Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ади-Парва 28 страница



Пураны. Веда в своем живом воплощении осуждает людей малообразован-

ных, приступающих прямо к изучению Вед, не попытавшись предвари-

тельно постичь исторические сказания и Пураны. Веда считает: "Не

получив надлежащей подготовки, такой, с позволения сказать, ученый

не сумеет понять мое истинное значение и, стало быть, введет в заб-

луждение и себя и других.

Но человек, изучивший эту Кришна-Веду и читающий ее окружающим,

добьется преуспеяния в этой жизни и, без сомнения, сумеет избежать

воздаяния за дурные поступки, ему простится даже убийство ребенка

во чреве матери.

Поэтому я заключаю свое вступление таким напутствием: каждый,

кто, очистив свое тело и душу, раздел за разделом изучит эту главу,

в сущности изучит всю "Махабхарату". Тот же, кто с верою в сердце

постоянно слушает это мудрое творение, достигнет долголетия, славы

и вознесется на небесные планеты.

Однажды доброчестивые мудрецы возложили все четыре Веды на одну

чашу весов, на другую же чашу - "Махабхарату". И величием и весом

"Махабхарата" перетянула. Превосходящее все четыре Веды со всеми их

тайнами, это творение именуется "Махабхарата", то бишь, "Великая

Бхарата". Достаточно хотя бы постичь смысл этого названия, чтобы

избавиться от воздаяния за дурные поступки.

Нет ничего предосудительного в свершении подвижничества и в изу-

чении священного писания. Нет ничего предосудительного в строгом

следовании предписаниям Вед, как и в настойчивом стремлении к бо-

гатству. Но все эти [благие] деяния могут причинять вред, если уво-

дят нас прочь от нашей истинной духовной природы.

КРОВАВЫЕ ОЗЕРА И ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ АРМИЙ

Мудрецы сказали:

- В самом начале нашей беседы ты упомянул о священном месте Са-

манта-панчака. Мы хотели бы знать все об этом месте. Какова его

подлинная история?

Сута Госвами ответил:

О досточтимые ученые брахманы. Если вы желаете, святые люди,

чтобы я поведал вам что-нибудь истинно благоприятное, выслушайте

историю Саманта-панчаки. В промежутке меж второй и третьей великими

эпохами, Трета- и Двапара-югами, когда миром правили нечестивые ца-

ри, явился сверкающий, как пламя, Господь Парашурама и в гневе ве-

ликом принялся убивать злодушных венценосцев, покуда Своим могущес-

твом не перебил их всех до единого. В Саманта-панчаке Рама убил так

много царей, что их кровь образовала пять больших озер.

Все еще содрогаясь от ярости, вызванной бечинными деяниями зло-

деев, жестоко убивших Его отца, Господь Рама почтил покойного отца

и предков своими приношениями с примешанной к ним кровью убитых ца-

рей. Так рассказывают люди, заслуживающие полного доверия. Предки

Господа Рамы во главе с Ричикой, воззвали к Господу Раме, лучшему

из брахманов, убеждая его простить провинившихся, и Он прекратил их

избиение.

Кровь убитых Господом Владык образовала пять озер; с тех пор не-

оскверненная земля вокруг этих пяти озер стала называться Саман-

та-панчакой (то, что окружает пять), ибо ученые придерживаются мне-

ния, что все места следует называть по их особым приметам. [Посте-

пенно озера вновь заполнились чистой водой.] В промежутке меж

третьей и четвертой эпохами, Двапара- и Кали-югами в этом достойном

почитания, истинно священном месте, свободном от каких бы то ни бы-

ло обычных недостатков, и произошла война между армиями Куру и Пан-

давов; здесь сошлись для сражения восемнадцать полных акшаухини.

Итак, ученые брахманы, я объяснил вам происхождение названия

этой дивной чистой земли. Я подробно объяснил вам, о благородные

мыслители, и то, каким образом это место обрело широкую славу во

всех трех планетных мирах.

Мудрецы сказали:

- О Сута, ты только что упомянул о войсковой единице акшаухини.

Мы хотели бы знать ее точный состав: сколько именно в ней колесниц,

лошадей, людей и слонов. Несомненно, ты все это знаешь.

Сута Госвами ответил:

Люди, сведущие в этом деле, говорят, что маленькое подразделе-

ние, состоящее из одной колесницы, одного слона, пяти пеших воинов

и трех конников, называется патти.

Три патти составляют одну сена-мукху.

Три сена-мукхи составляют одну гульму.

