Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

6 страница. Следует исходить из того, что "неправовое государство" - это противоположность "правового государства"



Следует исходить из того, что " неправовое государство" - это противоположность " правового государства". Если в правовом государстве обеспечивается приоритет права и личности, то в неправовом государство встает над личностью и правом (приоритет государства).

Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом воссоздавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом.

В качестве идеологии полицейского государства использовались, например, идеи немецкого философа Христиана Вольфа (1679 - 1754). Он подчеркивал: народного счастья и благоденствия можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку индивид может сам не понимать, что для него и, следовательно, для государства, хорошо, а что плохо.

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712 - 1786): "Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись "верным, добрым, послушным рабом быть".

Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской империи в компетенцию полиции входило преследовать "в самом начале всякую новизну, законам противную".

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют "вотчинным" - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы. В этих условиях государство часто использует полицейские методы временно - для того, чтобы "вытащить" страну из трудностей; общество соглашается пожертвовать институтами демократии ради ясной и достойной общественной цели.

Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

- излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;

- сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между "верхами" и "низами", отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;

- ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания;

- применение насилия, принуждения ради "великих" целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить "новую жизнь", "общество процветания", но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу "цель оправдывает средства"). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;

- право заменяется понятиями "пользы", "целесообразности". В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране "своего права", "своей законности", которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать "диффузией тоталитарных идей в позитивное право". При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях "верхи", элита, обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;

- отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, которая подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - выносить "правильные" приговоры и решения;

- неприязнь к частной собственности. Неправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь "элементы рынка";

- изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится "чрезмерной зависимости" (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику "опоры на собственные силы". Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология чучхе содержит принцип опоры на собственные силы.

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

В то же время в государстве могут быть перечисленные признаки, но государство декларирует и на практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

В условиях глобализации, которая началась в XX веке и будет разворачиваться в XXI веке, большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.

21. Государство и личность. Политическая жизнь, политическая система общества - это поле взаимодействия государства и личности.

Фактически история выявляет два типа взаимосвязей между ними:

1) когда государство подавляет личность, подчиняет ее, стирает различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным; человек рассматривается частью государственного механизма, а государство стремится все задачи решать только политическими, а не иными средствами (авторитарные, тоталитарные системы); происходит разрыв отношений между отдельным человеком и государством, человек уходит на позицию несотрудничества;

2) когда между государством и личностью устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества; государство использует самые различные каналы для взаимодействия с личностью, гражданами, защищает права личности; в право воплощается воля народа (а не самого государства); меняется соотношение между государством и законом: формула "закон есть инструмент государственной власти" меняется на формулу "государство есть инструмент закона"; каждый индивид также уважает закон и стремится действовать в рамках закона.

Современные развитые правовые доктрины исходят из того, что человек от рождения имеет естественные, неотъемлемые права - право на жизнь, свободу, собственность и т.д. Государство не дарует права, а только закрепляет их в законе и обеспечивает их реализацию. Если государство игнорирует естественные права, ущемляет их, то оно характеризуется как антидемократическое. Основные права и свободы человека закрепляются в международно-правовых актах и национальных конституциях.

Следует особо обратить внимание, что зачастую государство осуществляет дискриминацию отдельных категорий лиц. В этом отношении наиболее показателен пример дискриминации женщин в общественной и государственной жизни многих стран.

Вообще преобладающая часть человеческой истории характеризуется дискриминационным отношением к женщине.

В древнеиндийских Законах Ману (II в. до н.э.) содержалось специальное положение, фиксировавшее общий принцип отношения к женщине: "...Женщина никогда не пригодна к самостоятельности". Поэтому Законами предписывалось, чтобы женщина всегда была под опекой/охраной отца, мужа, сыновей.

Древнеримским правом (Законами XII таблиц (V в. до н.э.)) предусматривалось, что мужчина приобретал власть над женщиной в силу факта "давностного сожительства с нею", т.е. совместного проживания в течение года и более.

