Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнические стереотипы, предрассудки и этническая дискриминация



Любая этническая культура содержит в себе набор представлений о других народах и их представителях. Речь идет о так называемых этнических стереотипах. Введенный в научное употребление американским исследователем У. Липманом в его работе "Общественное мнение" (1922 г.) и трактовавшийся им как "картинки в наших головах", термин "стереотип" определяется в современной социологической литературе следующим образом "совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям"[63]. Этнический стереотип формируется у представителей одной этнической общности по отношению к представителям другой. Типичными примерами этнических стереотипов являются, например, представления о том, что все немцы пунктуальны, французы галантны, а англичане - чопорны.

Особенностью этнических стереотипов является, пожалуй, то, что в их отношении невозможно применить критерий истинности или ложности. В определенной мере стереотип отражает реальные черты психологии или поведения того или иного народа, поскольку отражает опыт общения с его представителями на протяжении длительного времени. Однако вряд ли стоит считать его истинным знанием: стереотип обобщает, огрубляет, преувеличивает какую-либо черту или характеристику. Поэтому, как правило, этнические автостереотипы (стереотипное представление о качествах своего народа, "нас") гораздо более позитивны, чем гетеростереотипы (восприятие других народов, "их").

Разновидностью этнического стереотипа является этнический предрассудок. Одно из первых определений предрассудка дал еще Фома Аквинский, который определил его как "дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований". Действительно, предрассудок всегда негативен, его можно определить как устойчивое и неблагоприятное обобщенное представление обо всех членах какой-либо этнической группы. Наряду с присущим ему негативизмом этнический предрассудок категоричен, негибок и несет в себе элемент иррационализма (последнее, собственно, и делает его предрассудком). Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этнической дискриминацией называется ограничение в правах и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности. Этническая дискриминация может быть рассмотрена как практика реализации этнических предрассудков в системе юридических, политических, экономических и других социальных отношений. Политика дискриминации, как правило, проводится этнической доминирующей группой по отношению к этническим меньшинствам в мультиэтнических обществах.

Исследование этнических предрассудков и этнической дискриминации в социальных науках проходило по различным направлениям. Среди наиболее значимых подходов к анализу и объяснению этих явлений выделяются: психологические теории, социологические нормативные теории и концепции социального конфликта.

1. Психологические теории предрассудка и дискриминации фокусируют внимание на способе, посредством которого антипатия в отношении к другим этническим группами или (а) удовлетворяет определенным психологическим потребностям, или (б) дополняет общую личностную структуру людей особого типа. В том и другом случае источник предрассудка изначально приписывается индивиду, а не социальным структурам или группам.

(а) Теория "фрустрации - агрессии". Эта теория является одной из ранних психологических теорий, которая объясняла предрассудок как средство выражения враждебности, возникающей из переживания фрустрации. Центральная идея этой теории состоит в положении о том, что личность, находящаяся в состоянии фрустрации, в своих попытках достичь желаемой цели часто начинает вести себя агрессивно. Поскольку реальный источник фрустрации либо неизвестен, либо слишком силен, чтобы прямо противостоять ему, индивид пытается найти его замену, т.е. того человека или группу людей, на которых агрессия может быть "спущена". Иначе говоря, на выполнение роли объекта перенесенной агрессии ищется "козел отпущения" - те, кто находится рядом и не может оказать сопротивления. В качестве "козла отпущения" в полиэтнических обществах часто выступают группы этнических (или расовых) меньшинств, так как они постоянно и легко могут быть стереотипизированы.

Теория "фрустрации - агрессии" применительно к проблеме этнических предрассудков и дискриминации может показаться весьма правдоподобной и убедительной. Аргументом в ее пользу является "всеобщность практики", так как каждый человек в какой-то период испытывает состояние фрустрации. Если фрустрация носит длительный характер, в обществе нередко начинаются поиски "врага" и таковым - как свидетельствует история разных народов - нередко оказываются этнически иные - евреи, негры, "кавказцы" и т.д. Однако на многие вопросы эта психологическая концепция не может ответить, в частности, почему одни этнические группы чаще выбираются "козлами отпущения", чем другие? при каких условиях фрустрация ведет к этнической агрессии, а при каких нет? и т.д.