Три гульмы образуют одну гану.

Три ганы составляют одну вахини.

Три вахини образуют одну притану.

Три пританы равны одной камю.

Три камю составляют одну аникини.

И десять аникини составляют одну акшаухини.

О лучший из брахманов, люди сведущие говорят, что в одной акша-

ухини насчитывается 21870 колесниц и столько же слонов. О всепра-

ведные, известно, что одна акшаухини включает в себя 109350 пеших

воинов и 65610 конных.

Люди знающие, искушенные в подобных подсчетах, утверждают, что

все это, вместе взятое, и составляет одну акшаухини; я же присово-

купил к этому свое подробное объяснение, о благородные дваждырож-

денные. Исходя из означенных цифр, о святые, можно определить, что

в армиях Куру и Пандавов насчитывалось немногим более восемнадцати

акшаухини. В сражении возле Саманта-панчаки они потеряли не только

все свои богатства, но и сами жизни. Цари Куру стали таким образом

орудием Времени, проявляющего себя самыми необычными способами.

В течение десяти дней армию Куру возглавлял Бхишма, превосходно

владеющий всеми видами оружия. Пять дней ряды Куру оборонял Дрона.

Два дня во главе Кауравов стоял погубитель врагов - Карна. Полдня

полководцем Куру был Шалья, и полдня Бхима и Дурьодхана вели смер-

тельное единоборство на палицах. А затем, когда эти полдня истекли,

Хардикья, Ашваттхама и Гаутама глухой ночью перебили беспечно спав-

шую рать Юдхиштхиры.

СТО ЧАСТЕЙ "МАХАБХАРАТЫ"

Сута Госвами продолжил:

Здесь во время жертвоприношения, свершаемого Шаунакой, я поведаю

всю "Махабхарату" с самого начала, точно в том же виде, в каком

многознающий ученик Вьясы прочитал ее на жертвоприношении, устроен-

ном Джанамеджайей. Ученые посвящают себя изучению эпопеи с той же

настойчивостью, с которой люди, стремящиеся к освобождению, выраба-

тывают в себе отрешенность.

Среди всего, что нам следует знать, важнее всего наше собствен-

ное "я", среди всего, что нам дорого, бесценнее всего жизнь; так и

среди всех священных писаний наибольшего внимания заслуживает эта

единственная в своем роде, исполненная глубокой мудрости эпопея.

Всякая речь, и ведическая и мирская, состоит исключительно из глас-

ных и согласных, подобным же образом во всей этой книге просматри-

вается глубокая продуманность замысла и логичность. А теперь послу-

шайте, из каких основных частей состоит эпопея:

1. Краткое изложение содержания в ста частях.

2. Краткое изложение дополнения из восемнадцати разделов.

3. Паушья.

4. Пулома.

5. История о брахмане Астике.

6. Происхождение первых созданных существ.

7. Удивительное повествование богов о происхождении.

8. Сожжение смоляного дома.

9. Убийство демона Хидимбы.

10. Убийство демона Баки.

11. Читраратха, царь гандхарвов.

12. Доброчестивая царевна Панчали выбирает себе мужа.

13. После того, как все соперничающие между собой цари терпят

поражение, она выходит замуж по закону кшатриев.

14. Появление Видуры.

15. Обретение царства.

16. Арджуна обитает в лесу.

17. Похищение царевны Субхадры.

18. Свадебный дар.

19. Сожжение леса Кхандава и встреча с таинственным зодчим Май-

ей.

20. Дворец.

21. Мудрый совет.

22. Убийство Джарасандхи.

23. Покорение мира.

24. Жертвоприношение Раджасуя.

25. Приношение гостям.

26. Убийство Шишупалы.

27. Игра в кости.

28. Что последовало за игрой в кости.

29. Жизнь в лесу.

30. Убийство Кирмиры.

31. Арджуна сражается с Господом Шивой, перевоплотившимся в

охотника.

32. Вознесение к планете Индры.

33. Мудрый царь Куру странствует по святым местам.

34. Убийство демона Джатасуры.

35. Битва с якшами.

36. История о питоне.

37. Встреча с мудрецом Маркандейей.

38. Беседы меж царицами Драупади и Сатьябхамой.

39. Путешествие к пастушьим стоянкам.

40. Сон об олене.

41. История о Врихи-Драунике.

42. Сайндхава похищает Драупади из леса.

43. Кража серег.

44. Аранея-парва.

45. Вирата.

46. Убийство кичаков.

47. Кауравы пытаются украсть коров царя Вираты.

