Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Влияние государства на совокупный спрос



Государство способно воздействовать на совокупный спрос прямо и косвенно. Косвенное влияние его на общие расходы по покупкам реализуется через активи­зацию или, наоборот, нейтрализацию определенных факторов, детерминирующих сдвиги в потреблении, сбережениях, частных инвестициях и чистом экспорте. Что касается прямого воздействия государства на совокупный спрос, то оно осуществ­ляется двумя основными способами.

1. Государственные закупки. Их увеличение расширяет совокупный спрос, а сокращение сужает его. Своими закупками государство способно поддерживать целые отрасли экономики и слои населения. Закупкам кейнсианцы отводят зна­чительную роль в обеспечении занятости, доходов и конкурентоспособности на­циональной экономики. Важное место занимают они и в антициклическом регули­ровании. Когда народное хозяйство испытывает спад, тогда их следует расширять, дабы уменьшить сокращение совокупного спроса, остановить его падение или даже попытаться увеличить. Напротив, в условиях инфляционного бума целесообразно ограничивать госзакупки во избежание усиления инфляции спроса. Конечно, очень многое зависит в этих мерах от самих масштабов госзакупок, а также от источни­ков их финансирования.

2. Изменение налогов. Рост налогов ведет к сокращению потребления, сбере­жений и инвестиций, а снижение вызывает обратные сдвиги в названных компо­нентах спроса. Чрезмерное налоговое бремя или убивает стимулы предпринима­тельства, или загоняет его в «тень», как случилось в странах СНГ в 90-е годы. Но налоги являются источником финансирования госзакупок, их повышение для расширения госзакупок с целью увеличения совокупного спроса нейтрализует часть эффекта от роста этих закупок. Поэтому фундаментальные рекомендации Дж. М. Кейнса как раз и содержат положения о дефицитном финансировании для преодоления спада, т. е. увеличения госзакупок и трансфертов в условиях кризиса перепроизводства не за счет роста налогов, а за счет повышения дефицита госбюджета. Более того, кейнсианцы считают необходимым на фазе кризиса снижать налоги, дабы подержать потребление и инвестиции, в то время как на фазе инве­стиционного бума их следует повышать, чтобы снять излишние элементы спроса и сбить инфляцию.


2.5. Эффект мультипликатора

Важное значение в концепции макроэкономического регулирования кейнсиан-цы уделяют эффекту мультипликатора [от. лат. multiplico — умножаю, увеличи­ваю]. Он распространяется на изменения во всех видах расходов: потребительских, частных инвестициях, государственных, в чистом экспорте. В чистом виде мульти­пликатор предполагает предварительную недогрузку мощностей и безработицу, следовательно, возможность достаточно быстрой реакции совокупного предложе­ния на изменение любого компонента совокупного спроса. Явление мультиплика­тора базируется на двух объективных обстоятельствах.

Во-первых, для экономики характерны непрерывно повторяющиеся потоки расходов и доходов, в которых потраченные одним субъектом деньги получает в виде дохода другой субъект. Когда отечественный потребитель или бизнесмен, го­сударство или зарубежный покупатель расходуют какую-либо сумму на приобре­тение определенной продукции, то национальный продавец получает таким обра­зом соответствующую выручку от реализации. При этом последний определенную часть этой выручки также тратит на покупки нужных ему товаров и услуг, обес­печивая доходы тем, кто ему их сбывает и предоставляет. Иными словами, возник­шие у одного лица затраты на приобретение потребительских или инвестицион­ных товаров порождают цепную реакцию расширения совокупного спроса и ответ­ного совокупного предложения. Таким образом, наблюдается умножение первона­чального изменения в покупательных расходах данного субъекта (потребителя, пред­принимателя, госоргана или зарубежного покупателя) в результате того, что это исходное изменение дает толчок волне потока доходов и расходов многих других субъектов, получивших возможность расширить объемы своей купли-продажи.

Во-вторых, поскольку часть выручки от реализации любого продавца после вычета материальных затрат и налога становится его чистым доходом, то послед­ний распадается на его потребительские расходы и личные сбережения. При про­чих равных условиях пропорция, в которой прирост его дохода распределяется на потребление и сбережения, сохраняется такой, какой она была характерна для него ранее. Это касается всех субъектов, которые были вовлечены в данную волну пото­ка расходов-доходов.

Следовательно, в части потребительских расходов этих субъектов цепная реак­ция будет затухающей, но вызовет в течение ряда циклов многократное увеличение прироста ВНП по сравнению с исходным изменением (толчком) совокупного спро­са. В отношении дохода после уплаты налогов существует обратная связь между предельной склонностью к сбережению (ПСС) и величиной мультипликатора: чем меньше доля любого изменения в доходе в пользу сбережения, тем больше удель­ный вес очередного расходования в каждом цикле, и, соответственно, тем выше мультипликатор. Если ПСС равна 1/4, то мультипликатор равен 4.