(б) Теория "авторитарной личности". Суть этой теории состоит в том, что она предполагает существование определенного типа личности, склонной к мышлению в форме предрассудков. Концепция "авторитарной личности" была развита после второй мировой войны группой социальных ученых, которые стремились выяснить психологические основания такого деструктивного и регрессивного общественного явления, каким был германский нацизм. В книге "Авторитарная личность" (1950 г.)[64] немецкий философ и социолог Т. Адорно и его коллеги обосновали взгляд, согласно которому предрассудок и политический экстремизм являются характеристиками так называемого "авторитарного" (или "фашизоидного") типа личности. Такие люди высоко конформны, дисциплинированы, циничны, нетолерантны. Их стремление достичь власти делает их весьма привлекательными для разного рода политических движений, нуждающихся в лидере (впрочем, такие личности существуют не только в политической жизни, но и в других сферах - семья, религия и т.д.). Авторитарные личности поддерживают консервативные ценности и всеми силами сопротивляются социальным переменам. Они демонстрируют мышление в форме предрассудков и склонны к дискриминации в тех ситуациях, когда для этого есть возможности. Таким образом, наличие в обществе этнических предрассудков и дискриминаций связано с существованием в нем людей с особым типом психологической организации и поведения.

С позиции социологического нормативизма этнические предрассудки постольку живут в головах людей, поскольку они являются составной частью коллективного сознания общества или группы, членами которых люди являются. Социолог Ф. Уэсти так выразил сущность этого подхода: "Индивиды привержены предрассудкам, так как принадлежат обществу, которое несет в себе предрассудки в качестве аспекта нормативной системы своей культуры. Предрассудки существуют в культуре в форме нормативных предписаний, т.е. представлений о том, "как должно быть", определяющих, каким образом члены группы должны вести себя по отношению к членам других групп"[65]. Таким образом, нормативные теории сосредоточивают свое внимание в первую очередь на передаче (трансмиссии) этнических предрассудков через процесс социализации и социальные ситуации, которые провоцируют дискриминационное поведение.

Этнические предрассудки и дискриминационные действия могут быть рассмотрены как часть социального кода общества, который передается от поколения к поколению. Антипатии, негативному отношению к той или иной этнической группе или общности, с точки зрения нормативистской концепции, люди учатся таким же образом, каким они, например, учатся есть вилкой и ножом. Тем самым этнические предрассудки, присущие отдельному индивиду, есть отражение предрассудков, которые существуют в виде норм-стандартов данного общества или социальной группы. Они являются продуктом процесса научения, который люди могут и не осознавать. Предрассудкам не учат прямо и направленно. В процессе социализации индивид - чаще всего на бессознательном уровне - воспринимает и делает своим внутренним достоянием присущие обществу предрассудки, если они закрепились в общественном сознании в виде норм. Это происходит через влияние семьи, ближайшее формальное и неформальное окружение, средства массовой информации и т.д. ("Дети очень скоро научаются тому, какие люди хорошие, а какие - нехорошие в глазах общества, в котором они живут"[66]).

Нормативистская социологическая трактовка этнического негативизма, несомненно, идет дальше психологических теорий, поскольку вовлекает в его анализ социальные факторы - роль окружающей общественной среды, процесса социализации и т.д. Однако и этот подход является недостаточным в одном важном отношении: принципиально объясняя, как этнические предрассудки передаются и сохраняются в обществе, он не исследует, как они возникают. Чтобы попытаться понять происхождение этнического антагонизма, необходимо обратиться к другого рода социологическим подходам.

2. В основе теорий конфликтов по определению лежит анализ социального конфликта, признаваемого решающим фактором общественного развития. Эти концепции, рассматривают этнические предрассудки и дискриминации в качестве возникающих при определенных исторических обстоятельствах форм межгрупповых конфликтов, в основе которых лежит противоречие интересов определенных групп в полиэтнических обществах. Чтобы понять негативные этнические установки и поведение, требуется сосредоточить внимание не на индивидах с их психологией и даже не на системе норм и принуждений, действующих в том или ином обществе, а на экономической, политической и социальной конкуренции между группами в полиэтническом обществе.

Анализируя природу этнических антагонизмов, теории социального конфликта в своей исследовательской методологии в чем-то подобны детективу, распутывающему преступление: они тоже пытаются ответить на вопрос: "Кому это выгодно?" Оказывается, конструирование и поддержание этнических предрассудков, дискриминация по этническому признаку действительно могут быть выгодны, причем это может проявляться в разных сферах общественной жизни, в первую очередь - экономической и политической.

