — неизжитыми до конца элемента мифологического сознания, заставлявшими переносить на мир ту меру гармоничной упорядоченности, которую можно было наблюдать в явлениях природы: периодичность восхода и захода солнца, смены дня и ночи, времен года.

Этика как самостоятельный раздел философии берет свое начало в совершенном софистами и Сократом «антропологическом перевороте» в античной философии, который заключался в:переносе центра внимания космоса человека (микрокосм).

Содержание античной этики также можно изложить в не­скольких тезисах:

1) существует добродетель — совокупность положительных качеств в любом человеке, основными из которых считались справедливость, мудрость, мужество, умеренность;

2) «добродетель есть, знание» — прежде всего знание того, что такое хорошо, что такое плохо. Это знание коренится в глу­бинах человеческой души, однако может быть понято челове­ком — ценой длительных интеллектуальных усилий либо даже в результате интуитивного озарения. Нравственное знание, как считали античные философы, должно пробудить в человеке внут­реннее моральное чувство — чувство морального долга, которое заставит человека по крайней мере согласовывать сугубо лич­ные желания и запросы с общественными ценностями, норма­ми, идеалами;

3) добродетель есть высшее благо (добро) и счастье, цель и смысл человеческой жизни;

4) для своей полноты благо должно сочетать душевную доб­родетель с телесным благом (красотой и хорошим сложением, здоровьем, силой) и социальным благом (богатством, высоким общественным статусом, верными друзьями, успехами отчизны).

Что касается античной диалектики, то она будет расмотрена в дальнейшем в специальном разделе «Диалектика как тео­рия и метод».

Важнейшую проблему античной физики в рамках античного космоцентризма можно сформулировать как проблему Единого и Многого — что придает единство видимому многообразию вещей, явлений и процессов в окружающем нас мире? Античные мыслители пытались ответить на этот вопрос через определе­ние некой первичной, сущностной основы мира, которая, хотя и недоступна обычному человеческому зрению, все-таки может быть обнаружена «внутренним взором» нашего разума.

1. ДОКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (натурфилософия) (VI-V вв. до н,э.)

Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (иди досократовским) Ї от имени древнегречес­кого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии.

В этот период центрами развития философской мысли являлись грече­ские колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно-научных знаний.» Первые греческие философы-досократики: Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н. э.), Анаксимандр (611-545 гг. до н. э.). Анаксиман, Гераклит (ок. 544-ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор (вторая половина У1-начало V вв. до н. э.), Демокрит (ок. 460-ок. 371 гг. дон. э.) были также и уче­ными-естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первона­чале мира. Так Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит Ї огонь, Анаксимандр Ї «апейрон» (беспредельное'] вечное начало, первовещёство), Демокрит Ї атом - (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор Ї число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выде­лению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обоже­ствлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или уче­ние о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стал и так называемый стихийно диалектический метод Гераклита теория Демокрита.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба Ї это способ достижения гармонии; способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения " вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их про­тивников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания.

Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах ве­щества как первооснове мира, ванны названых атомами (от грёч atomos - ~неделимый). Атомы по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Уви­деть, атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.

Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий (апория – затруднение, безвыходное положение), доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя.

После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из состояния покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 6150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...