Таким образом, мультипликатор равен обратной величине предельной склоннос­ти к сбережению. И коль скоро предельная склонность к сбережению равняется единице минус предельная склонность к потреблению (ПСС = 1 - ПСП), то мульти­пликатор можно рассчитать как обратную величину этой разницы (1: (1 - ПСП)).

В связи с особой подвижностью такого элемента ВНП, как частные инвестиции, мультипликатор обычно рассчитывают относительно к капиталовложениям. Муль­типликатор инвестиций равен частному от деления изменения ВНП на то из­менение капиталовложений, которое вызвало этот сдвиг в ВНП. Соответственно сдвиг в ВНП равен произведению мультипликатора инвестиций на изменения ка­питаловложений, породивших данный сдвиг в ВНП.


Надо заметить, что мультипликатор — это обоюдоострое оружие, действующее в обоих направлениях: с одной стороны, даже незначительное увеличение какого-либо элемента совокупного спроса (например, инвестиций) приводит к многократ­но большому приросту его общей величины и соответствующему наращиванию ВНП, с другой — незначительное уменьшение определенного компонента совокуп­ного спроса (тех же инвестиций) обусловит многократно большее сокращение его общей величины и соответствующее падение ВНП.

Наиболее наглядно действие мультипликатора можно показать на условном числовом примере (табл. 25.2).

Таблица 25.2. Условный пример действия мультипликатора (гипотетические данные), млрд дол.

Цикл Изменение в доходе Изменение в потреблении (ПСП = 3/4) Изменение в сбережениях (ПСС = 1/4)
Предполагаемый рост инвестиций 5,00 3,75 1,25
Циклы: второй 3,75 2,81 0,94
третий 2,81 2,11 0,70
четвертый 2,11 1,58 0,53
пятый 1,58 1,19 0,39
Все другие циклы 4,75 3,56 1,19
Итого 20,00 15,00 5,00

В нем допускается:

1) предельная склонность к потреблению равна 3/4, соответственно предель­ная склонность к сбережению — 1/4;

2) вместо ВНП в качестве обобщающего показателя, характеризующего спрос и уровень производства, взят совокупный доход после уплаты налогов;

3) импульсом к росту совокупного спроса и уровня производства является прирост частных инвестиций с 20 до 25 млрд дол., т. е. на 5 млрд.

В ходе нескольких циклов потока расходов-доходов общий спрос и уровень производства, выраженный в совокупном доходе после уплаты налогов, увеличива­ется с 470 до 490 млрд дол., или на 20 млрд, если процесс рассматривать до расходования последнего доллара доходов. Следовательно, хотя эффект исходного и последующих циклов расходов от первоначального прироста инвестиций и за­тухает, но мультипликатор капиталовложений равен 4 (20 млрд дол. прироста со­вокупного дохода после уплаты доходов: 5 млрд дол. инвестиций). Не случайно действие эффекта мультипликатора заканчивается в данном примере тогда, когда суммарная величина сбережений, обусловленная исходным увеличением инвести­ций на 5 млрд, компенсирует данный прирост капиталовложений. Ведь только так корректируется вызванное увеличением инвестиций неравновесие: общие доходы должны возрастать на 20 млрд дол., чтобы при предельной склонности к потреб­лению, равной 3/4, обеспечить дополнительные сбережения в 5 млрд дол., уравно­вешивающие инвестиции на эту же сумму.


В данном примере рассмотрено действие простого мультипликатора капитало­вложений (1: ПСС = 1: (1 - ПСП)), т. е. такого, который учитывает только утечку дохода от совокупного спроса, обусловленную сбережениями. В действительности существуют также утечки доходов в налоги и на импорт. Они снижают эффект мультипликатора, ибо усиливают затухание потока расходов — доходов, изымая часть доходов в обязательные платежи государству и на покупку зарубежной продукции, т. е. уменьшая совокупный спрос на отечественную продукцию. Для опре­деления так называемого сложного мультипликатора необходимо учитывать утеч­ки доходов от совокупного внутреннего спроса не только на сбережения, но и на покупку заграничных товаров, на уплату налогов. К. Макконнелл и С. Брю счи­тают, что сложный мультипликатор, по данным США, приблизительно равен 2.

Из характеристики мультипликатора видно, какие обстоятельства могут отри­цательно сказаться на развитии национальной экономики:

1) рост сбережений уменьшает потребительские расходы населения, вызывая так называемый парадокс бережливости, которая снижает совокупный спрос и расширяется именно в условиях кризиса перепроизводства;

2) возрастание импорта приводит к потерям национальных производителей в части внутреннего спроса;

3) налоговое бремя уменьшает потребление и сбережения, соответственно и частные инвестиции, что сужает емкость внутреннего рынка.

Чтобы нейтрализовать негативное действие названных обстоятельств, следует:

а) задействовать сбережения в инвестиционных проектах для замещения сни­
жения потребительских расходов увеличением капиталовложений;

б) стимулировать экспорт и ограничить некритический импорт;

в) не допуская чрезмерного налогового пресса, расширить госзакупки и транс­
ферты для повышения совокупного спроса, занятости и доходов.