(а) Экономические источники предрассудка и дискриминации

Наиболее известными среди концепций социального конфликта, объясняющих природу предрассудков и дискриминации, являются те, которые основное внимание уделяют экономической выгоде (прибыли), получаемой от их использования. С этой точки зрения, этнические предрассудки и дискриминация приносят прибыль тому, кто их использует в своих интересах. Различные этнические группы могут быть представлены в качестве представляющих угрозу экономическому положению и благополучию этнической доминирующей группы. В этом случае с ними будут бороться, используя против них предрассудки в качестве идеологического оружия и применяя на практике всевозможные дискриминационные меры.

Вместе с тем, на вопрос о том, кому выгодны этнические предрассудки и дискриминация, социологи, придерживающиеся различных позиций в рамках концепций конфликта, отвечают по-разному.

Так, марксистски ориентированные исследователи, отстаивающие приоритеты классового подхода в анализе социальных конфликтов, полагают, что в капиталистическом обществе этнический антагонизм служит интересам капиталистов, которые сохраняют контроль над средствами производства посредством разделения рабочего класса по этническим линиям. С их точки зрения, главным лозунгом капитализма в отношении к этническим проблемам является тот, который использовался в британской колониальной политике: "разделяй и властвуй". Иначе говоря, один этнический элемент рабочего класса противопоставляется другому, и насколько долго будут поддерживаться внутренние межэтнические разногласия, столь же долго шансы рабочего класса на то, чтобы составить оппозицию интересам капиталистов, будут минимальны. Таким образом, авторы марксистской ориентации полагают, что именно классу капиталистов выгодно поддерживать и внедрять этнические предрассудки в рабочую среду, поскольку этнический антагонизм внутри пролетариата никогда не позволит ему сплотиться в классовой борьбе против эксплуататоров[67].

Существует и другой ответ на вопрос: "Кому выгодно?" Речь идет о так называемой "теории раздробленного рынка труда", принадлежащей американскому социологу Э. Бонасич[68]. Тогда как марксисты настаивают на том, что выгоду от этнической враждебности пожинают собственники капитала, Э. Бонасич обосновывает точку зрения, согласно которой пользу от культивирования этнических предрассудков и проведения дискриминационной политики извлекают в первую очередь представители рабочего класса, относящиеся к этнической доминирующей группе.

Согласно этой теории, главными элементами современного капиталистического рынка труда являются три группы: бизнесмены (наниматели, работодатели), рабочие высокооплачиваемого труда и рабочие низкооплачиваемого труда. Одна группа рабочих контролирует определенные виды работ и получает за свою работу в этом секторе соответствующую (высокую) заработную плату. Другая группа - дешевый труд - ограничена теми видами работ, за которую рабочий получает меньшее жалование. Исходя из императива капиталистического производства, работодатель ищет возможность нанять рабочих за возможно более низкую плату и поэтому обращается в сектор низкооплачиваемого труда как к средству получения максимальной прибыли. Как правило, источник дешевого труда создают иммигранты из других стран или этнические группы, переехавшие из других регионов и сельской местности и пытающиеся наняться на промышленную работу. Эти группы могут использоваться работодателями и штрейкбрехерами, чтобы поддерживать зарплату на искусственно низком уровне. Так как группы этнических иммигрантов начинают восприниматься рабочими доминирующей этнической общности как коллективная угроза их благосостоянию, как конкурент на рынке труда, они становятся общественной силой, поддерживающей различные враждебные движения против "этнически других". Они начинают бороться за сокращение источников дешевого, т.е. иммигрантского труда. Они склонны поддерживать различные идеологии и лозунги, направленные против "чужаков", а также дискриминационные меры государства, ограничивающие права иностранцев и жестко контролирующие миграционные процессы. Рабочие, принадлежащие к господствующей этнической общности, становятся носителями и распространителями разного рода этнических предрассудков, видя в них одно из средств борьбы с "врагом" за свое экономическое и социальное благополучие.

Следует отметить, что в истории, действительно, было немало примером подобной ситуации: в конце XIX в. американские белые рабочие активно выступали против китайских иммигрантов, перед второй мировой войной рабочий класс Бразилии и Канады боролся против японских рабочих, въезжающих в эти страны, и т.д.