Правда, Законы предоставляли определенный выбор женщине: если она не желала власти мужа, то раз в году должна была отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

В определенном смысле такое общество (как и цивилизация в целом) является "мужским обществом", т.е. обществом, в котором право обеспечивает приоритет мужчины.

В современных развитых правовых государствах такое положение устранено. Юридически женщина поставлена в равные условия с мужчиной. Во многих странах это уже приносит плоды: в прибалтийских и скандинавских странах, например, удельный вес женщин в политике, в общественной и государственной жизни - один из самых высоких в мире. Не являются уже исключением примеры женщин-президентов.

В то же время во многих государствах, главным образом развивающихся, положение женщины остается тяжелым; женщина продолжает подвергаться дискриминации, остается бесправной.

Контрольные вопросы

1. Что такое общество? Чем общество отличается от стада?

2. Какие автономные группы общественных отношений можно выделить?

3. Кто является участниками общественных отношений?

4. Какова роль интересов в общественных отношениях?

5. Какие типы общества можно выделить?

6. Какую роль может играть государство по отношению к обществу?

7. Почему государство и личность объективно противостоят друг другу?

8. Какими средствами государство воздействует на поведение человека?

9. Какие виды правовых норм регулируют поведение человека?

10. Чем правовые нормы отличаются от неправовых?

11. Что такое нормы обычаев? Религиозные нормы? Нормы морали? Приведите примеры таких норм.

12. Как государство относится к неправовым нормам?

13. В чем состоят признаки гражданского общества?

14. В чем состоят признаки правового государства?

15. В чем состоят признаки неправового (полицейского) государства?

16. Кто из ученых прошлого внес определенный вклад в концепцию гражданского общества? Правового государства?

17. Почему наличие среднего класса является важным признаком гражданского общества?

18. Каким образом, через какие механизмы люди, общество осуществляют саморегулирование?

19. Какой из двух предложенных вариантов определений гражданского общества кажется вам более точным? Почему? В чем "плюсы" и "минусы" данных определений?

20. Почему Нортхэмптонский статут, принятый в Англии в 1328 году, можно считать практическим шагом на пути к правовому государству?

21. Чем известен Шарль-Луи Монтескье?

22. Почему конституцию часто называют общественным договором?

23. Что такое естественное право и позитивное право? В каком соотношении они находятся?

24. Зачем необходимо разделение властей?

25. Что такое разделение властей "по горизонтали" и "по вертикали"?

26. Чему служит система сдержек и противовесов? Приведите примеры элементов системы сдержек и противовесов.

27. Существуют ли в мире в настоящее время неправовые (полицейские) государства? Какие?

28. Каким образом могут выстраиваться отношения между государством и личностью?

29. Какие нормы охватываются термином "социальные нормы"?

30. Какая существует взаимосвязь между нормами права и нормами обычая?

31. У каких норм - религиозных или правовых - шире социальная сфера действия?

32. Как используют государства нормы обычая и религиозные нормы?

33. Можно ли утверждать, что в основе права лежит общечеловеческая мораль?

34. В каких современных странах подвергаются дискриминации отдельные категории лиц? Приведите примеры стран и используемых форм дискриминации.

Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ

22. Происхождение и понятие права. В первобытном (догосударственном) обществе жизнь и деятельность людей регулировалась обычаями. Существовали выработанные - зачастую веками - правила совместной охоты, разделения труда на женский и мужской, распределения добычи, вступления в брак, решения общих вопросов, наказания нарушителей, внутриродовых взаимоотношений.

Например, действовал обычай сдачи добытого в "общий котел", запрет на брак кровных родственников, ритуалы захоронения убитых в войнах и умерших сородичей.

Особенно велика была роль запретов - табу. Запреты - наиболее простая и относительно эффективная форма регулирования поведения. Посредством табу, подкрепленных религиозными представлениями, вождям и старейшинам удавалось поддерживать устоявшийся порядок, отношения подчинения.

Обычаи служили главным и единственным регулятором общественных отношений, они обеспечивали внутри общества порядок. Соблюдались обычаи в силу привычки, авторитета. Само общество, люди следили за соблюдением "вековых правил". Оступившегося поправляли либо наказывали.

