Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семантический анализ



1)Истолковать лексическое значение слова в тексте одним из способов, с указанием способа толкования (описательный, синонимический и т.п.).

2)Выполнить компонентный анализ лексического значения (выделить архисему, дифференциальные и потенциальные семы).

3)Определить тип лексического значения (по разным параметрам: прямое/ переносное, номинативное/ характерологическое, мотивированное/ немотивированное, свободное/ связанное).

4) Определить наличие многозначности слова (в случае многозначности привести другие значения) и омонимии (разграничить полосемию и омонимию).

2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

5)Определить характер внутрисловных семантических связей слова (эпидигматику): топологический тип полисемии (элементарная, цепочечная, радиальная, смешанная), способы семантической деривации (сужение/ расширение, метафора/ метонимия).

6)Определить характер межсловных деривационных (словообразовательных) связей слова: привести однокоренные слова, определить тип лексической деривации (элементарная, цепочечная, гнездовая).

7)Определить характер парадигматических связей слова: наличие лексико-семантической группы (ЛСГ), гипонимов, синонимов, антонимов, их тип.

8)Определить характер синтагматических связей слова: тип сочетаемости (лексическая, грамматическая), валентность (свободные и контекстуально ограниченные типы связей слова), привести разные типы словосочетаний, в том числе устойчивые (фразеологические) сочетания.

3.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

9)Определить происхождение слова, указать приметы и тип заимствований (освоенные, неосвоенные: экзотизмы, варваризмы).

10)Определить сферу употребления слова: общеупотребительое / необщеупотребительное (диалектное, жаргонное, специальное, просторечие).

11)Определить активность употребления слова: активного / пассивного запаса - устаревшее (архаизм / историзм) или новое (неологизм / окказионализм).

12)Определить стилистическую окраску слова: нейтральное (межстилевое) или стилистически окрашенное – высокое (книжное, поэтическое), сниженное (разговорное, просторечное).

.

Методика и образец лексического анализа слова

Октябрь уж наступил, уж роща отряхает последние листы…(А.Пушкин)

Октябрь:

1. ЛЗ слова в данном тексте: октябрь – «десятый месяц календарного года, следующий за сентябрем» (способ толкования - описательный).

2. Компоненты ЛЗ: А - «месяц (календарного года)» - архисема; b – «десятый», c – «следующий за сентябрем» - дифференциальные семы; (d) – «осенний», (e)«холодный, предзимний» - потенциальные семы.

3. Типы ЛЗ: прямое, номинативное, немотивированное, свободное.

4. Слово многозначное. Данное значение - основное (1). Другие (производные) значения: 2) «октябрьская революция 1917 года» (Ленин в Октябре), 2) «праздник годовщины этой революции» (встреча Октября).

5. Характер связи между значениями (тип полисемии) - цепочечный: 1 2 3. Способ семантической деривации в обоих случаях - перенос на основе смежности понятий (метонимия): «месяц» - «событие этого месяца» - «празднование годовщины этого события».

6. Деривационные отношения - гнездовая деривация:

октябрь ск ий

октябрь октябр ин ы

октябр енок

7. Парадигматические отношения. Слово входит в ЛСГ названий месяцев с общей архисемой «месяц года»: январь, февраль, март, апрель и т.д., отношения в которой - гипонимические: гипероним - месяц, гипонимы - месяц - октябрь, согипонимы - октябрь – ноябрь, октябрь – сентябрь и т.п. Синонимов (и антонимов) в современном русском языке нет. Устаревшие народные синонимические названия октября: грудень, листопад, грязник, свадебник, зазимье. Синонимы стилистические.

8. Синтагматические отношения. Грамматическая и лексическая сочетаемость - с прилагательным (определением): прохладный, пасмурный, дождливый… октябрь и (в форме Р.п.) с существительным или числительным: конец, начало, середина… октября, первое, двадцать пятое… октября а также предикативная связь с глаголом: наступил октябрь. Лексическая валентность ограничена: обусловлена компонентами значения «время (месяц) года» и «часть года» (десятая) – поэтому сочетается преимущественно с глаголами и существительными начала / конца периода. В контексте в слабой позиции (в современном русском языке возникает двузначность - возможна реализация и первого, и второго значения, на игре которых даже основан анекдот: на конференции один из слушателей заявил, что Пушкин был большевиком, ибо когда еще сказал «октябрь уж наступил»!)

9. Древнерусское заимствование из латинского языка посредством греческого. Первоначальное этимологическое значение – «восьмой» (от octos – «восемь»).

10. Относится к общеупотребительной лексике.

11. Относится к активному словарю (по сравнению с указанными устаревшими названиями месяца).