48. Женитьба Абхиманью на Вайрати.

49. Великое, чудесное деяние.

50. Посольство Санджайи.

51. Тревоги и бессонница Дхритараштры.

52. История о Санат-Суджате, объясняющая сокровенные тайны души.

53. Попытки примирения.

54. Путешествие великого Господа.

55. Великий духом Карна высказывает свое суждение.

56. Армии Куру и Пандавов сходятся на поле сражения.

57. Воины и еще более великие [ади-ратха] воины.

58. Посланец Улука вызывает гнев у Пандавов.

59. История о царевне Амбе.

60. Бхишма поразительным образом становится главным военачальни-

ком.

61. Сотворение материка Джамбу.

62. Земля и ее великие острова.

63. Господь Кришна излагает "Бхагавад-гиту".

64. Убийство Бхишмы.

65. Дрона становится главным военачальником Куру.

66. Убийство воинов-самшаптаков.

67. Убийство Абхиманью.

68. Арджуна клянется убить Джаядратху.

69. Убийство Джаядратхи.

70. Убийство Гхатоткачи.

71. Ужасающий рассказ об убийстве Дроначарьи.

72. Метание всесокрушающего оружия Нараяна.

73. Последние дни Карны.

74. Последние дни Шальи.

75. Дурьодхана укрывается в озере.

76. Смертельное единоборство на палицах.

77. Священная река Сарасвати и особенности всех священных мест.

78. Зверское истребление спящих воинов.

79. Устрашающая история об оружии Айшика.

80. Поминание водой погибших родственников.

81. Скорбь женщин.

82. Похороны покойных родственников и грядущие существования

убитых Куру.

83. Мудрого Юдхиштхиру, праведного царя, чествуют как властителя

мира.

84. Смерть ракшасы Чарваки, принявшего обличие брахмана.

85. Распределение домов.

86. Мир, обязанности и нравственный долг царей.

87. Обязанности и нравственный долг в смутные времена.

88. Обязанности и знания, необходимые для освобождения.

89. Наставления.

90. Мудрый Бхишма возносится на небо.

91. Жертвоприношение Ашвамедха: история, устраняющая все послед-

ствия дурных деяний.

92. Анугита (повторная песнь), объяснение духовной философии.

93. Жизнь в ашраме.

94. Встреча с сыновьями.

95. Прибытие знаменитого мудреца Нарады.

96. Полное описание ужасного случая с железной палицей.

97. Великое отбытие.

98. Вознесение на духовные планеты.

99. Дополнение, известное как "Хариванша", с описанием детства

Господа Кришны.

100. Великое удивительное описание грядущих событий.

Великий духом Вьясадева полностью поведал все эти сто частей, и

сын Ромахаршаны, Сута Госвами, повторил их мудрецам в лесу Наймиши,

разделив, однако, все содержание на восемнадцать книг, как изложено

ниже. Затем он вкратце пересказал все книги-парвы, что и составляет

содержание всей "Махабхараты".

КНИГА ПЕРВАЯ.<Р> АДИ-ПАРВА.<Р> Начало.

Сута Госвами продолжил:

[Первая часть Ади-парвы, известная под названием] "Паушья", рас-

сказывает о славной судьбе Уттанки, а часть "Пулома" подробно опи-

сывает укрепление рода Бхригу. Следующая часть, посвященная Астике,

повествует о происхождении всех змей и великого Гаруды, о пахтании

океана, рождении небесного коня Уччайхшравы, о великих царях Бхара-

тах, о которых шла речь во время жертвоприношения, устроенного ца-

рем Джанамеджайей, а также о происхождении различных царей и мудре-

цов и великого мудреца Вьясы.

Часть "Происхождение первых созданных существ" описывает проис-

хождение полубогов, дайтьев, данавов и якшей. Эта часть также гово-

рит о происхождении змей нага, гандхарвов, птиц и различных других

созданий. История Васу повествует о том, как эти великие мужи вы-

нуждены были родиться во чреве богини Ганги в доме царя Шантану и

как они вновь вернулись на небо. Все Васу поделились своей силой с

одним-единственным Васу, который родился под именем Бхишмы, впос-

ледствии отрекся от царского престола и принял трудный обет безбра-

чия, соблюдавшийся им с неуклонной решимостью.

[Вместо Бхишмы] на трон Куру воссел его младший сводный брат

Читрангада; он правил, пользуясь наставлениями старшего брата, но

когда молодой властитель был убит, Бхишма возвел на престол Вичит-

равирью, младшего брата Читрангады, и неусыпно о нем заботился.