Несмотря на кажущуюся простоту механизм родовых обычаев в ту пору был достаточно сложным. Каждое правило, вытекавшее из обычая, диктовалось потребностями жизни и в то же время воплощало в себе и примитивную мораль, и зарождавшиеся религиозные представления.

Таким образом, обычай содержал в своем составе (как бы внутри себя) те явления, которые потом, с развитием общества, стали самостоятельными общественными явлениями - религиозными нормами, моральными нормами и т.п.

Ввиду сложного состава родовых обычаев их часто называют мононормами. Слово "моно" (т.е. один) означает, что несколько общественных явлений слиты в одном правиле поведения.

Обычаи (мононормы) - это еще не право. Они послужили питательной средой для права, приготовили почву для появления права, как только появилось государство.

Однако общество развивалось. На определенном этапе его развития, как известно, появилось государство: возник аппарат власти, специальные люди - управленцы.

Государство стало использовать большинство мононорм, подкрепив их своей силой. Если, скажем, раньше за соблюдением запрета на убийство сородича следило само общество и оно же наказывало убийцу по своим обычаям, то теперь такой запрет исходил от государства, и государство определяло форму наказания.

Обычаи, за которыми встает государство, которые подкреплены силой государства и несут его волю, называются правовыми обычаями, или санкционированными обычаями. Такие обычаи - это уже право, потому что за ними стоит государство.

Право, состоящее из норм правовых обычаев, называется обычным правом. Через стадию обычного права прошли практически все древние государства.

С изобретением письменности государства поспешили закрепить свою волю в письменном виде. Характерно, что в первую очередь на письме закреплялись религиозные учения и правовые предписания. Родилось " писаное право ", часто обозначаемое латинским синонимом "jus scriptum". Так называется право, закрепленное в письменной форме.

Теперь сами правовые нормы приобрели точность, что делало контроль за их выполнением более эффективным и удобным. Государства сразу же приступили к фиксации наиболее важных правил, касающихся собственности, сохранения устоев; ужесточили меры наказания за нарушения введенных предписаний.

С развитием общества и общественных отношений требовались все новые и новые нормы, и государство издавало их посредством разного рода актов. Такие акты получили название нормативных.

Нормативные акты, таким образом, - это официальные документы, исходящие от государства и содержащие нормы права. "Указы королей", "княжьи грамоты" - примеры такого рода древних нормативных актов. Законы - пример современных нормативных актов.

В наши дни правовые нормы в большинстве государств существуют главным образом в форме нормативных актов.

Итак, зарождение и развитие права шло по формуле: "мононормы - санкционированные нормы (правовые обычаи) - писаное право - нормативные акты".

До наших дней дошли уникальные образцы древней правовой мысли - сборники писаного права, действовавшего века и тысячелетия назад. Наиболее известным и древним из них считаются так называемые Законы Хамураппи.

Хамураппи был царем Вавилона примерно в XVIII веке до н.э. Вавилон - одно из древних государств восточного типа, располагавшееся на территории современного Ирака.

Законы времен Хамураппи были высечены на каменных стелах, благодаря чему они дошли до нашего времени почти целиком.

Вот, например, одна из норм, содержащихся в Законах Хамураппи: "Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить".

Очевидно, что эта норма корнями уходит в обычаи первобытного общества, т.е. была мононормой. Видимо, такие случаи происходили довольно часто. Появившееся государство сохранило данную норму и подкрепило ее своей силой, заложило в нее свою волю.

Еще одна норма: "Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы". Чего добивалось древнее государство таким правилом? Конечно же, порядка. А какой же это порядок, рассуждали составители Законов, если младший будет поднимать руку на старшего; такое надо пресекать в зародыше самыми суровыми средствами.

Читаем дальше: "Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз". Здесь зафиксирован древний принцип ответственности: око за око, зуб за зуб. Он известен как "принцип талиона".

Это было примитивное, жестокое средство предотвратить нарушение порядка, воздать должное причинителю вреда, но на тот период оно выполняло свои функции.

Развитие данного принципа в другой жизненной ситуации находим в следующих нормах: "Если строитель построит дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя".