При этом нужно иметь ввиду, что эффект мультипликатора при изменении любого элемента спроса полностью реализуется только в условиях стабильности цен. Если цены растут, то возрастание общих расходов на покупки частично или во всем объеме уходит не в увеличение реального производства, а в инфляцию. Напротив, когда цены снижаются, тогда эффект мультипликатора оказывается зна­чительнее, чем при постоянных ценах, ибо более дешевые товары расширяют внут­ренние и внешние покупки отечественной продукции, а также понижают ставку процента, стимулируя инвестиции, при прочих равных условиях.

В анализе влияния инвестиций на ВВП, а также их обратной зависимости от его динамики, различают автономные и производные капиталовложения. Автоном­ные инвестиции рассматриваются в качестве таких капиталовложений, которые не зависят от динамики ВВП и которые осуществляются в виде так называемых первоначальных инъекций [от лат. ingectio — вбрасывание]. Они (вследствие действия эффекта мультипликатора) вызывают многократное изменение ВВП.

Такой рост ВВП, в свою очередь, стимулирует увеличение инвестиций: экономи­ческий рост и повышение занятости активизируют инвестиционную деятельность. Эти капиталовложения называют производными.

Зависимость инвестиций от изменения национального производства определя­ют в качестве акселератора [от лат. accelero — ускоряю]. Производные инвестиции вместе с автономными воздействуют на экономическую динамику, что называется эффектом акселератора. Он, как и эффект мультипликатора, действует в обоих направлениях: и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения. Объединяясь в своем действии, эффекты мультипликатора и акселератора существенно определя­ют хозяйственную активность: ее повышение или снижение.


2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов

Рассматривая налоговые поступления в их динамической взаимосвязи с дви­жением ВНП при неизменной системе налогообложения и неменяющихся объе­мах государственных расходов, кейнсианцы признают действие автоматических (встроенных) стабилизаторов. Для облегчения понимания их механизма под нало­говыми поступлениями целесообразно иметь ввиду так называемые чистые налоги, т. е. разность между общей суммой налоговых поступлений и той частью, кото­рая направляется государством на выплату трансфертов (пенсий и различных пособий). В период экономического спада чистые налоги сокращаются, ибо, с одной стороны, кризис вызывает снижение доходов и других налогооблагаемых объектов (продаж), а с другой — он же ведет к увеличению трансфертов для помощи безработ­ным и малоимущим, численность которых возрастает. Напротив, в условиях подъема чистые налоги повышаются, поскольку, во-первых, растут доходы и иные налогооб­лагаемые объекты (продажи), а во-вторых, уменьшаются трансферты на помощь безработным и малоимущим, численность которых сокращается. Причем это про­исходит даже без внесения изменений в систему налогообложения и трансфертов.

Если же квалифицировать чистые налоги в качестве утечки части совокупно­го спроса в сфере потребительских расходов и частных инвестиций, то вышеизло­женная их динамика свидетельствует о том, что такая утечка уменьшается на фазе спада и увеличивается на фазе подъема. Именно это и является желательным с точки зрения стабилизации экономики в плане смягчения циклических колеба­ний. На фазе кризиса перепроизводства чистые налоги автоматически, т. е. без изме­нения системы налогов и трансфертов, снижаются, следовательно, сокращается утечка совокупного спроса, который находится в депрессивном состоянии. Наоборот, на фазе подъема чистые налоги растут, или увеличивается утечка совокупного чрез­мерного спроса, порождающего инфляцию. Таким образом, встроенные стабилиза­торы (чистые налоги) обеспечивают рост дефицита, или уменьшение положитель­ного сальдо госбюджета, в условиях спада и, напротив, понижение дефицита, или повышение положительного сальдо госбюджета, в условиях экономического бума. Это регулирует экономику, притупляя остроту циклических перепадов.

Встроенные стабилизаторы зависят от налогового и трансфертного законода­тельства. Если оно обеспечивает более жесткую связь динамики ВНП и чистых налогов, то саморегулирование выражено значительнее. Но коль скоро такая дина­мическая зависимость менее заметна, то автоматические стабилизаторы не столь существенны. Вместе с тем, все, на что такие стабилизаторы способны, — это не­сколько ограничить размах и глубину циклических колебаний.

К. Макконнелл и С. Брю отмечают: «По оценкам, в США сегодня встроенные стабилизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода прибли­зительно на треть»1. Поэтому кейнсианцы полагают, что для существенного смягчения перепадов от инфляционного бума к кризису перепроизводства и наоборот требуется дискретная фискальная и кредитно-денежная политика. О ней вкратце уже шла речь в гл. 9. Детальнее на ней мы остановимся в следующем разделе. Здесь только подчеркнем, что именно кейнсианству принадлежит решающая роль в теоретичес­ком обосновании методов как фискальной, так и кредитно-денежной дискретной политики. В то же время у кейнсианцев есть концептуальные противники — пред­ставители школ, которые вновь подняли на «щит» постулаты саморегулирования капиталистической экономики и ограничения государственного вмешательства.

' Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 1. — С. 252.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...