Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
цов, так и не вняв предостережениям Видуры, Дроны, Бхишмы и Крипы,
сына Шарадвана, сословие кшатриев погубило себя в [развязанной ими
же] кровопролитной войне.
СЕТОВАНИЯ ДХРИТАРАШТРЫ
Услышав горестную весть, что в этой битве не на жизнь, а на
смерть, Пандавы одержали верх над его сыновьями, царь Дхритараштра
не мог отрицать, что зачинщиками губительной войны меж двоюродными
братьями были его старший сын Дурьодхана, Карна и Шакуни. Долгое
время Дхритараштра никак не мог осознать все значение обрушившейся
на него тягостной утраты; наконец он излил свои чувтсва, обратясь к
личному советнику Санджае с такими словами:
- Прошу тебя, выслушай все, что я скажу, Санджая, и не спеши
возложить на меня вину за все случившееся. Ты славишься умом и об-
разованностью, к твоим суждениям прислушиваются мудрейшие люди. Я
не хотел этой войны, Санджая! И уж никак не могу радоваться, могу
лишь глубоко скорбеть по поводу уничтожения династии Куру. Я ведь
всегда знал, что нет никакой особой разницы между моими сыновьями и
сыновьями Панду, но мои сыновья всегда так гневались на меня, так
роптали на меня, старого слепого человека. Только моя чрезмерная
любовь и потворство - причина того, что я так долго терпел их бес-
чинства.
Дурьодхана не видел различия меж добром и злом, и все же я сле-
довал за ним во всех его заблуждениях. Во время жертвоприношения
Раджасуя он увидел, в какой роскоши живет могущественный царь Пан-
давов, а тут еще, когда он обходил новый дворец, на него посыпались
насмешки; всего этого он просто не мог вытерпеть. У него не было
достаточно сил, чтобы одолеть в битве Пандавов, не доставало ему
тароватости и предприимчивости, дабы обзавестись такими же богат-
ствами, как Пандавы. Поэтому, не обладая всеми необходимыми для во-
ина достоинствами, он сговорился с царем Гандхары о том, чтобы от-
тягать у Пандавов их богатства с помощью плутовской игры в кости.
Прошу тебя, выслушай меня, Санджая. За все это время я многое
понял. Внемли же моим словам, и ты убедишься, что я человек вполне
разумный: хоть и слепец, но не лишен ока мудрости.
Когда я услышал, что Арджуна напряг свой удивительный лук и по-
разил скрытую мишень, упавшую наземь, завладев у всех на глазах
пленительной Драупади, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня
нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Арджуна похитил сестру Господа Кришны из
города Дварака, а Кришна и Баларама ему не только не препятствова-
ли, но и поспешили в столицу Пандавов, Индрапрастху, дабы отпраз-
дновать свадьбу, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет
надежд на победу.
Когда я услышал, что Арджуна, вооруженный небесными стрелами,
сумел противостоять владыке богов, отразив ниспосланный им в гневе
ливень, и преподнес в дар богу огня весь лес Кхандава, мне уже тог-
да открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Юдхиштхира оказался в отчаянно-бедственном
положении, проиграв свое царство Шаубале (Шакуни), но все же пре-
данные ему братья, наделенные безмерной силой, последовали за ним и
в изгнании, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд
на победу.
Когда я услышал, что Драупади, готовую захлебнуться слезами в
страданье и горе, полунагишом притащили в сборище Куру и те измыва-
лись над ней, пользующейся покровительством Самого Господа Кришны,
так, будто она последняя из женщин, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что все Пандавы отправились в лес, из любви к
своему старшему брату смирившись с изгнанием, и даже в изгнании
праведные эти мужи вершили необыкновенные деяния, мне уже тогда от-
крылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что за Юдхиштхирой, справедливым этим царем, в
лес последовали тысячи ученых брахманов, нищих, но великих духом
просителей, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд
на победу.