Первая книга также рассказывает о том, как Шрила Вьяса, сдержав

данное матери обещание, породил Дхритараштру, Панду и Видуру [на

самом деле это был Дхарма, бог справедливости, которого появиться

на свет в человеческом облике вынудило проклятие мудреца Ман-

давьи-насаженного-на-копье]. Книга описывает рождение сыновей Пан-

ду, их путешествие в Варнавату, коварные исхищрения их двоюродного

брата Дурьодханы погубить их, а также, подсказанное мудрым советом

Видуры, бегство через тайный подземный ход.

Далее рассказывается о встрече Пандавов с ракшаси Хидимбой, эта

встреча, происшедшая в ужасном лесу, привела к рождению Гхатоткачи;

повествуется о том, чем занимались Пандавы, тайно живя в доме брах-

мана, и об убийстве чудовищного ракшаса Баки, этот подвиг вызвал

восхищение брахмана и всех жителей города.

Подробно говорится о рождении пленительной Драупади и ее горяче-

го нравом близнеца-брата Дхриштадьюмны. Пандавы услышали о ней от

брахмана и, поощряемые Шрилой Вьясадевой, решили принять участие в

состязании, которое должно было определить ее мужа. Они тут же без

промедления отправились в царство Панчалы, где правил отец Драупа-

ди, чтобы принять участие в этой сваямваре.

По пути, на берегу Ганги, Арджуна нанес поражение царю гандхар-

вов Ангарапарне. Победитель и побежденный близко подружились, и,

услышав от Ангарапарны много любопытных историй, Арджуна вместе с

братьями отправился в царство Панчалов. Попутно рассказываются за-

мечательные истории о Тапатье, Васиштхе и Аурве.

В столице Панчалы один лишь Арджуна смог поразить стрелой неве-

роятно трудную мишень и таким образом завоевал руку царевны. Потер-

певшие неудачу цари во главе с Карной и Шальей были в бешенстве, но

Бхима и Арджуна победили их в очень нелегкой схватке. Обратив вни-

мание на непостижимые, можно сказать, сверхчеловеческие подвиги

Бхимы и Арджуны, Господь Кришна с Его великой проницательностью и

Его старший брат Господь Баларама сразу же догадались, что они сы-

новья Панду, [хотя те и тщательно изменили свой облик], и отправи-

лись в дом горшечника, где нашли себе пристанище Пандавы. Сообщает-

ся поразительный рассказ о пяти Индрах. Царь Друпада был весьма

озадачен тем, что его дочь станет женой сразу пятерых братьев, но

этот необычный брак благословил сам Господь Шива.

Дхритараштра отправил к Пандавам Видуру, который встретился не

только с ним, но и с Господом Кришной. Дабы предотвратить столкно-

вение между Пандавами и Куру, царство было поделено надвое, и Пан-

давы поселились в местности, которая называлась Кхандава-прастха.

Следует история о Сунде и Упасунде. По велению Нарады Муни пятеро

братьев решили, что будут проводить равное время наедине со своей

прелестной женой Драупади, [при этом каждый из них поклялся, что

если случайно застанет с ней другого брата, то тут же отправится в

добровольное изгнание].

В скором времени случилось так, что в комнату, где Юдхиштхира

пребывал наедине с Драупади, зашел Арджуна, чтобы взять оружие, ко-

торое понадобилось ему для оказания помощи святому брахману. Вернув

последнему похищенное у него имущество, верный общей клятве, Арджу-

на покинул царский дворец и отправился один в лес.

В лесу Арджуна встречается с царевной Улупи, которая стала его

верной подругой. Далее Арджуна совершает паломничество во многие

святые места; рождается Бабрувахана. [Продолжая свои подвиги], Ар-

джуна спасает пять апсар, которых проклятие отшельника-брахмана об-

рекло на рождение в облике крокодилов.

В святой земле Прабхаса-кшетра Арджуна встречается с Господом

Кришной и сопровождает Его в столицу Двараку [фантастический город,

сооруженный на поверхности океана]. Находясь там, Арджуна влюбляет-

ся в прекрасную младшую сестру Кришны - Субхадру, которая отвечает

ему взаимностью. С позволения Господа Кришны, Арджуна уводит Суб-

хадру; Господь Кришна, сын Деваки, богато одаряет Своего нового зя-

тя. Прибыв в столицу Пандавов [Кхандавапрастху, или Индрапрастху],

Шри Кришна вооружается Своим знаменитым метательным диском Сударша-

на; Арджуна же получает свой прославленный лук Гандива. Сжигается

лес Кхандава; Субхадра рождает могучего Абхиманью. Арджуна вызволя-

ет из горящего леса великого таинственного зодчего Майю, одновре-

менно спасается и некий змей. Великий мудрец Мандапала рождает сына

от птицы Шарнги. Все эти и многие другие истории подробно излагают-

ся в Ади-парве, первой книге "Махабхараты".