12.Относится к нейтральной (межстилевой) лексике.

Наступил:

1.ЛЗ слова наступить в данном тексте – «начаться, настать» (о времени, состоянии). Способ толкования - синонимический.

2. Компоненты ЛЗ: «действие», «приход, приближение», «начало», «период времени».

3.Типы ЛЗ: прямое, номинативное, немотивированное, лексически связанное (реализуется только со словами времени, состояния).

4.Слово однозначное: других значений нет. Есть омоним: наступить (« придавить ногой»): наступить на ногу - ПВ совпадает, но ПС разный, друг с другом значения никак не связаны. Омонимы семантические - результат распада полисемии).

5.Полисемии нет.

6.Лексическая деривация: наступить - наступл ение ( элементарная:словообразовательная пара ).

7.Парадигматика: ЛСГ «начала / окончания» действия (приближения периода): наступить, начаться, закончиться и т.п. Синонимы: начаться, настать, прийти, приспеть (разг.) - стилистические.Антонима нет, хотя возможна квазиантонимия с «отступить» или «закончиться», «уйти».

8.Синтагматика. Сочетается со словами времени, состояния: наступила весна, старость, наступил вечер, рассвет; наступило утро; наступили экзамены, каникулы. Валентность обусловлена компонентом ЛЗ «период времени».

9.Исконно русское, общеславянское (от ступить).10.Общеупотребительное.

11.Активного употребления. 12.Стилистически нейтральное.

Последний (листы)

1. ЛЗ «Конечный в ряду чего-л.» Толкование описательное.

2. Компоненты ЛЗ: «находящийся в конце», «ряда», «каких-либо предметов».

3. Типы ЛЗ: прямое, номинативное, немотивированное, свободное.

4. Многозначное. Данное значение - основное, исходное(1). Другие значения: 2) «новый» (последние известия); 3) «окончательный, заключительный» (последний звонок); 4 ) «самый плохой, отсталый» (последний ученик).

5. Тип полисемии - радиальная (все значения производны от первого). Способы семантической деривации: метонимия (1 – 2, 1 – 3) и метафора (1 – 4).

6. Дериваты: на послед ок, послед ыш. Гнездовая деривация.

7. ЛСГ «находящийся в конце / начале ряда»: последний, первый, передний, задний…

Синонимы: конечный, крайний; (в данном тексте) - оставшийся. Антоним – первый.

8. Сочетается с конкретными существительными: последняя книга, последний ряд…

9.Исконно русское (от по следу). 10. Общеупотребительное. 11.Активного запаса. 12. Нейтральное.

Порядок лексического анализа текста

1.Найти многозначные слова (2-3), определить их значение в данном тексте, привести (для доказательства) другие значения

2.Найти слова в переносном значении, определить характер переноса и его роль в тексте.

3.Найти (если есть) слова с контекстуально обусловленным значением (с ограничением лексической или грамматической сочетаемости), определить его тип

4.Найти (если есть) слова одной ЛСГ и/или ТГ, выявить интегральные и дифференциальные семы.

5.Найти (или подобрать к 2-3 словам) синонимы и антонимы, определить их тип и роль в тексте.

6.Найти заимствованные слова (в т.ч. старославянизмы), определить степень их освоенности.

7.Найти необщеупотребительную лексику, определить ее тип и роль в тексте.

8.Найти слова пассивного запаса, определить их тип и роль в тексте.

9.Найти стилистически окрашенную лексику, определить ее тип и роль в тексте.

10.Найти (если есть) фразеологизмы, определить их ЛЗ и тип.

Методика и образец лексического анализа текста

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы…

(А.С.Пушкин)

1. Дохнул - здесь: «подул, повеял (холодом)». (Др. знач.: дохнуть на кого-н. перегаром).

Застыл – здесь: «замерз, покрылся льдом». (Др. знач.: застыть на месте («замереть»), лицо его застыло («стало неподвижным»).

Страждут – здесь: «страдают, терпят ущерб, урон от чего-л».(Др. знач.: «испытывать страдание»; «болеть»; «переживать»).

11. Нагие (ветви) перен.: «без листьев». Метафора(перенос по сходству).

Бежит (ручей) – перен.: «быстро литься, течь». Метафора. Роль в тексте - в обоих случаях – олицетворение природы, средство выразительности.

Бешеная (забава) - перен.: «большой силы, напряжения; яростный». Метонимия.(перенос по смежности).

3. Наступил (октябрь) -«пришел, начался (о времени, состоянии)» - значение лексически связанное: реализуется только с определенной группой слов, что отмечено и в толковании.