Когда я услышал, что трехокий Шива, бог богов, предстал перед
Арджуной в облике низкородного охотника-кирата и в поединке между
ними могучий Пандава так восхитил его доблестью, что он подарил Ар-
джуне свое грозное оружие пашупата, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Арджуна вознесся на небесные планеты и там
сам Индра обучал его владению сокрушительным небесным оружием, мне
уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Бхима и другие сыновья Притхи вместе с Вай-
шраваной отправились в страну, куда нет доступа простым смертным,
мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что по совету Карны мои сыновья отправились к
дальним стоянкам пастухов, но там их захватили в плен гандхарвы, и
только Арджуне обязаны они своим освобождением, мне уже тогда от-
крылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Дхарма, бог справедливости, в облике якши
явился для беседы с Юдхиштхирой, что и сам зовется Дхармараджей,
царем справедливости, и Юдхиштхира правильно ответил на самые ка-
верзные вопросы Дхармы, мне уже тогда открылось, Санджая, что у ме-
ня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что сыновья Притхи, которых так же трудно схва-
тить, как огонь, прибегая к различным ухищрениям, сумели усколь-
знуть от моих сыновей, тщетно пытавшихся отыскать их или увидеть,
мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Бхимасена, защищая дорогую его сердцу Дра-
упади, сразил сильнейшего из кичаков и всех сто его братьев, мне
уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что великий муж Арджуна, скрываясь под чужим
обликом в царстве Вираты, один перебил множество лучших моих бойцов
со своей колесницы, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня
нет надежд на победу.
Когда я услышал, что царь Матсья предложил свою непорочную дочь
Уттару Арджуне, а тот принял ее, но не для себя, а для своего сына,
мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Юдхиштхира, продувшийся в кости и изгнанный
в лес почти без друзей и сподвижников, вдруг оказался во главе мо-
гучей армии в семь полных акшаухини, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу. Когда я услышал от великого
мудреца Нарады, что Кришна и Арджуна отнюдь не простые смертные, а
два великих существа, известные как Нара и Нараяна, и когда Нарада
сказал мне: "Да, я всегда вижу их на высочайшей планете вселенной",
- мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на побе-
ду.
Когда я услышал, что Господь Кришна, супруг богини процветания,
тот самый Шри Кришна, что одним Своим шагом измерил этот мир, все-
цело принял сторону Пандавов, мне уже тогда открылось, Санджая, что
у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Господь Кришна ради общего блага желая при-
мирения, предложил Кауравам прекратить вражду с братьями, но ушел
ни с чем, так и не добившись Своей цели, мне уже тогда открылось,
Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Карна и Дурьодхана решили подчинить своей
воле Господа Кришну, даже после того, как Он во многих воплощениях
являл Себя Высшим Духом вселенной, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Притхи, мать Пандавов, отчаявшись, встала
перед отъезжающей колесницей Господа Кришны, умоляя Его о помощи, и
Господь Кришна утешил ее, мне уже тогда открылось, Санджая, что у
меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Господь Кришна и дед Бхишма являются личны-
ми советниками Пандавов и даже ачарья Дрона благословил их, мне уже
тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Карна сказал Бхишме: "Покуда ты сражаешься
на нашей стороне, я не буду участвовать в битве", и, оставив армию,
исчез, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на
победу.
Когда я услышал, что Господь Кришна, Арджуна и непобедимый лук
Гандива - все трое - обладатели ужасающей мощи - сплотились в не-
расторжимое триединство, мне уже тогда открылось, Санджая, что у
меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Арджуна в полном отчаянии простерся в своей
колеснице, не в силах сражаться, но Господь Кришна явил ему все ми-
ры, скрытые в Его божественном теле, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Бхишма, губитель врагов, каждый день сража-
ет по десять тысяч воинов-колесничих, но не может сразить ни одного
Пандаву, хоть и отчетливо видит их перед собой, мне уже тогда от-
крылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что сам Бхишма, покорствуя воле Божьей, открыл
тайный способ, каким его можно убить, и Пандавы, получив ключ к
этой тайне, тут же успешно им воспользовались, мне уже тогда откры-
лось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Бхишма, величайший из всех отважных мужей,
дотоле не ведавший поражений, убит на поле битвы Арджуной, прикры-
вавшимся, словно щитом, Шикханди, мне уже тогда открылось, Санджая,
что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что могучий Бхишма, старейший из воинов, пере-
бил почти всех сомаков, но был пронзен сверкающими стрелами Арджуны
и возлежал на ложе из стрел, мне уже тогда открылось, Санджая, что
у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Бхишма, сын Ганги, возлежавший на ложе из
стрел, терзался мучительной жаждой и, поняв это, Арджуна напоил
его, пробив стрелой отверстие в земле, откуда брызнул фонтанчик,
мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что даже полубоги, управляющие солнцем и огнем,
благосклонны к Пандавам и всемерно способствуют их успехам, а осме-
левшие хищные звери нагоняют страх на наших воинов, мне уже тогда
открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Дрона, этот превосходный боец, искусно при-
меняя все виды оружия, не может поразить ни одного из Пандавов,
главных своих врагов, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня
нет надежд на победу.
