Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-историческая мысль в античности



1.Термин «история» (исследование, «узнавание») вводит древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.).

В осмыслении истории особое значение сыграл великий историк Древней Греции Фукидид (V в. до н.э.). Он вышел за пределы мифологической традиции и вел исследование с позиции естественной внутренней причинности. Он стремился давать рациональные объяснения фактам. Фукидид дает психологическое описание причин событий, среди которых важное место занимают индивидуальные мотивы поступков. Ход истории определяется характером человеческих действий и отношений, которые формируются на основе скорее всего неизменных психологических законов. Вследствие неизменности природы человека в истории регулярно воспроизводятся, повторяют как мотивы действий, так и сами действия. Поэтому изучение прошлого имеет важное значение для настоящего и будущего.

Фукидид не доверяет устной традиции. Историком может быть современник, свидетель описываемых событий. Чем более отдалены во времени события от исследования, тем менее достоверны его результаты. Так складывается традиция современной истории (Ксенофонт, Полибий, Плутарх, Тацит и др.): идея круговорота истории как подчинение космическому закону, на основании которой Полибий предсказал закат и падение Рима за несколько веков до настоящего факта.

Первые попытки постижения смысла человека и его жизни, государства и истории мы находим в древнегреческой философии. Основную задачу античная философия видела в постижении скрытых, не подверженных изменениям сущностей. История же как познание изменчивого, уникального оставалась сначала вне внимания философии.

Внимание Платона и Аристотеля (IV до н.э.) привлеки не исторические события и изменения в общественной жизни, а некое статичное состояние государства. Платон искал идеал государства. Социальная теория Аристотеля имела практическую направленность: создавалась для философского обоснования македонской политики в Азии.

Историческое познание, по Аристотелю, имеет аналогию с поэзией. Исключение в том, что первое имеет дело с единичным, а поэзия – с всеобщим.

В диалогах «Политик» и «Тимей» Платон излагал учение о времени и направленности исторических событий. Понятие времени связано у него с движением космоса, с обращением небесных тел.

Связывая время с космосом, Платон естественным образом пришел к идее круговорота (космос вневременен, подвижный образ вечности). Космос с течением времени отклоняется от совершенства и движется к хаосу и разрушению в обратном направлении.

Цикличность истории у Платона определяется не внутренними, а внешними, космическими причинами. Общественная жизнь, ход истории зависит от природных процессов и подчиняется единому космическому закону. Государство и его жизнь – природное явление (космическое). Только в результате вмешательства высших сил земной мир не исчезает в хаосе, а периодически возвращается к разумному упорядоченному состоянию, а потом снова –к регрессу. Все повторяется бесконечное число раз. Троянская война одновременно принадлежит прошлому и будущему. Люди не в силах изменить заданный ход событий.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...