Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и методология экономической социологии



Взаимодействие экономического и социального, о чем сказано выше, обычно считается предметом экономической социологии. Представляется, что такое понимание ее предмета не является достаточным. В экономической социологии речь должна идти о функционировании и развитии общества, объясняемых экономическими и социальными законами, взятыми в единстве.

Что же касается самого взаимодействия экономического и социального, то такое определение предмета[58], хотя принимается и повторяется многими, само по себе мало что дает, если его дальше не раскрывать и не ставить прежде всего вопроса о том, какая из взаимодействующих сторон выступает причиной, а какая - следствием, какие из отношений являются субстанциальными, а какие - положенными, опосредованными последними. Обычно простой констатацией факта их взаимодействия никто не считает нужным ограничиваться. И это вполне оправдано. Представители западной социологии экономической жизни (как старой, так и новой) определяющим берут социальное, а экономическое рассматривают лишь как частный случай или форму социального: Н. Смелзер находит в экономическом поведении лишь частный случай общего социального поведения; М. Грановеттер определяет экономическое действие тоже лишь как форму социального действия. В итоге взаимодействие получается «односторонним». Не допускается, чтобы социальное поведение было частным случаем экономического поведения, а социальное действие - формой выражения экономического действия, т. е. не признают первичности экономики по отношению к социальному.

Пренебрежительное отношение к возможностям экономической теории объяснять социальные процессы еще более усилилось в так называемой «новой социологии экономической жизни», представленной М. Гранноветром и др. и противопоставленной структурно - функциональному подходу Т. Парсонса и Н. Смелзера. В этой «новой социологии экономики» сама экономика оказывается «вложенной» в социальное и сконструированной социальным. Экономическое действие, взятое в качестве исходного предмета анализа, предстает всего лишь формой социального действия индивида, находящегося в сети межличностных отношений, трактуемых с позиций интеракционализма и идеалистически понятой социологической феноменологии. Поэтому из методологических основ экономической социологии изгоняются методы самой экономической науки, особенно классической политической экономии. Это делается потому, что экономическая наука так или иначе подводит под социальные процессы экономику и тем самым объективно подтверждает материалистический подход. Он как раз и не устраивает «новую» социологию экономической жизни в ее желании изгнать материализм из его собственного лона - экономики.

Предмет экономической социологии не может быть научно обоснован, если не опираться на экономическую науку, особенно на ее классическую традицию. Социология, если она претендует на звание «экономической», должна прежде всего обосновать социальное экономически, подвести под социальное экономическую базу. Для этого она должна воспользоваться такой трактовкой предмета политической экономии, которая совмещается с предметом социологии. Надо, чтобы и социология и экономическая наука своим предметом считали общественные, социальные отношения людей: в первом случае отношения людей во всем обществе, во втором - общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, в процессе экономической жизни.

Политическая экономия в ее классической трактовке предоставляет такую возможность: политическая экономия имеет дело не с вещами, а отношениями между людьми и в конечном счете между классами; предмет политической экономии - не производство материальных ценностей, а общественные отношения людей по производству.

С этих позиций легко решается вопрос о соотношении экономического и социального. В обществе, рассматриваемом со стороны сущности, все социально, поэтому возможн общая наука об обществе - социология, изучающая общественные отношения людей. Вместе с тем общественные отношения, социальность общества дифференцируются: есть социальность экономики; имеется социальность, выраженная во взаимоотношениях социальных групп и классов; особо проявляются социальность в политике и в духовной жизни (культуре). Сообразно этому возникают различные отрасли социологии. Экономическая социология имеет дело с социальностью экономической жизни. Ее предметом в этом случае является социальная сущность экономики, ее социальный строй, т. е. общественные производственные отношения, которые образуют социальную структуру экономики. При таком подходе политическая экономия и социология находят общий язык: экономика признается социальным образованием, а социальное в узком его смысле находит в экономике свое основание.

Если же предмет экономической социологии рассматривать под углом зрения социально-экономической динамики, то им будет производство общественных отношений и их носителей, т.е. общества и человека. Экономическая наука воспроизводственный процесс обычно трактует как движение и накопление материального продукта, причем той его части, которая идет на производственное накопление. Социология же должна продолжить изучение этого процесса, обращаясь к потребительному накоплению, посредством которого производится и воспроизводится человек, его жизнь в том или ином качестве.

Человек в своем определении как совокупности всех общественных отношений присутствует как в обществе в целом, так и в экономике. Нет, следовательно, надобности создавать две модели человека - модель «экономического» и модель «социального» человека, или ставить над ними третью модель - «модель социологического человека». Лишено всяких оснований и неокантиантское разделение мира экономики на два мира - мир объективных общественных (производственных) отношений, изучаемых объективными методами, и мир сознательной, понимающей социальной-экономической деятельности (действий), постигаемый субъективным методом - методом понимающей социологии или при помощи этнометодологии.

В общественную деятельность люди включаются, безусловно, как сознательные существа, законы, по которым функционируют и развиваются их общественные отношения - это законы собственной деятельности и отношений людей как сознательных существ. Сознание человека тоже подлежит изучению, в нем происходит феноменологические процедуры, при помощи которых реальные события, в том числе действия других людей, заменяются их смыслом, выражаемом в категориях и словах. Но изучать сознание - дело социологии знания или феноменологии духа, а не экономической социологии. Последнюю нельзя сводить к описанию субъективных сторон экономических действий - мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т. п., что обычно связано с отказом как от собственно экономических методов (трудовой теории стоимости, например), так и от материалистического понимания общества.