Помимо Законов Хамураппи, среди других известных дошедших до нас источников "писаного права" можно назвать:

- древнеримские Законы XII таблиц (V в. до н.э.);

- древнеиндийские Законы Ману (по имени мифического прародителя людей, II в. до н.э.).

В России первым сборником правовых норм явилась Русская Правда (XI - XII вв.).

23. Характеристика Законов Хамураппи. Рассмотрим поподробнее, что представляли собой правовые памятники древности.

Законы Хамураппи регламентировали вопросы продажи земли, строений, аренды пахотного поля, сада, найма быков, заклада имущества, займа, наследования, семейных взаимоотношений.

В них не проводилось различия между уголовным, гражданским правом или материальным и процессуальным правом.

Согласно Законам, в древневавилонской семье господствовал муж. В случае нужды отец был вправе продать детей. Существовала свобода развода для мужа. Право развода для жены было ограничено.

Кровной мести уже не существовало. На смену ей пришел выкуп, штраф. Смертная казнь упоминается в 30 случаях. В качестве формы смертной казни использовались: сожжение, утопление, посажение на кол и др.

Большая часть норм формулировалась как решение суда по частному делу, например: "Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека..., то он должен получить 10 сиклей серебра".

24. Краткая характеристика Законов Ману. Законы были написаны на санскритском языке и состояли из 2685 статей. Фактически это был сборник правовых норм и норм морали, политических, религиозных предписаний.

Законы регулировали вопросы займа, залога, долгового рабства. В Законах уже тогда предусматривались основания недействительности сделок, договоров. Согласно Законам, не считалась действительной сделка, которая заключена с человеком безумным, пьяным, старым, с ребенком, с применением насилия и обмана. Запрещались тайные сделки.

Законы закрепляли господство мужчины в семье, но в то же время несли в себе пережитки группового брака: в случае смерти вдова должна была стать женой деверя (брата мужа); в случае смерти жены муж женился на ее сестре. Развод для жены был невозможен.

Считалось, что женщина должна постоянно находиться под опекой мужчины: "женщина никогда не пригодна к самостоятельности", "муж обязан учить жену поведению и может ударить ее три раза по спине расщепленной тростью, веревкой или рукой".

В уголовном праве различаются такие преступления, как: кража, грабеж, убийство, изнасилование, мошенничество, вымогательство, продажа некачественных товаров и др.

Проводилось различие между умыслом и неосторожностью в случаях правонарушений. Осознавались понятия рецидива, тяжкого и легкого преступления. В качестве наказаний предусматривались: посажение на кол (за ночную кражу), утопление, отрубание головы, членовредительство (лишение руки, ноги, глаза, носа, уха, языка и др.), штрафы.

В Законах присутствуют и процессуальные нормы. Так, главным средством установления истины в судебном производстве признается наличие свидетелей. Если свидетелей или каких-либо документов не было, прибегали к клятвам и/или судебным испытаниям - ордалиям: обвиняемый должен был "взять огонь", погрузиться в воду и т.п.

25. Краткая характеристика Законов XII таблиц. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. Сами Законы до нас не дошли и восстанавливались исследователями по отрывкам из различных источников. Законы представляют собой сборник обычного права.

Значительное место в них отведено отношениям, связанным с имущественным оборотом. Так, основная часть вещей находилась в свободном обороте, а сделки, касающиеся земли, рабов, рабочего скота, требовали особого формального порядка их совершения (сложной процедуры в присутствии свидетелей).

Было узаконено долговое рабство. Если должник не мог вернуть долг, то его предавали смертной казни или продавали в рабство. Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: "Пусть разрубят должника на части".

В семейных отношениях закреплялась неограниченная власть домовладельца. Традиционно брак устанавливался в форме покупки жены (с теми же формальностями, как и при купле-продаже раба). Предусматривалось наследование по завещанию.

Наказания, по Законам XII таблиц, отличаются жестокостью: смертная казнь следовала за поджог дома или хлеба, за сбор чужого урожая с поля. Всякий был вправе убить ночного вора, дневной вор обращался в рабство.