Отъезжее (поле) только со словом поле: «отдаленное, предназначенное для охоты» - значение фразеологически связанное, реализуется в сочетании с определенным словом.

4. Слова ЛСГ «водоем»: пруд, ручей. Интегральная сема - «водоем». Дифференциальные семы: «искусственный», «стоячий» (пруд); «естественный», «текущий» (ручей).

5.Синонимы: дубрава, роща – «лиственный лес». Синонимы стилистические (дубрава – высок.) и оттеночные (дубрава – чаще дубовый лес). Их роль - стилистическая, как средство выразительности.

Промерзать, застывать - синонимы оттеночные (тождественны компоненты «замерзнуть», но: промерзнуть « насквозь», застыть - « превратиться в лед»). Их роль - дифференцирующая оттенки смысла.

Уж, уже – стилистические синонимы.

Антонимы: уже ( застыл ) - еще ( бежит ). Антитеза: стоячий пруд уже застыл, а бегущий ручей еще бежит, т.е. еще не застыл.

6.Заимствованные слова:

собака - иранское или скифское,

октябрь - латинское через греческое,

хлад, страждут – старослявянизмы.

Первые два - освоенные заимствования нейтрального стиля; старославянизмы - устарели, носят высокую, поэтическую стилистическую окраску и используются как средство языковой выразительности.

7..Слова охота ( «свора собак для охоты») и отъезжие поля (« отдаленныеполя, предназначенные для охоты») можно отнести к специальной (охотничьей) лексике.

Использованы для придания достоверности, точности изображения картины мира, подробностей помещичьего быта (охота – любимое занятие помещика в осеннее время).

8. Устаревшие слова: хлад, страждут, отряхает, листы, поспешает - архаизмы, использованы как художественное средство в поэтическом тексте.

Слова охота и отъезжие поля - историзмы, характерны для предшествующей эпохи, называют утраченные теперь понятия.

9..Стилистически окрашенная лексика:

высокая, книжная, поэтическая – хлад, страждут, листы, дубрава, нагие;

сниженная, разговорая – застыл, поспешает, отряхает.

Использованы как определенное стилистическое средство.

10.Устойчивый оборот: отъезжие поля - фразеологическое сочетание.

Тексты для самостоятельного анализа

1.

Еще осенние туманы Куда ни кинешь взор пытливый,

Не скрыли рощи златотканой Встречают высохшие нивы

Еще и солнце иногда И обнаженные поля.

На небе светит, и порою

Летают низко над землею И долго ходишь в вечер длинный

Унылых ласточек стада,- Без цели в комнате пустынной…

Все как-то пасмурно молчит;

Но листья желтыми коврами Лишь бьется маятник докучный,

Шумят уж грустно под ногами, Да ветер свищет однозвучно,

Сыреет пестрая земля: Да дождь под окнами стучит.

(А.Апухтин)

2.

А на дворе не стало места – Иные падают устало

Зима все вытеснила вдруг… Других уносит далеко.

Стоит березка, как невеста, А белый танец не на шутку

Снежинки кружатся вокруг. Пленил и двор и все вокруг…

Они плывут в бесшумном танце, Березка расстегнула шубку

В разливе сказочной реки,- И, сбросив шаль, пошла на круг.

На белых личиках румянцы, Идет лебедушка по кругу,

В глазах - веселья огоньки. Кружит, кружит передо мной.

Танцуют все, хоть места мало, Скажи, скажи, какому другу

Снежинкам весело, легко; Свою красу отдашь весной?

(А.Александров)

3.

Первый снег - это первый набросок. Не растрачено чувство сыновье -

Изощренный художник - зима. И пока я в пристрастиях чист,

Краску белую щедро наносит Потеряюсь в тебе, Подмосковье,

На прохожих, деревья, дома. Словно ветром подхваченный лист.

Все, что было уныло и серо, И за дальним почудится бором,

Обернулось холодной красой. На просторе затихших полей,

Все, о чем мое сердце болело, Будто я перемолвился словом

Стало сказкою вдруг озорной. С ясноглазой Отчизной моей.

(А. Петров)

4.

Весенний, утренний, тоненький И звонкую, хрупкую,

Ледок натянуло сеткой, Набравши силы в ночи,

Но каплет с каждой соломинки, Чуть солнце - уже скорлупку

С каждой ветки. Проклюнули ручьи.

Поет по-зимнему улица, Весна сугробы сдвинула,

Но свету - что летним днем. Плотнее к земле примяв.

И, как говориться, курица И зелень коры осиновой -

Уже напилась под окном. Предвестье зеленых трав. (П.Вяземский)

5.