а) Политические факторы этнических предрассудков и дискриминации

В современных условиях этничность стал мощным инструментом в политической борьбе. Процесс политизации этнического фактора наблюдается в разных регионах мира, в том числе в сегодняшней России и странах бывшего СССР[69]. Негативные этнические стереотипы нередко порождаются и поддерживаются различными политическими силами в процессе борьбы этнических и национальных элит за обладание властью. Предрассудок и дискриминация в отношении какой-либо этнической группы может быть результатом и следствием политических обстоятельств, независимо от экономических или статусных отношений, существующих между господствующей группой и этническими меньшинствами. Межэтническая напряженность вместе с сопутствующими ей ужесточением этнических границ, усилением враждебных настроений в отношении представителей иных общностей, воспроизведением стереотипных и предрассудочных установок и представлений, - все это часто связано с определенными событиями в сфере внешней и внутренней политики. Примерами могут служить "антикавказские" настроения и дискриминационные меры в отношении "кавказцев" в крупных городах современной России, когда ситуация на Северном Кавказе становится угрожающей или ведутся военные действия; нетерпимость в отношении немецких иммигрантов в Соединенных Штатах в годы первой и второй мировых войн; антиарабские настроения в Европе и Америке в 70-80-е гг. и др. Во всех случаях жертвами этнического негативизма и дискриминаций становятся люди, не имеющие ничего общего, кроме единой этничности, с теми, чьи действия (терроризм, ведение войны, экономическая политика и т.д.) действительно могут представлять собой угрозу и квалифицироваться как враждебные.

Этнические предрассудки нередко используются политическими лидерами в качестве составной части идеологии возглавляемых ими политических движений или партий. Примером такой идеологии в истории был нацизм, открыто провозглашавший уничтожение людей по этническому признаку и осуществлявший эти человеконенавистнические взгляды в практике массового истребления славян, евреев и других народов.

Таким образом, с точки зрения социологических теорий конфликта, этнический предрассудок и дискриминация по этническому признаку используются господствующей этнической группой, чтобы защитить свою власть, привилегии и интересы. Негативные этнические стереотипы и предрассудки всегда могут быть рассмотрены в качестве особых механизмов, закрепляющих господство и власть одних этнических групп над другими. Когда одна этническая общность начинает воспринимать какие-либо действия другой этнической общности как вызов, угрозу своему положению, этнический негативизм, в том числе на уровне стереотипов и предрассудков, усиливается.

Конечно, интенсивность проявления стереотипов и предрассудков в различных полиэтнических обществах неодинакова: это зависит от множества факторов и обстоятельств. Этническая дискриминация также различается в различных обществах по форме и степени проявления. В одних случаях она может существовать на уровне "этнических" анекдотов, оскорбительных кличек, в других, дискриминационные действия могут иметь более серьезный характер - вплоть до отрицания жизненных шансов этнической общности или группы (депортации, "этнические чистки" и т.п.).

Таким образом, современное состояние этнических и межнациональных отношений не только в нашей стране, но и во многих регионах мира, ставит перед социологией и другими социальными науками немало острых исследовательских проблем, от правильного решения которых во многом зависит нормальное функционирование общества, общества, где в первую очередь не будет кровавых этнических конфликтов, несущих людям неисчислимые беды и страдания. Социологический анализ позволяет понять значение и роль этнического фактора в политической борьбе, экономическом и культурном развитии народов. Этничность, в силу своей значимости для жизни общества, еще долго будет оставаться одной из важнейших тем социологической науки.


Вопросы для самопроверки

1. Чем объясняется важность и необходимость изучения этнических проблем в социальных науках?

2. Как можно определить этничность? Какие дисциплины занимаются ее исследованием?

3. В чем сущность этнической стратификации и каковы причины ее возникновения?

4. Какие социальные группы называются "этническими меньшинствами" и каково их место в системе этнической стратификации?

5. Чем отличаются друг от друга этнические стереотипы, этнические предрассудки и этническая дискриминация?

6. Как объясняют природу этнических предрассудков психологические теории?

7. В чем особенности нормативистского подхода к анализу этнических предрассудков и дискриминации?

8. Как трактуют причины возникновения этнических предрассудков и дискриминации социологические теории социального конфликта?

Литература

Бороноев А.О., Павленко В.Н.Этническая психология. СПб., 1994.

Денисова Г.С.Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов-на-Дону, 1996.

Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М.:, 1998;

Дробижева Л.М.Этносоциология // Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

Силласте Г.Г.Социология межнациональных отношений // Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997.

Тишков В.А.Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

Чешко С.В.Распад Советского Союза. М., 1996.

Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. В. Дресслер-Холохан, Н.Г. Скворцова, К.Н. Хабибуллина. СПб., 1995





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 10230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...