Процессуальные правила в Древнем Риме были достаточно сложными. Гражданский процесс был не одинаковым в спорах между римскими гражданами и в спорах между иностранцами.

Спор между гражданами разрешался в так называемом легисакционном процессе, строго формализованном. Истец обращался с иском к соответствующему должностному лицу - претору. Претор назначал день суда, вызывал ответчика.

Процесс спора за вещь протекал путем произнесения сторонами установленных обычаем юридических формул. Если кто-то сбился или ошибся, то автоматически проигрывал дело. Если нет - наступала вторая стадия процесса.

На второй стадии претор назначал судью, который рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

В суде по спорам между иностранцами процедура была гораздо проще. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на позднейшее развитие римского права.

26. Краткая характеристика Русской Правды. Русскую Правду иногда называют "кодексом Ярослава Мудрого". Фактически Русская Правда - это сборник правил, взятых из княжеских уставов, византийских источников и обычаев. Существует она в нескольких вариантах - списках (рукописях), которые датируются XI - XIII вв.

Значительная часть статей Русской Правды посвящена преступлениям против личных и имущественных прав частных лиц: убийство, воровство, укрывательство беглого раба, позорный удар необнаженным мечом. За преступления холопов ответственность нес их господин.

В качестве наказаний применялись такие виды, как "месть" (возмездие руками потерпевшего), денежные штрафы, уголовные кары - "поток и разграбление" (лишение личных и имущественных прав), изгнание и ссылка, заключение "в железо" или "в погреб", обращение в рабство, "битье кнутом у колокольницы", смертная казнь через повешение, утопление и т.п.

27. Признаки права. Шли века и тысячелетия, правовые системы государств развивались, становились все сложнее и совершеннее. Издавались все новые и новые нормы права. Государства перенимали друг у друга право, зачастую сохраняя собственную специфику, национальные особенности.

Наступили времена, когда одного сборника законов на все случаи жизни в государстве уже было недостаточно, и государства стали принимать дополнительные нормативные акты, группируя их по родственным сферам отношений - отдельно уголовные нормы, отдельно - нормы, регулирующие имущественные отношения и т.п.

Современные правовые системы в развитых государствах представляют собой чрезвычайно сложное явление. Как правило, нормы права содержатся в тысячах и десятках тысяч законов, подзаконных актов.

В некоторых странах нормы права могут содержаться в решениях судов (такие нормы называются судебными прецедентами), в религиозных книгах, например в Коране - применительно к исламским странам.

Что же делает установленные государством правила поведения правом? Какие признаки отличают право от других видов норм?

В повседневной жизни мы ориентируемся в мире, отделяя вещи и явления друг от друга - интуитивно или сознательно - по их признакам. Мы не спутаем книгу с блокнотом, телевизор с телефоном, митинг с демонстрацией, партию с клубом болельщиков.

Если мы определим, какие же признаки свойственны праву, правовым нормам, мы научимся отличать право от других похожих на него явлений.

Признаками права являются следующие:

- право - это всегда много норм, правил поведения. Если перед нами нормы (правила), один признак уже есть. Признак нормативности. Однако нормы могут быть и у морали. Следовательно, надо искать другие признаки правовых норм;

- "вглядываясь" в норму права, мы обязательно увидим в ней волю государства; правовая норма исходит от государства, подкреплена его силой. Этим правовая норма отличается от других (неправовых) норм. Итак, наличие государственной воли - второй признак правовой нормы;

- норма права не просто отражает волю государства; она служит в его руках инструментом регулирования общественных отношений: посредством права государство направляет поведение людей в нужное русло под угрозой определенных последствий. Следовательно, регулятивный характер правовых норм - третий признак права.

На основе указанных признаков права можно сформулировать определение права.

Право - это система общеобязательных норм, выражающих государственную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений.

Итак, в право заложена государственная воля. Выше указывалось, что государство может быть нацелено на обслуживание интересов либо отдельных групп населения, классов, страт (классовая/групповая сущность государства), либо всего населения (общесоциальная сущность).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 948 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...