Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество как социальная система. Структура и формы социального взаимодействия



Изучением общества, его сущности, основных элементов и закономерностей развития ученые занимаются уже не одно тысячелетие. Многие открытия в этой области были сделаны уже в IV в. до н.э. древнегреческим мудрецом Платоном, попытавшимся создать теорию идеального государства – совершенного человеческого общества. Платон впервые в истории рассматривает общество как единую, внутренне взаимосвязанную социальную систему, как определенную органическую целостность, возникающую на основе разделения труда, в отличие от стоиков и эпикурейцев, рассматривавших лишь индивидуальные взаимоотношения между людьми.

Развитие представлений об обществе как о системе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в XVIII-XIX вв. В век ньютоновой физики, век Просвещения, большинство ученых использовали для объяснения "механическую" модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый "винтик" выполняет свою работу. Так трактовались разделение труда, межличностные связи, экономические отношения.

Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механические представления об устройстве общества и способствовали распространению "организмической" (от слова "организм") модели, вместе с которой в общественную науку пришли понятия "органическое целое", "саморегуляция", "морфологическая структура" и т.д.

Последователь Ч. Дарвина в социологии Герберт Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в живой природе, так и обществе и человеке. При этом он проводил аналогии между строением общества и строением живого организма. Каждая из сфер общественной жизни (экономическая, политическая, духовная) имела аналог среди органов человеческого тела и несла соответствующие функции.

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия "структура" и "функция", "система", "социальный институт". Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальных функций, естественное разделение труда. Со временем органическая теория общества потеряла свою популярность и была вытеснена со сцены другими социологическими школами, но категории "система", "структура", "функции" приобрели общенаучное значение.

В ХХ в. представление об обществе как о целостной системе формировалось в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А.А. Богдановым и Л. фон Берталанфи.

В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах американского социолога середины XIX в. Толкотта Парсонса, автора теории действия и основателя структурно-функциональной школы. Парсонс попытался создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие "социальная система". Благодаря Парсонсу системный подход в социологии стал общепринятым.

Под "социальной системой" в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое. Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяла исследовать любые виды социальных общностей от малой группы – семьи – до всего человечества. В системном анализе понятие "социальная система" тесно связано с такими категориями, как "социальная структура" и "функции", что дает возможность описывать состав, характер связей между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа категория социальной системы легко поддается операционализации и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие "социальная система" превратилось в универсальную категорию социологии.

Производным от «социальной системы» является понятие социетальной системы (от латинского societas – общность). Впервые данный термин был введен А.Г. Келлером для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба – государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом.. Социетальные системы отличаются большим разнообразием функций и включают в себя несколько подсистем: экономическую, собственно социальную, политическую, культурную и т.д.

Наряду с понятием "социальная система" в современной социологии используется категория "общество". "Общество" можно определить как социокультурную систему, отличающуюся от других объединений людей – групп, общностей, организаций – длительностью существования и самодостаточностью, т.е. обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития.

Категория "общество" используется во многих гуманитарных науках – в философии, истории, антропологии, этнографии и т.д., этот термин широко распространен в обыденной речи, – вот почему он чрезвычайно многозначен. Многозначность и высокая степень абстракции понятия "общество" затрудняют его использование в эмпирических социологических исследованиях. В современной социологии неоднократно и безуспешно пытались заменить этот термин другими категориями, например понятием "социетальная система", или более четко определить его признаки.

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологу Эдварду Шилзу. По его мнению, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей (независимо от его численности), если:

– объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

– оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы;

– оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной;

– у него есть собственное название и своя история;

– браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;

– оно пополняется преимущественно за счет естественного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

– его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой;

– объединение обладает собственной системой управления.

В данной связи важно подчеркнуть отличие понятий "общество" и "социальная система" от понятия "население", которое широко используется в географии, демографии и реже – в социологии. "Население" определяют как совокупность людей, живущих на какой-либо общей территории. Данный термин отражает лишь формальный признак единства общности людей – территориальный, поскольку на одной территории могут жить люди разных рас, наций, религиозных взглядов, отличающиеся по уровню достатка и принадлежащие к разным социальным слоям. Понятие "социальная система позволяет описать все богатство и многообразие связей, возникающих как между индивидами, так и между общностями, группами и организациями, существующими в физическом пространстве. Категория "общество" указывает на то, что социальная общность, существующая в данных границах, обладает ресурсами для самовоспроизводства и устойчивого развития в течение длительного времени.