Когда я услышал, что наши союзники, самшаптаки, грознейшие из
воинов, поклявшиеся извести Арджуну, пали от рук этого самого Ар-
джуны, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на
победу.
Когда я услышал, что наша армия сомкнулась в несокрушимую фалан-
гу, с оружием в руках охраняемую Дроной, но сквозь этот, [казалось
бы, непроницаемый] строй, один, без всякой подмоги, пробился юный
доблестный сын Субхадры - Абхиманью, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что лучшие наши бойцы не могли одолеть Арджуну,
но возликовали, окружив и убив его юного сына Абхиманью, мне уже
тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что, убив Абхиманью, мои глупые дети разрази-
лись ликующими кликами, меж тем как Арджуна обрушил свой смертонос-
ный гнев на Сайндхаву, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня
нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Арджуна торжественно поклялся убить под-
стрекателя Сайндхаву и, находясь в самой гуще врагов, все же испол-
нил свою клятву, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет
надежд на победу.
Когда я услышал, что Господь Кришна, который был колесничим Ар-
джуны, выпряг усталых коней, напоил их и после короткой передышки
снова запряг и устремил колесницу на врагов, мне уже тогда откры-
лось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что сам Арджуна, покуда его распряженные запы-
хавшиеся кони отдыхали, не сходя с колесницы, отгонял вражеских во-
инов своим луком Гандива, мне уже тогда открылось, Санджая, что у
меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Ююдхана, этот доблестный воитель из общины
Вришни, нанес большой урон армии Дроны с ее непобедимыми, казалось
бы, слонами, а затем, живой и невредимый, вернулся к Кришне и Ар-
джуне, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на
победу.
Когда я услышал, что Карна, уже державший в руках
жизнь могучего Бхимы, не убил его, лишь оскорбил, ударив концом
лука, а затем отпустил, мне уже тогда открылось, Санджая, что у ме-
ня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Дрона, Критаварма, Крипа, Карна, Ашваттхама
и смелый царь мадров не пришли на помощь Сайндхаве, которому грози-
ла верная смерть, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет
надежд на победу.
Когда я услышал, что Господь Кришна навел морок на Карну, и тот
в полном смятении метнул свое главное оружие, небесную Шакти, дар
Индры, в ужасного Гхатоткачу, рожденного от людоедки, мне уже тогда
открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что в поединке с Гхатоткачей Карна метнул свое
оружие Шакти, предназначавшееся для убийства Арджуны, мне уже тогда
открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Дхриштадьюмна нарушил священный кодекс во-
инской чести, убив Дроначарью, что был один в колеснице и стремился
к смерти, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд
на победу.
