Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятия "семья" и "брак" в социологии



Семья и брак принадлежат к числу таких явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передает, но и создает такие духовные ценности, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. Вот почему семья является одним из ключевых понятий в гуманитарной области знания.

От здоровья семьи зависит здоровье любой нации. Семья выступает как индикатор в случае нарушения баланса между общественными и частными интересами. Отношение общества к семье, соотношение ее интересов с интересами иных социальных институтов, взаимодействие семьи и личности всегда находились под пристальным вниманием исследователей. Посредническая роль семьи ставит необходимость изучения ее современного состояния в ряд первоочередных исследовательских задач.

Семья – очень сложное многослойное социальное образование, связанное со всеми уровнями социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни мы ни касались (социологии воспитания, образования, политики, права, труда или культуры), мы обязательно затрагиваем и интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезинтеграции, социальной мобильности, миграции и демографических изменений.

Понятия "семья" и "брак" в социологии тесно связаны между собой, хотя и не тождественны. Брак рассматривается в социологии как социальный институт, регулирующий отношения между полами (супругами), а семья – как первичная социальная группа, которая может быть основана как на браке, так и на кровном родстве или на браке и родстве одновременно. Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты социального института и социальной группы. Будучи основана на браке, семья принимает на себя его социальную функцию (регулирование отношений между супругами). Если же семья не является супружеской, а основана только на родстве (кровнородственная семья), то она ограничивается выполнением своих собственных социальных функций, связанных с воспроизводством новых поколений людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. Характер брачных отношений в значительной мере влияет на количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи.

Родство – это совокупность людей, связанных общими предками. Наряду с кровным родством существует социальный институт "приемного родства", связанный с усыновлением и удочерением. В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).

Структура родства обычно изображается в виде "фамильного дерева". Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником. Если у вашего отца есть троюродные родственники, то фамильное дерево насчитывает от 151 до 191 человека. Каждая "ветвь" такого дерева называется позицией родства или родственным статусом. Если учесть, что в определенной позиции или статусе может быть несколько человек (например, троюродные братья и т.п.), то фамильное дерево, включающее близких, двоюродных и троюродных родственников может состоять из многих сотен людей.

В отличие от семьи, родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Родственники могут жить в разных регионах, не вступать друг с другом в постоянное взаимодействие, а иногда и не знать о существовании друг друга. Современные родственные отношения характеризуются высокой степенью отчуждения, тогда как в первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий, компактно проживающий коллектив людей.

В современной социологической науке семья изучается в двух аспектах. Во-первых, как социальный институт. Во-вторых, как первичная малая группа. На макроуровне, в качестве социального института, семья представляет собой конкретно-историческую систему взаимоотношений между противоположными полами и их детьми, проявляющихся через определенную общезначимую систему функций. На микроуровне семья выступает как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью[xxxi].

На ранних этапах истории семья выполняла весь комплекс социальных функций, включая экономические, и представляла собой общество в миниатюре. Постепенно, по мере развития общества, семья передавала свои функции другим социальным институтам, оставляя себе лишь те, которые обеспечивали возможность самовоспроизводства человека, самореализации его индивидуальных, психофизиологических и личностных качеств. Авторы социологических исследований функций семьи обычно разделяют их на специфические и неспецифические.

Специфические функции семьи:

– репродуктивная (физическое воспроизводство человека);

– функция социализации (воспитание детей).

Названные функции остаются неизменными, пока существует институт семьи – ни одна социальная структура не способна выполнить их лучше, чем семья. Может измениться характер взаимоотношений семьи и личности, семьи и общества, семьи и различных социальных индивидов, но пока в обществе существует необходимость в воспроизводстве самого человека, специфические функции семьи не утратят своего значения, несмотря на то, что с усилением роли общественного производства общество сможет все в большей мере оказывать помощь семье в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения.

Существующие теории "кризиса" семьи обычно преувеличивают роль биологического фактора в репродуктивном процессе воспроизводства человека. С точки зрения представителей подобных теорий, роль семьи отпадает в связи с огромными перспективами биомедицины. Зачатие в "пробирке" возможно, оно успешно применяется для коррекции некоторых нарушений детородной функции, но из этого вовсе не следует что отпадает необходимость в родительской заботе и воспитании новых поколений. Такой подход сводит понятие семьи лишь к биологическому аспекту. Семья же является социальным институтом и исчезнет лишь тогда, когда появится иной социальный институт, который возьмет на себя ее функции. Платон еще в четвертом веке до н.э. в своей теории построения идеального государства описывал ситуацию, в которой общество с момента рождения ребенка изымает его у матери и берет на себя все функции по уходу и воспитанию. Довольно удачный опыт воплощения идей общественно-трудового воспитания оставили нам педагоги-новаторы Сухомлинский, Макаренко, Сорока-Росинский и др.