Категории "общество" и "социальная система" являются центральными категориями социологии, но они описывают сложные социальные явления, и потому не могут быть начальными категориями системы социологического знания. Прежде чем перейти к изучению сложных феноменов общественной жизни, необходимо исследовать простейшее социальное явление. Так поступают все другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика – атомы, элементарные частицы, биология – клетку, астрономия – отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания может быть лишь категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически (генетически) предшествует возникновению общества, любой социальной системы.

Здравый смысл подсказывает, что появлению общества предшествует отдельный человек. Общество образуется людьми. Может быть, отдельный человек – индивид – является атомом, "первокирпичиком" социальной системы? Нет, даже в силу физиологических причин отдельный человек не может быть таковым. В библейской истории происхождения человечества, весьма далекой от современных научных представлений, для возникновения общества потребовалось два человека разного пола – Адам и Ева.

Так может быть элементарной ячейкой общества является семья? Нет, в силу сложности общественных связей внутри семьи и многообразия ее исторических форм семья не может быть простейшим социальным явлением. Кроме того, как будет показано в VI главе, семья существовала в истории человечества не всегда.

Значит дело не в количестве обитающих на какой-либо территории людей, а в характере связей между ними?! Если десятки, сотни, тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товарами, информацией, не общаются с помощью сигнальных костров, тамтамов, телеграфа, интернета, – иначе говоря, не взаимодействуют, а живут уединенно, как Робинзон Крузо на своем острове, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями. Такой случай будет простейшим социальным явлением, и он может стать простейшей формой общества, если эти два человека будут разного пола (см. выше историю Адама и Евы, а также признаки общества по Шилзу). На простейшие случаи социального взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы ни взяли: будь то судебная тяжба, общение учителя и ученика, совместная работа по уборке урожая или битва двух армий - все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Возьмем ли мы семью, учебную группу, коммуну хиппи, профсоюз, воинское подразделение, государство – все эти общности являются результатом многообразных социальных взаимодействий между людьми.

Социальное взаимодействие впервые стало рассматриваться как простейшее социальное явление в символическом интеракционизме в работах Дж.Г. Мида. Как начальная категория социологического знания "социальное взаимодействие" использовалось в интегральной социологии П.А. Сорокина. Свои теории социального взаимодействия разработали такие известные западные социологи, как Т. Парсонс и Дж. Хоманс.

Современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия [xvi]:

1) субъекты взаимодействия;

2) взаимные ожидания субъектов взаимодействия;

3) целенаправленная деятельность каждой из сторон;

4) проводники социального взаимодействия.

1. Участники социального взаимодействия не случайно названы П.А. Сорокиным абстрактно – "субъекты", т.е. действующие лица: во взаимодействие могут вступать два человека, один человек и группа лиц, две или более группы, общности, организации. Количество участников взаимодействия оказывает влияние на характер отношений между людьми. Так как процесс взаимодействия складывается из цепи взаимообусловленных действий сторон, то каждый участник постоянно выступает в качестве и субъекта и объекта социального взаимодействия, передавая или воспринимая определенные интересы, потребности, моральные, правовые и прочие нормы и образцы поведения.

2. Выбирая объект социального взаимодействия, субъект ожидает определенного поведения (ответной реакции). От адекватности этой реакции зависят дальнейшее поведение субъекта и форма взаимодействия его с выбранным объектом. Если взаимные ожидания участников взаимодействия не совпадают, то оно очень скоро прервется или связь ограничится социальным контактом – кратковременным единичным взаимодействием. Если же взаимные ожидания совпадут, то каждая из сторон сможет достичь поставленных целей, а цепь взаимодействий сможет длится сколь угодно долго. Важно подчеркнуть, что ожидания всегда носят взаимный характер. Идя на встречу с незнакомым человеком, вы ожидаете от него поведения, адекватного целям и задачам встречи, а также нравственно-правовым нормам, принятым в той социальной группе (обществе), к которой вы принадлежите. Но и ваш партнер, идя на эту встречу, вправе ожидать от вас того же. Поэтому предварительно человек всегда мысленно проигрывает ситуацию ожидаемого взаимодействия в зависимости от складывающейся ситуации. Человек, имея несколько статусов и отражая, соответственно, различные социальные роли, адаптирует к ним и систему взаимных ожиданий. Выступая в роли следователя, человек перед допросом строит ожидаемую картину взаимодействия с подсудимым. Но тот же следователь, готовясь к встрече с тем же человеком, но уже оправданным судом или отсидевшим срок (идея исправившегося после отбывания наказания преступника - суть многих фильмов о милиции советского периода: "Место встречи изменить нельзя", "Следствие ведут знатоки" и т.п.), выступающим уже в роли обычного гражданина государства, вправе ожидать от встречи совсем иной формы и содержания. То же самое касается и человека, выступающего сначала в роли преступника, а впоследствии законопослушного гражданина. По мере углубления взаимоотношений между субъектами их взаимные ожидания становятся более определенными, устойчивыми и предсказуемыми.

3. Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Если мышление человека не нарушено, оно всегда конкретно и носит избирательный характер. О социальном взаимодействии можно говорить лишь тогда, когда деятельность двух изолированных субъектов направлена друг на друга. Социальная активность человека остается невостребованной до тех пор, пока ее вектор не пересечется с целенаправленной деятельностью другого индивида. В то же время не каждый поступок человека является социальным действием.

Впервые эту проблему в социологии поставил М. Вебер[xvii]. Под социальным действием немецкий ученый понимал действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое, по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное признаки социального действия, которые отметил в своем определении Вебер, это – 1) осознанность, целерациональный характер деятельности личности и 2) ее ориентация на предполагаемые ответные действия других индивидов.

Первый признак, по мнению М. Вебера, должен был отличать социальные действия, с одной стороны, от аффектов, импульсивных актов поведения на основе взрыва эмоций, с другой стороны – от "традиционных" действий, основанных на слепом подражании образцам поведения, принятым в той или иной культуре. Для юристов различие между целерациональным и аффективным действием играет важную роль, поскольку отдельные статьи Уголовного кодекса учитывают аффективный характер действия при квалификации тех или иных преступных деяний. Второй признак является решающим при определении социального характера совершенного действия. М. Вебер утверждал, что нельзя называть социальными действиями поступки людей, ориентированные только на удовлетворение личных потребностей. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей. Но те же самые виды деятельности, осуществляемые совместно с другими людьми, требующие согласованного поведения многих лиц, являются примерами социального поведения. Следует отметить, что количество участников роли не играет: массовое поведение большого числа людей, например, решение горожан зажечь свет с наступлением темноты, не обязательно является социальным действием – в таком случае люди действуют независимо друг от друга, удовлетворяя собственные потребности. В то же время акт индивидуального поведения, например, самоубийство является социальным деянием, поскольку ориентировано на ответную реакцию других людей. Социальные причины самоубийства были впервые выявлены известным французским социологом Э. Дюркгеймом.

Как правило, при анализе социального действия выделяют следующие основные элементы:

1. Действующее лицо;

2. Потребность, порождающая активность;

3. Цель действия;

4. Метод действия;

5. Другое действующее лицо, на которое направлено действие;

6. Результат действия;

7. Ситуация, в которой происходит действие.

Кроме того, психологи в любом действии выделяют ориентировочную, контрольную и исполнительную части.

4. Еще одним необходимым элементом социального взаимодействия является система проводников,или, иначе говоря, совокупность материальных средств, с помощью которых социальное действие передается от одного субъекта к другому. Без проводников социальное взаимодействие возможно только когда его участники общаются непосредственно, "лицом к лицу". Во всех иных случаях, когда они разделены в пространстве или во времени, социальные связи без проводников, материальных посредников взаимодействия невозможны. Например, если вам необходимо передать срочное сообщение родственнику, коллеге по работе, любимой девушке, которые находятся в другом городе, вы можете воспользоваться разнообразными посредниками-проводниками: телефоном (необязательно сотовым), телеграфом, электронной почтой, Интернетом, просто изложить свои мысли на листе бумаги и отправить письмо по почте… Наконец, вы можете использовать самый древний способ – послать гонца, передав ему сообщение на словах. Существуют и иные экзотические с точки зрения человека ХХI в. виды взаимодействия - морская бутылочная или голубиная почта. В случае если материальный посредник не выполнит свою функцию: телефонная связь не будет установлена, телеграф не будет работать в связи с выходным днем, сервер интернета будет выведен из строя компьютерным вирусом, письмо просто потеряется на почте, а "гонец" заблудится в незнакомом городе, - сообщение не будет передано и социальное взаимодействие не состоится. Для людей, разделенных во времени, значение проводников особенно велико. Благодаря картинам, книгам, архитектурным сооружениям (зданиям, памятникам и т.д.), сложным техническим конструкциям (самолетам, автомобилям, кораблям, фабрикам и т.д.) создавший их автор может воздействовать на огромные массы людей и после своей смерти. Вот уже несколько тысячелетий одна из пирамид в Египте прославляет имя фараона Хеопса и гигантский труд ее безымянных строителей. Мы до сих пор можем вести мысленный диалог с Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, благодаря тому, что хранятся в библиотеках и переиздаются их книги.