Когда я услышал, что Накула, сын Мадри, вступив в поединок с сы-
ном Дроны, показал всем сражающимся, что ни в чем ему не уступает,
и несколько раз объехал вокруг него на колеснице, мне уже тогда от-
крылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что безумный сын Дроны после смерти отца пустил
в ход всесокрушающее божественное оружие Нараяна, но так и не смог
сразить ни одного из Пандавов, мне уже тогда открылось, Санджая,
что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Карна, воитель необыкновенного мужества,
считавшийся непобедимым в сражении, был убит Арджуной в братоубий-
ственной этой войне, смысла которой не могли постичь сами боги, мне
уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Ашваттхама, Крипа, Духшасана и Критаварма -
все вчетвером, не могли осилить одного лишь Юдхиштхиру, мне уже
тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что царь мадров, великий воитель, всегда без
страха бросавший вызов Самому Господу Кришне, был убит в ратобор-
стве с Юдхиштхирой, мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня
нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Шаубала, подлый, хитрый обманщик, который с
помощью мошеннической игры в кости, распалил вражду меж братьями,
был убит Сахадевой, сыном Панду, мне уже тогда открылось, Санджая,
что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Дурьодхана, лишась колесницы и оставшись в
полном одиночестве, изнемогая от жажды и страдая от попранной гор-
дости, пытался укрыться в озере, мне уже тогда открылось, Санджая,
что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что стоя на берегу этого озера, питавшегося во-
дами Ганги, сыновья Притхи вместе с Господом Кришной, злоехидно из-
девались над моим сыном, не выносившим дотоле ни малейшей обиды,
мне уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что мой сын Дурьодхана в смертельном единобор-
стве на палицах блеснул превосходным знанием всех приемов и все же
был побежден хитроумным Васудевой, мне уже тогда открылось, Сан-
джая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Драуни (Ашваттхама) и его сподручники подло
и вероломно умертвили во сне пятерых юных сыновей Драупади, мне уже
тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Ашваттхама, преследуемый Бхимасеной, в
ярости метнул свое смертоносное оружие в молодую, носившую в своем
чреве ребенка Уттару, последнюю продолжательницу рода Пандавов, мне
уже тогда открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Арджуна пустил в ход против грозного оружия
Ашваттхамы подобное же оружие, укрепив его мощь возгласом "свасти",
и снес драгоценный камень с головы своего противника, мне уже тогда
открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
Когда я услышал, что Ашваттхама своим мощным оружием пытался
уничтожить зародыш во чреве царевны Уттары, и Вьясадева, а затем и
Господь Кришна прокляли его страшными проклятиями, мне уже тогда
открылось, Санджая, что у меня нет надежд на победу.
О Санджая, моя бедная жена Гандхари заслуживает глубочайшего
сострадания, ибо потеряла и своих сыновей и внуков. Как не скорбеть
и о женщинах, лишившихся отцов и братьев?
Подобное могли свершить лишь сыновья Панду. Победив всех, кто
злоумышлял против них, они возвратили себе по праву принадлежавшее
им царство. Но сердце мое разрывается, Санджая, когда я слышу, что,
из двух могущественных армий уцелели лишь десять воинов: трое наших
и семеро со стороны Пандавов, и, стало быть, в этом сражении погиб-
ли восемнадцать полных акшаухини.
О Санджая, мой разум мутится, и я ничего не могу поделать с со-
бой. Полная тьма царит в душе моей, тьма - и все растущее смятение.
Так сказав, убитый горем Дхритараштра горько застонал. Боль до-
водила его до беспамятства, из груди вырывались протяжные вздохи.
- Я хотел бы расстаться с жизнью, Санджая, - продолжил он. - Для
чего мне и жить отныне?
Выслушав горькие сетования Дхритараштры, некогда правителя всего
мира, мудрый Санджая обратился к нему со словами, исполненными глу-
бокого значения.
- Нет сомнения, ты слышал от Шри Вьясадевы и мудрого Нарады о
царях, одаренных великой отвагой и силой, продолжателях династий,
славных своими поразительными достоинствами. Эти цари, сражавшиеся
небесным оружием и равные мощью самому богу Индре, честно и открыто
[не прибегая ни к каким недостойным уловкам] покоряли весь мир, все
они следовали закону Добра, используя нажитые богатства для сверше-
ния жертвоприношений, щедро одаряя всех нуждающихся. Все они заво-
евали великую славу в этом мире, но и им не удалось избежать смер-
тельной хватки Времени.
Среди них были доблестный Притху, великий воин-колесничий, один
побивавший целые тысячи, и Сринджая, славнейший среди завоевателей.