Достигший освобождения Шрила Вьясадева сообщает, что эта книга

состоит из 218 глав, 7984 шлок.

КНИГА ВТОРАЯ.<Р> САБХА-ПАРВА.<Р> Великое собрание.

Вторая книга, Сабха-парва, описывает много событий. Пандавы воз-

водят свой великолепный дворец, встречаются со слугами. Мудрец На-

рада, способный провидеть Бога, описывает дворец полубогов. Начина-

ются приготовления к великому жертвоприношению Раджасуя; Бхима уби-

вает злочестивого Джарасандху. Шри Кришна освобождает всех царей,

заточенных жестоким властителем в горную пещеру. Сказочные богат-

ства Пандавов, особенно бросающиеся в глаза во время Раджасуйи,

возбуждают зависть и гнев Дурьодханы. Когда [незадачливый] Каурава

поскальзывается на полу, Бхима насмехается над ним, и взбешенный

Дурьодхана замышляет погубить Пандавов, прибегнув к игре в кости.

Коварный Шакуни побеждает Пандавов в бесчестной игре. Пандавы пото-

нули бы в океане, который называется азартной игрой, но Драупади

стала для них спасительной ладьей. Разочарованный Дурьодхана приг-

лашает их принять участие в новой мошеннической игре.

Все эти события подробно излагает великий муж Вьяса во второй

книге "Махабхараты", содержащей 72 главы и 2511 шлок.

КНИГА ТРЕТЬЯ.<Р> АРАНЬЯКА-ПАРВА.<Р> Жизнь в лесу.

Благоприятная третья книга рассказывает о следующих событиях.

Все обитатели города, верные мудрому Юдхиштхире, отправляются с ним

в лес. Все Вришни и Панчалы навещают Пандавов в изгнании. Смерть

Шаубхи. Смерть Кирмиры. Узнав, что Шакуни мошеннически обыграл Пан-

давов в кости, Господь Кришна пришел в сильную ярость, но Арджуна

сумел утишить Его гнев. Драупади высказывает свои жалобы Господу

Кришне, и Господь Кришна утешает и ободряет ее. Арджуна отправляет-

ся на поиски оружия. Господь Кришна сопровождает Свою сестру Суб-

хадру и ее юного сына в Двараку, а Дхриштадьюмна, в свою очередь,

сопровождает сыновей Драупади. Пандавы заходят в заколдованный лес

Двайта. Царь Юдхиштхира беседует с Бхимасеной. Шрила Вьясадева на-

вещает сыновей Панду и открывает Юдхиштхире особую науку воспомина-

ния. После ухода Вьясадевы Пандавы направляются в лес Камьяка. Ар-

джуна сражается с Господом Шивой, принявшим обличие охотника. Ар-

джуна возносится на небесные планеты и встречается там с правителя-

ми вселенной.

Третья книга описывает также, как царь Юдхиштхира, подавленный

постигшим его несчастьем, видится с великим просвещенным мудрецом

Брихадашвой и делится с ним своим горем. В ответ он слышит чрезвы-

чайно поучительную и трогательную историю о царе Нале и его жене

Дамаянти, строго сохранявшей верность своему супругу во время нис-

посланных ему тяжких испытаний. С небесных планет к Пандавам, в их

лес, нисходит мудрец Ломаса; он приносит весть, что Арджуна нахо-

дится в небесных сферах. Мудрец передает послание от Арджуны. В со-

ответствии с этим посланием Пандавы совершают паломничество по свя-

тым местам, дабы при помощи духовного очищения обрести все могущес-

тво праведности. Великий мудрец Нарада отправляется к отшельнику

Пуластье. Смерть демона Джаты.

Драупади упрашивает Бхимасену взойти на гору Гандхамадана, чтобы

раздобыть там цветок мандары, растущей среди лотосового пруда. Вы-

полняя ее поручение, Бхимасена вступил в жестокое сражение с дер-

зкими и могучими ракшасами и якшами во главе с Маниманом. Затем

следует рассказ о том, как святой Агастья съел Ватапи и соединился

с Лопамудрой, дабы родить от нее сына. В рассказе о ястребе и голу-

бе Господь Индра, Агни и Дхарма испытывают царя Шиби.