Как мальчик кудрявый, резва, Таит молодое чело

Нарядна, как бабочка летом, По воле - и радость и горе,

Значенья пустого слова В глазах - как на небе, светло

В устах ее полны приветом. В душе ее темно, как в море!

Ей нравиться долго нельзя; То истиной дышит в ней все,

Как цепь, ей несносна привычка То все в ней притворно и ложно!
Она ускользнет, как змея, Понять невозможно ее,

Порхнет и умчится, как птичка. Зато не любить невозможно.

(М.Лермонтов)

6.

На лазоревые ткани Скачет бешеная тройка

Пролил пальцы багрянец. На поселок в хоровод.

В темной роще, на поляне, Смотрят девушки лукаво

Плачет смехом бубенец. На красавца сквозь плетень.

Затуманились лощины Парень бравый, кучерявый

Серебром покрылся мох. Ломит шапку набекрень.

Через прясла и овины Ярче розовой рубахи

Кажет месяц белый рог. Зори вешние горят.

По дороге лихо, бойко Позолоченные бляхи

Развевая пенный пот, С бубенцами говорят.

(С.Есенин)

7.

Окутал туман перелески, Мне жаль улетающей ночи,

И грохнул на мельнице лед. Но лишь приоткрою глаза -

Там слышатся радостно всплески Померкнут меж тучами очи,

И птиц торопливый прилет. Скатится звездою слеза…

Дубравна идет, а за нею Туман над рекой прояснится,

Венцами летят журавли. И только вдали

Под ноги ее, зеленея, Таят заревые ресницы

Поляны, долины легли… Бездонных очей синеву.

(С. Клычков)

8.

Никто ничего не отнял – На страшный полет крещу вас:

Мне сладостно, что мы врозь! - Лети, молодой орел!

Целую вас через сотни Ты солнце стерпел, не щурясь,-

Разъединяющих верст. Юный ли взгляд мой тяжел?

Я знаю - наш дар неравен. Нежней и бесповоротней

Мой голос впервые - тих. Никто не глядел вам вслед…

Что вам, молодой Державин, Целую вас через сотни

Мой невоспитанный стих! Разъединяющих лет.

(М.Цветаева)

9.

Гуляют тучи золотые Молчит и млеет лес высокий,

Над отдыхающей землей. Зеленый темный лес молчит.

Поля просторные, немые Лишь иногда в тени глубокой

Блестят, облитые росой; Бессонный лист прошелестит.

Ручей журчит во мгле долины – Звезда дрожит в огнях заката,

Вдали гремит весенний гром, Любви прекрасная звезда,

Ленивый ветр в листах осины А на душе легко и свято,

Трепещет пойманным крылом. Легко, как в детские года.

(И.Тургенев)

10.

Край мой знойный, зеленый, лесной, Теплой ночью ночуя в лесу

Буераки, курганы, откосы, Иль ютясь по закутам с быками,-

Вспоминай меня каждую осень, Как пастушью суму за плечами,

Ожидай меня с каждой весной. В люди песню твою понесу.

На закате к тебе я приду, А когда в непогоду и дождь

Чтоб не знали ни камни, ни травы, Сизый голубь забьется у крыши,

Чтоб не плакала мать у заставы, Обо мне ты уже не услышишь

Не вздыхали черешни в саду. И могилы моей не найдешь.

И когда, выходя на порог, Те же будут прохлада и зной,

Ты меня не узнаешь при встрече,- Те же будут луга и покосы…

Я отчалю далече, далече, - Помяни ж меня в первую осень

В вечно розовый сумрак дорог. И забудь меня с первой весной.

(И.Приблудный)

11.

Усталость тихая, вечерняя И вновь непочатая, целая

Зовет из гула голосов Заколыхается заря.

В Нижегородскую губернию Ты не уйдешь, моя сосновая,

И в синь Семеновских лесов. Моя любимая страна!

Сосновый шум и смех осиновый Когда-нибудь, но буду снова я

Опять кулигами пойдет. Бросать на землю семена…

Я вечера припомню синие Познаю вновь любовь вечернюю,

И дымом пахнущий омет. Уйдя из гула голосов

Березы нежной тело белое В Нижегородскую губернию,

В руках увижу ложкаря, В разбег Семеновских лесов.

(Б.Корнилов)

12.

Мороз и солнце; день чудесный! И ты печальная сидела -

Еще ты дремлешь, друг прелестный – А нынче… погляди в окно:

Пора, красавица, проснись: Под голубыми небесами

Открой сомкнуты негой взоры Великолепными коврами,

Навстречу северной Авроры, Блестя на солнце, снег лежит;

Звездою севера явись! Прозрачный лес один чернеет,

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, И ель сквозь иней зеленеет,

На мутном небе мгла носилась; И речка подо льдом блестит.