Среди них были Сухотра, Рантидева и неистовый Какшиван, Аушиджа.
Среди них были Бахлика, Дамана, Шайбья, Сарьяти, Аджита и Джита, а
также Вишвамитра, истребитель врагов, и обладавший великой мощью
Амбариша. Среди них были Марутта, Ману, Икшваку, Гайя и, конечно
же, Бхарата. Среди них были Рама, сын Дашаратхи, Шашабинду и Бхаги-
ратха. И благочестивый царь Яяти, что, повинуясь воле полубогов,
свершил так много обильных жертвоприношений, что вся земля с ее об-
ширными лесами оказалась отмеченной жертвенными столбами и святыня-
ми. Еще ранее небесный мудрец Нарада поведал обо всех этих двадцати
четырех царях Шайбье, горестно оплакивавшему смерть сына. Кроме
этих царей, были еще и сильнейшие мужи - превосходные воины-колес-
ничие и великие души, щедрое средоточие всех достоинств. Среди них
были Пуру, Куру, Яду, Шура, Вишвагашва, воплощенная решимость, Ане-
на, Юванашва, Какутча, Викрами и Рагху. Среди них были также Виджи-
ти, Витихотра, Бхава, Швета, Брихадгуру, Ушинара, Шатаратха, Канка,
Дулидуха и Друма.
Среди них были Дамбходхава, Пара, Вена, Сагара, Санкирти, Ними,
Аджейя, Парашу, Пундра, Шамбху, праведный Девавридха, Девахвайя,
Супратима, Супратика, Брихадратха, Махотсаха, Винитатма, Сукрату и
Нала, царь нишадов.
Среди них были Сатьяврата, Шантабхайя, Сумитра и величественный
Субала; Джануджангха, Анаранья, Арка, Прийабхиртья и Шубхаврата;
Балабандху, Нирамарда, Кетушринга и Брихадбала; Дхриштакету, Бри-
хаткету, Диптакету и Нирамайя; Авикшит, Прабала; Дхурта, Критабан-
дху и Дхридхешудхи; Махапурана, Самбхавья, Пратьянга, Параха и Шру-
ти.
В памяти людской сохранились эти и многие другие земные повели-
тели, сотни, тысячи и десятки тысяч повелителей, о чьих деяниях и
поныне не смолкает молва. Покинув мир, эти умные и могущественные
цари, величайшие люди своего времени, оставили после себя, как и
твои сыновья, богатейшее наследие. Эти цари вершили благие деяния,
являли отвагу, отрешенность и непоколебимую веру в Бога. То были
великие мужи, чистые сердцами, честные, прямодушные, что бы ни де-
лали. Потому-то их деяния запечатлели самые лучшие, самые святые
стихотворцы, мудрецы и летописцы. Но даже и эти возвышенные духом
повелители со всеми их богатствами и совершенствами покинули мир.
Твои же сыновья были злобными, подлыми и алчными, к тому же не в
меру гневливыми и со склонностью постоянно впутываться в дурные де-
ла. Не следует тебе горевать о них, о потомок Бхараты, ведь ты че-
ловек умный, образованный, все ученые чтут твой проницательный ум.
Ты, конечно, ведаешь, что помрачение рассудка никогда не грозит
тем, кто соблюдает заветы священных писаний. Ты знаешь, что в этом
мире сосуществуют и вознаграждение и кара, о царь, и посему люди,
на чье слово мы можем положиться, даже в защите собственных детей
советуют соблюдать меру, не переходить границ.
Не должно тебе сокрушаться, царь: неумолимы предначертания судь-
бы. У кого достанет мудрости, чтобы предотвратить ее свершения? Нет
сомнения, что никому не удастся изменить ход событий, предопреде-
ленный Творцом, ибо Время и судьба - выражения Его воли. Все мироз-
дание зиждется на Времени; в его власти рождение и смерть всех су-
щих. Как и радость и страдание.
