Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методы теоретического познания



1.Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.

2. Аксиоматический (греч.axioma — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.

3. Анализ (греч. anylysis — разложение, расчленение) — разложение целого на составляющие части.

4. Синтез(греч.synthesis— соединение, составление) — обобщение, сведение частей в единое целое.

5.Индукция (лат. induction — вsведение) выведение общего умозаключения из частного к общему.

6. Дедукция (лат. deduction — выведение)- выведение частного умозаключения из общего к частному.

7. Аналогия (греч. analogia — сходство) — выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам познания?

2.Какие философские категории вошли в понятийный аппарат современной науки?

3.В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?

Список литературы

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1969. – Т.1.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994. – С. 230 –238.

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – №1.

Вольф Р.П. О философии. – М., 1996. – С.47-48.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т.1.

Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М., 1981.

Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. – и 1997. - №4.

Гуннар Скирбекк Нилс Гилье. История философии. – М., 2001.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М., 1991. – С.80-81, 96-97, 108-109.

Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – С.322-333.

Лосев А.Ф. Мифология. Философия. Культура. – М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч.- М., 1991. -4.1, разд. 1, §1.

2. Мотрошилова Н. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Платон. Соч.: В 4 т. – М., 1994. – Т.4. – С.625-627.

3. Потемкин А.В. О специфике философского знания. - Р-н-Д., 1973.

4. Развитие научных и гуманистических оснований философии: итоги и перспективы // Вопросы философии. – 1992. – №8.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1999.

Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994. - №6.

Современный философский словарь. – М., 1998.

5. Таранов П. Философия сорокапяти поколений. – М., 1998.

6. Философия и мировоззрение. – М., 1990.

Философия. Учебник для вузов. – М., 2005. С.1 – 22.

Философия. Учебник. – Изд. – Питер – 2006. С9-39.

Философия и демократия в мире. Симпозиум ЮНЕСКО // Вопросы философии. – 1995. – №8.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. 1990.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – №8.

В.А. Канке. Философия. Учебник. – М., 2001. С.4 – 20.

7. Причепій Є.М., Черній А.М. Філософія. – Київ, 2001. – С.9 – 35.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998. С.5 – 17.

ЛЕКЦИЯ

Философия Древности

План

1.Процесс возникновения философии от «мира» к «логосу»

2.Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.

3.Древнеиндийская философия.

4.Древнекитайская философия.

1.ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ОТ «МИРА» К «ЛОГОСУ»

На первый взгляд, может показаться, что философия, представляющая собой размышление самого человека о своей роли и своем месте в мире, существует столько, сколько существует сам человек. Однако стоит это предположение рассмотреть с философской точки зрения, т.е. критически-рефлексивно, как приходиться признать – хоть философия претендует на рассмотрение вечных проблем, сама она не является вечным способом их решения. Если заглянуть в глубь истории, то можно обнаружить, что появление первых философских учений относится только к середине І тысячелетия до н.э. До тех пор – на протяжении десятков, если не сотен тисяч лет, составляющих болем, чем 90% всей истории человечества, безраздельно господствовала мифология.

По общепринятым взглядам, мифология, или мифологическое сознание (от древнегреч. «mythos» - пересказ) – набор чудесных историй, сказок или легенд. В действительности же, мифология – древнейшая форма мироощущения и деятельности людей, основанная на худежественно-эмоциональном переживании мира. В отличие от философии, мифология не осмысливает логически окружающий мир как безликое «ОНО», а воспринимает его чувствами как живое, одушевленное существо, своего рода «ТЫ». Как заметил по этому поводу замечательный русский и советский философ А.Ф.Лосев: «Миф ест подлинная жизнь, со всеми ее надеждами, страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью» (Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990. – С.399).

К другим особенностям мифологического сознания относятся:

1) социоантропоцентризм – перенос на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт самого человека или общества. Наглядным примером такого социоантропоцентрического взгляда могут служить древнейшие представления о китах, черепахах, слонах и других животных, на которых держится Земля, или традиционные меры длины (например, локоть) в соответствии с пропорциями человеческого тела.

2) эгоцентризм – представление о мире по образу и подобии личного жизненного мирка каждого человека. Такой взгляд, к примеру, отражается в известном выражении «За тридевять земель». Оно указывает на очень далекое расстояние, составляющие три по девять, т.е. двадцать семь «земель» - известного человеку пространства родного поселения и его окрестностей в радиусе от нескольких десятков до нескольких сотен километров, пределы которого он ни разу за всю жизнь так и не покидал.

3) некретичность – ибо любой мир не только всегда воспринимается как нечто реальное, о чем бы он не повествовал, но всегда открыт для внесения в него каждым следующим пересказчиком его собственных изменений и дополнений;

4) практический характер: «… поскольку весь мир считается управляемым мифическими силами, и от способа их действия зависит, прямо или опосредованно, судьба человека, универсально-мифическое видение мира оказывается, пожалуй, побуженным практикой, а за тем и самой практически заинтересованным… в нем возникает и распространяется глубоко запечатленное в языке «знания» о мифических силах (в самом прямом смысле лично прочувствованных) … все это спекулятивное знание ставит себе целью служение человеку в его человеческих целях, чтобы возможно счастливые построил он свою мирскую жизнь, чтобы мог оборониться от болезни, всякого рода судьбы, нужды и смерти» (Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопр.философии. – 1986. - №3. – 108).

Однако на этом практические задачи мифологии не ограничивались. Миф выполнял и важнейшие социальные функции: «Он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения» (Стеблин-Каменский М.И. Миф. – Л., 1976.-С.16). Это происходит потому, что миф был единственно доступной формой выполнения подобного рода задач в общество, где не было ни государства, ни писаного права, ни школьного образования, ни средств массовой информации.

Возникновение философии представляет собой настоящую революцию в способе мышления, которую в философской литературе называют «расколдованием мира», или переходом от «мифа к логосу». У этой революции было две стороны:

внешняя сторона, затрагивавшая форму мифа, заключалась в замене чувственно-эмоциональных образов абстрактными общими понятиями. Эти понятия, вроде греческих «фьюзис» - природа, «гилэ» - материя, вещество, «архэ» - означали не нечто реально существующее, что человек мог увидеть своими глазами, пощупать своими руками или услышать собственными ушами, но являлись своего рода мыслительными матрицами, в которых человек обобщал все чувственно-воспринимаемое многообразие окружающего его мира.

внутренняя, содержательная сторона возникновения философии сводилась к замене чувственного переживания мира (как раз посредством образом, которым часто придавались человеческие или животные черты) его критическим рациональным осмыслением. Это осмысление ставило перед собой цель вскрыть естественный порядок вещей и процессов в мире и выразить свои результаты в системе абстрактных понятий.

Разумеется, возникновение философии не было одномоментным актом, а растянулось на многие сотни лет. Все это время мифология продолжала сосетсвовать с философией. Существует она и в наши дни, правда, в несколько видоизмененном виде, например, в некоторых проявлениях политической идеологии. Объяснение этому парадоксу следует искать в том, что мифология является не пережитком детства человеческого рода, а неотъемлемой составной частью человеческой культуры.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.С постановки каких проблем начинается философия?

2.Что является предметом философского исследования?

3.Как соотносятся философия и наука?





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 894 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...