Луна, как бледное пятно, (А.Пушкин)

Сквозь тучи мрачные желтела,

Когда вода Всемирного потопа и, думая, что дышат просто так,-

Вернулась вновь в границы берегов, они внезапно попадают в такт

Из пены уходящего потока такого же неровного дыханья…

На сушу тихо выбралась Любовь.

И растворилась в воздухе до срока, И вдоволь будет странствий и скитаний:

А сроку было - сорок сороков. Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих - для испытаний-

И чудаки - еще такие есть- все строже станет спрашивать она:

Вдыхают полной грудью эту смесь, потребует разлук и расстояний,

И ни наград не ждут, ни наказанья, лишит покоя, отдыха и сна…

(В. Высоцкий)

Я уеду из этой деревни… Так зачем же, прищурив ресницы,

Будет льдом покрываться река, У глухого болотного пня

Будут ночью поскрипывать двери. Спелой клюквой, как добрую птицу,

Будет грязь на дворе глубока. Ты с ладони кормила меня.

Мать придет и уснет без улыбки… Слышишь, ветер шумит по сараю?

И в затерянном сером краю Слышишь, дочка смеется во сне?

В эту ночь у берестяной зыбки Может, ангелы с нею играют

Ты оплачешь измену мою. И под небо уносятся с ней…

(Н. Рубцов)

Уходило солнце. От простора Средь прохлады воздуха степного

У меня кружилась голова. Легких ощутима глубина.

Это ты, та девушка, которой Ветер налетел…И снова, снова

Ты дарил любимые слова. Ясная стояла тишина,-

Облака летели - не достанешь, Это ночь. И к нам воспоминанья

Вот они на север отошли… Темные раздвинули пути…

А кругом, куда пойдешь иль взглянешь, Есть плохое слово «расставанье» -

Только степь да синий дым вдали. От него не скрыться, не уйти.

(Э. Багрицкий)

Я увидел во сне можжевеловый куст, Можжевеловый куст, можжевеловый куст,

Я услышал вдали металлический хруст. Остывающий лепет изменчивых уст,

Аметистовых ягод услышал я звон. Легкий лепет, едва отдающий сосной,

И во сне, в тишине мне понравился он. Проколовший меня смертоносной иглой.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы. В золотых небесах за окошком моим

Отогнул невысокие эти стволы, Облака проплывают одно за другим.

Я заметил во мраке древесных ветвей Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Чуть живое подобье улыбки твоей. Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

(Н.Заболоцкий)

Бьется в тесной печурке огонь, Ты сейчас далеко-далеко,

На поленьях смола, как слеза, Между нами снега и снега,

И поет мне в землянке гармонь До тебя мне дойти нелегко,

Про улыбку твою и глаза. А до смерти четыре шага.

Про тебя мне шептали кусты Пой, гармоника, вьюге назло,

В белоснежных полях под Москвой. Заплутавшее счастье зови.

Я хочу, чтобы слушала ты, Мне в холодной землянке тепло

Как тоскует мой голос живой. От твоей негасимой любви.

(А. Сурков)

Так ждать, чтоб даже память вымерла, Чтоб свет своей любви и верности

Чтоб стал непроходимым день, Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб умирать при милом имени Что пальцы невзначай не хрустнули,

И догонять чужую тень, Чтоб вздох и тот зажать в руке,

Чтоб не довериться и зеркалу, Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал

Чтоб от подушек утаить, Горячий ветер на щеке.

(И. Эренбург )

Бессонница. Гомер. Тугие паруса,

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся..

И море, и Гомер - все движется любовью

Как журавлиный клин в чужие рубежи,- Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

На головах царей божественная пена,-.И море черное, витийствуя, шумит

Куда плывете вы? Когда бы не Елена, И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам)

Взволнован мир весенним дуновеньем,

Вернулись птицы, и звенят ручьи там, на поляне, сердцем не забытой,

Бубенчиками влаги. С умиленьем столпились и так просто, деловито

Я разбираю мелочи любви развертывают липкие листки,

На пыльных полках памяти. Прохладно как будто это вовсе и не чудо,

В полях, и весело в лесу, куда а в синеве два тонких журавля

Ни ступишь - крупный ландыш. Как вода, колеблются, и, может быть, оттуда

Дрожит лазурь - и жалобно, и жадно им кажется зеленая земля

Глядит на мир. Березы у реки -. Неспелым, мокрым яблоком…

(В. Набоков )

ЛИТЕРАТУРА





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3010 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...