П.А. Сорокин делил проводники социального взаимодействия на механические, например, пуля, стрела, выпущенная в противника; двигательные – жесты, мимика; химические – запах духов, которым женщина хочет привлечь к себе поклонников; звуковые - человеческая речь, музыка, разнообразные звуковые сигналы, например, звук будильника); свето-цветовые – письменность, живопись, разнообразные знаки, например эмблемы родов войск у военных; электрические – все виды электросвязи.

Особо П.А. Сорокин выделял предметные или символические проводники – материальные предметы, выступающие в качестве представителей каких-либо других предметов, свойств или качеств и используемые для хранения и передачи сообщений (информации, знаний). Мысли, чувства, переживания, которыми "нагружены" символические проводники, не совпадают с их формой, "оболочкой" и понятны лишь людям, посвященным в смысл этих символов. Молодым людям, наблюдающим за встречей ветеранов Второй мировой войны иногда может быть непонятно, почему седые старики плачут, когда выносят знамя их воинской части. Но для ветеранов оно символизирует боевой путь полка, дивизии, корпуса, победы и неудачи, потери боевых товарищей, прожитые вместе годы, что, конечно, не может не вызывать сильных эмоций. Другими примерами символических проводников являются: государственный герб; государственный гимн; деньги; хлеб и соль – символ гостеприимства у восточных славян; знаки царской власти – скипетр и держава; крест, полумесяц – символы христианства и ислама и т.д. Чрезвычайно важную роль в межличностной и групповой коммуникации играют особые системы символических проводников – естественные и искусственные языки, от языка жестов до языков программирования ЭВМ.

Классификация форм социального взаимодействия проводится по различным основаниям.

В зависимости от количества участников:

- взаимодействие двух людей между собой (два товарища);

- взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория);

- взаимодействие многих и многих (сотрудничество государств, партий и т.п.)

В зависимости от сходства или различия качеств участников взаимодействия:

- одного или разных полов;

- одной или разных национальностей;

- сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия:

- одностороннее или двухстороннее;

- солидарное или антагонистическое;

- организованное или неорганизованное;

- шаблонное или нешаблонное;

- интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности:

- кратковременное или длительное;

- имеющие кратковременные или долговременные последствия.

В зависимости от природы проводников:

- непосредственное или опосредованное.

Предпринятое выше описание элементов социального взаимодействия и классификация его форм позволяют сделать "моментальную фотографию" этого явления, представить его в статическом состоянии. Анализ динамики социального взаимодействия выявляет его новые качества: многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях делает их более стабильными, а поведение действующих лиц – более предсказуемым. С ростом стабильности, взаимодействие, образно говоря, все более "кристаллизуется", тем самым меняется характер социальных связей между людьми. В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия: социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Человек ежедневно вступает в огромное количество социальных контактов: на улице, в киоске, покупая газету, в метро, покупая жетон или предъявляя дежурному документ, в магазине и т.д. Совершая некоторые виды преступлений, например такие формы мошенничества в торговле, как вручение "куклы" вместо денег, подмена качественного товара вещевой "куклой" или некачественным товаром при передаче от продавца покупателю, злоумышленники прямо учитывают особенности социального контакта как кратковременного взаимодействия. Весь расчет строится на том, что мошенник и потерпевший никогда более не встретятся.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова[xviii]. Он структурировал их в следующем порядке:

- Пространственные контакты, помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Это –первоначальный и очень значимый момент любого социального взаимодействия. Не будь его, мы утонули бы в море информации. С. Фролов, солидаризируясь с социологами Н. Обозовым и Я. Щепаньским, различает два типа пространственных контактов:

1. Предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Такой контакт иначе называют опосредованным. Например, зная, что есть желающие поступить в Московский университет МВД России, ответственный за данную работу дает объявление об очередном приеме в вуз в средства массовой информации.