Время пожирает все, обладающее плотью, и уносит все живые сущес-
тва. Время можно уподобить огню, поглощающему все живое; оно же са-
мо и гасит этот огонь. В этом мире Время преображает все виды бы-
тия, как благоприятные, так и неблагоприятные. Однако Время не
только заглатывает все живые существа, но и возрождает их в поло-
женный срок. Никто не может остановить бесстрастное течение Време-
ни, которому подвластно все сущее. Ты не какой-нибудь заурядный
простолюдин, Дхритараштра, и тебе не подобает отрекаться от соб-
ственной мудрости. Не забывай, что все, существовавшее доселе, все,
ныне существующее, и все, что еще только будет существовать, неиз-
бежно несет на себе печать Времени.
Сута Госвами сказал:
Такими рассуждениями утешал Санджая, сын Гавальганы, царя Дхри-
тараштру, оплакивавшего павших сыновей. И благодаря этим мудрым
наставлениям рассудок царя прояснился.
СЛАВА "МАХАБХАРАТЫ"
Сута Госвами продолжил:
Кришна Двайпаяна, Шрила Вьясадева в своем священном литературном
творении, "Махабхарате", полностью описал все эти события. Всякий
благочестивый человек, прилежно изучивший хоть одну шлоку "Махабха-
раты", целиком очистится от всех своих прегрешений. "Махабхарата"
повествует о праведных деяниях, свершенных благолюбивыми мудрецами,
святыми и святыми царями, прозревшими свою истинную суть, описывает
таинственных якшей и небесных змеев. Они восславляет Верховную Лич-
ность Бога, Шри Кришну, который, невзирая на Свою бессмертную сущ-
ность, предстает в эпопее как сын царя Васудевы.
Шри Кришна не только Сама Истина, но и путь к постижению этой
Истины, ибо Он обладает высшей чистотой и в то же время является
средством очищения. Он Высшая Абсолютная Истина, неувядаемая и не-
изменная, свет негасимый. Он вершит божественные деяния, о которых
ученые мудрецы рассказывают потом всему миру.
Причина и следствие, дух и материя - все исходит лишь от Верхов-
ной Личности Бога. Он первоначало, Он цель, пределы и последова-
тельный порядок всего сущего. Он рождение и смерть, Он же и жизнь,
следующая за смертью.
Следует иметь в виду, что Он Высший Дух, однако же проявляется
во всем материальном, сотворенном из первичных элементов: земли,
воды, огня, воздуха и эфира. Его энергия выявляет и благость, и
страсть и невежество. Но Сам Он возвышается над миром материи, как
скрытой, так и явной; лишь Ему одному должны мы отдавать дань почи-
тания. Лучшие из обуздавших все свои чувства мудрецов, с великой
йогической силой направляющих свои размышления на божественную суб-
станцию и на Него, видят этот Высший Дух в очищенных своих душах
так же отчетливо, как отражение в зеркале, не имеющим ни малейших
изъянов.
Истинно благочестивый человек, никогда не сходящий с тропы ду-
ховности, сознающий, что лишь полное владение собою ведет к знанию,
тщательным изучением этой главы "Махабхараты" может избавить себя
от грехов. Эта глава - краткое введение ко всей эпопее, поэтому
тот, кто выслушает всю главу целиком и искренне поверит в то, чему
она учит, никогда не падет духом в столкновении с жизненными труд-
ностями. Тот же, кто ежедневно на восходе и на закате читает главу
вслух, очистится от всех грехов, обременяющих дни и ночи его жизни.
[Справедливо считается, что] свежее масло - лучший из всех мо-
лочных продуктов, святой брахман - лучший из всех людей, то же са-
мое можо сказать и об этом введении к "Махабхарате", открывающем
высочайшую истину: оно содержит в себе сущность всей эпопеи и усла-
дительно, точно нектар. Если океан - величайший из всех водоемов, а
дойная корова - ценнейшее из всех четвероногих, то "Махабхарата" -
величайшее из всех исторических сказаний.
Тот, кто во время поминального обряда шраддха прочитает вслух
эту главу, дабы доставить удовольствие брахманам, дарует великое
благо своим предкам, получающим приношение священной еды и питья, и
освободит их от всех страданий, причиняемых прежними дурными пос-
тупками.
Ученые обогащают свое знание Вед, изучая исторические сказания и
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!