По большому счету в теоретическом плане в экономической социологии обсуждению и изучению подлежит социальное содержание основных категорий экономической науки. Это, прежде всего, вопрос о том, какую социальную нагрузку несет стоимость, составляющие стоимости, формы ее выражения, т. е. разработка своеобразной социологии стоимости и стоимостных отношений, стоимостного бытия общества.

Необходимо изучать вопросы о том, как и каким образом возникает социальная (общественная) связь людей в процессе обмена стоимостей. Человек, воплощая свой труд в продукте, делает его при обмене предметным бытием для других. Присваивая продукты труда друг у друга, люди тем самым создают социальную связь между собой. Если продукт полагается как меновая стоимость, то он тем самым превращается в общественный продукт. Отсюда проистекает известная феноменологическая процедура: человек Павел в человеке Петре обнаруживает себя и относясь к Петру, он в лице последнего относится к обществу в целом, вступает в общественные отношения. Прежде чем человек совершает эту же процедуру в голове - придает выработанный им смысл человека другому человеку, он ее осуществляет на практике - в стоимостном обмене. Стоимость тем самым обнаруживает свою социальную сущность - выступает способом превращения бытия одних людей в бытие других.

Социальность стоимости имеет и другие, не менее важные аспекты. Меновая стоимость составляет основу частной собственности, с которой до сих пор связывается статус человека как личности. Из стоимостного эквивалентного обмена товарами (продуктами труда) вырастают принципы социального и правового равенства, что тоже является важным объектом изучения со стороны экономической социологии. В стоимости заложена эксплуатация человека человеком и многое другое из области социальной жизни.

Столь же богата социальным содержанием другая экономическая категория - предельная полезность, которая с самого начала своего существования противостояла стоимостному принципу экономической и социальной жизни. В отличие от стоимости потребительная стоимость непосредственно связана с удовлетворением потребностей человека и общества, на основе ее принципов общество получает возможность достигать результатов, превосходящих затраты и обеспечивать свой прогресс.

Возникла настоятельная потребность в развитии такого важного направления экономической социологии как социологии собственности. Становится все более очевидной, особенно на современном этапе истории нашей страны, зависимость социального положения населения от решения вопросов собственности. Все крупные социальные конфликты возникают в связи с перераспределением собственности, приватизацией промышленных предприятий, коллективных хозяйств, государственных организаций. Между тем социологи упорно не хотят видеть в отношениях собственности социальные отношения, в решающей мере предопределяющие отношения классов и социальных групп. Остаются невыясненными вопросы о том, как каждому человеку стать собственником, возможно ли это сделать только через повсеместное насаждение частной собственности или есть другие пути реализации каждым права на собственность.

То же можно сказать и о разработке социальных проблем распределения. Социология меньше всего их затрагивает, потому что здесь приходится отвечать на очень острые и сложные вопросы: почему те, кто создает богатство, не обладают им, а те, кто его не создает, присваивают его. Если классики политической экономии усматривали в прибыли вычет из результатов труда рабочего, видели противоположную направленность динамики прибыли и заработной платы, то впоследствии вопрос об источнике роста капитала, эксплуатации труда был закрыт. Вместо исследования действительных источников капитала, его величины экономисты, и тем более социологи «копаются» в процессах рыночного обмена, полагая, что именно из обмена возникает капитал или, по крайней мере, извлекается выгода. Что же касается труда как основания для присвоения его продукта самим работающим, т.е. распределения и присвоения на базе труда и собственности на продукт собственного труда, то эти проблемы «изгоняются» как из экономической, так и из социологической науки.

Немалую значимость для развития экономической социологии приобретает разработка социальных проблем потребления. Здесь нельзя ограничиваться изучением потребностей и потребительского поведения, что вполне под силу психологической науке, в частности социальной психологии. Необходимо говорить о потреблении как социальной деятельности, о потребительском производстве, которое продолжает дело производственного потребления, доводит результаты материального производства, предназначенные для потребления человеком, до из реализации в виде определенных социальных форм жизни и социальных качеств человека. Социологам предстоит перевести экономические процедуры оценки и измерения стоимости человеческой жизни, рабочей силы на язык социальных категорий, в частности, в определения, характеризующие человека как величайшую ценность. При этом важно иметь в виду человека не просто как меру всех вещей, а ценность, полезность самого человека, его оценку со стороны общества. Это – задача социологии, и ее еще предстоит решить.

Таким образом, предметом экономической социологии выступает социальное содержание экономики, т.е. общественные, производственные отношения, которые образуют социальную структуру экономики. В этом случае экономика признается социальным образованием, а социальное находит в экономике свое основание.


Вопросы для самопроверки

1. Какие социальные проблемы экономической жизни ставили в своих трудах классики политической экономии А.Смит, Д.Рикардо, Ж.Сисмонди?

2. Как понимали соотношение экономического и социального К.Маркс и Т.Парсонс?

3. Каков предмет экономической социологии?

4. Какие социальные проблемы современной экономики нуждаются в решении?

5. Что такое социально ориентированная экономика?

6. Как взаимодействуют экономическая и социальная сферы общества?

7. Каково социальное значение категории «стоимость»?

8. Определите социальное содержание категории «предельная полезность»?

9. Каково социологическое значение категории «собственность»?

10. Каковы социальные проблемы распределения?

11. В чем заключается сущность социальных проблем потребления?

Литература

Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Из-во С.-Петербургского университета, 1995.

Веселов Ю.В., Мацукова Т.К., Петров А.В. Экономическая социология (учебное пособие). СПб.: Из-во С.-Петербургского университета, 1998.

Даль Р. Введение в экономическую демократию. М.: Наука, 1991.

Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988.

Заславская Т.И. Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998.

Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998.

Смелзер Н. Дж. Социология экономической жизни // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 1995.

Социология экономики и управления. СПб.: Из-во С.-Петербургского ун-та, 1998.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 954 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...