Далее повествуется о молодом брахмачари Ришьяшринге и сыне Джа-

мадагни, Господе Парашураме, обладающем ужасной сокрушительной си-

лой. Описана смерть Картавирьи и хайхаев. Затем повествуется о Су-

канье и Чьяване, сыне Бхригу, во время жертвоприношения Сарьяти да-

рующем близнецам Ашвинам право пить сому в обмен на возвращение ут-

раченной юности.

В этой книге имеется рассказ о Джанту, о том, как царь Сомака

пожертвовал сыном ради того, чтобы иметь больше сыновей, и благода-

ря этой жертве обрел сто сыновей. Приводится история об Аштавакре.

Он победил Банди в ученом диспуте и спас своего упавшего в океан

отца. Одинаково хорошо владеющий обеими руками Арджуна получает бо-

жественное оружие для своего многочтимого старшего брата, а затем

сражается с нивата-кавачами, обитателями Золотого Города, Хирань-

япура. Арджуна присоединяется к своим братьям, пребывающим на Ган-

дхамадане, и сражается с гандхарвами по пути к пастбищам. Затем

братья возвращаются к озеру Двайтавана. Джаядратха выкрадывает Дра-

упади из ашрама, и Бхима преследует его с быстротой ветра. Далее -

история о встрече с Маркандейей и последующие истории.

Излагается рассказ о встречах и беседах Драупади с Сатьябхамой,

рассказ о мере риса, об Индрадьюмне, о Савитри, Ауддалакии Вайнье;

подробно пересказывается "Рамаяна", история Господа Рамачандры. По-

вествуется о том, как Господь Индра похитил у Карны пару серег,

рассказываются истории об огненных палках, о том, как полубог Дхар-

ма наставляет отца, а Пандавы получают свой дар и направляются на

запад.

Таково содержание Араньяки-парвы, третьей книги "Махабхараты".

Великий мудрец Вьясадева указывает, что в этой книге 269 глав,

11664 шлоки.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.<Р> ВАЙРАТА-ПАРВА.<Р> Жизнь в царстве Вираты.

Досточтимые мудрецы, четвертая книга "Махабхараты" подробно опи-

сывает события, происшедшие во время пребывания Пандавов в столице

Вираты. Приближаясь к столице царства, пятеро братьев заметили

большое дерево шами, растущее возле кремационной площадки и решили

спрятать свое оружие в этом дереве, после чего вошли в город, изме-

нив свой облик, каждый по-разному.

Далее рассказывается, как Врикодара (Волчье Брюхо, прозвище Бхи-

мы) убивает гнусного Кичаку, Арджуна наносит Кауравам поражение в

битве и спасает ценное стадо царя. Вирата прочит свою дочь Уттару

за Арджуну, однако тот отдает ее своему сыну, губителю врагов в по-

единках.

Таково содержание пространной четвертой книги. Великий духом

Вьясадева сообщает, что в ней насчитывается 67 глав, 2050 шлок.

КНИГА ПЯТАЯ.<Р> УДЬОГА-ПАРВА.<Р> Переговоры о мире<Р> и приго-

товления к войне.

В то время, когда Пандавы живут в Упаплавье, Дурьодхана и Арджу-

на обращаются к Господу Кришне, каждый просит даровать его стороне

победу. Оба взывают к Шри Кришне: "О Господь! Ты должен помочь на-

шим воинам в будущем сражении", а Господь Кришна со свойственной

Ему великой мудростью отвечает: "Оба вы люди очень важные, поэтому

Я поступлю следующим образом: Я буду помогать одной стороне, как не

участвующий в сражении советник, другой же стороне Я дам целую ак-

шаухини. Скажите, кому что дать, каков будет ваш выбор?"

Не блещущий умом Дурьодхана, от природы бесчестный и бессовес-

тный, выбрал акшаухини, Арджуна же выбрал Самого Господа Кришну,

хотя и знал, что Он не будет принимать непосредственного участия в

войне.

Могучий Дхритараштра посылает своего личного советника Санджаю

для переговоров о мире с сыновьями Панду. Услышав, что Пандавов

возглавит Сам Господь Кришна, Дхритараштра начинает сильно трево-

житься и теряет сон. Видура обращается к встревоженному царю с убе-

дительными, исполненными благости словами. Санатсуджата также обра-





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.046 с)...