Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выводы по второй главе



Полученные результаты привели нас к следующим выводам:

1. Все дети без исключения называют четыре вида «звучащих жестов» и большое количество вариантов их разновидностей. При этом сразу же стараются охарактеризовать звук по тембру и настроению. И если при первичном обследовании, чтобы найти разнообразные жесты, дети в первую очередь опирались на такое качество звука, как громкость (и в соответствии с этим амплитуду замаха), то в итоговом обследовании поиск разнообразных «звучащих жестов» исходил от самого тембра и настроения звука. Это свидетельствует о том, что учащиеся осознали значимость «звучащих жестов».

В силу того, что дети в течение года участвовали в постановке детских музыкальных спектаклей, играли роли разных персонажей и в соответствии с их характерами и подобранной музыкой двигались, у них достаточные знания об эмоционально-образных состояниях человека.

Но если при первоначальном обследовании дети за прослушиваемой музыкой закрепляли заурядные, простые термины (чаще грустно, весело, радостно), то после проведенных занятий характеристика эмоционально-образного настроения музыки стала носить более глубокий характер. Так, прослушивая «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, дети услышали в музыке глубокую грусть, непроходящую тоску, боль, плачущие интонации_ – «капли слез» (то большие, то маленькие, то – рыдания), тяжелую поступь болезни, которая то подходит ближе, то отходит.

Пластический отклик детей на музыку очень разнообразен. Кто-то выбирает хлопки и шлепки (Гуля Билялова, Галя Овсянникова, Настя Мазурина, Диана Богдасарян, Света Джос), кто-то чаще шаги (Настя Лютова, Алексей Жидков). Реже используются все звучащие жесты: шаги, шлепки, хлопки (Вика Кумарина, Егор Иванов, Юля Курбатова, Лена Кравченко) - это дети, обладающие хорошей координацией движений.

Можно заметить, что хлопками детям легче прочувствовать музыку, услышать и отобразить не только общее настроение, но и динамику, кульминацию произведения, продолжительность, тембр, высоту звука. Поэтому чаще пластический отклик строится на хлопках, а у шлепка и шага – вспомогательный характер.

Вика Кумарина, Лена Кравченко используют шаги для отображения общего настроения характера музыки (веселая –прямые шаги, тревожная –высокий шаг, затаенная –пружинящий или низкий шаг, ласковая –шаг на носках), а хлопки –для отображения рисунка мелодии, звуковысотных и тембровых соотношений.

Только Егор Иванов и Юля Курбатова смогли прочувствовать музыку всем телом, используя различные звучащие жесты. В пьесе «Болезнь куклы» П.И.Чайковского они услышали два пласта: низкий (болезнь подбирается) и высокий (слезы капают). Нижний пласт отражали различными шагами (на носочках, пяточках, на всю ногу с замахом, низкий и высокий шаг), шлепком (по голени, бедру); высокий пласт хлопком, реже шлепком, вслушивались в тембр, высоту, протяженность звука, и в соответствии с этим обрывали звук движением ладоней вниз или коротким отскоком, продлевали звук разведением ладоней вверх (звучащая пауза), ударяли то по пальцам (более низкий звук), то по запястью (средний звук), то по ладони (высокий звук).

Егор Иванов использовал также свои любимые «вогнутые и выгнутые» хлопки, «взмаховые» (громкие) и «безвзмаховые» (тихие) хлопки.

Добавим к сказанному, что по завершению опытно-поисковой работы, две музыкально-пластические композиции на музыку П.И.Чайковского («Немецкая песенка», «Старинная французская песенка»), а также фрагменты пластического импровизационного отклика на музыку М.П.Мусоргского («Быдло»), были сняты на видеопленку.

С целью сравнения данных начального и итогового обследований учащихся были выделены три уровня освоения знаний о звучащем жесте (низкий, средний, высокий).

1. Низкий уровень: ученик знает теоретически различные «звучащие жесты», но не осознает их значимости как средств музыкально-пластической выразительности и не может охарактеризовать зависимости звучания от способа исполнения движения.

2. Средний уровень: ученик осознает «звучащие жесты» шаг, хлопок, шлепок, щелчок как своеобразные «инструменты музыкально-пластического оркестра»[28], но практически может использовать лишь какой-либо один из них.

3. Высокий уровень: ученик осознает совокупность «звучащих жестов» шага, хлопка, шлепка, щелчка как «музыкально-пластический оркестр» и способен мыслить себя как дирижера этого оркестра, умея соотнести тембровые, высотные и иные характеристики своих «инструментов оркестра» между собой, создав на их основе музыкально-пластическую композицию.

Сравнительная характеристика уровней освоения учащимися «звучащих жестов» на начальном и итоговом обследованиях, представленная в таблице № 9, подтверждает возможность и целесообразность введения таких жестов в содержание музыкальных занятий с младшими школьниками

Таблица № 9

Констатирующее обследование Уровни освоения «звучащих жестов»
Низкий Средний Высокий
Перед началом ОПР     _
По завершении ОПР _    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный анализ специальной литературы, теоретическое исследование и опытно-поисковая работа показали, что широкое внедрение «звучащих жестов» в содержание музыкального образования в начальной школе оказалось чрезвычайно эффективным. Обладая уникальными возможностями раскрытия взаимосвязи музыки и движения, такие жесты способствуют развитию музыкальности, пластичности детей, помогают им развить потенциал своих творческих возможностей.

Многие жесты оказались детям уже знакомыми по их жизненному опыту, и поэтому им было интересно искать новые варианты их исполнения. Так, знакомя детей с основными разновидностями «звучащих жестов», мы в совместном поиске пришли к необходимости выделения значительно большего числа разновидностей каждого из них, чем это планировалось нами при определении содержания опытно-поисковой работы. Все придуманные детьми жесты оказались способными отобразить тесную взаимосвязь музыкальной и ритмопластической интонации.

Для развития творческого видения учащимися богатых выразительных возможностей как пластических, так и музыкальных интонаций принципиально важным становится осознание того факта, что все выполняемые ими движения не имеют единственно правильной формы.

Неожиданными для нас явились высказывания детей, в которых предлагалась новая для педагогики музыкального образования терминология для обозначения того или иного рода движений («взмаховый», «безвзмаховый», «вогнутый», «выгнутый» хлопок). Как видно из приведенных примеров, в этих определениях уже заложена определенная образность, и это помогает детям в освоении данных движений.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...