Сегодня мы вступили в третье тысячелетие, но до сих пор роль общества в воспитании подрастающего поколения несоизмеримо мала. Семья выживает, как может, выполняя неспецифические для нее функции:

– накопление и передача собственности, социального статуса;

– организация производства и потребления;

– ведение домохозяйства;

– налаживание отдыха и досуга;

– забота о здоровье;

– защита от стрессов;

– защита от социальной несправедливости.

Мы можем констатировать тот факт, что и во втором тысячелетии семья не стала для государства объектом первоочередной заботы и внимания, хотя многие социальные институты берут на себя функции образования и воспитания подрастающего поколения (ясли, детсады, школы), защиты и охраны (милиция и др.), функции питания, организации досуга (сфера обслуживания, отдыха) и т.п.

Кроме взаимодействия с внешними условиями, социальными институтами, организациями, общностями, семья живет активной внутренней жизнью. Семья на протяжении своего существования постепенно видоизменяется, приобретает разные формы, переходит из одного статусного состояния в другое и, наконец, заканчивает свое существование. Процесс возникновения, становления, реализации собственных функций и окончания существования брачно-семейных отношений принято называть жизненным циклом семьи.

В современной социологии обычно различают следующие стадии "жизненного цикла семьи".

Первая стадия (стадия бездетности). История официального рождения любой современной семьи всегда начинается с заключения брака (по форме это может быть венчание в церкви, составление брачного контракта или регистрация в ЗАГСе). Оформляя, так или иначе, свой брак, супруги свидетельствуют обществу о серьезности своих намерений. Общество, фиксируя брак между супругами, также берет на себя определенные обязательства. Оно может создавать благоприятные или неблагоприятные условия для дальнейшего развития вновь создаваемых семейных пар, может оказывать влияние на мотивационно-психологические аспекты принятия решений о рождении (или воздержании, отказе от рождения) первенца во вновь создающихся семьях. Идеальные условия для реализации репродуктивной функции семьи создаются в стабильные периоды развития общества. И, наоборот, в кризисные, переходные периоды рождаемость резко падает, положительные социально-психологические мотивы почти полностью сводятся на нет. Общество оказывается не в состоянии создать семье необходимые условия для продолжения рода. Социологи констатируют кризис семьи. В такие периоды число семей, проживших полный жизненный цикл, резко сокращается.

Вторая стадия. Стадия репродуктивного родительства составляет основу, укрепляющую семью. На этой стадии реализуется возможность продолжения рода – появляется первый ребенок. Семья становится полнокровной "ячейкой" общественных отношений. Стадия репродуктивного родительства заканчивается с рождением последнего ребенка. Как правило, это самый полнокровный период жизни семьи, хотя и сопряженный с различного рода лишениями и трудностями.

Третья стадия (берущая начало одновременно со второй) – стадия социализационного родительства. Эта стадия начинает отсчет так же, как и стадия репродуктивного родительства с рождения первенца, но заканчивается не рождением последнего ребенка, а в момент приобретения им самостоятельности, создания собственной семьи и рождения первенца. В этот момент для родительской семьи начинается следующий этап жизненного цикла.

Четвертая стадия. Стадия прародительства берет свое начало в момент появления в отделившейся молодой семье первенца (внука) и заканчивается смертью одного или обоих прародителей, что констатирует распад семьи и завершение ее жизненного цикла.

Еще раз подчеркнем, что приведенная схема жизненного цикла семьи носит идеальный характер и отражает лишь типичные черты реальных межличностных отношений, которые в действительности гораздо разнообразнее и сложнее. Жизнь семьи, особенно в кризисные периоды (войн и стихийных бедствий) подстерегает масса опасностей (вынужденная разлука, измены и предательства, разводы, болезни, смерть и т.п.). И все же семья была и остается единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Именно поэтому государство, заботящееся о своем будущем, должно в первую очередь создавать благоприятные условия для воспроизводства как можно большего количества семей полного жизненного цикла.

В большинстве западных стран правовые проблемы брака регулируются не семейным, а гражданским законодательством. Союз между партнерами скрепляется контрактом, в котором юридически закрепляются вопросы владения имуществом (недвижимостью, денежными средствами и т.п.), а также механизм расторжения брака. Правовой регламентации подлежит также минимальный возраст вступления в брак. К сфере моральной регуляции относятся нормы и правила ухаживания, брачного выбора и добрачного поведения, распределение полномочий и обязанностей между супругами, нормы и ожидания супругов по их неформальным связям, взаимной ответственности за экономическое положение семьи, воспитание детей, семейный досуг, характер отношений в процессе разногласий или развода, послеразводное поведение.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 13336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...