2) визуальный пространственный контакт, или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологии аналогично используется термин "публичный эффект", отражающий изменение поведения индивида под влиянием пассивного присутствия других людей.

- Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. При "рекогносцировке" в социальном пространстве человек, как правило, мысленно перебирает в памяти все вероятные кандидатуры, которые могли бы помочь ему достичь желаемого результата. В зависимости от ситуации, социального качества, необходимого для контакта, объекты могут резко отличаться. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью. При желании узнать местонахождение какого-либо объекта вы вряд ли обратитесь к иностранцу или малолетнему ребенку. Решив создать семью, вы тоже будете искать человека, импонирующего вам по своим социальным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным данным. Такой контакт может быть односторонним и двухсторонним, очным и заочным, приводить к позитивному и негативному результату. Контакты заинтересованности побуждают человека раскрывать свои потенциальные возможности, скрытые в нем до поры до времени. Одной из главных задач в преподавании любого предмета является задача помочь выявить и всесторонне развить скрытые возможности каждого студента. Иногда студент и сам не подозревает о наличии некоторых из них и лишь заинтересовавшись, увлекшись предметом, он начинает идти на контакт с преподавателем. Контакт заинтересованности может продолжаться, а может и прерваться в зависимости от множества факторов и обстоятельств, как, например:

- силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса;

- степени взаимности интересов;

- степени осознания своего интереса;

- окружающей обстановки.

Контакты заинтересованности раскрывают лучшие, глубинные черты личности, а также социальных групп, объединений, институтов, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Здесь индивиды начинают вступать в кратковременные отношения, обмениваясь какой-либо, на первых порах нейтральной, информацией, предметами, уделяя друг другу знаки внимания. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, – это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе. Индивиды выступают по отношению друг к другу не как личности, но как носители определенных социальных качеств, совпадающих с ожидаемыми требованиями партнера. Индивид вступает в контакт с одним из многих, обладающих подобными качествами. Этот выбор носит поверхностный, случайный характер и может в любой момент измениться. Я. Щепаньский приводит очень показательный пример с покупкой газеты[xix]. Первоначально у индивида возникает на основании вполне определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газеты. Личность продавца интересует покупателя только лишь в связи с необходимостью обмена денег на газету. Социальные контакты при повторении могут приводить к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет, а на человека.

Более стабильной формой социального взаимодействия являются "социальные отношения" – последовательности, "цепочки" повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчивыми нормами и образцами поведения. Выше мы уже указывали на то, что многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях меняет характер социальных связей между людьми: действия сторон становятся все более шаблонными, из их поведении шаг за шагом исчезают моменты случайности, непредсказуемости и на этой основе формируется новый, дополнительный элемент взаимодействия – стереотипы, устойчивые образцы и стандарты деятельности, нормы поведения. Общение двух влюбленных уже через неделю, через месяц после знакомства приобретает характер социальных отношений: появляются любимые места встреч, устанавливается регулярная частота свиданий, возникает особый ритуал приветствия и прощания, появляются любимые словечки, описывающие эмоции, настроения, характер отношений, смысл которых понятен только двум посвященным и т.д.

Следует отметить, что в социальных отношениях нормы и устойчивые образцы поведения еще не являются общезначимыми, они тесно связаны с личными качествами субъектов взаимодействия и характером сложившихся между ними связей. Замена одного из участников процесса взаимодействия, например менеджера, ведущего деловые переговоры от имени фирмы с ее партнерами по бизнесу, может сказаться на всей системе сложившихся отношений, разрушить их или отбросить на уровень социальных контактов. Причина в том, что сложившиеся стандарты поведения были основаны на "личных связях", взаимных симпатиях конкретных людей. Введение в систему взаимодействия нового человека, отличающегося по стилю общения от предыдущего участника, разрушило тонкие нити взаимного доверия, и с ним необходимо строить отношения "с нуля".

Следующим видом и качественно новым уровнем развития социального взаимодействия является социальный институт.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1824 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...